Потребители , производители и эффективность рынков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребители , производители и эффективность рынков




ГЛАВА


7


В ЭТОЙ ГЛАВЕ ВЫ

• Рассмотрите связь между готовностью покупателей заплатить
за товар и кривой спроса __________

• Узнаете, как определить и измерить потребительский излишек

• Рассмотрите связь между издержками производства продавцов
и кривой предложения

• Узнаете, как определить излишек производителя

• Увидите, как равновесие спроса и предложения максимизирует
общий излишек на рынке


Представьте, что потребитель отправляется в бакалейный магазин, чтобы приобре-
сти индейку, предназначенную для семейного обеда в День благодарения. Вполне
возможно, что, увидев цену на желанной тушке, он испытает глубокое разочарова-
ние. Однако фермеры, поставляющие на рынок индеек, вероятно, желают увидеть
более высокую цену на свой продукт. Ничего удивительного: покупатели всегда
хотели бы заплатить поменьше, а продавцы стремятся получить побольше. Но
насколько «верна» цена на индейку с точки зрения общества в целом?

В предыдущих главах мы рассмотрели, как в условиях рыночной экономики
силы спроса и предложения определяют цены товаров и услуг и объем продаж.
Но до сих пор мы анализировали способ рыночного распределения ограниченных
ресурсов, не задавая вопроса о его желательности, о его плюсах и минусах. Други-
ми словами, наш анализ носил позитивный (что такое), а не нормативный (что
должно быть) характер. Мы знаем, что изменение цены гарантирует равновесие
количества предложенных индеек объему спроса. Но как оценить равновесный
объем рынка? Достаточно ли количество выращенных индеек, возможно, жела-
тельно увеличить или уменьшить их потребление?

В этой главе мы рассмотрим теорию экономики благосостояния, проанализиру-
ем влияние распределения ресурсов на экономическое процветание. Мы начнем с
изучения благ, которые получают на рынке покупатели и продавцы. Затем мы
рассмотрим, как общество может увеличить эти выгоды. Анализ приводит к выво-
ду: равновесие спроса и предложения на рынке максимизирует общую выгоду,
извлекаемую покупателями и продавцами.

Один из Десяти принципов экономике состоит в том, что рынки обычно явля-
ются хорошим способом организации экономической деятельности. Теория эконо-
мики благосостояния объясняет этот принцип более полно. Он отвечает на наши


Экономика
благосостояния

изучение

воздействия

распределения

ресурсов на

экономическое

процветание.


158


Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостоя-


вопросы о справедливой цене на птицу: цена, которая приводит спрос и предлог -
ние индейки в состояние равновесия, в определенном смысле является лучшт
ценой, максимизирующей общее благосостояние потребителей индеек и произвол
телей птицы.

Потребительский излишек

Мы начинаем наше изучение экономики благосостояния с рассмотрения благ, кот
рые получают покупатели.

Готовность заплатить


Готовность
звплатить
-

максимальная сумма,
с которой покупатель
готов расстаться для
приобретения товара.

Потребительский
излишек

разность между
ценой, которую
покупатель готов
заплатить за товар, и
суммой, полученной
за него продавцом


Представьте, что у вас есть запись первого альбома Элвиса Пресли. Вы не нахол:
те в творчестве этого певца ничего особенного и готовы продать не представля:-:
щую для вас ценности запись. Один из способов организации продажи — провг
дение аукциона.

На объявленный аукцион приходят четыре поклонника Элвиса: Джон, По.:
Джордж и Ринго. Каждый из них хотел бы получить пластинку кумира, но каждь::
готов заплатит некую предельную для себя сумму (табл. 7.1). Максимально
сумма денег, которую заплатит каждый покупатель за желаемый товар, называет ^ -
готовностью заплатить и является показателем восприятия ценности товара п:
требителем. Каждый покупатель жаждал бы купить альбом, цена которого hwa.z
его готовности заплатить, отказался бы от приобретения пластинки по цене, превы-
шающей его готовность заплатить, и сохранял бы равновесие духа, если бы пек:.
альбома была равна его готовности заплатить.

Чтобы продать пластинку, вы начинаете с минимальной цены, скажем $ 10. Ta-
как все четыре покупателя готовы заплатить ббльшие суммы, цена быстро растет
Торговля заканчивается, когда Джон соглашается заплатить S 80 (или немног:
больше). В этот момент Пол, Джордж и Ринго прекращают торговаться, так ка>
не желают отдавать за альбом больше $ 79,99. Джон отдает вам S 80 и получает
альбом. Заметьте, что пластинку получил покупатель, который оценил его выше
других желающих.

Какую выгоду извлек Джон из покупки альбома Элвиса Пресли? В этом смыс-
ле Джон выторговал определенную сумму: он готов был отдать за него S 100
а пришлось заплатить только $ 80. Мы говорим, что Джон получает потребитель-
ский излишек
в размере $ 20.


 


Таблица 7.1

ГОТОВНОСТЬ
ЗАПЛАТИТЬ ЧЕТЫРЕХ
ВОЗМОЖНЫХ
ПОКУПАТЕЛЕЙ


ПОКУПАТЕЛЬ

Джон
Пол

Джордж
Ринго


ГОТОВНОСТЬ ЗАПЛАТИТЬ ($)

100
80
70
50


Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков _____________________

Потребительский излишек определяет выгоду, которую приносит покупателю
функционирование рынка. В нашем примере Джон извлекает выгоду от участия
в аукционе в размере $ 20, потому что он платит только $ 80 за товар, который
оценивает в $ 100. Пол, Джордж и Ринго не получают никаких выгод, так как они
не получили желанного альбома.

Теперь рассмотрим несколько отличный пример. Предположим, что вы предла-
гаете две одинаковых пластинки Элвиса Пресли и еще раз устраиваете аукцион
для четырех возможных покупателей. Предположим, что оба альбома продаются
по одной цене и что ни один из покупателей не собирается покупать больше одной
пластинки. Следовательно, цена растет до тех пор, пока в аукционе принимают
участие два покупателя.

Торги прекращаются, когда Джон и Пол предлагают по $ 70 (или несколько
больше). По этой цене и Джон и Пол готовы приобрести альбом, а Джордж и
Ринго не желают платить больше $ 69, 99. Джон и Пол получают излишек, равный
их готовности заплатить за вычетом цены пластинки. Потребительский излишек
Джона составляет $ 30, а Пола — $ 10. Теперь потребительский излишек Джона
больше, чем раньше, потому что он получает тот же альбом, но платит
за него меньше. Общий потребительский излишек на рынке составляет $ 40.

Использование кривой спроса для определения
потребительского излишка

Потребительский излишек имеет непосредственное отношение к кривой спроса на
товар. Чтобы убедиться в этом, давайте продолжим наш пример и рассмотрим
■ кривую спроса на первый альбом Элвиса Пресли.

Чтобы составить расписание спроса для альбома, мы используем данные о го-
товности покупателей заплатить за него. В табл. 7.2 представлены данные о спро-
се, которые соответствуют данным табл. 7.1. Если цена на пластинку превышает
$ 100, объем рыночного спроса равен 0, так как желающие расстаться с запрашива-
емой суммой отсутствуют. В интервале цены от $ 80 до $ 100 объем спроса равен
1, так как требуемую сумму готов заплатить только Джон. В том случае, когда
цена находится в промежутке между $ 70 и $ 80, объем спроса равен 2, потому что
желание приобрести альбом изъявляют и Джон и Пол. Мы можем продолжить
этот анализ и для других цен. Таким образом, на основе данных о готовности
потребителей заплатить за товар составляется расписание спроса для четырех
возможных покупателей.

На рис. 7.1 изображена кривая, построенная на основе составленного нами
расписания спроса. Отметьте зависимость между высотой кривой спроса и готов-
ностью покупателей заплатить. При любом количестве цена, определяемая кривой


ЦЕНА |$)


ПОКУПАТЕЛИ


ОБЪЕМ СПРОСА


 


Больше 100
От 80 до 100
От 70 до 80
От 50 до 70
50 или меньше


Никто

Джон

Джон, Пол

Джон, Пол, Джордж

Джон, Пол, Джордж, Ринго


160


Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние



Рис. 7.1

КРИВАЯ СПРОСА
Кривая спроса
построена на основе
расписания спроса из
табл. 7.2. Отметьте,
что высота кривой
спроса соответствует
готовности покупате-
лей заплатить
за альбом.


0             12                    3        4                      Количество

альбомов

спроса, показывает готовность заплатить предельного покупателя, покупателя, ко-
торый первым покинет рынок при повышении цены. Объему предложения,
равному 4 альбомам, соответствует цена $ 50, сумма, которую готов заплатить
за пластинку Ринго (предельный покупатель). Предложению, равному 3 альбомам
соответствует цена $ 70, сумма, которую готов заплатить Джордж (который зани-
мает освободившееся место предельного покупателя).

Так как кривая спроса отражает готовность покупателей заплатить за товар, мы
можем использовать ее для определения потребительского излишка. Для расчета
потребительского излишка в нашем примере используем кривую спроса на рис. 7.2
На графике (а) цена составляет $ 80 (или несколько больше), а требуемое количе-
ство — 1. Отметьте, что площадь прямоугольника над ценой и под кривой спроса
равна $ 20 и в точности соответствует потребительскому излишку, значение кото-
рого мы рассчитывали ранее для продажи одного альбома Джону.

График (б) на рис. 7.2 показывает потребительский излишек, когда цена состав-
ляет $ 70 (или несколько больше). В этом случае площадь фигуры, расположенной
выше цены и ниже кривой спроса, равна общей площади двух прямоугольников:
потребительскому излишку Джона в $ 30 при этой цене и потребительскому из-
лишку Пола в $ 10. Общая площадь равна $ 40 и соответствует значению потре-
бительского излишка, которое мы рассчитали ранее.

Урок, который мы получаем, относится ко всем кривым спроса: площадь фигу-
ры, расположенной под кривой спроса и над ценой, определяет размер потреби-
тельского излишка на рынке.
Дело в том, что высота кривой спроса определяет
восприятие потребителем ценности товара, его готовность заплатить за него. Раз-
ница между готовностью заплатить и рыночной ценой составляет потребительский
излишек для каждого покупателя. Таким образом, общая площадь фигуры, распо-
ложенной под кривой спроса и над ценой, является суммой потребительского из-
лишка всех покупателей на рынке товара или услуги.


Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков


161


 


(а) Цена альбома $80

Цена
альбома

$100

80
70

50


Рис. 7.2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
ИЗЛИШКА С
ПОМОЩЬЮ КРИВОЙ
СПРОСА

На графике (а) цена
товара составляет
$ 80, а потребительс-
кий излишек — $ 20.
На графике (б) цена
товара составляет
$ 70, а потребительс-
кий излишек — $40.


0             12                    3        4                      Количество

Альбомов

(б) Цена альбома $ 70


Потребительский излишек
Джона ($30)


Цена
альбома

$100

 

80
70

50


6 Зак. № 524


0             12                    3       4                      Количество

Альбомов


162


Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние


Более низкая цена означает увеличение
потребительского излишка

Так как покупатели всегда желали бы заплатить за приобретаемые ими товары мини-
мально возможную цену, низкие цены улучшают жизнь потребителей. Но насколько
увеличивается благосостояние покупателей при более низкой цене? Чтобы получить
точный ответ, мы используем концепцию потребительского излишка.

На рис 7.3 представлена обычная, направленная вниз кривая спроса. Хотя она
кажется несколько отличной по форме от ступенчатых кривых спроса на двух
предыдущих рисунках, мы по-прежнему используем тезис о том, что потребитель-
ский излишек — это площадь фигуры, ограниченной уровнем цены, кривой спроса
и осью ординат. На графике (а) потребительский излишек при цене P1 — площадь
треугольника ABC.

Предположим, что цена товара снижается с P1 до P2 (график (б)). Потреби-
тельский излишек равен площади треугольника ADF. Увеличение потребитель-
ского излишка, связанное с более низкой ценой, — площадь трапецииBCFD.

Увеличение потребительского излишка состоит из двух частей. Во-первых, по-
вышается благосостояние покупателей, уже приобретавших товар в объеме Q1, так
как они платят за него меньшую цену. Увеличение потребительского излишка
существующих покупателей состоит в уменьшении суммы, которую они платят
за приобретение определенного объема товара; оно равно площади прямоугольни-
ка BCED. Во-вторых, на рынке появляются новые покупатели, имеющие желание
и возможность приобрести товар по более низкой цене. В результате объем спро-
са возрастает с Q1 до Q2. Потребительский излишек, который получают новички,
выражается площадью треугольника CEF.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Начертите кривую
спроса на индейку.
Покажите на вашем
графике цену индейки
и потребительский
излишек. Объясните,
что измеряет потреби-
тельский излишек.


Что измеряет потребительский излишек?

Основная задача концепции потребительского излишка состоит в том, чтобы дать
нормативную оценку желательности результатов деятельности рынка. Теперь, ког-
да мы рассмотрели природу потребительского излишка, давайте выясним возмож-
ность измерения с его помощью экономического благосостояния.

Представьте себе, что вы политик, занятый созданием справедливой экономической
системы. В какой степени вас может интересовать потребительский излишек? Потре-
бительский излишек — сумма, которую потребители готовы заплатить за товар
за вычетом суммы, которую они действительно платят, определяет выгоду, которую
покупатели получают от товара, такой, какой они сами ее себе представляют. Таким
образом, потребительский излишек — хороший показатель экономического благосо-
стояния, если политики с уважением относятся к предпочтениям покупателей.

В некоторых случаях политики могут не заботиться о потребительском излиш-
ке, так как они негативно оценивают предпочтения, лежащие в основе поведения
покупателей некоторых товаров. Например, наркоманы готовы заплатить немалые
суммы за дозу героина, хотя мы бы не сказали, что наркоманы получают значитель-
ную выгоду, имея возможность купить наркотик по низкой цене (хотя наркоманы
считают, что уж они-то будут в выигрыше). С точки зрения общества, готовность
заплатить в этом случае не является показателем экономического благосостояния,
так как наркоманы преследуют исключительно личные интересы.

Тем не менее на большинстве рынков потребительский излишек отражает уро-
вень экономического благосостояния. Обычно экономисты относятся к покупате-
лям как к рациональным индивидам, предпочтения которых они обязаны уважать.
В этом случае потребитель — лучший судья, оценивающий размер извлекаемой из
приобретения товаров выгоды.


Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков


163


 


Количество
товара


Потребительский
излишек новых
потребителей

Спрос


(а) Потребительский излишек при цене P1

Потребительский
излишек


Цена

Pi

Qi

(б) Потребительский излишек при цене P2

Первоначальный

Потребительский

Излишек


Цена

Pi
P2


Рис. 7.3

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ
ЦЕНЫ НА

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
ИЗЛИШЕК
На графике (а)
цена — P1, объем
спроса - Q1, а потре-
бительский излишек
равен площади
треугольника ABC.
При снижении цены
с P, до P2 (график
(б)) объем спроса
увеличивается с O1
до O2, а потребитель-
ский излишек увели-
чивается (площадь
треугольника ADF).
Увеличение потреби-
тельского излишка
(площадь трапеции
BCFD) происходит
частично в связи с
уменьшением суммы,
которую платят
существующие
потребители (пло-
щадь прямоугольника
BCED), а частично в
связи с тем, что
новая цена привлека-
ет на рынок допол-
нительных покупа-
телей (площадь
треугольника CEF).


 



Qi


Q2


Количество
товара


164


Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние


Излишек производителей

Мы обращаемся к другой стороне рынка и рассматриваем выгоду, которую прино-
сит функционирование рынка продавцам. Анализ благосостояния продавцов ана-
логичен анализу благосостояния покупателей.

Издержки и желание платить


Издержки

стоимость всего,
что приходится
делать продавцу ради
производства товара.

Излишек
производителя

сумма, которую
получает продавец
за вычетом его
издержек.


Представьте, что вы домовладелец, которому необходимо покрасить дом. Вы обра-
щаетесь к малярам Мэри, Луизе, Джорджии и Грэндме. Каждая из них возьмется
за предлагаемую вами работу, если найдет цену подходящей. Вы решаете узнать
стоимость услуг каждой из них и провести аукцион среди женщин-маляров на
предмет предложения самой низкой цены.

Каждая из маляров хотела бы взяться за работу, если она получит сумму,
превышающую ее издержки. Здесь термин «издержки» необходимо понимать как
издержки упущенных возможностей маляра: они включают и расходы маляра
(на краску, кисти и т. д.), и ценность времени маляра. Издержки каждой из работ-
ниц представлены в табл. 7.3. Так как издержки маляра — самая низкая цена, за
которую она согласится выполнить работу, издержки — показатель ее желания
продать свой услуги. Каждая из маляров желает продать услуги по цене, превыша-
ющей издержки; каждая откажется продать услуги при цене меньше издержек и
каждая остается бесстрастной, если она продает услуги по цене в точности равной
издержкам.

Первоначально предложенная малярами цена может показаться вам слишком
высокой, но в ходе торгов она быстро снижается, так как маляры стремятся полу-
чить работу. Единственным претендентом вскоре осталась Грэндма, запросившая
$ 600 (или несколько меньше). Она рада получить $ 600 (или несколько меньше),
так как ее издержки составляют только $ 500. Мэри, Луиза и Джорджия не жела-
ют делать эту работу меньше чем за $600,01. Заметьте, что работу выполняет
маляр, издержки которой минимальны.

Какую выгоду извлекает получившая работу Грэндма? Так как она могла бы
взяться за работу и за $ 500, а получает за нее $ 600, мы говорим, что она получает
излишек производителя в размере $ 100. Излишек производителя — сумма, кото-
рую получает продавец за вычетом издержек производства. Излишек производи-
теля определят выгоду, которую приносит продавцам функционирование рынка.

Рассмотрим другую ситуацию. Предположим, что вы — владелец двух домов,
каждый из которых нуждается в покраске, и устраиваете аукцион среди четырех
маляров. Чтобы все упростить, давайте предположим, что ни один маляр
не может покрасить оба дома и что вы платите одну и ту же сумму за покраску
каждого дома. Следовательно, предлагаемая малярами цена снижается до тех пор,
пока не останутся только два участника.


 


Таблица 7.3

ИЗДЕРЖКИ ЧЕТЫРЕХ

ВОЗМОЖНЫХ

ПРОДАВЦОВ


ПРОДАВЕЦ

Мэри
Луиза
Джорджия
Грэндма


ИЗДЕРЖКИ ($)

900
800
600
500


Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков


165


Торги прекращаются, когда Джорджия и Грэндма предлагают выполнить рабо-
ту за $ 800 каждая (или немного меньше). Джорджия и Грэндма желали бы
выполнить работу по предложенной цене, а Мэри и Луиза стремятся получить
большую сумму денег. При цене $ 800 излишек производителя Грэндме составля-
ет $ 300, а Джорджии — $ 200. Общий излишек производителей на рынке —
$ 500.

Использование кривой предложения для определения
излишка производителя

Потребительский излишек тесно связан с кривой спроса, а излишек производителя —
с кривой предложения. Чтобы убедиться в этом, давайте продолжим наш пример.

Для определения данных о предложении мы используем значения издержек
четырех маляров из табл. 7.3. При цене ниже $ 500 никто из маляров не желает
браться за работу, поэтому объем предложения равен 0. При цене в промежутке
от $ 500 до $ 600 работу готова выполнить только Грэндма, поэтому объем пред-
ложения равен 1. Если цена находится в промежутке от $ 600 до $ 800, желание
исполнить работу выражают Грэндма и Джорджия, поэтому объем предложения
равен 2, и т. д. Таким образом, данные о предложении составляются на основе
издержек четырех маляров.

На рис. 7.4 представлена кривая предложения, построенная по данным расписа-
ния предложения. Отметьте, что высота кривой предложения связана с издержка-
ми продавцов. При любом количестве цена на кривой предложения показывает


ЦЕНА |$)

От 900 и больше
От 800 до 900
От 600 до 800
От 500 до 600
Меньше 500


ПРОДАВЦЫ

Мэри, Луиза, Джорджия, Грэндма
Луиза, Джорджия, Грэндма
Джорджия, Грэндма
Грэндма
Никто


ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

4
3
2
1
0


Таблица 7.4

РАСПИСАНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДЛЯ ЧЕТЫРЕХ
ПРОДАВЦОВ ИЗ
ТАБЛ. 7.3.


 



0             12                   3       4       Количество

покрашенных
домов


Рис. 7.4

КРИВАЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
На этом рисунке
показана кривая
предложения, постро-
енная по данным
табл. 7.4. Отметьте,
что высота кривой
предложения отража-
ет издержки продав-
цов.


166


Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние


 



 


 


Рис. 7.5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ИЗЛИШКА
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ПРИ ПОМОЩИ
КРИВОЙ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
На графике (а) цена
товара составляет
$ 600, а излишек
производителя —
$ 100. На графике (б)
цена товара
составляет $ 800,
а излишек произво-
дителей составляет
$500.


издержки предельного продавца, поставщика, который первым покинет рынок
в случае дальнейшего снижения цены. При количестве в четыре дома, например,
кривая предложения имеет высоту $ 900 — издержки, которые понесет Мэри
(предельный продавец), предлагая свои услуги по покраске. При количестве
в 3 дома кривая предложения имеет высоту $ 800 — издержки, которые понесет
Луиза (которая теперь является предельным продавцом).

Так как кривая предложения отражает издержки продавца, мы можем использо-
вать ее для определения излишка производителя. Для расчета излишка производи-
теля в нашем примере используется кривая предложения на рис. 7.5. На графике
(а) мы предполагаем, что цена составляет $ 600. В этом случае объем предложения
равен 1. Отметьте, что площадь фигуры, расположенной под ценой и над кривой
предложения, равна $ 100 и в точности соответствует излишку производителя, ко-
торую мы рассчитали ранее для Грэндмы.

График (б) рис. 7.5 показывает излишек производителя при цене $800.
В этом случае площадь фигуры, расположенной под ценой и над кривой предложе-
ния, равна общей площади двух прямоугольников ($ 500), то есть излишку произ-
водителей, который мы ранее рассчитали для Грэндмы и Джорджии, когда рассмат-
ривали покраску ими двух домов.

Выводы, которые следуют из этого примера, относятся ко всем кривым предло-
жения: площадь фигуры, расположенной под ценой и над кривой предложения,
определяет излишек производителя на рынке.
Логика очевидна: высота кривой
предложения определяет издержки продавцов, а разница между ценой и издержка-
ми производства составляет излишек производителя для каждого поставщика.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.105 (0.121 с.)