Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программы борьбы с бедностью

Поиск

Итак, в политической философии (и в практической политике) существуют раз-
личные концепции оценки роли правительства в распределении доходов. В то же
время большинство членов общества полагают, что государство должно хотя бы
попытаться помочь поддержать наиболее нуждающихся граждан. Как гласит по-
пулярное выражение, правительство должно обеспечить «безопасный чистый до-
ход» и не позволить некоторым гражданам «упасть» слишком низко.

Бедность — одна из самых сложных политических проблем. Малоимущим
семьям не понаслышке известно, что такое отсутствие собственного дома, зависи-
мость от наркотиков, болезни, насилие, беременность в подростковом возрасте, не-
грамотность, безработица, недостаток образования. Члены семей бедняков гораздо
чаще, чем их более обеспеченные сограждане, совершают преступления и становят-
ся их жертвами. Разделить причины и следствия бедности непросто, но очевидно,
что она связана с различными экономическими и социальными болезнями.

Предположим, что вы — член правительства, ваша цель — уменьшение числа
живущих в бедности людей. Как вы собираетесь достичь поставленной цели? Мы
рассмотрим некоторые варианты решений. Каждое из них помогает некоторым
индивидам покончить с бедностью, но ни одно из них не совершенно, а определить,
какое из них — лучшее, непросто.

Законодательство о минимальном размере оплаты труда

Законодательство, устанавливающее минимальную зарплату, — повод для непре-
кращающихся дискуссий. Его сторонники рассматривают определение нижнегс
предела заработной платы как способ помощи работающим бедным, не требуюнпг


лава 20. Распределение доходов


439


^посредственного вмешательства правительства. Критики считают, что закон о
инимальном размере оплаты труда наносит ущерб прежде всего беднякам, права
лорых он вроде бы призван гарантировать.

Экономическая роль закона о минимальной зарплате проясняется, как только мы
спользуем в нашем анализе инструменты спроса и предложения (гл. 6). Его вве-
;ение означает увеличение заработной платы работников с низким уровнем квали-
z икации и опыта выше равновесного уровня спроса и предложения. Следовательно,
здержки фирм повышаются, а количество труда, которое требуется фирмам, умень-
шается, вследствие чего растет уровень безработицы среди групп людей, которых не-
".юредственно затрагивает рассматриваемый нами закон. Те, кто имеет работу, выиг-
. ывают, получая более высокую заработную плату, те, кто мог бы получить работу
~ри более низкой заработной плате, но оказался «за воротами» фирм, несут убытки.
Соотношение этих эффектов определяется прежде всего эластичностью спроса
-а труд. Сторонники высокого минимального размера оплаты труда утверждают,
то спрос на неквалифицированный труд относительно неэластичен, поэтому высо-
ки минимальный размер оплаты труда незначительно уменьшает занятость. Крити-
ки установления нижнего предела зарплаты утверждают, что спрос на труд эласти-
-:ен, особенно в долгосрочном периоде, когда фирмы имеют возможность изменить
- эличество работников и объем производства. Они отмечают, что многие работни-
н, получающие минимальную заработную плату, — подростки, выходцы из средне-
э класса, поэтому политика установления нижнего предела оплаты труда, как поли-
~жа, направленная на оказание помощи беднейшим слоям населения, неэффективна.

Социальное страхование


Jдин из способов повышения уровня жизни беднейших граждан — прямое по-
"олнение их доходов государством, для чего используется система социального
трахования. Социальное страхование — широкий термин, который включает
:азличные правительственные программы, в частности в США существует про-
грамма помощи семьям с детьми (AFDC). Типичная семья, получающая помощь по
программе AFDC, — семья без отца, с неработающей матерью. (Принятый в 1996 г.
;акон о реформе социального страхования инициировал значительные изменения
~ программе AFDC.) Другая программа социального страхования (SSI) направле-
на на предоставление помощи больным или нетрудоспособным малообеспеченным
ражданам. Отметьте, что участниками этих программ являются далеко не все
граждане, имеющие низкие доходы. Получатели помощи должны обладать некими
дополнительными, в сравнении с другими бедняками, «нуждами», связанными с
воспитанием маленьких детей или нетрудоспособностью.

Критика программ социального страхования состоит в том, что они создают
тимулы к получению государственной поддержки. Например, они побуждают от-
пэв семейств к реальному или фиктивному уходу, так как многие семьи получают
финансовую поддержку только в тех случаях, когда отец детей живет отдельно.
Эни ведут к увеличению числа случаев рождения детей вне браков, так как по-
мощь одинокой женщине предоставляется только в тех случаях, когда у нее есть
нети. Критики программ социального страхования утверждают, что такая политика
глтько обостряет проблемы, которые она призвана решать.

Насколько серьезны проблемы системы социального страхования? Никто точно
ve знает. Сторонники системы социального страхования указывают на то, что бед-
ная одинокая мать, живущая на государственное пособие, вряд ли может рассматри-
ться как образец для подражания. Более того, анализ показывает, что уменьшение


Социальное
страхование

правительственные
программы,
направленные на
повышение доходов
нуждающихся
граждан.


440


Часть 6. Теория рынка труда


 


Новости

РЕФОРМА СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ 1996 г.

В 1996 г. президент США У. Клинтон
подписал указ о введении в действие за-
кона о реформе американской системы
социального страхования. Экономист
Гэри Бекер рассматривает его следствия.

ПОБЕДА ЗДРАВОГО СМЫСЛА И

ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНОМ

СТРАХОВАНИИ

Гэри Бекер

Принятие Конгрессом США и вве-
дение в действие указом президента
У. Клинтона реформы социального стра-
хования не означает резкого сокраще-
ния правительственных расходов, одна-
ко ее значение революционно, так как
вводится принцип, согласно которому
бедность уже не является гарантией по-
лучения помощи государства. Большин-
ство семей получают пособия в течение
ограниченного срока, но около 40 % ре-
ципиентов пользуются ими более года.
Следовательно, чем дольше семья полу-
чает пособие, тем сложнее ей преодолеть
трудности.

Вот почему ограничение сроков по-
лучения пособий семьями — одно из
важнейших направлений нового закона.
У получающих пособия семей отбирают
«постоянный костыль»: реформа пре-
дусматривает, что в течение двух лет,
если глава семьи не начнет искать рабо-
ту, получатели лишаются значительной
части вспомоществования. Получатели
пособий в семье могут меняться, но в
этом случае срок их выплаты ограничи-
вается пятью годами.

По моему мнению, сделан важный
шаг в верном направлении. Временные
ограничения желательны не только по-
тому, что они сокращают расходы пра-


вительства, но получение пособия в те-
чение длительного периода приводит к
потере квалификации работника и за-
креплению привычки жить на государ-
ственную «милостыню». Малоимущий
гражданин утрачивает стремление зара-
ботать, личную инициативу и уверен-
ность в себе.

Демократы, которые голосовали в
Конгрессе против принятия закона, ут-
верждают, что его жертвами становятся
дети, матери которых перестанут полу-
чать пособия. (Но реформу поддержали
50 % демократов из палаты представите-
лей и более половины сенаторов-демокра-
тов — и практически все члены респуб-
ликанской партии). Я согласен, что наша
главная забота — последствия реформы
социального страхования. Но критики
сравнивают новую систему с идеальным
стандартом, а не со старой системой. Но-
вые подходы к бедности и социальному
страхованию запоздали.

За последние 50 лет правительство
США израсходовало на правительствен-
ные программы помощи беднейшим сло-
ям населения более S 5 трлн. Количе-
ство семей, получающих пособия, вы-
росло с менее чем 8 млн в 1970 г. до
почти 15 млн в 1990-х гг. Моральный
ущерб, выражающийся в разрушении
системы ценностей детей в семьях, полу-
чающих пособия, превышает материаль-
ные выгоды. В семьях, которые дли-
тельное время живут на пособие, дети
воспринимают поддержку правитель-
ства как нормальное явление, более цен-
ное, чем финансовая и психологическая
независимость. Вот почему даже пять
лет получения пособия — слишком дол-
гий срок. Давление на родителей, живу-
щих на пособие, с целью получения ими
даже скромно оплачиваемой работы даст
новую надежду и стимулы их детям.

Новый закон децентрализует поли-
тику социального страхования с помо-
щью единовременных платежей адми-


нистрациям штатов, которые получают
право проводить собственные программы
социального страхования — в соответ-
ствии с федеральными лимитами време-
ни и другими ограничениями. Против-
ники передачи полномочий властям
штатов утверждают, что местные пра-
вительства будут игнорировать бедных
черных и другие меньшинства. Однако
на страже прав меньшинств стоит закон
о гражданских правах и другие феде-
ральные законы.

Более того, практически все иннова-
ционные подходы к.социальному страхо-
ванию в прошлом десятилетии, включая
основные федеральные законы, опробо-
вались на региональном уровне — в Ка-
лифорнии, Мичигане, Нью-Джерси, Вис-
консине и других штатах. Вот почему, я
полагаю, что в большинстве штатов на-
значение социальных пособий будет бо-
лее эффективно и менее бюрократизиро-
вано.

Закон о социальном страховании не-
совершенен. Например, сомнительно, что
отказ от предоставления пособий по со-
циальному страхованию иностранцам су-
щественно ограничит иммиграцию. Тем
не менее новый закон — значительный
шаг в направлении признания основного
положения экономической науки: пра-
вительственные пособия в значительной
степени влияют на стимулы, поведение и
ценности человека.

За реформой социального страхова-
ния должны последовать аналогичные
реформы системы медицинского страхо-
вания и других программ, чтобы стиму-
лировать семьи, которые должны «вы-
тащить себя за волосы» из «болота»
бедности. В результате возрастет уро-
вень сбережений пожилых американцев,
сократятся расходы правительства на со-
циальное страхование, изменится систе-
ма общественных ценностей.

Источник: «Business Week», September 23,
1996, p. 22.


количества семей с двумя родителями вряд ли связано с системой социального
страхования, как иногда заявляют ее критики. С начала 1970-х гг. пособия по
социальному страхованию в США (скорректированные к уровню инфляции) умень-
шились, хотя доля детей, живущих в семье с единственным родителем, возросла.

Отрицательный подоходный налог

Какую бы систему сбора налогов ни выбрало правительство, она воздействует на
распределение доходов, особенно в случае прогрессивного подоходного налога.
когда семьи с высокими доходами отдают правительству в виде налогов большиг


Глава 20. Распределение доходов


441


 


процент заработков в сравнении с малообеспеченными семьями. Равенство между
группами населения, получающими различные доходы, — важный критерий созда-
ния налоговой системы государства (гл. 12).

Многие экономисты выступают за перераспределение доходов в пользу бедных
помощью отрицательного подоходного налога, когда богатые семьи платят на-
логи на основе дохода, а малоимущие семьи получают правительственную субси-
дию, то есть «платят» отрицательный налог.

Предположим, что правительство для расчета налоговых обязательств семьи
'спользовало следующую формулу:

Подлежащий уплате налог =1/3 дохода — $ 10 тыс.

В этом случае семья, доходы которой составили $60 тыс., заплатила бы в
•ачестве налогов $ 10 тыс., семья, с доходами в $ 90 тыс. — $ 20 тыс. Семья с
доходами в $ 30 тыс. не должна платить налогов, а хозяйство, члены которого
оэлучили за год лишь $ 15 тыс., «платит» отрицательный налог, равный $ 5 тыс., то

;ть правительство доплачивает ему $ 5 тыс.

Система отрицательного подоходного налога позволяет семьям бедняков по-
ту чать финансовую помощь без всяких справок о бедственном положении.
Единственное основание получения помощи со стороны общества — низкий до-
,эд. В зависимости от точки зрения данная особенность может быть как преиму-
ществом, так и недостатком. С одной стороны, отрицательный подоходный налог
-е будет влиять на число детей, рожденных вне брака, или на статистику разво-
дов (в отличие от современной системы социального страхования, по мнению ее

ритиков). С другой стороны, отрицательный подоходный налог субсидирует
:ентяев, которые, по мнению некоторых экономистов и политиков, не заслужива-
от помощи правительства.

Отрицательный подоходный налог напоминает налоговый кредит на заработан-
ный доход, который позволяет работающим членам бедных семей получать возме-
ление подоходного налога, превышающее уплаченные в течение года налоги. He-

оторые экономисты считают, что поскольку налоговый кредит на заработанный
лэход относится только к работающим бедным, он стимулирует его получателей к
труду, в отличие от других программ по борьбе с бедностью. Однако налоговый

редит не применим в случаях безработицы, болезни или нетрудоспособности пред-
ставителей беднейших слоев населения.


Отрицательный
подоходный
налог

налоговая система,
основанная на по-
ступлении платежей
от домашних хозяйств
с высокими дохода-
ми и трансфертных
выплатах малоиму-
щим семьям.


Трансфертные платежи в натуральной форме

Еще один способ оказания помощи малоимущим — прямое предоставление опреде-
:енных товаров и услуг. Например, благотворительные организации обеспечивают
-туждающихся продуктами питания, кровом и игрушками на Рождество. Правитель-
. гво выдает бедным семьям талоны на питание, которые используются для покупки
продуктов в магазинах; обеспечивает медицинское обслуживание с помощью специ-
альных программ. Сравнима ли эффективность трансфертов в натуральной форме
: прямых денежных платежей? Однозначного ответа не существует.

Сторонники трансфертов в натуральной форме утверждают, что они гарантиру-
от получение бедными семьями самого необходимого. Именно в беднейших семьях
лироко распространено употребление алкоголя и наркотиков. Предоставляя мало-
жгущим продукты питания и кров, общество может быть более уверенным, что оно
ттособствует ограничению подобных пагубных привычек. Именно по этой причине
трансферты в натуральной форме более популярны, чем денежные выплаты.


442 _________________________________________________________________ Часть 6. Теория рынка труда

Сторонники денежных платежей утверждают, что трансферты в натуральной
форме неэффективны и неэтичны. Правительство не знает, в каких товарах и
услугах более всего нуждаются бедняки. Многие малообеспеченные граждане —
обычные люди, которым просто не повезло, но они имеют право самостоятельно
выбрать путь к повышению уровня жизни.

Программы борьбы с бедностью и стимулы к работе

Многие программы, нацеленные на помощь малообеспеченным гражданам, скорее
побуждают не к стремлению выбраться из бедности собственными силами, а к
«проеданию» общественной помощи. Рассмотрим следующий пример. Предполо-
жим, что доход в размере $ 15 тыс. позволяет семье вести нормальный образ
жизни. Допустим, что правительство гарантирует его каждой семье. Сколько бы ни
получала семья, правительство возмещает разницу между ее доходом и суммой в
$ 15 тыс. Как вы думаете, каковы будут последствия такой политики?

Ее влияние на стимулы к труду очевидно: любой индивид, имеющий возмож-
ность заработать меньше $ 15 тыс., утрачивает мотивы к поискам более выгодной
работы. Каждый дополнительно заработанный им доллар приведет к соответству-
ющему уменьшению правительственного пособия, то есть государство облагает
налогом 100 % дополнительного дохода. Эффективная предельная ставка налога в
100 % приводит к значительным безвозвратным потерям.

Неблагоприятные воздействия высокоэффективной ставки налога продолжа-
ются в течение длительного времени. Человек, не имеющий стимулов к работе,
теряет профессиональные навыки. Кроме того, слоняющиеся без дела родители —
отрицательный пример для детей, что неблагоприятно сказывается на их способно-
сти найти и сохранить работу в будущем.

Хотя программы борьбы с бедностью, о которых мы говорили, носят гипотети-
ческий характер, они не так уж далеки от действительности, как это может показать-
ся на первый взгляд. На оказание поддержки неимущим гражданам ориентированы
программы социального страхования, медицинской помощи, талоны на питание, нало-
говый кредит на заработанный доход, — и все они «привязаны» к семейному
доходу, с увеличением которого государственная поддержка прекращается. Когда
все эти программы суммируются, эффективные предельные ставки налога резко
возрастают, иногда они превышают 100 %. Поэтому в случае увеличения доходов
семьи получатели пособий несут прямые убытки. Пытаясь помочь бедным, прави-
тельство отвращает их семьи от работы. По словам критиков программ по борьбе с
бедностью, они формируют негативное отношение к работе и «культуру бедности».

Может показаться, что решение проблемы очевидно — последовательное умень-
шение размеров пособий по бедности по мере увеличения семейных доходов.
Например, если малоимущая семья теряет 30 центов пособия на каждый заработан-
ный собственными усилиями доллар, эффективная предельная ставка «налога»
составляет 30 %. Она, безусловно, в некоторой степени уменьшает стремление рабо-
тать, но не устраняет его полностью.

Проблема заключается в том, что такое решение в значительной степени повы-
шает стоимость программ по борьбе с бедностью. Если по мере роста доходов
бедной семьи размеры пособий постепенно сокращаются, семья, только что подняв-
шаяся над чертой бедности, должна получать достаточно существенное воспомоще-
ствование. Чем больше пособий различных размеров, чем больше семей должны их
получать, тем выше стоимость государственных программ. Таким образом, полити-
ки сталкиваются с выбором между высокими эффективными предельными ста?


-аза 20. Распределение доходов


443


 


Новости

5ЕРЕЖЕНИЯ И ПОСОБИЕ
НА ДЕТЕЙ

граммы, направленные на помощь

"•:-■;.; м. отягощены множеством побоч-

г>ффектов. Один из них — анти-

; лы к сбережениям. В статье рас-

..:-=•: в ается об одной из получающих

::'ня одиноких матерей, которая по-

~^:ась отложить немного денег на

-гный день».

ЛЯЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОЛУЧАЮЩИХ

" ОСОБИЕ, ЭКОНОМИЯ ЗАКОННА,

А СБЕРЕЖЕНИЯ - НЕТ

Роберт Роуз

-еженное пенни — заработанное
-■-л. Обычно. Но как мы должны от-
ться к случаю с Грейс Капетилло,
гтней матерью, наделенной редким
■ женщин талантом бережливости?
покупает одежду только на рас-
:лжах или в магазинах, торгующих
: тжанными вещами. Чтобы сэконо-
■-- на продуктах, она покупает короб-
солониной по 67 центов и банки с
: г-гым супом по 39 центов. Когда ее
- L-етняя дочь попросила на Рождество
ч.ту. ее мама прошла мимо магазина
* R» Us1 в котором такая игрушка
лизалась по S 19,99. В Goodwill она
,.~i такую же за $1,89. Единствен-
но потребовалось от мамы, кроме
з.лки, — почистить ее и перевязать
|:ы розовой лентой перед тем как
:;~э куклу Мишель. Популярная иг-
_-.а «Картофельная голова» прода-
; э Goodwill по 79 центов, а не по


Стратегия мисс Г. Капетилло помог-
ла ей за четыре года сэкономить более
$ 3 тыс. Ее цель заключалась в том, что-
бы отложить немного денег на новую сти-
ральную машину и, возможно, однажды
отправить Мишель в колледж. Она мог-
ла быть примером для соседей, более из-
вестных склонностью к уголовным пре-
ступлениям, нежели высокими стремле-
ниями. Но была одна загвоздка: мисс
Г. Капетилло получала пособие — S 440
в месяц плюс $ 60 талонами на продукты
питания, и ее сбережения — противо-
законны. Когда чиновники узнали о бе-
режливой мамаше, они быстро начали
действовать. Мисс Г. Капетилло, как они
заявили, делает сбережения за счет нало-
гоплательщиков.

В прошлом месяце Департамент со-
циальных услуг графства Милуоки об-
ратился в суд, обвинив женщину в об-
мане, и потребовал, чтобы она вернула
свои сбережения (более $ 15 тыс.) го-
сударству. Мисс Г. Капетилло утверж-
дает, что она не знала о незаконности
своих действий, но по условиям феде-
ральной программы она должна была
отказаться от пособия с 1985 г., когда
ее сбережения превысили S 1 тыс.

Но «Дядя Сэм» не собирается от-
ступать. «Налоговые доллары предназ-
начены для удовлетворения первичных
потребностей человека», — говорит Ро-
берт Дэвис, директор Департамента со-
циальных услуг Милуоки. Федеральные
правила и дух программы запрещают
«получать деньги и откладывать их на
сберегательный счет».

Мисс Г. Капетилло была вынуждена
уменьшить сбережения ради получения
пособия. Она приобрела новую стираль-
ную машину, бывшую в употреблении


кухонную плиту, холодильник за S 40 и
новый спальный комплект для Мишель.
Но это не спасло ее от обвинений в об-
мане.

Настал день суда. Окружной судья
Чарльз Шадсон не мог понять, в чем со-
стояло преступление мисс Г. Капетилло.
Для него мошенничество с пособием оз-
начало двойное падение: получение по-
собия и нелегальную работу. После того
как адвокаты объяснили судье правило,
запрещающее сбережение денег полу-
чателями пособий, Ч. Шадсон заявил:
«Определенно, если наша страна кому-то
и помогает, то только состоятельным гра-
жданам», — дело Г. Капетилло рассмат-
ривалось в то же время, когда президент
Дж. Буш рекламировал свой план семей-
ных сберегательных счетов.

Другие считают иначе. Работник си-
стемы социального страхования граф-
ства София Партипило считает, что сбе-
режения мисс Г. Капетилло заставляют
задуматься — насколько необходимо
ей пособие? «Мы не предоставляем зай-
мы, — утверждает С. Партипило. —
Мы не вручаем тостеры в конце каждо-
го месяца. Мы здесь для того, чтобы по-
мочь ей справиться с трудными време-
нами».

Мисс Г. Капетилло была настоль-
ко напугана, что судья едва мог рас-
слышать ее голос. Она признала вину
в том, что «не уведомила органы со-
циального страхования об "изменении
обстоятельств"». Судья приговорил ее к
годовому испытательному сроку и воз-
мещению правительству одной тысячи
долларов.

Источник: «The Wall Street Journal»,
February 6, 1990, pp. 1, 11.


 


■■'•I налога на малообеспеченных граждан и дорогими для законопослушных

- ггоплателыциков программами уменьшения бедности.

3 1996 г. контролируемый республиканцами Конгресс США принял закон о

герме социального страхования, направленный на решение этой проблемы, кото-

?граничивает срок, в течение которого американец имеет право на пособие.

- гонники закона утверждают, что он приведет к снижению неблагоприятных

: гектов, связанных с постоянным получением пособия. Критики заявляют, что

неизбежное следствие — увеличение числа семей с детьми, находящимися

- г черты бедности. Президент У. Клинтон, который на выборах 1992 г. обещал

:нчить с социальным страхованием, таким, как мы его знаем», подписал закон,
тря на возражения многих конгрессменов из демократической партии.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Перечислите три
программы, направлен-
ные на помощь бедным,
и обсудите плюсы и
минусы каждой из них.


444


Часть 6. Теория рынка труда


Заключение



История дискуссий о справедливости распределения доходов насчитывает многие
тысячелетия. Древнегреческий философ Платон считал, что в идеальном обществе
доход самого богатого человека превышает доход самого бедного человека не
более чем в четыре раза. Хотя количественное определение равенства связано с
немалыми трудностями, очевидно, что его степень в американском обществе не
соответствует идеалу Платона.

Один из Десяти принципов экономической науки гласит, что правительстве
иногда имеет возможность улучшить результаты деятельности рынка. Однако воп-
рос о применении данного принципа к распределению доходов вызывает разногла-
сия. Философы и политики расходятся в оценке желательного неравенства и роли
государства в изменении пропорций распределения доходов.

Другой Принцип экономике утверждает, что человек делает выбор. Политике
наказания добившихся успеха людей и вознаграждающая неудачников, уменьшает
стремление человека к преуспеванию. Таким образом, политики сталкиваются с
необходимостью выбора между справедливостью и эффективностью. Чем более
справедливо делится пирог, тем меньше становятся его порции. С этим правилом
распределения дохода согласны почти все участники дискуссии.

Выводы


Статистика свидетельствует о значительном раз-
рыве в доходах населения США. Доход квин-
тиля самых богатых семей примерно в десять
раз превышает доход самой бедной пятой части
семей.

Трансферты в натуральной форме, экономический
жизненный цикл, временный доход и экономи-
ческая мобильность затрудняют оценку степени
общественного неравенства в распределении до-
хода за какой-либо один год. Учет этих фак-
торов позволяет сделать вывод о более рав-
номерном распределении экономического
благосостояния.

Политическая философия не выработала еди-
ного подхода к роли правительства в измене-
нии пропорций распределения доходов. Ути-
литаристы (Дж. С. Милль) считают, что
распределение доходов должно максимизировать
совокупную полезность, либералы (Дж. Роулс)
придерживаются той точки зрения, что прави-
тельство должно проводить политику, направлен-


ную на поддержание справедливости, степень ко-
торой оценивает беспристрастный наблюдатель
либертарианцы (такие, как P. Нозик) призыва-
ют государство гарантировать справедливости
процесса распределения доходов, но не его ре-
зультатов.

Правительство США реализует различные про-
граммы, направленные на оказание помощи бед-
нейшим слоям населения, — закон о минимальном
размере оплаты труда, социальное страхование
отрицательный подоходный налог и трансферты
в натуральной форме. Хотя каждая из программ
позволяет некоторым неимущим гражданам вы-
рваться из «костлявых рук» бедности, все они
сопряжены с отрицательными побочными эффек-
тами. Так как по мере роста доходов беднейших
семей финансовая помощь правительства умень-
шается, малообеспеченные люди сталкиваются:
чрезвычайно высокими эффективными предел; -
ными ставками налога, которые играют роль ак
тистимулов к упорной работе.


лава 20. Распределение доходов


445


Основные понятия


"ровень бедности
•кономический жизненный цикл
Полезность
'ибертарианизм


Черта бедности
Постоянный доход
Либерализм
Социальное страхование


Трансферты в натуральной форме
Утилитаризм
Критерий максимума
Отрицательный подоходный налог


Вопросы


Какие группы населения особенно подвержены 3. Как утилитарист, либерал и сторонник свободы

«чапаэр* Лрттпгти?                                                                          пптти пттпргтрттятпт жрлярмни vnnRPHb нрпяврн-

«заразе» бедности?

Почему временный доход и экономический жиз

ненный цикл осложняют оценку доходов насе

ления?


воли определяют желаемый уровень неравен-
ства в доходах?
4. В чем заключаются положительные и отрицатель-
ные стороны трансфертов в натуральной форме?


Задания для самостоятельной работы


Экономисты часто считают изменение жизнен-
ного цикла дохода одной из форм временного
изменения дохода в течение жизни людей, или
постоянным доходом. Как ваш текущий доход
сравним в этом смысле с вашим постоянным
доходом? Думаете ли вы, что текущий доход в
точности отражает ваш уровень жизни?
Мы обсуждали, что люди могут использовать сбе-
режения и займы, чтобы сгладить временные из-
менения дохода для поддержания постоянного
уровня потребления.

а. Что может помешать такому сглаживанию?

б. Следует ли определять неравенство в дохо-
дах исходя из постоянного дохода?

В этой главе рассказывается о важности эконо-
мической мобильности.

а. Какую политику может проводить правитель-
ство, чтобы увеличить экономическую мобиль-
ность поколения?

б. Какую политику может проводить правитель-
ство, чтобы увеличить экономическую мобиль-
ность нескольких поколений?

Рассмотрим два сообщества. В одном из них
десять семей получают доход в размере $ 100
■саждая и десять семей получают доход в раз-


мере $ 20 каждая. В другом сообществе де-
сять семей получают доход $ 200 каждая и
десять семей получают доход в размере $ 22
каждая.

а. В каком сообществе распределение доходов
более справедливо?

б. Какое распределение доходов предпочел бы
Дж. Роулс? Объясните.

в. Какое распределение доходов предпочитаете
вы? Объясните.

В этой главе при объяснении ограничений пере-
распределения доходов используется аналогия
с «дырявым ведром». Какие элементы амери-
канской системы перераспределения доходов со-
здают «дыры в ведре»?

Предположим, что в обществе из десяти людей
существуют два варианта распределения дохо-
да. При первом девять человек получают доход
в размере $ 30 тыс., а один — $ 10 тыс. При
втором все десять человек получают доход в
размере $ 25 тыс.

а. Если бы в обществе доходы распределялись
по первому варианту, какой бы аргумент при-
водили утилитаристы в защиту перераспреде-
ления доходов?


446


Часть 6. Теория рынка труд-


 


б. Какое распределение доходов посчитал бы
справедливым Дж. Роулс? Объясните.

в. Какое распределение доходов посчитал бы
справедливым P. Нозик? Объясните.

7. Как вы думаете, человек, полагающий, что прави-
тельство должно помогать бедным детям, но не
малообеспеченным взрослым, относится к сторон-
никам денежных пособий или трансфертов в на-
туральной форме?

8. Предположим, что налоговое обязательство се-
мьи рассчитывается как половина ее доходов за
вычетом $ 10 тыс. Некоторые семьи будут пла-
тить налоги правительству, другие — получать
денежную компенсацию.

а. Рассмотрим семьи с доходами до налогооб-
ложения в размере $ 0, $ 10 тыс., $ 20 тыс.,
$ 30 тыс. и $ 40 тыс. Составьте таблицу, по-
казывающую доход семьи до налогообложе-
ния, налоги, уплаченные правительству, или
правительственную компенсацию, и доход
каждой семьи после уплаты налога.

б. Какова предельная ставка налога при такой
системе? Какова максимальная сумма дохода,


при котором семья получает деньги от пра-
вительства?

в. Предположим, что шкала налогов изменяется
и в соответствии с ней налоговое обязатель-
ство каждой семьи равно одной четверти дс-
хода за вычетом $ 10 тыс. Какова предельна»
ставка налога при этой новой системе? Како-
ва максимальная сумма дохода, при которое
семья получает деньги от правительства?

г. Каковы основные недостатки каждой налогс-
вой шкалы?

9. Джон и Джереми — утилитаристы. Джон пола-
гает, что предложение труда весьма эластично, i
то время как Джереми оценивает его как неэла-
стичное. Как вы думаете, отличаются ли их взгля-
ды на перераспределение дохода?

10. Рассмотрим каждое из следующих утверждений
Согласны вы с ними или нет?

а. У каждого из родителей есть право упорн:
работать и делать сбережения, чтобы обеспе-
чить детям лучшую жизнь.

б. Неудачи родителей не должны сказываться
на детях.


Часть 7

Дополнительная

Тема для

Отличников




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.156.58 (0.015 с.)