Составление земельного кадастра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление земельного кадастра



Проведению реформ в сельскохозяйственной сфере предшествовало создание земельного кадастра (кэнти). Кадастр предполагал полный сбор сведений обо всех земельных угодьях с учетом их региональной специфики и о реальном состоянии системы землевладения и землепользования.

Кэнти проводились в Японии и до Нобунага. Даймё̄ Имагава, Такэда и Хо̄дзё̄, основные противники Нобунага, еще раньше осуществляли их в своих владениях. В результате кэнти точно определялись размеры земельных налогов. Учитывались и земли буси, полученные от даймё̄ в качестве феодов. Во многих владениях существовала система кандака – денежное измерение урожая, основной единицей которой был кан (3,75 кг) меди.

Кэнти, начатое Нобунага в 1568 г., преследовало чисто практические цели – выявить экономический потенциал даймё̄. Кроме того, это мероприятие было направлено против могущества буддийских монастырей, многие из которых владели обширными землями. Монастыри имели значительные вооруженные силы активно участвовали в междоусобных войнах. Это была реальная оппозиционная сила, которая заставляла с собой считаться.

Предстояло проделать скрупулезную работу – выяснить и фиксировать наличие разнообразных форм земельной собственности. По планам Нобунага, в дальнейшем предстояло унифицировать их на основе пользовавшейся его поддержкой княжеской феодальной собственности и, следовательно, упразднить такие ее виды, как собственность аристократических семей, храмов, мелких и средних феодалов и т. д.

Составление земельного кадастра шло под непосредственным Контролем самого Ода Нобунага. Только самым ближайшим своим сподвижникам, таким как Сибата Кацуиэ, он разрешил самостоятельно осуществить в их княжествах эту сложную и ответственную операцию. Недовольство крестьян, их выступления против явно утяжеляющегося налогового бремени, прикрепления к земле и пр., подавлялись властями Ода Нобунага самым жестоким образом.

Ода Нобунага, как правило, ограничивался получением сасидаси, т. е. сведений от владельцев земли о проведении переписи. При подозрении в утаивании земель представители Нобунага проводили обследования, и если подозрения подтверждались, все владения провинившегося феодала конфисковывались. Таким путем от крупных даймё̄ отрывался слой мелких феодалов‑ буси, которые лишались источника своего существования – и земли, и хозяина, – а крупные даймё̄ теряли свою военную и экономическую силу. Политика конфискаций касалась и монастырей. Так, во время переписи земель в провинции Ямато были конфискованы все земли храма Ко̄фукудзи.

 

Изменение налоговой системы

Реформы коснулись и налогов. Вся система налоговых отношений в аграрной сфере при Ода Нобунага была значительно упрощена. Устранение многоперсональной коммендационной лестницы с ее многоступенчатостью подчинения существенно сократила и локализовала путь налогового взимания. Теперь он шел от крестьянина непосредственно к феодалу. Но это одновременно означало утяжеление налогового гнета для крестьян.

Налог с крестьянского хозяйства стал складываться из налога деньгами и оброка, исчислявшегося исходя из урожая, снятого с общей земельной площади – как с суходольных (хатакэ), так и заливных полей (суйдэн). Норма введенного Ода Нобунага налога оставляла 2:1 (две доли крестьянину, одна – феодалу).

Одновременно было предписано использовать золото и серебро качестве платежного средства при ввозе пряжи, лекарств, шелка, чайной посуды. Этим стимулировался импорт разнообразных товаров и, соответственно, обращение золота и серебра. Одновременно наметилось движение к продуктовой ренте. Рисовый налог (кокудака) был введен позднее, уже при Тоётоми Хидэёси, политика которого в отношении крестьянства отличалась еще большим ужесточением социального контроля и степенью эксплуатации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.004 с.)