Автоматические стабилизаторы
Автоматические стабилизаторы —
изменения в финан- сово-бюджетной политике, направлен- ные на стимулирова- ние совокупного спроса во время рецессии, происходя- щие без каких-либо специальных полити- ческих решений.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Предположим, фирмы охвачены пессимизмом. Что произойдет с совокупным спросом? Если ФРС поставила задачу стабилизации совокупного спроса, как она должна изменить предложение денег? Как будет вести себя процентная ставка?
Все экономисты — как защитники, так и критики стабилизационной политики — сходятся в том, что неизбежность временных лагов снижает ее эффективность. Политикам необходимы способы ускорения реализации принятых решений. И они существуют. Это автоматические стабилизаторы — изменения в финансово-бюд- жетной политике, направленные на стимулирование совокупного спроса во время рецессии, происходящие без каких-либо специальных политических решений.
Важнейший автоматический стабилизатор — сама финансово-бюджетная систе- ма. Когда экономика входит в фазу спада, сумма налогов, собранных правитель- ством, снижается автоматически, так как их величина непосредственно зависит от результатов экономической деятельности. Индивидуальный подоходный налог зависит от доходов домашних хозяйств, налог на заработную плату — от разме- ров вознаграждения рабочих, а общий подоходный налог — от прибыли фирм. Так как в период рецессии все доходы, заработки и прибыли снижаются, налого- вые поступления правительства неизбежно сокращаются. Автоматическое сокра- щение налоговых изъятий стимулирует совокупный спрос и, таким образом, умень- шает величину экономических колебаний.
Роль автоматического стабилизатора выполняют и правительственные расхо- ды. В частности, во время спада, когда имеют место существенные временные увольнения, потерявшие места рабочие обращаются за выплатами по страхованию по безработице, пособием по социальному обеспечению, а также другими формами денежных пособий. Автоматическое увеличение правительственных расходов сти- мулирует совокупный спрос именно тогда, когда последний недостаточен для сохранения полной занятости.
Эффективность автоматических стабилизаторов в экономике США не позво- ляет полностью избежать краткосрочных спадов, однако в их отсутствие произ- водство и занятость, возможно, были бы более неустойчивыми. По этой причине многие экономисты выступают против поправки к конституции, которая требова- ла бы постоянной сбалансированности федерального бюджета. Когда экономика вступает в фазу рецессии, налоговые поступления сокращаются, правительствен- ные расходы повышаются, следовательно, дефицит бюджета увеличивается. Если бы правительство было обязано поддерживать равенство доходов и расходов бюджета, нам пришлось бы забыть об автоматических стабилизаторах финансово- бюджетной системы США.
Экономика в долгосрочном и краткосрочном периодах
Давайте немного отдохнем и поразмышляем над «непреодолимыми» затруднени- ями, которые сродни проблемам Буриданова осла, оказавшегося перед выбором из двух охапок сена. Итак, мы имеем дело с двумя теориями установления про- центных ставок. Из гл. 25 мы знаем, что процентная ставка изменяется таким образом, чтобы уравновесить спрос и предложение заемных фондов (то есть национальных сбережений и планируемых инвестиций). В этой главе мы пришли
эва 32. Совокупный спрос и денежно - кредитная и финансово - бюджетная политика
717
Новости
НЕЗАВИСИМОСТЬ ФЕДЕ- РАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИ- СТЕМЫ
зопросом о границах государствен- :о регулирования экономики тесно :- чана проблема его субъектов. В США -нежно-кредитная политика — преро- -тнва ФРС, которая в своих действи- . в основном свободна от политиче- "ого давления. Однако, как следует из введенной ниже аналитической ста- ':.и, некоторые члены Конгресса высту- ают за законопроект, ограничивающий г независимость.
РУКИ ПРОЧЬ ОТ ФЕДЕРАЛЬ- НОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ!
Мартин и Кэтлин Фелдстайны
■1ы, как и большинство других эконо- :истов, высоко оцениваем деятельность OPC в последние годы. Ее должност- ные лица весьма успешно решили про- блему снижения темпов инфляции и поддержания экономического роста. Эднако некоторые влиятельные конгрес- смены работают над законопроектом, ог- раничивающим самостоятельность ФРС з области денежно-кредитной политики, что приведет к возрастанию риска высо- кой инфляции и циклической нестабиль- ности.
ФРС вынуждена постоянно уклонять- ся от политических требований «дешевых» денег, исполнение которых привело бы :-; ускорению темпов экономического рос- та. Предположим, в будущем году рост несколько сократится. В этом случае мы наверняка услышим призывы конг-
рессменов и, возможно, Белого дома к снижению процентных ставок во имя движущих сил экономики. Мы готовы держать пари, что, если темпы роста эко- номики останутся иа прежнем уровне, инфляционное давление вынудит ФРС поднять процентные ставки в начале нового года. В зтом случае призывы по- литиков найдут горячий отклик в серд- цах населения, ибо общественность не одобряет высокие процентные ставки, удорожающие заимствования как для предпринимателей, так и домовладель- цев.
ФРС — независимое учреждение, которое отчитывается перед Конгрес- сом, но не подчиняется ничьим при- казам. Ключ к ее независимости - порядок назначения должностных лиц. Семь управляющих ФРС назначаются президентом и утверждаются Сенатом, но каждый из 12 президентов региональных Федеральных банков (ФРБ) избирается местными правлениями. Региональные президенты часто занимают свой ноет по многу лет. Нередко они являются служащими ФРС с большим стажем, прошедшими через все ее управленче- ские ступени. Многие из них являют- ся профессиональными экономистами с практическим опытом проведения монетарной политики. Но какой бы ни была их биография, они не являются политическими назначенцами или друзь- ями выборных политиков и приверже- ны идее надежной денежно-кредитной политики.
Последний вызов независимости — требование лишить президентов ФРБ права голоса по вопросам денежно- кредитной политики. Эта дурацкая идея, предложенная сенатором Полом Сарба- несом, влиятельным представителем де-
мократической партии в комитете Се- ната по банкам, означала бы сосредото- чение всей власти у 7 управляющих ФРС. Так как каждые два года закан- чивается срок службы хотя бы одно- го управляющего, президент, которому суждено будет провести в Белом доме восемь лет, получит возможность на- значить большую часть Совета управ- ляющих ФРС, заполучив контроль за кредитно-денежной политикой США. Альтернативная, но не менее плохая идея, предложенная конгрессменом Ген- ри Гонсалесом, ключевой фигурой от демократической партии в комитете по банкам Палаты представителей: назна- чение президентов региональных ФРБ президентом, с последующим утверж- дением Сенатом.
Реализация любого из этих проек- тов неизбежно означала бы значитель- но большую степень политизации дея- тельности ФРС. В только начинающей «перегреваться» экономике весьма труд- но избежать соблазна задержать повы- шение процентных ставок и пренебречь риском ускорения инфляции. В дол- госрочном периоде это означало бы не- устойчивые процентные ставки и деста- билизацию экономики.
Ирония судьбы заключается в том, что призывы к ограничению полно- мочий ФРС раздаются в тот момент, когда другие страны движутся прямо в противоположном направлении. Опыт всего мира подтвердил, что независи- мость Центральных банков — основ- ной фактор эффективной денежно-кре- дитной политики.
Источник: «Bostone Globe», November 12, 1996, p. D4.
к выводу, что процентная ставка уравновешивает спрос на деньги и предложе- ние денег. Какая же теория является правильной? Ответ, как это ни парадок- сально, — обе!
Рассмотрим различия между поведением экономики в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде. Основную роль играют три макроэкономические пере- менные: объем производимых экономикой товаров и услуг, процентная ставка и уровень цен. Согласно классической макроэкономической теории (гл. 24, 25 и 28) они определяются следующим образом:
1. Объем производства детерминирован предложением капитала и рабочей силы, а также доступной технологией производства, превращающей капитал и рабочую силу в продукцию.
2. Для каждого данного уровня производства процентная ставка изменяет- ся таким образом, чтобы уравновесить спрос и предложение на заемные фонды.
'18
Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном период-
Узелок на память
ЭКОНОМИКА В ДОЛГОСРОЧНОМ И КРАТКО- СРОЧНОМ ПЕРИОДАХ: АЛГЕБРАИЧЕСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ
итатели, склонные к математике, найдут полезным 1едующее алгебраическое представление различий поведении экономики в долгосрочном и в краткосроч- >м периодах. Если вы испытываете идиосинкразию математике, можете смело проигнорировать этот раздел. Мы рассматриваем экономику как состоящую | двух основных рынков: рынка денег и рынка това- ов. Спрос и предложение на рынке денег описываются равнением
M = Kr)P,
де M — предложение денег, P — уровень цен, а г — чроцентная ставка. L{r) — функция, показывающая, как
■прос иа деньги реагирует на процентную ставку. Дан- ное уравнение называется уравнением LM (деньги - чиквидность) [Liquidity (англ.) — ликвидность; Mo- ney (англ.) — деньги]. Спрос и предложение на рынке товаров описываются уравнением
Y = С + / (г) + G,
где Y — производство, С — потребление, I — инвести- ции, a G — правительственные закупки. (Для простоты мы полагаем экономику закрытой, так что в уравнении не учитывается чистый экспорт.) Отметим, что нацио-
нальные сбережения, Y-C-G, представляют пред- ложение заемных фондов, а инвестиции Hr) — спро: на заемные фонды, который зависит от процентной ста: ки. Данное уравнение называется уравнением /_ч (сбережения — инвестиции) [Investment (англ.) - инвестиции; Saving (англ.) — сбережения]. Уравнен!-: IS и LM описывают две зависимости между тремя пг- ременными: производством Y, процентной ставкой г уровнем цен P.
Сравним экономику в долгосрочном и краткосроч- ном периодах. В обоих временных интервалах уравне- ния IS и LM должны удовлетворяться таким образом чтобы гарантировать равновесие как на рынке товаров так и на денежном рынке. Но равновесие в долгосроч- ном и краткосрочном периодах достигается при измене- нии различных неременных:
• В долгосрочном периоде производство Y определя- ется предложением факторов производства и техно- логией. При данном фиксированном уровне про- изводства процентная ставка г изменяется таким образом, чтобы удовлетворить уравнению IS. С уче- том этого значения процентной ставки уровень цег P изменяется таким образом, чтобы удовлетворите уравнению LM.
• В краткосрочном периоде уровень цен P жестко оп- ределен. При данном фиксированном уровне цек процентная ставка г изменяется таким образом, что- бы удовлетворить уравнению LM. С учетом этого значения процентной ставки уровень производства P изменяется таким образом, чтобы удовлетворит:- уравнению IS.
3. Уровень цен уравновешивает спрос на деньги и предложение денег. Измене- ния предложения денег ведут к пропорциональным изменениям уровня цен.
Большинство экономистов полагают, что основные постулаты классической эко- номической теории прекрасно работают при описании функционирования экономи- ки в долгосрочном периоде.
Однако, как мы обсудили в предыдущей главе, цены па многие товары реаги- руют на изменение предложения денег с большим запозданием, и общий уровень цен не может сам по себе уравновесить спрос на деньги и предложение денег з краткосрочном периоде. Для того чтобы денежный рынок пришел в состояние равновесия, изменяется (воздействуя на совокупный спрос на товары и услуги) процентная ставка. Колебания совокупного спроса приводят к тому, что объем производимых экономикой товаров и услуг отклоняется от уровня, определяемо- го предложением факторов производства и технологией.
Попробуем пройти наш путь в обратном направлении;
1. Уровень цен жестко зафиксирован на некотором уровне и относительно нечувствителен к изменению экономических условий в краткосрочном периоде.
2. Для любого данного уровня цен процентная ставка подстраивается таким образом, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег.
3. Уровень производства реагирует на изменения совокупного спроса на това- ры и услуги, который отчасти определен процентной ставкой, уравновешивающей денежный рынок.
эва 32. Совокупный спрос и денежно-кредитная и фи н ансово-б юджетная политика
71
Долгосрочный период
б) Краткосрочный период
Рис. 32.8
МАКРОЭКОНОМИКА В ДОЛГОСРОЧНОМ И КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ В долгосрочном периоде процентная ставка и уровень цен подстраиваются под конкретный уровень производства, а в краткосрочном перио- де процентная ставка и производство приспо- сабливаются под конкретный уровень цен.
Различия подходов к анализу экономики в долгосрочном и краткосрочном периодах представлены на рис. 32.8.
Таким образом, каждая из двух различных теорий процентной ставки имеет свою, отличную от другой, область применения. Размышляя о детерминантах процентной ставки в долгосрочном периоде, следует иметь в виду теорию.заем- ных фондов, которая выдвигает на первый план значения склонности к сбере- жениям и инвестиционных возможностей. Напротив, анализируя детерминанты процентной ставки в долгосрочном периоде, обязательно учитывайте теорию пред- почтения ликвидности, в которой основное внимание уделяется денежно-кредит- ной политике.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Объясните разницу между долгосрочным и краткосрочным макроэкономическим анализом.
Какие теории процент- ной ставки использу- ются в анализе эконо- мики в долгосрочном и краткосрочном перио- дах?
Заключение
Прежде чем принять решение о корректировке экономической политики, государ- ственные деятели обязаны рассмотреть все последствия своих решений. Ранее мы рассмотрели классические модели экономики, описывающие долгосрочные резуль- таты денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики: влияние первой на уровень цен и темпы инфляции, воздействие второй на уровень сбережений, инве- стиций, торговый баланс и долгосрочный экономический рост.
В этой главе мы исследовали краткосрочные результаты денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики и пришли к выводу, что политики имеют воз- можность воздействовать на совокупный спрос на товары и услуги, а значит, и на объем производства и занятость в долгосрочном периоде. Когда Конгресс США принимает решение о сокращении государственных расходов с целью достижения бездефицитного бюджета, народные избранники должны рассмотреть как долго- срочные его последствия для сбережений и экономического роста, так п кратко- срочные — для совокупного спроса и занятости. Когда ФРС принимает решение об уменьшении темпов роста предложения денег, управляющие должны принять во внимание как долгосрочное воздействие этого шага на инфляцию, так и крат- косрочное воздействие на производство. В следующей главе мы обсудим переход от краткосрочного периода к долгосрочному более полно и рассмотрим проблему компромисса между долгосрочными и краткосрочными целями.
720
Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде
Выводы
В развитие теории краткосрочных экономиче- ских колебаний Дж. Кейнс предложил концеп- цию предпочтения ликвидности, призванную объяснить факторы, определяющие уровень про- центной ставки. Согласно его теории, процентная ставка изменяется таким образом, чтобы урав- новесить спрос на деньги и предложение денег. Повышение уровня цен увеличивает спрос на деньги и обусловливает рост процентной ставки, что приводит денежный рынок в состояние рав- новесия. Так как процентная ставка есть цена заимствований, более высокий ее уровень приво- дит к снижению инвестиций, а значит, и объема спроса на товары и услуги. Обратная зависи- мость между уровнем цен и объемом спроса обус- ловливает отрицательный наклон кривой сово- купного спроса.
Денежно-кредитная политика государства воздей- ствует на совокупный спрос. Увеличение предло- жения денег приводит к понижению равновесной процентной ставки для каждого данного уров- ня цен. Так как низкая процентная ставка стимулирует инвестиционные расходы, кривая совокупного спроса сдвигается вправо. Напро- тив, уменьшение предложения денег предопре- деляет повышение равновесной процентной ставки для любого данного уровня цен и смеще- ние кривой совокупного спроса влево. Воздействие на совокупный спрос осуществля- ется и посредством финансово-бюджетной по- литики. Увеличение государственных закупок или снижение уровня налогообложения при- водят к сдвигу кривой совокупного спроса вправо. Вследствие уменьшения государствен- ных закупок или повышения уровня налого-
обложения кривая совокупного спроса смеща- ется влево.
Когда правительство принимает решение об из- менении расходов или уровня налогообложения результирующее смещение совокупного спроса может не соответствовать изменению бюджетньк расходов или поступлений. Эффект мультипликато- ра означает усиление влияния финансово-бюджет- ной политики на совокупный спрос, а эффект вытеснения — уменьшение ее воздействия на совокупный спрос.
Правительство периодически использует инстру- менты денежно-кредитной и финансово-бюджет- ной политики для стабилизации экономики. Сто- ронники активной стабилизационной политики утверждают, что изменения представлений домаш- них хозяйств и фирм приводят к сдвигу кривой совокупного спроса; если правительство игно- рирует эти процессы, оно провоцирует нежела- тельные и ненужные колебания производства и занятости. Критики активной стабилизационной политики считают, что степень ее воздействия на экономику ограничена вследствие существо- вания длительных временных лагов и результа- ты попыток государственного вмешательства в экономические процессы противоположны жела- емым.
Результаты денежно-кредитной и финансово- бюджетной политики зависят от временного интервала. Влияние совокупного спроса на про- изводство актуально только для краткосрочного периода в условиях жесткости цен. В долгосроч- ном периоде объем производства определяется предложением факторов производства и техно- логией.
Основные понятия
Теория предпочтения ликвидности Эффект вытеснения
Автоматические стабилизаторы
Эффект мультипликатора
Вопросы
1. Что такое теория предпочтения ликвидности? Как она объясняет отрицательный наклон кри- вой совокупного спроса?
Используя теорию предпочтения ликвидности, объясните, как уменьшение предложения денег воздействует на кривую совокупного спроса.
720
Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде
Выводы
В развитие теории краткосрочных экономиче- ских колебаний Дж. Кейнс предложил концеп- цию предпочтения ликвидности, призванную объяснить факторы, определяющие уровень про- центной ставки. Согласно его теории, процентная ставка изменяется таким образом, чтобы урав- новесить спрос на деньги и предложение денег. Повышение уровня цен увеличивает спрос на деньги и обусловливает рост процентной ставки, что приводит денежный рынок в состояние рав- новесия. Так как процентная ставка есть цена заимствований, более высокий ее уровень приво- дит к снижению инвестиций, а значит, и объема спроса на товары и услуги. Обратная зависи- мость между уровнем цен и объемом спроса обус- ловливает отрицательный наклон кривой сово- купного спроса.
Денежно-кредитная политика государства воздей- ствует на совокупный спрос. Увеличение предло- жения денег приводит к понижению равновесной процентной ставки для каждого данного уров- ня цен. Так как низкая процентная ставка стимулирует инвестиционные расходы, кривая совокупного спроса сдвигается вправо. Напро- тив, уменьшение предложения денег предопре- деляет повышение равновесной процентной ставки для любого данного уровня цен и смеще- ние кривой совокупного спроса влево. Воздействие на совокупный спрос осуществля- ется и посредством финансово-бюджетной по- литики. Увеличение государственных закупок или снижение уровня налогообложения при- водят к сдвигу кривой совокупного спроса вправо. Вследствие уменьшения государствен- ных закупок или повышения уровня налого-
обложения кривая совокупного спроса смеща- ется влево.
Когда правительство принимает решение об из- менении расходов или уровня налогообложения результирующее смещение совокупного спроса может не соответствовать изменению бюджетньк расходов или поступлений. Эффект мультипликато- ра означает усиление влияния финансово-бюджет- ной политики на совокупный спрос, а эффект вытеснения — уменьшение ее воздействия на совокупный спрос.
Правительство периодически использует инстру- менты денежно-кредитной и финансово-бюджет- ной политики для стабилизации экономики. Сто- ронники активной стабилизационной политики утверждают, что изменения представлений домаш- них хозяйств и фирм приводят к сдвигу кривой совокупного спроса; если правительство игно- рирует эти процессы, оно провоцирует нежела- тельные и ненужные колебания производства и занятости. Критики активной стабилизационно;: политики считают, что степень ее воздействия на экономику ограничена вследствие существо- вания длительных временных лагов и результа- ты попыток государственного вмешательства в экономические процессы противоположны жела- емым.
Результаты денежно-кредитной и финансово- бюджетной политики зависят от временного интервала. Влияние совокупного спроса на про- изводство актуально только для краткосрочного периода в условиях жесткости цен. В долгосроч- ном периоде объем производства определяется предложением факторов производства и техно- логией.
Основные понятия
Теория предпочтения ликвидности Эффект вытеснения
Автоматические стабилизаторы
Эффект мультипликатора
Вопросы
1. Что такое теория предпочтения ликвидности? Как она объясняет отрицательный наклон кри- вой совокупного спроса?
Используя теорию предпочтения ликвидности, объясните, как уменьшение предложения денег воздействует на кривую совокупного спроса.
Глава 32. Совокупный спрос и денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика _________________ 721
3. Правительство закупает полицейские автомоби- ли на $ 3 млрд. Объясните, почему совокупный спрос может увеличиться более, чем на $ 3 млрд и менее, чем на $ 3 млрд.
4. Предположим, что экономика страны «барахта- ется» в волнах пессимизма. Как отразится на
совокупном спросе бездействие политиков? Что должна предпринять ФРС для стабилизации со- вокупного спроса?
Почему результаты денежно-кредитной полити- ки зависят or рассматриваемого временного ин- тервала?
Задания для самостоятельной работы
1. Объясните, как каждое из следующих событий воздействовало бы на предложение денег, спрос на деньги и процентную ставку. Проиллюстри- руйте ответы при помощи графиков.
а. Волна оптимизма стимулирует производствен- ные инвестиции.
б. ФРС принимает решение о снижении резерв- ных требований.
в. Возрастание цен на нефть приводит к смеще- нию краткосрочной кривой совокупного пред- ложения вверх.
г. Увеличивается потребность домашних хозяйств в наличных деньгах, которые используются для покупок в выходные дни.
2. Предположим, банки установили банкоматы в каж- дом квартале. Так как доступность наличных денег возросла, их объем на руках у населения уменьшился.
а. Предположим, что ФРС не изменяет предло- жения денег. Как в соответствии с теорией предпочтения ликвидности изменится процент- ная ставка? Что произойдет с совокупным спросом?
б. В чем должна заключаться политика ФРС, направленная на стабилизацию совокупного спроса?
3. В течение 1991 г. процентная ставка в США рез- ко снизилась. Многие наблюдатели полагали, что они стали свидетелями экспансионистской денеж- но-кредитной политики. Насколько обоснован та- кой вывод? (В 1991 г. экономика США достигла нижней точки экономического спада.)
4. В начале 1980-х гг. в США был принят закон, разрешающий банкам платить проценты по вкла- дам на текущих счетах, чего они не имели права делать ранее.
а. Если мы включим в определение денег вкла- ды на текущих счетах, в чем будет заключать- ся эффект законодательной нормы на спрос на деньги? Объясните.
24 Зак. № 524
б. Если, столкнувшись с изменением спроса на деньги, ФРС сохранила предложение денег постоянным, как ее решение повлияет на про- центную ставку? Что произойдет с сово- купным спросом и совокупным объемом вы- пуска продукции?
в. Если ФРС, столкнувшись с изменением спро- са на деньги, стремится сохранить рыночную ставку процента (процентную ставку по неде- нежным активам) постоянной, как изменится предложение денег? Что произойдет с сово- купным спросом и совокупным объемом вы- пуска продукции?
5. В этой главе объясняется, что экспансионистская денежно-кредитная политика ведет к снижению процентной ставки, что стимулирует спрос на по- требительские и инвестиционные товары. Объяс- ните, как такая политика стимулирует спрос на чистый экспорт.
6. Предположим, экономисты наблюдают, что уве- личение государственных закупок на $ 10 млрд привело к повышению совокупного спроса на товары и услуги па $ 30 млрд.
а. Если эти экономисты игнорируют возмож- ность эффекта вытеснения, какой, по их оцен- кам, была бы предельная склонность к по- треблению (MPC)I
б. Предположим, что экономисты учитывают эффект вытеснения. Как изменится их оцен- ка предельной склонности к потреблению?
7. Предположим, что правительство снижает нало- ги на $ 20 млрд, эффект вытеснения отсутству- ет, а предельная склонность к потреблению рав- няется 3 / 4,
а. Каково первоначальное воздействие сокраще- ния налогообложения на совокупный спрос?
б. Какие дополнительные последствия следуют за первоначальным эффектом? Как вы оценивае- те общее воздействие сокращения налогооб- ложения на совокупный спрос?
722
Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде
в. Как соотносится суммарный эффект сокра- щения налогов на $ 20 млрд с суммарным эффектом возрастания государственных закупок на $ 20 млрд? Почему?
8. Предположим, что потребители оптимистич- но оценивают будущие доходы и принима- ют решение о дополнительных покупках на $ 30 млрд. Будет ли это изменение со- провождаться эффектом мультипликатора? Объясните.
9. Предположим, что экономика находится в со- стоянии спада. Объясните, как каждый из следующих видов политики влиял бы на по- требление и инвестиции. В каждом случае по- кажите прямые эффекты, эффекты, возника- ющие вследствие изменений общего объема выпуска продукции, эффекты, возникающие
вследствие изменений процентной ставки, и сум- марный эффект.
а. Увеличение государственных закупок.
б. Сокращение налогообложения.
в. Повышение объема денежной массы.
. Предположим, что ФРС приняла решение об уве- личении предложения денег.
а. Как отразится такая политика на процентной ставке в краткосрочном периоде? Проиллюст- рируйте ответ соответствующим графиком.
б. Каковы последствия такой политики для про- центной ставки в долгосрочном периоде? Как вы пришли к такому выводу?
в. Какое свойство экономики делает кратко- срочный эффект от денежно-кредитной поли- тики в отношении процентной ставки отлич- ным от долгосрочного?
ВЫБОР МЕЖДУ ИНФЛЯЦИЕЙ И БЕЗРАБОТИЦЕЙ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
В ЭТОЙ ГЛАВЕ ВЫ
• Узнаете о проблеме выбора между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде __________
• Рассмотрите, почему в долгосрочном периоде проблема выбора между безработицей и ростом цен отсутствует
• Увидите, что резкие изменения предложения могут нарушать зависимость между безработицей и инфляцией
• Рассмотрите краткосрочные издержки уменьшения темпов роста цен __________________________
• Увидите, что степень доверия граждан заявлениям политиков влияет на издержки снижения темпов инфляции
Г Л А В А 33
В центре внимания общественности и политиков два основных показателя состоя- ния экономики — темпы инфляции и уровень безработицы. Некоторые журналис- ты, суммируя показатели темпов роста цен и уровня безработицы, получают так называемый индекс бедствия — призванный служить показателем «здоровья» эко- номики.
Как связаны между собой эти два показателя? В предыдущих главах мы рас- смотрели долгосрочные детерминанты безработицы и инфляции. Мы узнали, что естественный уровень безработицы определяется различными факторами рынка труда, такими как законы о минимальной заработной плате, властью профсоюзов над рынком труда, стимулирующей заработной платой и эффективностью поисков работы. Темпы роста цен детерминируются прежде всего приростом объема де- нежной массы, параметрами которой управляет Центральный банк. Следователь- но, в долгосрочном периоде показатели инфляции и безработицы определяются совершенно различными факторами.
В краткосрочном периоде дело обстоит противоположным образом. Один из Десяти принципов экономике гласит, что в краткосрочном периоде общество стоит перед проблемой выбора между инфляцией и безработицей (гл. 1). Полити- ческие деятели, осуществляя денежно-кредитную и финансово-бюджетную полити- ку, направленную на увеличение совокупного спроса, имеют возможность снизить безработицу в краткосрочном периоде, но только ценой повышения темпов инфля- ции. Если действия правительства направлены на ограничение совокупного cnpoi a, темпы инфляции снижаются, но только за счет временного увеличения уровня безработицы.
724
Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде
В этой главе мы исследуем эту проблему более подробно. Зависимость между инфляцией и безработицей привлекала внимание виднейших экономистов второй половины нашего столетия. Лучший способ разобраться в ней — изучение исто- рии развития экономической мысли. История теоретических воззрений на инфля- цию и безработицу начиная с 1950-х гг. неразрывно связана с историей экономики США. Совместное их изучение позволит нам найти ответы на вопросы, почему в краткосрочном периоде общество стоит перед выбором между инфляцией и безра- ботицей, почему в долгосрочном периоде данная проблема отсутствует и какие задачи решают творцы экономической политики?
Кривая Филлипса
Зависимость между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде часто именуют кривой Филлипса. Мы начнем наше исследование с рассказа о кривой Филлипса и о ее использовании в анализе американской экономики.
История кривой Филлипса
Кривая Филлипса —
кривая, демонстриру- ющая обратную зависимость между инфляцией и безра- ботицей в кратко- срочном пепиоде.
В 1958 г. экономист А. У. Филлипс опубликовал в английском журнале «Eco- nomical статью «Зависимость между безработицей и темпом изменения номиналь- ной заработной платы в Великобритании в период с 1861 по 1957 г.», которая впоследствии сделала его имя знаменитым. В ней исследователь доказал суще- ствование обратной зависимости между уровнем безработицы и темпом инфляции. А. Филлипс показал, что в периоды низкого уровня безработицы для экономики характерна высокая инфляция, и наоборот. (А. Филлипс рассчитывал темпы инфляции через рост номинальной заработной платы, а не увеличение цен, но для наших целей это различие не имеет принципиального значения, потому что эти два способа измерения инфляции обычно дают близкие результаты). Однако его за- ключение о несомненной связи важнейших макроэкономических переменных — темпов роста цен и безработицы — первоначально не привлекло внимания коллег.
Только через два года после выхода в свет работы А. Филлипса экономисты Пол Самуэльсон и Роберт Солоу опубликовали в журнале «American Economic Review^ статью «Анализ антиинфляционной политики», в которой они сообщали о наличии аналогичной обратной зависимости между инфляцией и безработицей для экономики США. Возникновение данной зависимости они связывали с тем, что высокий совокупный спрос, с одной стороны, ведет к снижению уровня безра- ботицы, а с другой, оказывает давление в сторону повышения заработной платы и цен. Именно П. Самуэльсон и P. Солоу поименовали отрицательную зависимость между инфляцией и безработицей кривой Филлипса. На рис. 33.1 приведен при- мер кривой,филлипса в понимании П. Самуэльсона и P. Солоу.
Как можно предположить из заглавия статьи, П. Самуэльсон и P. Солоу заин- тересовались кривой Филлипса, ибо понимали ее значение для экономической политики. В частности, они высказали предположение, что кривая Филлипса пред- лагает политикам выбор возможных решений. Изменяя денежно-кредитную и финансово-бюджетную политику с целью воздействия на совокупный спрос, по- лигики могут поставить цель достичь любой точки на кривой. Точка А предлагает
Глава 33. Выбор между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде
725
Рис 33.1
КРИВАЯ ФИЛЛИПСА Кривая Филлипса иллюстрирует отри- цательную зависи- мость между темпом инфляции и уровнем безработицы. В точке А темпы инфляции низки, а уровень безработицы высок. В точке S инфляция высока, а безработи- ца незначительна.
высокий уровень безработицы и низкую инфляцию, точка В — низкий уровень безработицы и высокие темпы роста цен. Оптимальное состояние экономики, с точки зрения политиков, — низкие темпы инфляции и незначительный уровень безрабо- тицы, однако исторические данные, обобщенные в виде кривой Филлипса, пока- зывают, что такое сочетание невозможно. Согласно П. Самуэльсону и P. Солоу, политики стоят перед проблемой компромиссного выбора между
|