Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Потребители , производители и эффективность рынковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ГЛАВА 7 В ЭТОЙ ГЛАВЕ ВЫ • Рассмотрите связь между готовностью покупателей заплатить • Узнаете, как определить и измерить потребительский излишек • Рассмотрите связь между издержками производства продавцов • Узнаете, как определить излишек производителя • Увидите, как равновесие спроса и предложения максимизирует Представьте, что потребитель отправляется в бакалейный магазин, чтобы приобре- В предыдущих главах мы рассмотрели, как в условиях рыночной экономики В этой главе мы рассмотрим теорию экономики благосостояния, проанализиру- Один из Десяти принципов экономике состоит в том, что рынки обычно явля- Экономика изучение воздействия распределения ресурсов на экономическое процветание. 158 Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостоя- вопросы о справедливой цене на птицу: цена, которая приводит спрос и предлог - Потребительский излишек Мы начинаем наше изучение экономики благосостояния с рассмотрения благ, кот Готовность заплатить Готовность максимальная сумма, Потребительский разность между Представьте, что у вас есть запись первого альбома Элвиса Пресли. Вы не нахол: На объявленный аукцион приходят четыре поклонника Элвиса: Джон, По.: Чтобы продать пластинку, вы начинаете с минимальной цены, скажем $ 10. Ta- Какую выгоду извлек Джон из покупки альбома Элвиса Пресли? В этом смыс-
Таблица 7.1 ГОТОВНОСТЬ ПОКУПАТЕЛЬ Джон Джордж ГОТОВНОСТЬ ЗАПЛАТИТЬ ($) 100 Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков _____________________ Потребительский излишек определяет выгоду, которую приносит покупателю Теперь рассмотрим несколько отличный пример. Предположим, что вы предла- Торги прекращаются, когда Джон и Пол предлагают по $ 70 (или несколько Использование кривой спроса для определения Потребительский излишек имеет непосредственное отношение к кривой спроса на Чтобы составить расписание спроса для альбома, мы используем данные о го- На рис. 7.1 изображена кривая, построенная на основе составленного нами ЦЕНА |$) ПОКУПАТЕЛИ ОБЪЕМ СПРОСА
Больше 100 Никто Джон Джон, Пол Джон, Пол, Джордж Джон, Пол, Джордж, Ринго 160 Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние Рис. 7.1 КРИВАЯ СПРОСА 0 12 3 4 Количество альбомов спроса, показывает готовность заплатить предельного покупателя, покупателя, ко- Так как кривая спроса отражает готовность покупателей заплатить за товар, мы График (б) на рис. 7.2 показывает потребительский излишек, когда цена состав- Урок, который мы получаем, относится ко всем кривым спроса: площадь фигу- Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков 161
(а) Цена альбома $80 Цена $100 80 50 Рис. 7.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ На графике (а) цена 0 12 3 4 Количество Альбомов (б) Цена альбома $ 70
Цена $100
80 50 6 Зак. № 524 0 12 3 4 Количество Альбомов 162 Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние Более низкая цена означает увеличение Так как покупатели всегда желали бы заплатить за приобретаемые ими товары мини- На рис 7.3 представлена обычная, направленная вниз кривая спроса. Хотя она Предположим, что цена товара снижается с P1 до P2 (график (б)). Потреби- Увеличение потребительского излишка состоит из двух частей. Во-первых, по- ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Что измеряет потребительский излишек? Основная задача концепции потребительского излишка состоит в том, чтобы дать Представьте себе, что вы политик, занятый созданием справедливой экономической В некоторых случаях политики могут не заботиться о потребительском излиш- Тем не менее на большинстве рынков потребительский излишек отражает уро- Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков 163
(а) Потребительский излишек при цене P1
Цена Pi Qi (б) Потребительский излишек при цене P2 Первоначальный Потребительский Излишек |
Цена
Pi
P2
Рис. 7.3
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ
ЦЕНЫ НА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
ИЗЛИШЕК
На графике (а)
цена — P1, объем
спроса - Q1, а потре-
бительский излишек
равен площади
треугольника ABC.
При снижении цены
с P, до P2 (график
(б)) объем спроса
увеличивается с O1
до O2, а потребитель-
ский излишек увели-
чивается (площадь
треугольника ADF).
Увеличение потреби-
тельского излишка
(площадь трапеции
BCFD) происходит
частично в связи с
уменьшением суммы,
которую платят
существующие
потребители (пло-
щадь прямоугольника
BCED), а частично в
связи с тем, что
новая цена привлека-
ет на рынок допол-
нительных покупа-
телей (площадь
треугольника CEF).
Qi
Q2
Количество
товара
164
Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние
Излишек производителей
Мы обращаемся к другой стороне рынка и рассматриваем выгоду, которую прино-
сит функционирование рынка продавцам. Анализ благосостояния продавцов ана-
логичен анализу благосостояния покупателей.
Издержки и желание платить
Издержки —
стоимость всего,
что приходится
делать продавцу ради
производства товара.
Излишек
производителя —
сумма, которую
получает продавец
за вычетом его
издержек.
Представьте, что вы домовладелец, которому необходимо покрасить дом. Вы обра-
щаетесь к малярам Мэри, Луизе, Джорджии и Грэндме. Каждая из них возьмется
за предлагаемую вами работу, если найдет цену подходящей. Вы решаете узнать
стоимость услуг каждой из них и провести аукцион среди женщин-маляров на
предмет предложения самой низкой цены.
Каждая из маляров хотела бы взяться за работу, если она получит сумму,
превышающую ее издержки. Здесь термин «издержки» необходимо понимать как
издержки упущенных возможностей маляра: они включают и расходы маляра
(на краску, кисти и т. д.), и ценность времени маляра. Издержки каждой из работ-
ниц представлены в табл. 7.3. Так как издержки маляра — самая низкая цена, за
которую она согласится выполнить работу, издержки — показатель ее желания
продать свой услуги. Каждая из маляров желает продать услуги по цене, превыша-
ющей издержки; каждая откажется продать услуги при цене меньше издержек и
каждая остается бесстрастной, если она продает услуги по цене в точности равной
издержкам.
Первоначально предложенная малярами цена может показаться вам слишком
высокой, но в ходе торгов она быстро снижается, так как маляры стремятся полу-
чить работу. Единственным претендентом вскоре осталась Грэндма, запросившая
$ 600 (или несколько меньше). Она рада получить $ 600 (или несколько меньше),
так как ее издержки составляют только $ 500. Мэри, Луиза и Джорджия не жела-
ют делать эту работу меньше чем за $600,01. Заметьте, что работу выполняет
маляр, издержки которой минимальны.
Какую выгоду извлекает получившая работу Грэндма? Так как она могла бы
взяться за работу и за $ 500, а получает за нее $ 600, мы говорим, что она получает
излишек производителя в размере $ 100. Излишек производителя — сумма, кото-
рую получает продавец за вычетом издержек производства. Излишек производи-
теля определят выгоду, которую приносит продавцам функционирование рынка.
Рассмотрим другую ситуацию. Предположим, что вы — владелец двух домов,
каждый из которых нуждается в покраске, и устраиваете аукцион среди четырех
маляров. Чтобы все упростить, давайте предположим, что ни один маляр
не может покрасить оба дома и что вы платите одну и ту же сумму за покраску
каждого дома. Следовательно, предлагаемая малярами цена снижается до тех пор,
пока не останутся только два участника.
Таблица 7.3
ИЗДЕРЖКИ ЧЕТЫРЕХ
ВОЗМОЖНЫХ
ПРОДАВЦОВ
ПРОДАВЕЦ
Мэри
Луиза
Джорджия
Грэндма
ИЗДЕРЖКИ ($)
900
800
600
500
Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков
165
Торги прекращаются, когда Джорджия и Грэндма предлагают выполнить рабо-
ту за $ 800 каждая (или немного меньше). Джорджия и Грэндма желали бы
выполнить работу по предложенной цене, а Мэри и Луиза стремятся получить
большую сумму денег. При цене $ 800 излишек производителя Грэндме составля-
ет $ 300, а Джорджии — $ 200. Общий излишек производителей на рынке —
$ 500.
Использование кривой предложения для определения
излишка производителя
Потребительский излишек тесно связан с кривой спроса, а излишек производителя —
с кривой предложения. Чтобы убедиться в этом, давайте продолжим наш пример.
Для определения данных о предложении мы используем значения издержек
четырех маляров из табл. 7.3. При цене ниже $ 500 никто из маляров не желает
браться за работу, поэтому объем предложения равен 0. При цене в промежутке
от $ 500 до $ 600 работу готова выполнить только Грэндма, поэтому объем пред-
ложения равен 1. Если цена находится в промежутке от $ 600 до $ 800, желание
исполнить работу выражают Грэндма и Джорджия, поэтому объем предложения
равен 2, и т. д. Таким образом, данные о предложении составляются на основе
издержек четырех маляров.
На рис. 7.4 представлена кривая предложения, построенная по данным расписа-
ния предложения. Отметьте, что высота кривой предложения связана с издержка-
ми продавцов. При любом количестве цена на кривой предложения показывает
ЦЕНА |$)
От 900 и больше
От 800 до 900
От 600 до 800
От 500 до 600
Меньше 500
ПРОДАВЦЫ
Мэри, Луиза, Джорджия, Грэндма
Луиза, Джорджия, Грэндма
Джорджия, Грэндма
Грэндма
Никто
ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
4
3
2
1
0
Таблица 7.4
РАСПИСАНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДЛЯ ЧЕТЫРЕХ
ПРОДАВЦОВ ИЗ
ТАБЛ. 7.3.
0 12 3 4 Количество
покрашенных
домов
Рис. 7.4
КРИВАЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
На этом рисунке
показана кривая
предложения, постро-
енная по данным
табл. 7.4. Отметьте,
что высота кривой
предложения отража-
ет издержки продав-
цов.
166
Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние
Рис. 7.5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ИЗЛИШКА
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ПРИ ПОМОЩИ
КРИВОЙ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
На графике (а) цена
товара составляет
$ 600, а излишек
производителя —
$ 100. На графике (б)
цена товара
составляет $ 800,
а излишек произво-
дителей составляет
$500.
издержки предельного продавца, поставщика, который первым покинет рынок
в случае дальнейшего снижения цены. При количестве в четыре дома, например,
кривая предложения имеет высоту $ 900 — издержки, которые понесет Мэри
(предельный продавец), предлагая свои услуги по покраске. При количестве
в 3 дома кривая предложения имеет высоту $ 800 — издержки, которые понесет
Луиза (которая теперь является предельным продавцом).
Так как кривая предложения отражает издержки продавца, мы можем использо-
вать ее для определения излишка производителя. Для расчета излишка производи-
теля в нашем примере используется кривая предложения на рис. 7.5. На графике
(а) мы предполагаем, что цена составляет $ 600. В этом случае объем предложения
равен 1. Отметьте, что площадь фигуры, расположенной под ценой и над кривой
предложения, равна $ 100 и в точности соответствует излишку производителя, ко-
торую мы рассчитали ранее для Грэндмы.
График (б) рис. 7.5 показывает излишек производителя при цене $800.
В этом случае площадь фигуры, расположенной под ценой и над кривой предложе-
ния, равна общей площади двух прямоугольников ($ 500), то есть излишку произ-
водителей, который мы ранее рассчитали для Грэндмы и Джорджии, когда рассмат-
ривали покраску ими двух домов.
Выводы, которые следуют из этого примера, относятся ко всем кривым предло-
жения: площадь фигуры, расположенной под ценой и над кривой предложения,
определяет излишек производителя на рынке. Логика очевидна: высота кривой
предложения определяет издержки продавцов, а разница между ценой и издержка-
ми производства составляет излишек производителя для каждого поставщика.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.140 (0.009 с.)