Эволюция городской структуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция городской структуры



При возникновении крупных феодальных княжеств произошла полная смена типа и структуры городских поселений. Замковые города как центры власти сперва сюго даймё̄, затем даймё̄ «эпохи воюющих провинций» и, наконец, даймё̄ периода Токугава – все три типа дзё̄камати, как правило, не были преемственны по отношению друг к другу. Чаще они строились заново. Владелец сё̄эн, состоявшего из разбросанных земельных наделов, строил свою резиденцию в окружении крестьянских участков. Она мало чем отличалась по типу от остальной застройки. Что касается дзё̄камати периода междоусобных войн, то они создавались прежде всего как военное укрепление с обязательным замковым сооружением, которое не только символизировало власть и мощь даймё̄, но и обеспечивало ему необходимую защиту.

Структура дзё̄камати XV–XVI вв. отражала особенности социальной иерархии, сложившейся в феодальном клане. Для нее была характерна упорядоченность всех социальных звеньев городской территории, ее тщательная распланированность. В известной мере, дзё̄камати XV–XVI вв. восстановили утерянную за предшествующие столетия практику выделения сакрального пространства в качестве городского центра: его роль стала играть замковая структура. Вблизи стены замка селились воины‑ буси в соответствии с их рангами и экономической значимостью.

Характерной чертой, свойственной любому средневековому японскому городу, были замкнутые, изолированные улицы (каждая улица замыкалась воротами). Город не имел стен, отделявших его от окружающей местности, и в то же время наглухо отгораживал свои улицы одну от другой.

Главной причиной этого явления были регламентации, которые стали вводить власти при Ода Нобунага. Они распространялись на купечество и на богатых представителей ремесленных корпораций‑ дза, и положили начало ставшим впоследствии обычными кампаниям по «борьбе с роскошью». Но надо признать, что Ода Нобунага, получая от купечества кредиты, в очень редких случаях пытался реально препятствовать концентрации богатств в его руках, рассчитывая использовать их в собственных целях.

Обходя регламентации в отношении жилых помещений, осакское купечество создало даже особый тип построек, в котором строго соблюдалась регламентированная ширина фасада (9 м), зато в глубину квартала дом имел протяженность в 4 раза больше. К тому же, чтобы не платить налог за окна, делали полностью глухой фасад с одной дверью, закрытой, как окно, деревянной решеткой и пропускавшей свет в помещение. Скромность фасада восполнялась богатством и роскошью интерьера.

Положение ремесленников отличалось еще более строгими, чем для купечества, регламентациями и контролем. Занятие ремеслом было наследственным. Ремесленники были организованы цехи‑ дза, которые обладали монополией на производство определенных товаров и имели четкую внутреннюю иерархию.

Регламентации способствовали социальному обособлению отдельных районов, кварталов, улиц. Социальное расслоение демонстрировала каждая городская улица, разбитая на пятидворки, во главе каждой из которых стояло наиболее богатое семейство. На ряду с остальными четырьмя семействами, к пятидворке примыкали квартиронаниматели, подчинявшиеся общине, но не имевшие в ней права голоса. Таких семей в пятидворке насчитывалось иногда 10–15.

Улицы японского города не были правильно распланированы, и на них иногда было по несколько ворот, отделявших различные участки одной и той же улицы. Сложное переплетение переулков и улиц‑щелей породило сохранившуюся до наших дней форму указания адреса, включавшего не улицу, а район, квартал и номер дома.

Одной из черт средневекового японского города, отличавших его от города раннего периода, было уменьшение количества храмов в городской черте. Это было связано с возросшим влиянием учения дзэн, придававшего большое значение самосозерцанию и, следовательно, уединенности, что наложило отпечаток на развитие интерьера, на садовое искусство, на структуру и облик города в целом. Это четко видно при сравнении застройки древнего Киото и городов, возникших в более поздний период. Если в Киото насчитывалось несколько тысяч храмов, то в средневековом Нагасаки их было всего 62, большая часть которых была расположена за городом.

 

* * *

 

Средневековый японский город формировался как многофункционального социальный организм. Поэтому он как бы отражал в себе особенности развития всей страны, и можно сказать, что именно тогда сложился его общенациональный тип. Типологические характеристики японского города (храмовый, транспортный и призамковый), сложившиеся в ту эпоху, стали основой, на которой вплоть до новейшего времени шло развитие городских образований в Японии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.004 с.)