Повествовательные литературные жанры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повествовательные литературные жанры



В области повествовательной литературы во второй половине периода Токугава получили распространение многочисленные жанры, определяемые обычно общим понятием «литературы гэсаку», т. е. легкой, развлекательной литературы.

Во второй половине XVIII в. большую популярность приобрел жанр сярэбон – повестей о веселых кварталах, где описывались нравы, своеобразный этикет, костюмы и речь обитательниц и завсегдатаев этого специфического мирка. Не менее популярен был возникший примерно тогда же жанр кибё̄си – юмористических повестей, в которых текст органически сочетался с многочисленными дополнявшими и пояснявшими его иллюстрациями.

Однако дальнейшее естественное развитие этих жанров было приостановлено после прихода к власти в 1790 г. Мацудайра Саданобу, предпринявшего проведение так называемых реформ годов Кансэй, включавших в себя целый ряд указов, направленных на «исправление нравов» и искоренение вольнодумства в сфере политической, философской и религиозной мысли, а также и в сфере искусства. В этой обстановке один из самых известных авторов сярэбон и кибё̄си Санто̄ Кё̄дэн был подвергнут в связи с выходом в свет его последних повестей 50‑дневному домашнему аресту в колодках. У его издателя была конфискована половина имущества, а цензоры, разрешившие издание его книг, были отстранены от должностей. Печальный пример Кё̄дэн, а также некоторых других, заставил авторов сярэбон и кибё̄си отказаться от работы в столь опасных жанрах или, во всяком случае, сильно изменить манеру повествования.

После ухода с политической сцены Мацудайра Саданобу и некоторого ослабления действия принятых при нем указов, юмористическая повесть возродилась и достигла нового расцвета в творчестве Дзиппэнся Икку (1765–1831), утвердившего в японской литературе конца периода Токугава жанр «забавных книг» – коккэйбон. Успех вышедшей в 1802 г. первой повести Икку «Путешествие на своих на двоих по тракту То̄кайдо̄» («То̄кайдо̄ до̄тю̄ хидзакуригэ»), в которой рассказывалось о похождениях двух неунывающих простолюдинов из Эдо, был настолько велик, что писатель посвятил описанию дальнейших приключений своих героев еще 43 книги, регулярно выходившие на протяжении последующих 20 лет. Не меньшей популярностью пользовались также произведения другого автора коккэйбон, младшего современника Икку – Сикитэй Самба. Ему принадлежат читаемые и сегодня книги «Современная баня» («Укиёбуро», 1809–1813) и «Современная цирюльня» («Укиёдоко», 1813–1814), в которых дана панорама быта, нравов и характеров горожан того времени.

На основе подвергшихся в годы Кансэй гонениям за фривольность повестей сярэбон в первой четверти XIX в. сформировался жанр «повестей о чувствах» – ниндзёбон. Местом действия в них обычно по‑прежнему оставались веселые кварталы, однако в отличие от повестей сярэбон, где главным было описание изысканных манер подлинных знатоков, так сказать, законодателей мод этого японского полусвета, и высмеивание их неумелых подражателей, в ниндзёбон стержнем сюжета, определяющим его развитие, стало чувство любви, возникающее между героями. Признанным шедевром в этом жанре является роман Томэнага Сюнсуй «Сливовый календарь любви» («Сюнсёку умэгоёми», 1832–1833), в котором описываются сложные отношения героя с тремя влюбленными в него женщинами.

В последующих многочисленных произведениях Томэнага Сюнсуй, созданных в этом жанре, с течением времени начали все большее место занимать эротические мотивы, за что писатель в конце концов жестоко поплатился. В конце 30‑х‑начале 40‑х годов XIX в., когда правительство бакуфу предприняло новую попытку укрепить свою власть (реформы годов Тэмпо̄), с целью «исправления нравов» были опять ужесточены цензурные правила. В 1841 г. Сюнсуй был арестован и провел, как ранее Санто̄ Кё̄дэн, 50 дней в колодках, а художник, иллюстрировавший его книги, и издатель были оштрафованы на крупную сумму.

В годы, последовавшие за реформами Тэмпо̄, жанр ниндзёбон постепенно уступил место так называемым «книгам для чтения» – ёмихон. Это были по большей части романы, воспевавшие самурайскую доблесть и конфуцианские добродетели. Ёмихон, как правило, носили дидактический характер, подтверждая в ходе повествования торжество принципа воздаяния за добро и наказания за зло (кандзэн тё̄аку). Эта литература предназначалась более образованному читателю и писалась не на разговорном языке, а так называемым «изящным стилем» – габун.

Самым интересным и талантливым автором этого жанра считается Такидзава Бакин, а самым знаменитым его произведением – огромный роман «История восьми псов Нансо̄ Сатоми» («Нансо̄ Сатоми хаккэн дэн»), состоящий из 106 томов и выходивший отдельными выпусками на протяжении 27 лет (1814–1841 гг.). Действие романа развертывается в период Муромати, в эпоху феодальных междоусобиц, что, впрочем, не прибавляет ему историзма. Повествование изобилует самыми невероятными событиями и носит аллегорический характер. 8 главных героев романа олицетворяют 8 конфуцианских добродетелей. Сообща они противостоят всем искушениям и преодолевают все препятствия. Восстановив в конце концов справедливость в соответствии с принципом «поощрения добродетели и наказания порока», они удаляются в горы вести отшельническую жизнь.

Особое место в литературе и интеллектуальной жизни конца XVIII в. занимал Уэда Акинари. Это был человек ярко выраженного критического направления ума, не признававший никаких авторитетов. Примыкая, в целом, по характеру своих интересов к школе национальной науки, он, вместе с тем, не соглашался с основными выводами ее признанного лидера Мотоори Норинага и его последователей.

Уэда Акинари рассматривал мифы «Кодзики» и «Нихон сёки» как ничем в принципе не отличающиеся от аналогичных сказаний других народов и утверждал, что их нельзя воспринимать как некую сакральную истину и, одновременно, как историческую реальность. Чтобы убедиться в нелепости идеи о превосходстве Японии перед другими странами, он предлагал взглянуть на голландскую географическую карту, на которой Япония выглядела как маленький листик, упавший в огромное озеро. Разговоры же «японском духе» он называл просто бессмыслицей. Не менее критически Уэда Акинари относился и к догматам буддизма и конфуцианства.

Уэда Акинари принадлежит ряд работ о «Манъё̄сю̄», «Кокинсю̄» и «Исэ моногатари». Он был известен также как сочинитель хайку и как автор нескольких рассказов в жанре укиё дзо̄си. Однако главным итогом его творческой деятельности стали два сборника рассказов – «Луна в тумане» («Угэцу моногатари»), написанный в 1768 г. и опубликованный в 1776 г., и «Весенние дожди» («Харусамэ моногатари»), вышедший посмертно намного позднее.

 

Утагава Хиросигэ. Храм Кинрю̄дзан в Асакуса. Из серии «100 видов Эдо». 1856–1858

В основе рассказов сборника «Луна в тумане» лежат сюжеты, заимствованные из китайских источников и переработанные в духе японских повестей о привидениях. Это, главным образом, случаи общения мира живых с миром умерших или примеры чудесных превращений. Рассказы сборника написаны языком, в котором некоторая нарочитая китаизация блестяще сочетается со стилем лучших образцов хэйанской прозы. Рассказы сборника «Весенние дожди» повествуют, за исключением одного, об обычной земной жизни. Некоторые из них посвящены историческим персонажам, другие основаны на популярных сюжетах или действительных происшествиях. В этих рассказах поражает многообразие жизненных типов и мастерство раскрытия их характеров. Такой точной реалистической прозы японская литература не знала со времени Ихара Сайкаку.

 

* * *

 

Несмотря на то, что во второй половине XVIII в. японская литература не выдвинула талантов, которые могли бы занять место рядом с Ихара Сайкаку, Тикамацу Мондзаэмон и Мацуо Басё̄, литературная жизнь в стране носила весьма оживленный характер. Она отличалась многообразием жанров и значительными объемами литературной продукции. Это предполагало, с одной стороны наличие достаточно широкого круга читателей и, с другой, – существование соответствующей издательской базы. Оба эти условия имелись в Японии XVIII в.

 

 

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство эпохи Токугава характеризуется сосуществованием традиционных и новаторских направлений. К традиционалистам принадлежали художники школы Тоса, занимавшие официальные должности при императорском дворе и продолжавшие работать в стиле японской живописи яматоэ. Однако в тот период они не создали ничего выдающегося. Школа Кано̄, представители которой, начиная с XIV в., были придворными художниками сёгунов, к тому времени насчитывала 4 основных и 12 младших ветвей. Многие художники, носившие эту фамилию, работали при дворах отдельных даймё̄ и имели своего рода монополию на исполнение работ по заказам элиты военного сословия. Внук знаменитого художника Кано̄ Эйтоку – Кано̄ Танъю̄ – был последним выдающимся художником школы Кано̄. Ему принадлежит заслуга обновления стиля школы путем творческого переосмысления достижений других художественных направлений, в том числе школы Тоса.

Выдающимся художником начала XVII в. был Таварая Со̄тацу, происходивший из купеческой семьи. О его жизни почти ничего не известно, кроме того, что его ученические годы прошли под руководством мастеров школы Тоса. Однако позднее он создал свой собственный стиль. Его знаменитые композиции на ширмах: «Боги грома и ветра», «Волны у берегов Мацусима» и «Придворные танцы» отличаются смелостью цветовой гаммы и монументальной силой.

Большое значение для Со̄тацу имело его творческое содружество с другим выдающимся мастером этого времени – Хонами Коэцу. Последний занимался живописью, керамикой, лаком, чайной церемонией, но особенно прославился как каллиграф. Одними из самых выдающихся произведений того времени считаются картины, где рисунок принадлежит Таварая Со̄тацу, а танка из «Кокинсю̄» или «Синкокинсю̄» написана Хонами Коэцу.

Конец XVII в. ознаменован появлением еще одного прекрасного художника – Огата Ко̄рин, ставшего наследником художественного стиля Со̄тацу. Огата Ко̄рин происходил из киотоской состоятельной семьи, торговавшей тканями. Он сам впоследствии прославился своими рисунками для косодэ и кимоно. Младший брат Огата Ко̄рин – Кэндзан – также был художником и талантливым керамистом. Ко̄рин одно время расписывал его вазы. Он занимался и другими видами прикладного искусства – росписью вееров и театральных костюмов, инкрустированием лаковых шкатулок. Однако наибольшую славу ему принесло его мастерство живописца. Как и Таварая Со̄тацу, Огата Ко̄рин писал картины на сюжеты из произведений хэйанской литературы. Но он никогда не подражал Со̄тацу в выборе художественных средств для решения избранной им темы.

Знаменитый шедевр Огата Ко̄рин – пара 6‑створчатых «Ширм с изображением ирисов» («Какицубата‑дзу бё̄бу»), где на золотом фоне разбросаны контрастно выделяющиеся группы лиловых ирисов с острыми темно‑зелеными листьями. Живописи Огата Ко̄рин присуще великолепное чувство колорита и свобода композиционного построения.

 

Направление бундзин  

Во второй половине периода Токугава в мире японской живописи возникло новое направление, созданное группой почитателей китайского искусства и литературы, известных под именем «бундзин» – «просвещенных» деятелей культуры. В Китае термином «бундзин» первоначально обозначали людей, занимавшихся изящными искусствами (поэзией, живописью, каллиграфией), но не как профессионалы‑ремесленники, делающие это ради заработка, а как любители, считающие подобные занятия естественным времяпрепровождением для каждого образованного человека. Примерно с XIV в. в среде этих просвещенных дилетантов выработался особый живописный стиль бундзин, отличавшийся мягким колоритом и изысканностью рисунка. В XVII в. под влиянием появившихся в Нагасаки некоторых китайских художников, представителей этого стиля, в японском изобразительном искусстве возникло аналогичное направление.

Основателями художественного направления бундзин в Японии были Янагисава Киэн и Гион Нанкай. Янагисава Киэн был сыном советника одного из даймё̄ и со временем унаследовал должность отца. Это был широко образованный человек, знаток конфуцианского канона, а также китайской классической литературы и искусства. Он сам был интересным художником и способным поэтом, сочинявшим китайские стихи и японские хайку. Будучи человеком, не стесненным в средствах, он оказывал помощь тем членам группы бундзин, которые не могли позволить себе роскошь заниматься искусством исключительно ради собственного удовольствия. Гион Нанкай был видным конфуцианским ученым, художником и автором поэм на китайском языке.

Ведущим художником направления бундзин был Икэ Тайга. Он родился в крестьянской семье в окрестностях Киото и с 14 лет начал расписывать веера, помогая матери. Несмотря на то, что Икэ Тайга входил в группу художников бундзин, стиль его живописи носил очень индивидуальный характер. Он не ограничивался, как другие члены группы, созданием небольших картин в китайском духе. Его монохромные пейзажи с легкой подцветкой удивительно лиричны. С другой стороны, у него есть картины в стиле Со̄тацу и Ко̄рин. В некоторых случаях он даже пробовал применять заимствованную у западных художников линейную перспективу. Одним из лучших произведений Икэ Тайга является созданный им совместно с Ёса Бусон, который был не только большим поэтом, но и прекрасным художником, альбом «Десять удобств, десять удовольствий»(«Дзю̄бэн дзю̄гидзу», 1771).

Как художник Ёса Бусон знаменит своими иллюстрациями к книге Басё̄ «По тропинкам севера». Будучи сам поэтом и побывав в тех местах, по которым некогда странствовал Басё̄, Бусон сумел передать дух гениального произведения своего предшественника. Известны также его «Картины к хайку» («Хайга»), в которых блестяще сочетается его мастерство поэта и художника. Творчество Икэ Тайга и Ёса Бусон знаменовало собой высшую точку развития направления бундзин, которое после этого постепенно сошло на нет.

 

Влияние западной живописи

Во второй половине XVIII в. в культурной жизни Японии все сильнее стало ощущаться влияние Запада. В области живописи это сказалось, в частности, на появлении реалистической школы, самым видным представителем которой был Маруяма О̄кё. Он родился в окрестностях Киото в семье крестьянина. Уехав в Нагасаки, он познакомился с европейскими иллюстрациями и загорелся желанием освоить новую технику живописи. О̄кё использовал в своих картинах приемы линейной перспективы и светотени. Он также много писал с натуры, что само по себе уже было новаторством. Одной из его лучших картин считается «Ширма с изображением реки Ходзугава» («Ходзугава‑дзу бё̄бу»). Главные усилия Маруяма О̄кё были направлены на создание в своем творчестве некоего синтеза западного и восточного искусства.

В отличие от О̄кё, ряд других художников стремился к полному переходу на манеру европейской живописи. Среди них наибольшей последовательностью отличался Сиба Ко̄кан. Он был уже достаточно известным мастером, когда, заинтересовавшись западным изобразительным искусством, отправился в Нагасаки, чтобы освоить технику живописи маслом. Ему принадлежат многочисленные картины, выполненные маслом на холсте. Кокан был также первым японским художником, освоившим технику гравюры на меди. Хотя Сиба Ко̄кан и не был выдающимся живописцем, его творчество имело значение для расширения арсенала технических возможностей японского изобразительного искусства.

 

Гравюра укиёэ  

Одним из самых замечательных видов искусства, созданных городской культурой эпохи Токугава, является гравюра на дереве – укиёэ. Основоположником гравюры укиёэ был Хисикава Моронобу. Он родился в районе Киото и учился живописи у мастеров старых школ. Однако затем он переехал в Эдо, где влияние представителей традиционных направлений было не так велико. Хисикава Моронобу первый увидел в гравюре не только средство для иллюстрации книг, а самостоятельный вид изобразительного искусства. Он стал создавать авторские альбомы и даже выпускать отдельные листы гравюр, подписывая их своим полным именем, что также было совершенно ново.

Гравюры быстро нашли своего потребителя в лице простых горожан и завоевали прочное место в мире японского изобразительного искусства. Первые гравюры были черно‑белыми, потом их стали слегка подкрашивать от руки. А во второй половине XVII века был найден способ создания цветных гравюр, так называемых нисикиэ («парчевых гравюр»). Первым цветные гравюры стал выпускать Судзуки Харунобу, известный своими гравюрами нежных, грациозных красавиц. Для создания гравюр Харунобу пользовался тремя досками, окрашенными в основные цвета – красный, синий и желтый. В дальнейшем с целью получения более богатой цветовой гаммы стали употреблять до 9 различных досок.

Создание многоцветной гравюры требовало участия трех человек: художника, рисовавшего картину и обозначавшего цвета ее отдельных частей, резчика, изготовлявшего доски, и печатника, подбиравшего краски и переносившего изображение на бумагу. Автором гравюры считался художник.

 

Китагава Утамаро. Женщина пьющая из рюмки

В соответствии с общими характерными особенностями жанра укиё одной из самых популярных тем гравюр было изображение красавиц полусвета. Их рисовали многие художники, среди которых самым известным был Китагава Утамаро. Галерею женских образов Утамаро отличает необыкновенное богатство оттенков эмоциональной жизни. Он показывает своих героинь в состоянии грусти и радости, тревоги и безмятежности, в интимной, парадной и повседневной обстановке. Утамаро был великолепным колористом значительно обогатившим цветовую палитру полихромной гравюры.

Второй сферой городской жизни, нашедшей широкое отражение в гравюре укиёэ, был мир театра. Портреты актеров кабуки, в отличие от лирических женских образов, подчеркнуто драматичны и экспрессивны. Выдающимся мастером театральной гравюры был То̄сю̄сай Сяраку. Особенности его художественной манеры проявляются в укрупненных портретах его героев, поражающих зрителя накалом переживаемых ими страстей. Творчество Сяраку знаменовало собой вершину театральной графики укиёэ.

 

Пейзажная гравюра

В конце XVIII‑начале XIX вв. большую популярность приобрела пейзажная гравюра. Творческое наследие двух лучших мастеров этого жанра – Кацусика Хокусай и его младшего современника Утагава Хиросигэ обращает на себя внимание необыкновенной широтой охвата жизненных явлений. На гравюрах этих художников запечатлены красивейшие пейзажи Японии. Для Хокусай образ родины во многом ассоциировался с красотой горы Фудзи, которую он изобразил с разных точек в разное время дня и года в своей знаменитой серии «36 видов Фудзи». Его гравюры отличает смелость колорита и масштабность композиции. Гравюры Хиросигэ более мягки и лиричны по настроению. Особенной известностью пользуется его серия «53 станции тракта То̄кайдо̄». Виды, открывающиеся глазу путника вдоль этой главной артерии страны, связывающей Эдо и О̄сака, запечатлены Хиросигэ с удивительной поэтичностью. Хиросигэ называют последним великим мастером укиёэ.

 

Глава 2

РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ МЫСЛИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.023 с.)