Изменения в государственных закупках
Когда правительство изменяет государственные закупки товаров и услуг, оно непосредственно воздействует на кривую совокупного спроса. Предположим, к при- меру, что Министерство обороны США размещает заказ на $ 20 млрд на новые истребители в компании McDonell-Douglas, крупнейшем исполнителе военных за- казов. Государственный заказ повышает спрос на продукцию компании, что по- буждает ее нанять дополнительное число рабочих и увеличить производство. Так как McDonell-Douglas — субъект американской экономики, увеличение спроса на выпускаемую ею продукцию отражается в увеличении совокупного спроса на товары и услуги, и кривая совокупного спроса перемещается вправо.
Вправо, но на какую величину? Первое, что приходит в голову, — кривая совокупного спроса сместится вправо в точности на те же самые $ 20 млрд. Оказывается, однако, что самая первая мысль далеко не всегда самая верная. Существуют два макроэкономических эффекта, которые делают величину сдви-
70
Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде
га совокупного спроса отличной от изменений в государственных закупках. Вслед- ствие первого из них — эффекта мультипликатора — сдвиг совокупного спроса может оказаться большим, чем $20 млрд. Вследствие второго — эффекта вытес- нения — смещение совокупного спроса может быть меньшим. Далее мы обсудим каждый из этих эффектов.
Э фект
м»льтипликатора—
добавочный сдвиг кривой совокупного спроса, возникающий в случаях, когда экспансионистская бюджетная политика приводит к увеличе- нию доходов субъек- тов экономики, а следовательно, и возрастанию потре- бительских расходов.
Эффект мультипликатора
Когда правительство принимает решение о приобретении у компании McDonell- Douglas новых истребителей на $ 20 млрд, непосредственный эффект повышения объема спроса, предъявляемого правительством США, — рост занятости и прибы- лей исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваются заработки рабочих и прибыль владельцев фирм, реакция субъектов экономики на рост доходов за- ключается в возрастании расходов на потребительские товары. Государственные закупки продукции компании McDonell-Douglas ведут к повышению спроса дру- гих фирм. Поскольку каждый доллар, израсходованный американским правитель- ством, может повысить совокупный спрос на товары и услуги больше, чем на доллар, говорят, что государственные закупки обладают эффектом мультиплика- тора в отношении совокупного спроса.
Однако на этом действие эффекта мультипликатора не заканчивается. Посколь- ку потребительские расходы возрастают, фирмы-производители нанимают большее количество работников, и их прибыль возрастает. Высокие заработки и прибыли обусловливают увеличение потребительских расходов и т. д. Таким образом, нали- цо положительная обратная связь, поскольку более высокий спрос ведет к возрас- танию доходов, что, в свою очередь, ведет к еще более значительному спросу. Если сложить все эти приращения, суммарный эффект в отношении количества товаров и услуг, на которое предъявляется спрос, может оказаться намного большим, чем первоначальный эффект, являющийся непосредственным следствием государствен- ных закупок.
Эффект мультипликатора представлен на рис. 32.6. Увеличение правитель- ственных закупок на $ 20 млрд первоначально перемещает кривую совокупного
Рис. 32.6
ЭФФЕКТ
МУЛЬТИПЛИКАТОРА Увеличение государ- ственных закупок на $ 20 млрд может привести к сдвигу кривой совокупного спроса вправо больше чем на $ 20 млрд. Эффект мультиплика- тора возникает потому, что увеличение сово- купного дохода стиму- лирует дополнительные расходы потребителей.
1. Увеличение государственных закупок
на $20 млрд первоначально ведет к соотаетствующему
возрастанию совокупного спроса...
if a 32. Совокупный спрос и денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика
709
Узелок на память
Второе изменение потребления = MPC2 х $ 20 млрд Третье изменение потребления = MPC3 х $ 20 млрд
: P МУЛА ДЛЯ МУЛЬТИПЛИКАТОРА ГОСУДАР- СТВЕННЫХ ЗАКУПОК
-.ото алгебры, доступной даже старшекласснику сред- z: колы, позволит нам вывести формулу для численно- ; сражения эффекта мультипликатора, возникающего т^ствие возрастания потребительских расходов. - - -:нон переменной в этой формуле является предель- . - :клонностпь к потреблению (MPC) — та часть при- ._гния дохода, которую домашнее хозяйство направляет ":требление, а не на сбережения. Предположим, что : тральная склонность к потреблению равна З/д. Это -гчает, что с каждого очередного доллара, заработан- ": домашним хозяйством, последнее сберегает 25 цен- = и расходует 75 центов. Если MPC равно З/д, при ■учении McDonell-Douglas правительственного кон- ■: -кта на $ 20 млрд, потребительские расходы рабочих владельцев компании увеличиваются на З/4 x $ 20 'zz. то есть на $ 15 млрд. Чтобы измерить суммарный эффект, который оказы- ■-.-- на совокупный спрос увеличение государственных -•:;. пок, мы проанализируем отдельные этапы процесса, ~:>оый начинается, когда правительство принимает ре- _т-:ие о финансировании закупок ($20 млрд). На эту -т сумму возрастают доходы (заработки и прибыли). • неличение доходов, в свою очередь, ведет к повышению -:-ребительских расходов на MPC х $ 20 млрд. Сле- ;:зательно, возрастают доходы рабочих и владельцев лирм-производителей потребительских товаров. Второе зеличение доходов означает новое повышение потреби- тельских расходов на MPC х (MPC х $ 20 млрд). Эти "г вращения доходов вследствие обратной связи про- л: лжаются и далее.
Чтобы найти суммарный эффект правительственных : исходов в отношении спроса на товары и услуги, мы ::-;ладываем все приращения: изменение государственных закупок = $ 20 млрд "ервое изменение потребления =МРС х $ 20 млрд
Общее изменение спроса = (1 + MPC + MPC2 + + MPC3 + +...) х $ 20 млрд.
Здесь «...» означает бесконечное число слагаемых. Мы говорим, что мультипликатор государственных за- купок равен:
Мультипликатор = 1 + MPC + MPC2 + MPC3 +....
Данный мультипликатор дает нам значение спроса на товары и услуги, порождаемого каждым долларом го- сударственных закупок.
Чтобы упростить выражение, вспомним из школьно- го курса математики, что мы имеем дело с бесконечной геометрической прогрессией. Если ее знаменатель поло- жителен и меньше 1, то есть 0 < X < 1, прогрессия явля- ется бесконечно убывающей, и
1 + X + X2 + X3 +... - 1/(1 - X).
В нашем случае X = MPC. Таким образом,
Мультипликатор = 1/(1 - MPC).
(Из определения предельной склонности к потребле- нию следует, что 0 < = MPC < = /. При 0 < MPC < 1 бесконечная геометрическая прогрессия со знаменате- лем MPC является бесконечно убывающей. При MPC = 0 (весь вновь полученный доход сберегается) и MPC = / (весь вновь полученный доход потребляется) выраже- ние для мультипликатора также формально верно. (Ибо в первом случае рост доходов вследствие увеличе- ния государственных закупок не приводит к дальней- шему увеличению совокупного спроса, поэтому муль- типликатор = /, а во втором случае рост доходов, вызванный увеличением государственных закупок, при- водит к бесконечному возрастанию совокупного спро- са, поэтому мультипликатор = со. — Прим. перев.)
Например, если MPC = 3/4. мультипликатор госу- дарственных закупок равен 1/(1 - 3/4), то есть равня- ется 4. В этом случае $ 20 млрд государственных за- купок порождают $ 80 млрд спроса на товары и услуги.
;проса вправо из AD1 к AD2 ровно на $ 20 млрд. Но когда потребители реагируют :-:а этот сдвиг, увеличивая свои расходы, кривая совокупного спроса перемещает- ся еще дальше, к AD3.
Эффект мультипликатора, возникающий вследствие реакции потребительских оасходов на повышение уровня спроса, может быть усилен реакцией со стороны инвестиций. Например, McD'onell-Douglas могла бы в ответ на повышенный спрос на самолеты принять решение о покупке большего количества оборудования или строительстве еще одного завода. В таком случае повышение спроса со стороны правительства способствует возрастанию потребности в инвестиционных товарах. Такая положительная обратная связь между спросом и инвестициями иногда назы- вается инвестиционным акселератором.
Глава 32. Совокупный спрос и денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика
711
2.... а возрастание расходов - к повышению спроса на деньги...
|
3.... вследствие
Чего изменяется
Равновеснвя
Процентная
Объем, установ- ленный Федеральной резервной системой
| ставка...
(б) Кривая совокупного спроса
4.... что, в свою очередь, частично компенсирует первоначально повышение совокупного спроса
| Уровень цен
1. Увеличение государственных закупок ведет к повышению совокупного спросе...
О Объем выпуска
ются, что стимулирует увеличение потребительских расходов (эффект мультипли- катора). В то же время рост доходов означает повышение спроса на деньги и, соответственно, процентных ставок. Высокие процентные ставки удорожают заим- ствования, что ведет к снижению инвестиционных расходов (эффект вытесне- ния). В зависимости от соотношения эффекта мультипликатора и эффекта вытес- нения смещение совокупного спроса может быть большим или меньшим, чем вызвавшее его изменение в налогообложении.
Еще одна важная детерминанта величины сдвига совокупного спроса, вызываемого изменением налогообложения, — представления домашних хозяйств об устойчивости изменений в налогообложении. Предположим, что правительство объявляет о сокра- щении налогов на домашние хозяйства на $ 1000. Принимая решение об использовании этих $ 1000, домашние хозяйства должны задаться вопросом: как долго они могут рас- считывать на дополнительный доход? Если домашние хозяйства ожидают долгосроч- ного сокращения налогов, они оценивают дополнительный доход как существенную прибавку к своим финансовым ресурсам и, следовательно, значительно увеличат расхо- ды. В этом случае сокращение налогов оказывает существенное воздействие на сово- купный спрос. Напротив, если домашние хозяйства оценивают изменения в налогооб-
Рис. 32.7
ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ На графике (а) представлен рынок денег. Когда государ- ство увеличивает закупки товаров и услуг, повышение доходов производи- телей ведет к возрас- танию спроса на деньги с MD1 до MD2 и росту процентной ставки с г, до гг. График (б) иллюстри- рует воздействие увеличения государ- ственных закупок на совокупный спрос. Первоначальное воздействие увеличе- ния государственных закупок выражается в сдвиге кривой совокупного спроса от ДО, до AD2. Однако вследствие того, что процентная ставка есть стоимость заимствований, ее увеличение приводит к уменьшению объема спроса на товары и услуги, особенно на инвести- ционные товары. Вытеснение инвести- ций частично компен- сирует воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос. В конечном итоге, кривая совокупного спроса смещается только до AD3.
712
Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде
Узелок на память
ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
До сих пор в нашем обсуждении финансово-бюджетной политики мы делали упор на то, как изменения объема го- сударственных закупок и налогообложения воздействуют на объем спроса на товары и услуги. Большинство эконо- мистов полагают, что краткосрочные макроэкономические эффекты финансово-бюджетной политики проявляются прежде всего через совокупный спрос. Однако финансо- во-бюджетная политика потенциально может воздейство- вать и на объем предложения товаров и услуг.
Один из Десяти принципов экономике гласит, что человек реагирует на стимулы (гл. 1). Когда правитель- ство принимает решение о снижении ставки налогов, ко- личество центов, остающихся на руках у работника из каждого заработанного им доллара, увеличивается, так что его стимулы к производству товаров и услуг повыша- ются. В результате, при каждом данном уровне цен объем предлагаемых товаров и услуг возрастает, что выражает- ся в сдвиге кривой совокупного предложения вправо.
Некоторые экономисты, так называемые сторонники эко- номики предложения, утверждают, что влияние сокра- щения налогов на совокупное предложение весьма зна- чительно. Настолько велико, что снижение налоговых ставок непременно приведет к увеличению налоговых поступлений. Большинство экономистов, однако, скеп- тически относятся к подобным идеям.
Аналогично изменениям в налогообложении увеличе- ние или сокращение государственных расходов потенци- ально может воздействовать на совокупное предложение. Предположим, к примеру, что правительство увеличивает расходы на содержание инфраструктуры, например на строительство дорог. Дороги используются частным биз- несом для обеспечения поставок клиентам; увеличение чис- ла дорог означает повышение продуктивности частного бизнеса. Следовательно, когда правительство принимает решение о дополнительном финансировании дорожно- го строительства, количество товаров и услуг, предла- гаемых при каждом данном уровне цен увеличивается и кривая совокупного предложения сдвигается вправо. Однако данный эффект в отношении совокупного пред- ложения, видимо, более важен в долгосрочном, нежели краткосрочном периоде, так как требуется некоторое вре- мя на строительство новых путей сообщения.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Предположим, что правительство сокра- щает расходы на дорожное строитель- ство на $ 10 млрд. В каком направлении сдвинется кривая совокупного спроса? Почему смещение может превышать $ 10 млрд? Почему оно может быть меньшим?
ложении как временные, они посчитают прибавку к своим финансовым ресурсам незначительной, следовательно, расходы возрастут несущественно. В этом случае вли- яние сокращения налогообложения на совокупный спрос невелико.
Рассмотрим следующий пример. В 1992 г. избирательная кампания президента США совпала с затяжным экономическим спадом. Действующий президент Джордж Буш, стремившийся одним выстрелом убить «двух зайцев», объявил о сокращении подоходного налога на заработную плату. Однако так как установ- ленная законом ставка подоходного налога не изменилась, каждый доллар, остав- шийся на руках у населения вследствие сокращения удержаний в 1992 г., означал дополнительные налоговые выплаты 15 апреля 1993 г., когда должны были быть представлены налоговые декларации на 1992 г. Таким образом, «сокращение на- логов по Джорджу Бушу» фактически представляло собой краткосрочную ссуду, предоставленную правительством населению. Неудивительно, что воздействие та- кой политики на потребительские расходы и совокупный спрос было относительно небольшим.
Экономическая политика стабилизации экономики
Мы рассмотрели возможные воздействия денежно-кредитной и финансово-бюджет- ной политики правительства на совокупный спрос на товары и услуги в экономике. Наши теоретические выводы поднимают важный политический вопрос: насколько необходимо использование этих инструментов управления совокупным спросом для стабилизации экономики? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?
Глава 32. Совокупный спрос и денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика
Доводы «за» активную стабилизационную политику
Вернемся к вопросу, которым начинается эта глава. Если президент и Конгресс США принимают решение о сокращении правительственных расходов, направлен- ное на уменьшение бюджетного дефицита, в чем должна заключаться реакция ФРС? Нам известно, что расходы правительства — одна из детерминант положе- ния кривой совокупного спроса. Когда правительство сокращает расходы, сово- купный спрос будет снижаться, что приведет к уменьшению объемов производ- ства и повышению уровня безработицы в краткосрочном периоде. Если ФРС стремится предотвратить неблагоприятные последствия финансово-бюджетной по- литики, она предпринимает действия, направленные на расширение совокупного спроса, увеличивая предложение денег. Денежная экспансия ведет к снижению процентных ставок и стимулирует потребительские и инвестиционные расходы. Адекватная монетарная политика позволяет не допустить снижения объема сово- купного спроса на товары и услуги.
Примерно так рассуждают члены Комитета по операциям на открытом рынке ФРС. Они знают, что денежно-кредитная политика — важная детерминанта сово- купного спроса. Им известно о существовании и других факторов, включая фи- нансово-бюджетную политику, определяемую президентом и Конгрессом, поэтому ФКООР с неослабным вниманием следит за ходом политических дискуссий.
Изменение денежно-кредитной политики в ответ на корректировку финансово- бюджетной — пример более общего явления: использование инструментов госу- дарственного регулирования для стабилизации совокупного спроса, а значит, про- изводства и занятости. Обеспечение экономической стабильности — основная цель политики правительства США. К примеру, Закон о занятости 1946 г. гласит, что «Федеральное правительство проводит политику, направленную на... и на нем лежит ответственность за... обеспечение полной занятости и производ- ства». По сути дела, правительство назначило самое себя ответственным за крат- косрочные макроэкономические показатели.
Из Закона о занятости следуют два вывода. Первый заключается в том, что действия правительства не должны приводить к колебаниям экономики. Так, боль- шинство экономистов считают, что государство должно избегать резких внезап- ных изменений денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики, так как подобного рода действия могут с высокой вероятностью вызвать флуктуации совокупного спроса. Если подобные изменения неизбежны, существенно важно, чтобы политики, ответственные за реализацию денежно-кредитной и финансово- бюджетной политики, отдавали себе полный отчет в действиях друг друга и адекватно реагировали на происходящие изменения.
Второй, более претенциозный вывод, следующий из Закона о занятости, заключа- ется в том, что для стабилизации совокупного спроса правительство должно пред- принимать определенные действия в ответ на изменения положения в частном секторе экономики. Очевидно, его авторы находились под влиянием идей Дж. Кей- нса. Мы упоминали, что «Общая теория занятости, процента и денег» — одна из наиболее известных книг, когда-либо написанных на экономическую тему. В ней Дж. Кейнс подчеркнул ключевую роль совокупного спроса в объяснении краткос- рочных экономических колебаний и призвал правительства активно стимулировать его в тех случаях, когда совокупный спрос оказывается недостаточным для сохра- нения производства на уровне полной занятости.
Дж. Кейнс (и его многочисленные последователи) утверждал, что колебания совокупного спроса вызваны в значительной степени иррациональными волнами пессимизма и оптимизма. Для обозначения этих произвольных изменений во взгля-
__________________ Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде
дах людей он использовал термин стадное чувство (animal spirits). Захлестну- тые волной пессимизма домашние хозяйства снижают потребительские расходы, а фирмы — инвестиционные, в результате чего совокупный спрос и объем производ- ства сокращаются, а уровень безработицы повышается. Напротив, на гребне волны оптимизма домашние хозяйства и фирмы увеличивают расходы, что ведет к повы- шению совокупного спроса, объема производства и степени инфляционного давле- ния. Заметьте, что эти изменения во взглядах в некоторой степени подпитывают сами себя.
В принципе правительство имеет возможность регулировать денежно-кредит- ную и финансово-бюджетную политику соответственно волнам оптимизма и пес- симизма и, таким образом, стабилизировать совокупный спрос. Например, когда субъекты экономики настроены чрезмерно пессимистически, ФРС может увели- чить предложение денег; когда они не в меру благодушны — ограничивать его. Уильям Мартин, один из бывших председателей ФРС, так описывал подобные взгля- ды на денежно-кредитную политику: «Работа ФРС заключается в том, чтобы убрать чашу с пуншем именно в тот момент, когда вечеринка набрала обороты».
Практикум
Кейнсианцы в Белом доме
Отвечая на вопрос репортера о том, почему он отстаивал сокращение налогов, президент Дж. Кеннеди ответил: «Чтобы стимулировать экономику. Разве вы не помните текст на странице 101 учебника по экономике?» Политика Дж. Кеннеди была основана на анализе налогов, который мы изложили в этой главе. Своей задачей он видел увеличение совокупного спроса с целью стимулирования производства и занятости. Дж. Кеннеди полагался на команду экономиче- ских советников, в которую входили такие видные ученые, как Джеймс To- бин и Роберт Солоу, впоследствии удостоенные Нобелевской премии за вклад в экономическую науку. Будучи студентами, в 1940-е гг. они изучали «Общую теорию» Дж. Кейнса, которая вышла в свет несколькими годами ранее. Предлагая президенту сократить налоги, экономические советники пре- творяли в жизнь идеи Дж. Кейнса.
Хотя изменения в налогообложении могут оказывать мощное воздействие на совокупный спрос, они сопровождаются побочными эффектами. В частности, изменяя стимулы, налоги влияют на совокупное предложение товаров и услуг. Так, Дж. Кеннеди предлагал ввести инвестиционные налоговые льготы для фирм, осу- ществляющих новые капиталовложения. Высокий уровень инвестиций не только немедленно стимулировал бы совокупный спрос, но через некоторое время привел бы к увеличению производительности экономики. Таким образом, краткосрочная цель увеличения производства посредством воздействия на совокупный спрос была в то же время и долгосрочной целью увеличения производства посредством высо- кого совокупного предложения. И действительно, когда предложенное Дж. Кенне- ди сокращение налогов приобрело в 1964 г. законную силу, США вступили в период устойчивого экономического роста.
Многие американские государственные деятели время от времени предлагают использовать финансово-бюджетную политику как инструмент управления сово- купным спросом. В свое время президент Дж. Буш попытался ускорить выход экономики из спада путем снижения налоговых удержаний. Аналогично од- ним из первых предложений президента У. Клинтона оказался «стимулиру-
лава 32. Совокупный спрос и денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика
ющий пакет» увеличения правительственных расходов, который позволил бы экономике восстановиться после рецессии. Однако его планам не суждено было сбыться, так как многие члены Конгресса (и многие экономисты) по- лагали, что президент У. Клинтон выступил со своим предложением слиш- ком поздно. Кроме того, конгрессмены пришли к выводу, что сокращение бюджетного дефицита с целью стимулирования долгосрочного экономиче- ского роста задача более важная, нежели краткосрочное увеличение сово- купного спроса.
Аргументы «против» активной стабилизационной политики
Некоторые экономисты утверждают, что правительство должно использовать денежно-кредитную и финансово-бюджетную политику только для достижения долгосрочных целей, таких как экономический рост и низкая инфляция, а с краткосрочными колебаниями экономика справится самостоятельно. Они до- пускают, что государственное регулирование теоретически позволяет стабили- зировать экономику, но выражают глубокие сомнения в его практической ценности.
Основной аргумент против активной денежно-кредитной и фискальной полити- ки — неизбежное запаздывание осуществляемых мероприятий, так называемый временной лаг. Да, мероприятия денежно-кредитной политики ведут к изменению процентных ставок, что, в свою очередь, оказывает воздействие на инвестиционные расходы. Однако инвестиционные планы большинства фирм рассчитаны далеко вперед. Следовательно, для достижения какого-либо эффекта в отношении произ- водства и занятости (предполагающего корректировку планов субъектов эконо- мики) требуется минимум полгода, а иногда — несколько лет. Критики стабилиза- ционной политики утверждают, что вследствие временного лага ФРС должна оставить попытки «точной настройки» экономики. Они утверждают, что ФРС обречена на постоянные опоздания, и, в конечном итоге, ее действия есть скорее причина экономических флуктуации, а не лекарство от них. Критики отстаивают необходимость пассивной денежно-кредитной политики, например низкий устойчи- вый рост предложения денег.
Финансово-бюджетная политика также запаздывает, но, в отличие от денежно- кредитной политики, ее отставание в значительной степени может быть отнесено на счет политического процесса. В США решение об изменениях в правитель- ственных расходах и налогообложении должно быть одобрено комиссиями Пала- ты представителей и Сената, затем обеими палатами Конгресса и, наконец, подписа- ны президентом. Этот процесс может длиться месяцы, а то и годы. Пока они пройдут все инстанции и будут готовы к исполнению, экономические условия могут полностью измениться.
Проблема временных лагов в денежно-кредитной и финансово-бюджетной по- литике отчасти связана с уровнем точности экономических прогнозов. Если бы экономисты обладали возможностью точно предсказывать перспективы развития экономики хотя бы на год вперед, применение инструментов денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики вряд ли вызывало бы возражение, даже с учетом временных лагов. Однако рецессия и депрессия наступают без предварительного предупреждения. Единственно верная, на наш взгляд, политика — решение эконо- мических проблем по мере их возникновения.
716
Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде
|