Рост числа выступлений в XVIII в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рост числа выступлений в XVIII в.



В XVIII в. положение крестьян ухудшилось, что вопреки всем запретам, усилило их бегство из деревни. В первой половине XVIII в. сёгунат издал несколько указов относительно «чистки» городов от беглых крестьян, что свидетельствовало о неблагополучии в деревне. Ухудшение климатических условий, стихийные бедствия, саранча вызывали неурожаи и приводили к голоду и росту цен.

В 1732 г. произошел голодный бунт в Эдо – год выдался неурожайный. Жители громили склады и дома рисоторговцев. Это был один из первых крупных бунтов городских низов в период Токугава.

В 1737–1739 гг. прошли бунты горняков на принадлежавших сёгунату рудниках Икуно. Причина заключалась в повышении цен на рис и снижении заработков. Пришлось вызывать войска из соседнего княжества. Бунт был подавлен, 32 зачинщика брошены в тюрьму.

Грандиозный голодный бунт, когда отчаявшийся народ стал громить рисовые склады и дома богачей, произошел и в мае 1787 года в Эдо. Он продолжался 5 дней. Официальные лица из 90 деревень, местные купцы, кредиторы, торговцы шелком сообщали о большом ущербе, причиненном их домам, лавкам и складам. Это были самые крупные беспорядки в Эдо со времени его основания.

Крупные крестьянские восстания произошли в провинции Дэва и княжестве Айдзу. В Дэва (близ города Ямагата) из‑за наводнения и плохого урожая с 1745 г. положение в деревне стало ухудшаться. 1746 г. также выдался неурожайным, и к весне 1747 года все запасы риса у крестьян кончились. В мае крестьяне 33 деревень подняли восстание и выдвинули 15 требований. Наиболее важные из них были:

 

1) в случае обложения в деньгах, определять цену на рис в соответствии с ценами в ближайших районах;

2) упразднить подушную подать как несправедливую;

3) прекратить тяжелую для крестьян гужевую повинность;

4) отменить запрещение сбора корней и сосновых шишек;

5) уничтожить обычай неофициальных посещений старост чиновниками, расходы по угощению которых несут крестьяне;

6) разрешить продажу топлива в городе Ямагата.

 

Характер этих требований указывает на известную связь крестьян с городским рынком и на их стремление самим, без посредников вести торговлю.

Власти обещали удовлетворить требования крестьян и выдать им рис и деньги. Поверив обещаниям, восставшие вернулись в свои деревни после чего началось расследование дела: аресты зачинщиков и пытки. Вожаков восстания приговорили к смерти, остальных – к различным наказаниям.

Восстание в княжестве Айдзу 1749 г. также возникло из‑за неурожая и голода. Власти дали обещание снизить налоги наполовину, и крестьяне разошлись по домам. Но вместо выполнения обещаний последовала жестокая расправа – трое вожаков были четвертованы, двое сожжены, трое обезглавлены, всего было подвергнуто наказанию 229 чел.

Вот сводные данные о крестьянских восстаниях в период Токугава:

 

Крестьянские выступления в период 1601–1867 гг.

 Годы Количество выступлений
1601–1650 209
1651–1700 211
1701–1750 422
1751–1800 670
1801–1850 814
1851–1867 374
  Итого: 2700 выступлений

Самым бурным временем выступлений крестьян были 80‑е годы XVIII в. Именно на них пришелся пик неурожаев и голода. Крестьянские выступления начали превращаться в грозную силу. Тогда же произошло много восстаний городской бедноты, вызванных ростом цен на рис.

К концу периода Токугава как крестьяне, так и горожане имели длительную традицию коллективной борьбы, с властями. Участники крестьянских выступлений обычно вооружались бамбуковыми пиками и шестами, камнями, косами, кольями, лопатами, мотыгами, топорами, а иногда и огнестрельным оружием. Существовал даже специальный символ восстаний – знамя из соломы, которое крестьяне несли впереди. В обеспечении повстанцев продовольствием, как правило, принимала участие вся деревня.

Крестьянские выступления подавлялись войсками правительства или княжеств. Закон предусматривал жесткие меры наказания, прежде всего руководителей. Поэтому, подавая петиции, крестьяне располагали подписи в прошении по кругу, делая приписку: «а вожаков у нас нет никаких».

 

 

Мятеж О̄сио Хэйхатиро̄

В годы Тэмпо̄ (1830–1844) в Японии произошло много городских волнений. Они были вызваны неурожаями, из‑за которых резко подскочили цены на рис. Неурожай охватил даже провинцию О̄ми, откуда всегда вывозили рис. В документах зафиксированы 69 беспорядков по всей стране, из них в О̄сака произошло 8, а в Эдо в 1833 г. беспорядки возникали дважды. Особенно большие волнения произошли в Эдо в 1836–1837 гг., что вынудило бакуфу позаботиться о подвозе риса в город, а городской совет стал раздавать рис нуждающимся из своих хранилищ.

Но совсем из ряда вон выходящие события разыгрались в феврале 1837 г. в О̄сака. Они имели особенно большой резонанс, поскольку О̄сака являлся центром товарного обращения, туда по разным делам стекалось множество народу со всей Японии, и слухи о беспорядках в городе быстро распространились по всей стране.

30‑е годы XIX в. были отмечены целым рядом стихийных бедствий; 4 года подряд были неурожайными. Особенно усугубилось положение в 1836 г., когда из‑за сильных дождей не взошло ни просо, ни рис, ни бобы, ни ячмень, ни горох, поэтому цены на продовольствие резко подскочили. На складах Эдо цена десяти мешков риса достигла 45 рё̄ золотом. Народ бедствовал, участились случаи голодной смерти. Поэтому бакуфу распорядилось открыть в Эдо пункты помощи голодающим, где собиралось до 20 тыс. бедняков. По всей стране было приказано оказывать помощь голодающим, изъяв для этого рис из неприкосновенных запасов. Но распоряжению этому следовали не везде, а на крестьян оно вообще не распространялось.

Голод и нужда не миновали и богатый город О̄сака; много жителей умирало от голода прямо на улице. К январю 1837 г. голод достиг таких масштабов, что съели даже всех голубей. К тому времени сократился и привоз товаров в О̄сака, поскольку постепенно развилась система их продажи на месте производства. Чиновники бакуфу, проживавшие в городе, занимались только выколачиванием налогов и нисколько не заботились о том, чтобы как‑то помочь голодающим.

В таких условиях произошло событие, известное как «мятеж О̄сио Хэйхатиро̄», или «рисовые волнения годов Тэмпо̄». Необычность его заключалась в том, что на этот раз мятеж против сёгунских властей поднял бывший чиновник сёгунской администрации в О̄сака.

 

Биография Осио Хэйхатиро̄

Биографические сведения об Осио Хэйхатиро̄ довольно скудны. Он родился в январе 1793 г. Его родители умерли, когда ему было 7 лет, и заботу о его воспитании взял на себя дедушка, а затем приемные родители. В возрасте 26 лет О̄сио Хэйхатиро̄ занял должность полицейского чиновника в городском управлении восточной части О̄сака в районе Тэмман. Это была одна из самых низших должностей во всей административной структуре бакуфу, но одна из важнейших в администрации города. О̄сио Хэйхатиро̄ прослужил в ней 10 лет и приобрел широкую известность среди горожан своей непреклонной борьбой против продажных буддийских священников и спекулянтов.

Карьера О̄сио Хэйхатиро̄ казалась надежной. Но в 1830 г. он отказался от должности и занялся совершенно иной деятельностью. Он основал школу Сэнсиндо̄, которую посещали крестьяне и мелкие торговцы, и в которой он стал проповедовать свои идеи.

В юности О̄сио Хэйхатиро̄ изучал учение Чжу Си у конфуцианского ученого Хаяси Дзюссай. Потом увлекся идеями китайского философа Ван Янмина, который считал важным не теоретическое знание, а понимание нравственных истин. Учение Ван Янмина (по‑японски его имя звучит как О̄ё̄мэй) распространилось в Японии в XVII в. К его сторонникам принадлежал японский экономист и политический деятель Камадзава Бандзан. Он одним из первых начал писать о тяжелом положении крестьян, критиковать политику сёгуната и даймё̄, за что подвергся преследованиям и был вынужден скрываться от властей. О̄сио Хэйхатиро̄ воспринял политические и моральные принципы этого учения.

По мнению О̄сио, несправедливость была порождена путем

[11]

субъектом и объектом, аристократией и крестьянами. Он говорил, что люди высокого звания обучены этике, поэтому они знают как вершить добрые дела, но они этого не делают. Те же, кто занимает низшее положение, добродетельны, однако именно они становятся жертвами угнетения. О̄сио неустанно повторял, что несправедливость порождается аристократией, а не низшими классами, которым следует оказывать помощь, а не презирать их.

Когда в стране начался голод, бакуфу, опасаясь волнений в Эдо, приказало везти туда рис из О̄сака и из других провинций. Даже в Киото – резиденцию императора – подвоз риса прекратился. О̄сио Хэйхатиро̄ подал петицию главе городского управления (бугё̄) Атобэ Ямасиро‑ками с просьбой раздать голодающим рис с правительственных складов. Он обратился также к богатым купеческим домам – Ко̄ноикэ, Мицуи, Тэнно̄дзия, Хираноя, – призывая их помочь голодающим. Он предупреждал их, что бедняки отчаявшись, пойдут громить рисовые склады, но его призывы не нашли никакого отклика ни у городских властей, ни у богатого купечества. Разгневанный бездействием властей, О̄сио Хэйхатиро̄ продал 1 тыс. томов своей личной библиотеки, а вырученные деньги раздал голодающим и обездоленным.

Хотя реально сумма была небольшой, этот шаг принес О̄сио Хэйхатиро̄ большую популярность и, одновременно, нанес урон авторитету властей, чем вызвал их недовольство. Его вызвали в городское управление, где объявили, что его действия незаконны. На это О̄сио Хэйхатиро̄ ответил, что, поскольку власти не распорядились, чтобы богачи помогли бедным, он поступил так, как ему подсказала совесть.

 

Воззвания О̄сио Хэйхатиро̄

Авторитет О̄сио Хэйхатиро̄ был весьма велик. Поэтому, когда он задумал поднять восстание, вокруг него быстро сплотилась группа заговорщиков, которых он стал обучать обращению с оружием. Одновременно, с сентября 1836 г. они начали распространять воззвания, призывая население присоединяться к ним. В одном из таких воззваний говорилось:

 

«Свирепствуют стихийные бедствия, народ страдает, а чиновники берут взятки, думают только о личной выгоде. Для этой цели страдающих от нэнгу крестьян облагают дополнительным налогом в больших денежных суммах. Цены на рис поднялись, низшее население страдает. В то время как городское управление отправляет рис в Эдо, в отношении людей, которые привозят для продажи хоть немного риса из Киото в О̄сака, применяются жестокие наказания. Богачи ссужают крупные суммы даймё̄ и получают проценты, затем делаются должностными лицами даймё̄, получая жалование ни за что. Они владеют вновь обработанными полями и, получая обильную жатву, ничего не дают бедному люду. И чиновники им на это не указывают. Они развлекаются с женщинами, ведут роскошную жизнь, предаются празднествам. Мы больше не можем терпеть. Мы хотим наказать этих разбойников, раздать их золото и рис неимущим. Мы делаем это не для захвата политической власти, мы подымаем восстание, чтобы наказать богачей… Мы стремимся к тому, чтобы облегчить подать и повинности, изменить дурные распутные нравы и роскошь и вернуться к простоте и скромности… Нужно разбудить нашу родину. Если нам улыбнется счастье, то мы захватим замок и прославим свое имя на 100 поколений… Не дело вести бесполезную жизнь и безучастно ждать смерти. Только ты, народ, можешь изменить свою несчастную участь. Как только вы услышите о восстании, выбирайте своих вождей, идите к нам на помощь».

 

Как видно из текста воззвания, гнев О̄сио Хэйхатиро̄, вызывали осакские богачи, которых он называл «ненавистными пройдохами, неслыханно наживавшихся на бедствиях народа». К последнему О̄сио относил и разорявшихся самураев:

 

«Простолюдины, не имеющие моральных устоев и не обладающие гуманностью и справедливостью, легко продвигаются на должности, которые должны занимать люди высокого рождения… Они кичатся своим богатством и развращают чиновников, являются виновниками разорения самураев. Высокородные самураи прозябают в бедности, в то время как с осакскими богачами… обращаются как с княжескими канцлерами».

 

О̄сио Хэйхатиро̄ возмущался тем, что люди «низкого рождения» (т. е. купцы) были бессердечны, черствы, и пеклись не о пользе народа, а о собственном обогащении. Он и его сторонники неодобрительно относились к тому, что разбогатевшие купцы разными способами покупали дворянские гербы и с помощью денег добивались различных привилегий.

В своих воззваниях О̄сио Хэйхатиро̄ осмелился открыто выступить с обвинением в адрес сёгунских властей, которые, по его мнению, довели страну до тяжелого положения и отправляют рис в Эдо, резиденцию бакуфу, а «в Киото – резиденцию сына Неба – не посылают».

Текст воззвания был специально написан слоговой азбукой, а не иероглифами, чтобы его могли прочитать малограмотные крестьяне, и оно было расклеено по деревням четырех провинций (Сэццу, Кавати, Идзуми и Харима), прилегавших к О̄сака.

 

Начало и ход восстания

У О̄сио Хэйхатиро̄ не было четкой политической программы. Он не выдвигал идеи коренной перестройки общества, а лишь выступал в защиту обездоленных, которым никто не пришел на помощь в трудную минуту. Вместе с тем, замысел О̄сио Хэйхатиро̄ содержал в себе некоторые черты, которые позволят говорить о задуманном им выступлении, как о качественно новом явлении для Японии той поры.

Конкретный план восстания заключался в том, чтобы конфисковать имущество богатых торговцев, предать огню их дома, сформировать отряды из крестьян и двинуть их на опорные центры бакуфу. Таким образом, О̄сио Хэйхатиро̄ планировал выступить не только против торговцев и чиновников, но и против самой власти. Это было неслыханно. Ведь все японское общество пронизывал порядок, основанный на жесткой феодальной иерархии, при котором лица, занимавшие более низкое общественное положение, должны были беспрекословно подчиняться высшим. Фактически, О̄сио Хэйхатиро̄ замахнулся на всю структуру феодального общества.

Восстание пришлось начать преждевременно, поскольку среди заговорщиков нашлись предатели. Один из них, Хираяма Сукэдзиро̄, отправил тайный донос городским властям, где раскрыл сроки восстания. Рано утром 19 февраля жители города были разбужены стрельбой на улицах. Над храмами Тэнсёдайдзин, Хатиман, Касуга развевались флаги восставших, на которых было начертано: «Спасение бедствующих!». О̄сио Хэйхатиро̄ поднял также флаг со своим фамильным гербом. В городе запылали дома богатых торговцев. Восставшие обстреляли дом полицейского начальника района Тэмман, который жил напротив О̄сио. Во все стороны летели зажигательные стрелы, гремели залпы из пушек. Дом самого О̄сио Хэйхатиро̄ сгорел. Пожар в О̄сака длился 2 дня.

Повстанцы напали на административное здание сёгунской администрации и разрушили его. Городские власти, хотя и были предупреждены о заговоре заранее, находились в растерянности.

В ходе восстания к О̄сио Хэйхатиро̄ присоединилось 300 чел. Это было пестрое по своему составу войско, вооруженное в основном пиками и мечами. Громкими возгласами они поддерживали друг друга. Захватывая продовольственные склады, они раздавали рис и другие продукты горожанам и крестьянам.

Постепенно городские власти собрались с силами и осакский гарнизон начал теснить повстанцев. Надежды О̄сио Хэйхатиро̄ на массовую поддержку крестьян не оправдались: крестьяне не успели прийти ему на помощь. Кроме того, власти бакуфу распорядились открыть на дорогах, ведущих в О̄сака, все склады и раздавать всем, идущим туда, рис и деньги.

Мятеж О̄сио Хэйхатиро̄ был подавлен. Начальник стражи осакского замка Сиродои Ои‑ками отдал приказ о поимке О̄сио Хэйхатиро̄, его приемного сына и других участников мятежа. Многие из них покончили жизнь самоубийством, другие рассеялись по стране.

О̄сио Хэйхатиро̄ с сыном укрылись в доме Миёси Горо, занимавшегося закупками полотняной ткани. На рассвете 27 марта дом был окружен стражей. Увидев это, О̄сио поджег дом, после чего вместе с сыном покончил жизнь самоубийством. Обгоревший до неузнаваемости труп О̄сио Хэйхатиро̄ вытащили из под развалин дома, перевезли в район Санго и распяли. Почти все арестованные сторонники О̄сио Хэйхатиро̄ погибли в тюрьмах.

 

Отголоски восстания О̄сио Хэйхатиро̄

Мятеж О̄сио Хэйхатиро̄, несмотря на неудачу, имел большой общественный резонанс. Он заставил встревожиться не только осакские власти, но и центральное правительство в Эдо, откуда последовал строгий приказ о принятии незамедлительных мер, чтобы подобное восстание не повторилось еще где‑нибудь в более широких масштабах.

Расследование продолжалось более полутора лет и закончилось только 18 сентября 1837 г. Главные заговорщики в числе 19 чел. и свыше 100 их сторонников были подвергнуты тяжким наказаниям, но наряду с этим властям пришлось обуздать спекулянтов, следить за ценами на продовольствие, уменьшить некоторые налоги и подати, короче говоря, продемонстрировать «отеческую заботу» о нуждах бедствующего населения. Прибегнув к крайней мере, О̄сио Хэйхатиро̄ заставил власти обратить внимание на нищенское положение основной массы населения страны и сделать хоть какие‑то шаги, чтобы облегчить участь голодных и нуждающихся.

Мятеж О̄сио Хэйхатиро̄ активизировал крестьянское и городское (утиковаси) движение по всей стране. Если в среднем в годы Тэмпо̄ в Японии ежегодно вспыхивало 11–12 восстаний, то в 1837 г. их было 20. Среди крестьян продолжали ходить воззвания О̄сио Хэйхатиро̄, их переписывали и передавали дальше. В результате в апреле в провинции Бинго, в июне в провинции Этиго, в июле в провинции Сэццу имели место выступления «последователей О̄сио», «сторонников О̄сио», «уцелевшей партии О̄сио».

Народ не хотел верить в гибель своего героя. В районе Эдо долго ходили самые невероятные слухи о спасении О̄сио. Крестьяне в районе Кансай отказывались верить в его смерть и продолжали почитать его как божество.

В качестве примера непосредственного влияния мятежа О̄сио Хэйхатиро̄ можно привести бунт Икута Ёродзу в июле 1837 г. Икута, ро̄нин из княжества Дзё̄сю̄, был учеником Хирата Ацутанэ, известного как лидер движения за возрождение японской национальной религии синто̄. Он 7 лет прожил в Эдо, затем он вернулся в себе на родину в Татэбаяси, откуда был изгнан за критику местной администрации. В 1836 г. Икута переехал в Касивадзаки провинции Этиго, где открыл школу и вскоре снискал уважение среди своих учеников и крестьян в округе.

В голодный 1837 год рисовые маклеры скупили весь имевшийся рис. Икута Ёродзу, так же как и О̄сио Хэйхатиро̄, обращался к местным властям с просьбой помочь голодающим крестьянам, но тщетно. Тогда он и семеро его последователей напали на резиденцию сёгунского чиновника, но были легко отбиты, а сам Икута погиб. Тем не менее, власти, боясь рецидивов движения, прекратили отправку риса в другие районы.

 

* * *

 

О̄сио Хэйхатиро̄ и Икута Ёродзу отражали настроения самураев низших рангов, которые наиболее отчетливо проявились затем в 50‑е годы, когда широко развернулось движение за восстановление императорской власти (сонно̄). О̄сио Хэйхатиро̄, можно считать его предтечей, поскольку в его воззваниях присутствовала идеи восстановления монархии:

 

«Император обращается ко всему народу, вплоть до последнего бедняка. Нужно облегчить подати и повинности, управлять страной справедливо и гуманно, как было в старину при императоре Дзимму (легендарный основатель японской императорской династии. – Ред.), устранить роскошь, осудить распущенность нравов, вернуться к простоте и скромности, и тогда все население нашей страны будет восхвалять монаршие милости. Надо каждому реально показать, что он сможет прокормить семью, спастись от повседневного ада жизни, а после смерти стать буддой. Хотя вернуть времена богини Аматэрасу невозможно, но вернуть, восстановить дух старины можно и должно».

 

Не случайно Токугава Нариаки, один из видных деятелей антисёгунского движения из княжества Мито, где как раз и зародилось движение за восстановление императорской власти, придал серьезное значение событиям в О̄сака. Узнав о них, он сразу отправил туда посыльного, наказав ему собрать самую подробную информацию.

 

 

Духовная оппозиция сёгунату



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.046 с.)