Ограничение торговли и антитрестовские законы
Один из самых общих способов воспрепятствования координации действий фирм- олигополистов — применение общего права. Обычно свобода заключения кон- трактов — неотъемлемое условие рыночной экономики: на их основе и осуще-
________________________ Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынка
ствляется взаимовыгодная торговля между предпринимателями и домашними хо- зяйствами. Гарант исполнения законных контрактов — судебная система. Однако в течение многих столетий в судебных системах Великобритании и США принято считать, что соглашения субъектов рынка о снижении объемов предложения и повышении цен противоречат общественному благу.
В США государственная политика в отношении олигополистов формулируется в антитрестовском законе Шермана от 1890 г.:
Всякий договор, объединение в форме треста или в иной форме, или тайный сговор, направленные на ограничение розничной торговли, или торговли меж- ду разными штатами, или с иностранными государствами, настоящим объяв- ляются незаконными _ Любое лицо, которое монополизирует (пытается мо- нополизировать, объединяется, вступает в тайный сговор с любым лицом или лицами) розничную торговлю какими-либо товарами, или торговлю между разными штатами, или с иностранными государствами, должно признавать- ся виновным в совершении мисдиминора ('категория наименее опасных преступ- лений, граничащих с административными правонарушениями.— Прим. перев.), и. будучи осужденным, должно наказываться штрафом, не превышающим пяти- десяти тысяч долларов, или тюремным заключением на срок, не превышающий один год, или обоими упомянутыми наказаниями по усмотрению суда.
Закон Шермана разделил понятия соглашения между олигополистами и хозяй- ственного контракта. Первое рассматривается как преступный тайный сговор, вто- рое — как добровольное соглашение сторон. Санкции за нарушение антитрестов- ского законодательства были расширены в Законе Клейтона (1914 г.), согласие которому лицо, доказавшее нанесенный ему вследствие незаконного соглашения, направленного на ограничение торговли, ущерб, имеет право требовать в судебном порядке возмещения понесенных убытков в тройном размере. Цель необычногс правила тройного возмещения убытков заключается в том, чтобы поощрить част- ные иски против организующих тайные сговоры олигополистов.
В наши дни право предъявлять иски, требующие соблюдения антитрестовских законов, имеют как Министерство юстиции США, так и частные лица. Эти законы используются для предотвращения слияний, ведущих к чрезмерной власти на^ рынком одной фирмы (гл. 14), и воспрепятствования ограничениям конкуренция со стороны олигополистов.
Практикум
Незаконный телефонный разговор
Структура олигополистического рынка определяет возникновение сильных по- будительных мотивов его субъектов к сговору, направленному на снижение объемов производства, повышение цен и увеличение прибыли. Прекрасно осоз- навал потенциальную неэффективность рыночного регулирования великий эко- номист Адам Смит, который в классическом труде «Богатство народов» писал
Люди, занятые в одной и той же отрасли торговли, редко появляются вме- сте на публике. Но они пользуются любой возможностью тайной встречи или некоторым образом отвлекают внимание публики, чтобы договорить- ся о повышении цен.
В качестве современного примера, подтверждающего наблюдение А. Смита, мы приводим отрывок из телефонного разговора президентов авиакомпаний
Глава 16. Олигополия
American Airlines и Braniff Airways Роберта Крэндалла и Говарда Путнама, опубликованного в газете «Г/ге New York Times» 24 февраля 1983 г.
КРЭНДАЛЛ: О Господи, да это же чертовски глупо! Пока мы сидим здесь и «околачиваем... груши», ни один из нас не заработал даже ... цента.
ПУТНАМ: У вас имеются конкретные предложения?
КРЭНДАЛЛ: Да, по крайней мере одно. Вы немедленно поднимаете ваши ... тарифы на 20 процентов. Свои я подниму на следующее же утро.
ПУТНАМ: Роберт, мы...
КРЭНДАЛЛ: Вы сделаете больше денег, и я тоже.
ПУТНАМ: Мы не имеем права говорить о согласованном повышении цен!
КРЭНДАЛЛ: О..., Говард! Мы можем... тему столько, сколько нам ни заб- лагорассудится.
Г. Путнам был прав: антитрестовский Закон Шермана запрещает руководителям конкурирующих компаний любое упоминание о скоординированном установлении цен. После того, как пленка с записью была представлена в Министерство юстиции США против Роберта Крэндалла было возбуждено уголовное дело.
Двумя годами позже P. Крэндалл и Министерство юстиции достигли соглаше- ния, предусматривавшего различные ограничения деловой активности бизнесмена, включая его контакты с должностными лицами других авиакомпаний. Министерство юстиции заявило, что условия соглашения «защищают конкуренцию в индустрии воздушных перевозок, удерживая American Airlines и P. Крэндалла от дальнейших попыток монополизировать какую-либо из сфер пассажирских авиаперевозок, по- средством обсуждения с конкурентами цен на услуги авиакомпаний».
Дискуссии об антитрестовской политике
Основной вопрос, по поводу которого идут постоянные юридические дискуссии, заключается в определении подлежащих запрету антитрестовскими законами дей- ствий компаний. Большинство комментаторов согласны с тем, что незаконными должны признаваться любые соглашения об установлении и поддержании опреде- ленного уровня цен. Однако антитрестовские законы использовались и в отноше- нии практики ведения бизнеса, последствия которой далеко не очевидны. Ниже мы рассмотрим два примера.
Поддержание розничных цен. Один из примеров спорной практики бизнеса — поддержание розничных цен, так называемая честная торговля. Представьте себе, что компания «Потряссоник» поставляет розничной торговле видеомагнитофоны по оптовой цене $ 300 и требует, чтобы ее партнеры установили розничную цену в $ 350. В этом случае говорят, что компания занимается поддержанием розничных цен. Любой розничный торговец, который назначит цену ниже $ 350, нарушает контракт с «Потряссоник».
На первый взгляд поддержание розничных цен может показаться антиконку- рентным и, следовательно, вредным для общества. Подобно соглашению участни- ков картеля, оно препятствует ценовой конкуренции розничных торговцев. По этой причине американские суды рассматривали практику поддержания розничных цен как нарушение антитрестовских законов.
________________________ Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынка
Однако в ее защиту выступили некоторые экономисты. Во-первых, они отрица- ют, что цель поддержания цен — ограничение конкуренции. Если компания «По- тряссоник» имеет какую-либо власть над рынком, что мешает ей манипулировать оптовыми, а не розничными ценами? Кроме того, «Потряссоник» не имеет побуди- тельных мотивов препятствовать конкуренции розничных продавцов. Действи- тельно, поскольку объем продаж конкурентных продавцов должен превышать объем продаж картеля розничных продавцов, от ограничения конкуренции в пер- вую очередь проигрывает «Потряссоник».
Во-вторых, практика поддержания розничных цен преследует вполне законную цель. «Потряссоник» стремится, чтобы его продукция была представлена в прекрас- ных демонстрационных залах с квалифицированным торговым персоналом. В от- сутствие поддержки производителя некоторые покупатели, польстившись на скидки, могут приобрести видеомагнитофон у продавца, который экономит на сервисе. Но высокий уровень обслуживания покупателей в определенной степени — обществен- ное благо, предоставляемое розничными торговцами, которые продают видеомагни- тофоны «Потряссоник». Когда некое лицо предоставляет общественное благо, на него, как мухи на мед, слетаются «нахлебники» (гл. 11). В этом случае розничные продавцы, торгующие со скидкой, выезжали бы на сервисе, который обеспечивают квалифицированные продавцы, что привело бы к нежелательному снижению каче- ства обслуживания. Поддержание розничных цен — один из способов, которым компания «Потряссоник» пытается решить проблему «нахлебников».
Пример с поддержанием розничных цен иллюстрирует важный принцип: прак- тика ведения бизнеса, которая на первый взгляд ведет к ограничению конку- ренции, может преследовать вполне законные цели. Данный принцип в еще боль- шей степени осложняет практику применения антитрестовских законов.
Принудительный ассортимент. Еще один пример спорной практики ведения бизнеса — принудительный ассортимент продукции. Предположим, что киносту- дия «Кассовый фильм» сняла два новых фильма — «Звездные войны» и «Гам- лет». Если «Кассовый фильм» предлагает кинотеатрам пакет из двух кинокартин фильмов по общей цене, а не каждый в отдельности, говорят, что киностудия предлагает принудительный ассортимент продукции.
Практика продажи кинофильмов «с нагрузкой» была обжалована в Верховном суде США, который запретил торговлю «котами в мешках». Суд рассуждал следу- ющим образом: предположим, что «Звездные войны» — супербоевик, в то время как «Гамлет» — некассовый художественный фильм. Киностудия, пользуясь попу- лярностью «Звездных войн», принуждает кинотеатры приобретать и «Гамлета». Создается впечатление, что киностудия использует торговлю «наборами» как ме- ханизм расширения власти над рынком.
Экономисты критически восприняли аргументацию юристов. Предположим, что кинотеатры готовы заплатить $ 20 тыс. за «Звездные войны», а за «Гамлета» не дадут и цента, а киностудия предлагает им за ту же сумму два кинофильма. Условие о приобретении определенного набора фильмов отнюдь не увеличивает цену, которую кинотеатры готовы заплатить за «Звездные войны». Количество фильмов в наборе «Кассового фильма» никак не влияет на ее власть над рынком.
В чем же причина существования практики принудительного ассортимента? Воз- можно, принудительный ассортимент есть форма ценовой дискриминации. Предпо- ложим, что имеются два кинотеатра. Городской кинотеатр готов заплатить $ 16 тыс. за «Звездные войны» и $ 5 тыс. за «Гамлета», загородный кинотеатр — $ 14 тыс. за первый фильм и $ 6 тыс. за второй. Если «Кассовый фильм» будет устанавливать цену на каждый фильм, его лучшая стратегия будет заключаться в назначении $ 14 тыс. за «Звездные войны» и $ 5 тыс. за «Гамлета». Следовательно, за оба фильма он
'лава 16. Олигополия
369
Новости
АНТИКОНКУРЕНТНАЯ TOYS «R» US?
Ti может быть сложнее, чем приме- мте антитрестовских законов США? рактика, которую один юрист восприн- ?.ет как попытку ограничения конку- ■нции, другой считает вполне законным -тодом ведения бизнеса. Ниже приво- тся обзор дискуссии о практике Toys :J" Us (крупнейшей американской сети •.газинов, продающих детские игруш- : — Прим. перев.). Представители роз- :чных магазинов, торгующих со скидка- -. заявляют, что Toys "R" Us, используя "асть над рынком, пытается вытеснить - с розничного рынка игрушек. Об- няемые, в свою очередь, заявляют, что ввергаются необоснованным нападкам зхлебников», пытающихся воспользо- "ься чужой рекламой.
TOYS "R" US ОЖИДАЕТ
ОБВИНЕНИЙ В НАРУШЕНИИ
АМЕРИКАНСКОГО
АНТИТРЕСТОВСКОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Дженнифер Стейнхауэр
.-.:-: сообщил вчера Toys "R" Us,
• пнейший американский розничный
" 'Лавец игрушек, компания ожидает,
что Федеральная торговая комиссия предъявит ей обвинения в нарушении антитрестовского законодательства. Од- нако компания планирует энергично оспаривать любые действия, направлен- ные на запрещение ее практики опто- вых закупок.
В центре гражданского разбиратель- ства, которое началось как часть более широкого рассмотрения положения дел в отрасли, вопрос: «Нарушила ли Toys "R" Us, отказавшись от закупки продук- ции компаний Mattel и Hasbro в том случае, если они не разорвут отношения с магазинами-клубами, антитрестовские законы». Магазины-клубы практикуют продажу товаров по сниженным ценам своим членам. Хотя розничный тор- говец имеет право отказаться покупать продукцию у кого бы то ни было, воз- никает вопрос, не использует ли компа- ния свою власть над рынком для давле- ния на группу производителей с целью вытеснения конкурентов? Что касает- ся Toys "R" Us, ежегодный доход ко- торой составляет $ 8,8 млрд, а доля на рынке игрушек США составляет 20 %, ее размеры и власть над рынком ог- ромны...
Расследование началось с жалоб ма- газинов-клубов, на крупных изготови- телей игрушек, которые отказывались продавать им многие из своих изделий. А производители заявили, что делают это по требованию Toys "R" Us».
Toys "R" Us считает, что ее дей- ствия оправданны, ибо она испытывает жесткую конкуренцию не только со стороны магазинов-клубов, но и сетей магазинов, торгующих со скидками, та- ких как Wal-Mart и Target. «Мы ис- кренне изумлены тем, что Федеральная торговая комиссия собирается предъя- вить обвинения Toys "R" Us», — заявил президент компании Майкл Голдстайн. «Toys "R" Us расходует миллионы дол- ларов на продвижение игрушек», — отметил он и добавил, что «магазины- клубы "просыпаются" за шесть недель перед Рождеством, выбирают несколько самых ходовых изделий и, чтобы при- влечь покупателей, продают их по себе- стоимости или ниже. Мы сообщили из- готовителям, что оговариваем наше неоспоримое право отказаться от закуп- ки товаров, которые они поставляют ма- газинам-клубам. Речь идет о нашей кон- курентоспособности».
Источник: «The New York Times», March 22, 1996, pp. Dl, D7.
: лучит от каждого кинотеатра по $ 19 тыс. Однако если киностудия предлагает оинудительный ассортимент, она получает возможность запросить по $ 20 тыс. ~:ли оценка фильмов различными кинотеатрами варьируется, практика принуди- ■=льного ассортимента позволяет киностудии увеличить прибыль путем назначе- -~\я объединенной цены, более близкой к общей сумме, которую готовы заплатить : купатели. Принудительный ассортимент — спорная практика ведения бизнеса, однако ар- менты Верховного суда об увеличении власти фирмы над рынком не убедитель- м, по крайней мере, в их простейшей форме. Современная экономическая теория -:е способна дать однозначное заключение о последствиях практики принудитель- -■ эго ассортимента для общества в целом.
В последние годы дебаты по вопросу принудительного ассортимента приобрели
^:е большую остроту. Как отмечалось в гл. 15, корпорация Microsoft обладает
: чти полной монополией в производстве операционных систем для персональных
:мпьютеров. Подавляющее болыниство пользователей работают в операционных
:стемах MS-DOS, Windows 3.0 или Windows 95. Компании, производящие про-
таммное обеспечение, обвинили Microsoft в попытке расширить власть над рын-
м, включив в качестве обязательного компонента операционных систем дополни-
льное программное обеспечение, типа/и£егяе£-браузера. В настоящее время данный
лрос стал предметом расследования, проводимого Министерством юстиции США.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Какого рода соглаше- ния запрещены в практике бизнеса? Почему антитрестов- ские законы вызывают правовые споры?
370
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рь.-*~.
Заключение
Фирмы-олигополисты желали бы действовать подобно монополиям, но эгоист;г-^ ские интересы подталкивают их к совершенной конкуренции. Результаты деятеп ности олигополистов могут варьироваться от монополистической прибыли до к: - курентной, в зависимости от числа фирм на рынке и степени координации;■ действий. Анализ «дилеммы узников» познакомил вас с причинами возможнь;: неудач попыток сотрудничества субъектов рынка, даже в тех случаях, когда с - отвечает общим интересам олигополистов.
Государство регулирует поведение олигополистов посредством антитрест:- ских законов. Уточнение сферы применения этих законов — предмет непрекрагт.:- ющихся дебатов. Хотя соглашения об установлении цен между конкурирующие: фирмами очевидным образом снижают экономическое благосостояние обществ^ должны быть признаны незаконными, некоторые действия фирм, на первый взгл-. ограничивающие конкуренцию, могут преследовать вполне законные цели. Пес- тики должны осторожно выписывать «рецепты антитрестовских лекарств» попя- тим к ним на «прием» фирмам.
Выводы
В условиях олигополии фирмы максимизируют совокупную прибыль, образуя картели и действуя подобно монополисту. Однако, если олигополис- ты принимают решения относительно уровней производства индивидуально, объем выпуска ока- зывается выше, а цены ниже, чем в монопольной структуре. Чем большее число фирм входит в олигополию, тем ближе объем выпуска и цена к уровню совершенно конкурентного рынка. «Дилемма узников» показывает, что эгоистиче- ский интерес не позволяет индивидам координи- ровать действия даже тогда, когда сотрудниче-
ство отвечает интересам обеих сторон. Лег: «дилеммы узников» применима к самым раз:-: ситуациям — гонке вооружений, проблемам: ламы, использования общего ресурса или о.т; полистическим структурам рынка. Для противодействия практике ограничения:• куренции государство использует антитрес: ские законы. Однако антимонопольное зак: дательство далеко от совершенства, тем бс что некоторые действия фирм, на первый взг ведущие к ограничению конкуренции, пресле ют вполне законные деловые цели.
Основные понятия
Олигополия
Монополистическая конкуренция Сговор
Картель
Равновесие Нэша Теория игр
«Дилемма узников» Доминирующая стратег
;за 16. Олигополия
371
Вопросы
Если группа поставщиков организует картель, 4. какой объем выпуска и цену она попытается ус- тановить? 5. Сравните объем выпуска и цену олигополии с объемом производства и ценой монополии. 6. Сравните объем выпуска и цену олигополии с объемом предложения и ценой конкурентного 7. эынка.
Как число фирм в олигополии влияет на ре- зультат функционирования рынка? Что такое «дилемма узников» и как она приме- нима к олигополии?
Какие виды действий фирм запрещают антитре- стовские законы?
Что такое поддержание розничных цен и поче- му эта практика вызывает дискуссии?
Задания для самостоятельной работы
< The New York Times» 30 ноября 1993 г. сооб- щила, что «неспособность OPEC прийти к со- гласию о снижении объемов добычи нефти, привела нефтяной рынок в состояние хаоса... в США установились самые низкие, начиная с июня 1990 г., цены на сырую нефть».
а. Почему члены OPEC пытались договориться о сокращении производства?
б. Почему, по вашему мнению, членам OPEC не удалось принять решение о снижении объе- мов добычи нефти? Почему рынок нефти при- шел «в состояние хаоса»?
в. Газета приводит высказывания членов OPEC, «что такие не входящие в OPEC нефтедобы- вающие страны, как Норвегия и Великобрита- ния, должны сократить производство». Какой вывод относительно желательных для OPEC отношений с Норвегией и Великобританией можно сделать из этого высказывания?
Основные производители алмазов — Россия и ЮАР. Предположим, что предельные издержки добычи алмазов равны $ 1 тыс. на алмаз, а спрос описывается следующей функцией, заданной в виде таблицы:
Количество
8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000
| 5000
6000
7000
8000
9000
10000
11000
12000
а. Каковы были бы цена и количество алма- зов на конкурентном рынке?
б. Каковы были бы цена и объем предложе- ния в случае монополии одной из стран на рынке?
в. Если Россия и ЮАР образуют картель, как это скажется на цене и объеме предложе- ния алмазов? Если страны разделят рынок поровну, какими будут объем производства ЮАР и ее прибыль? Как повлияет на при- быль ЮАР, если она увеличит производ- ство на 1000 алмазов, в то время как Россия будет придерживаться заключенных согла- шений?
3. Почему теория игр полезна для понимания поведения субъектов олигополистических, но не конкурентных рынков?
4. Опишите некоторые события вашей жизни, в которых теория игр могла быть вам полез- на. Что связывает эти события?
5. В этой главе утверждается, что запрещение в 1971 г. рекламы сигарет по телевидению при- вело к увеличению прибыли табачных ком- паний США. Как вы оцениваете политику запретов по отношению к частным фирмам? Объясните ваш ответ.
6. «Практикум» описывает телефонный диалог между президентами компаний American Airlines и Braniff Airways. Давайте проана- лизируем игру, которую ведут компании. Пред- положим, что каждая компания может назна- чать или высокую, или низкую цену на авиабилеты. Если одна компания устанавли- вает цену S 100 за билет, она получает низ-
172
кую прибыль в том случае, когда ее конкурент устанавливает аналогичную цену, и высокую при- быль, если она назначает цену в $ 200 за билет. С другой стороны, если первая компания назна- чает плату в $ 200 за билет, она получает очень низкую прибыль, если другая компания устано- вит цену билета в $ 100, и среднюю прибыль, если ее конкурент устанавливает ту же цену.
5. Поведение фирмы и теория организации рынка
а. Нарисуйте диаграмму принятия решения для этой игры.
б. Что является равновесием Нэша для это! игры? Объясните.
в. Существует ли в этой игре результат, которы! был бы лучшим, чем равновесие Нэша? Kai его достигнуть? Кто оказался бы в проигры- ше в случае достижения этого результата?
|