Часть 13. Итоговые размышления
Глава 34. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ......... 749
Экономическая роль государства................. 749
Доводы «за» стабилизацию экономики..... 750
Аргументы «против» государственного
воздействия на экономику........................ 750
Нормативная и дискреционная денежно- кредитная политика....................................... 751
Доводы «за» нормативную денежно- кредитную политику................................. 752
Аргументы «против» нормативной
монетарной политики............................... 753
Антиинфляционная политика Центрального
банка............................................................. 754
Факты «за» дефляционную политику
Центрального банка................................. 754
Соображения «против» ориентации на
нулевую инфляцию.................................. 755
Равновесие доходов и расходов
государственного бюджета........................... 756
Доводы «за» равновесный бюджет........... 756
Аргументы «против» сбалансированного
бюджета.................................................... 758
Налоговое законодательство и сбережения.... 759 «За»: налоговое законодательство должно
стимулировать сбережения...................... 759
Против: налоговое законодательство не
нуждается в изменениях........................... 761
Заключение................................................... 762
Выводы....................................,.................... 762
Вопросы.................................... л.................. 763
Задания для самостоятельной работы......... 763
Послесловие русского редактора................ 765
Глоссарий....................................................... 771
ОБ АВТОРЕ
H. Грегори Мэнкью — профессор экономики Гарвардского университета. В студенческие годы он изучал экономику в Принстонском универси- тете и Массачусетском технологическом инсти- туте. На протяжении преподавательской деятель- ности Г. Мэнкью читал различные курсы, в том числе микроэкономику, макроэкономику, статис- тику и основы экономики. Однажды он в тече- ние лета работал инструктором по парусному спорту в Лонг Биче.
Профессор Г. Мэнкью — весьма плодовитый автор. Его статьи публикуются в академических журналах «American Economic Rewiew», «Jou- rnal of Political Economy», «Quarterly Journal of Economics» и таких популярных изданиях, как «The New York Times», «Boston Globe», «The Wall Street Journal». Профессор Г. Мэнкью — автор бестселлера «Макроэкономика» (издатель- ство Worth Publishers [русское издание — издательство МГУ, 1994 г.]). Деятель- ность Г. Мэнкью не ограничивается преподавательской, исследовательской и ав- торской деятельностью, он — директор программы по монетарной экономике в Национальном бюро экономических исследований, некоммерческом научном центре в Кембридже, штат Массачусетс, а также является советником Федерального резерв- ного банка в Бостоне и Бюджетной службы Конгресса США. Профессор Г. Мэн- кью живет в городе Уэлсли, штат Массачусетс, с женой Деборой, детьми Кэтрин и Николасом и еще одним членом семьи — бордер-терьером по кличке Кейнс.
ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
За те двадцать лет, что я постигаю науки, самое яркое впечатление произвел на меня курс основ экономики, который я, первокурсник Принстона, слушал в течение двух семестров. Без преувеличения, он изменил мою жизнь.
Я вырос в семье, где в обычае было обсуждение за обедом вопросов политики. Доводы «за» и «против» тех или иных решений общественных проблем порожда- ли жаркие споры. Однако в школе меня увлекла наука. Политика казалась мне неопределенной, непоследовательной, субъективной, наука, напротив, отличалась ана- литичностью, систематичностью, объективностью. Политические дебаты вращаются вокруг одних и тех же вопросов, а наука постоянно идет вперед.
Но курс основ экономики в университете заставил меня по-иному взглянуть на проблему. Экономическая теория сочетает достоинства политики и науки. Пред- мет экономике — общество, но ее подход отличается научной беспристрастностью. Применяя научные методы к вопросам политики, экономисты стремятся найти под- ходы к решению фундаментальных проблем, стоящих перед обществом в целом.
На написание этой книги меня подвигла надежда передать ее читателям хотя бы часть того восхищения экономикой, которое я испытал, будучи студентом-перво- курсником. Экономика — наука, теории которой не могут похвастаться долгожи- тельством (чего не скажешь, к примеру, о физике или японской филологии). Эко- номисты отличаются собственным, свойственным только им мировоззрением, однако у студентов имеется возможность в значительной мере усвоить его в течение одного или двух семестров. Цель, которую я преследовал, заключалась в том, чтобы рассказать об экономическом образе мышления в максимальной степени широкой аудитории и убедить читателей в том, что он позволяет нам адекватно объяснить окружающий нас мир.
Я твердо убежден в том, что каждый должен усвоить основные идеи экономи- ческой науки. Всеобщее образование преследует цель предоставить молодым лю- дям возможности получить как можно больше знаний о мире, привить им ощуще- ние ответственности за судьбы страны. Именно этой цели служит изучение экономической теории, равно как и других наук. Таким образом, написание учебни- ка по экономике — большая честь и в то же время — огромная ответственность, эдна из возможностей способствовать процветанию общества. Как выразился ве- ликий экономист Пол Самуэльсон: «Меня не волнует, кто принимает законы или заключает выгодные международные соглашения — потому что я могу написать ."чебник по экономике».
Краткость
Для того чтобы книга была доступной широкому кругу читателей, она должна :•: ладать одним важным свойством — краткостью. Если вы перелистаете «Прин- ~.-:пы экономике», вы убедитесь, что эта книга на сотни страниц короче традици- : иных учебников по основам экономической теории. Однако число страниц умень-
___________________________________________ Предисловие для преподавателе
шено отнюдь не за счет беспредельного насыщения их текстом. Художники- оформители выполнили мою просьбу, и книга выглядит доступной, не перенасы- щенной информацией, дружески открытой читателю. А краткости я добивался, возможно более немногословно излагая основы экономике.
Мое пристрастие к краткости вытекает из того, что сам я читаю очень медлен- но. Будучи студентом, я редко дочитывал до конца рекомендованные нам научные работы. К стыду своему, я очень часто полагался на энциклопедические справоч- ники, тяжело вздыхая всякий раз, когда профессор задавал прочесть 1000-странич- ный том (естественно, с комментирующими его статьями). Немного утешало меня то, что я был не одинок в своем отношении к чтению. Древнегреческий поэт Каллимах весьма афористично изрек: «Чем книга толще, тем она скучней». Калли- мах обратился к своим слушателям за 250 лет до Рождества Христова, так что вряд ли он имел в виду учебники по экономике. И тем не менее через две с лишним тысячи лет его тяжелый вздох каждый семестр эхом отдается в аудито- риях на первой лекции по экономическим курсам.
У меня было желание создать такой вводный курс экономике, чтобы его захо- тел прочитать любой студент. Поэтому моей первой и основной целью стала крат- кость. Путеводной звездой служило мне высказывание классика американской литературы Робертсона Дэвиса: «Одно из важнейших условий писательского тру- да — умение "выжать" из текста всю "воду" — затем, чтобы не надоесть читате- лю до чертиков».
Все учебники по экономической теории учат, что ресурсы дефицитны, но мало кто из авторов толстых фолиантов помнит о том, что один из наиболее труд новое- пол няемых — время студента. Я старался следовать рыночным принципам, избе- гая ненужных сведений и лишних деталей, которые отвлекали бы студентов от ключевых проблем. Я надеюсь, что содержание книги соответствует первому сло- ву в ее названии — «Принципы экономике».
Ориентация на студента
Чтобы выжать всю «воду» из текста, я должен был решить, что действительно важно усвоить студентам в рамках их первого экономического курса. В результа- те предлагаемая вашему вниманию книга отличается от других, ей подобных, не только краткостью, но и ориентацией.
При написании учебника экономист должен побороть соблазн встать на узко- профессиональную точку зрения и сделать упор на темы, представляющие интерес для него самого и его коллег-ученых. Я сделал все от меня зависящее, дабы преодолеть искушение. Я попытался поставить себя на место человека, которому предстоит прослушать курс экономики первый раз в жизни. Моя цель — выде- лить материал, интересный прежде всего студентам.
Один из результатов ориентации на студента заключается в том, что значитель- ная часть книги посвящена практическим приложениям экономической теории и политике. Например, после того, как студенты в главах 4-6 познакомятся с рыноч- ными силами спроса и предложения, мы тут же рассматриваем применение этих понятийных инструментов для поисков ответа на три важных вопроса, стоящих перед обществом: 1) Почему рынок является эффективным способом организа- ции экономической деятельности? 2) Как налогообложение воздействует на функ- ционирование рыночного механизма? 3) Как соотносятся «плюсы» и «минусы» международной торговли? (гл. 7-9). Эти и подобные им вопросы созвучны забо- там и интересам общества; студенты знакомы с ними по средствам массовой инфор-
Предисловие для преподавателя ______________________________________________
мации или из собственного жизненного опыта. Большинство глав содержат разде- лы «Практикум», иллюстрирующие применение принципов экономике в реальной жизни. Кроме того, в разделах «Новости» предлагаются отрывки из газетных статей, показывающие, как выглядят в свете идей экономике актуальные обще- ственные проблемы. Я надеюсь, что, усвоив вводный курс экономики, студенты научатся критически воспринимать сообщения средств массовой информации.
Организация материала
Чтобы написать короткую и дружественную по отношению к студенту книгу, мне пришлось разработать новые способы организации материала. Книга включает в себя все основные для вводного курса экономической теории темы, но их расположе- ние не всегда соответствует традиционному порядку. Далее мы буквально «гало- пом» пробежимся по главам книги. Этот беглый экскурс, как я надеюсь, даст преподавателю некоторое представление о том, как «подогнаны» друг к другу отдельные темы.
Глава 1 «Десять принципов экономической теории» знакомит студентов с эко- номическим видением мира. В ней в первом приближении рассматриваются неко- торые основные понятия, на которых зиждется экономическая теория, такие, как издержки упущенных возможностей, принятие решений на основе предельного анализа, роль побудительных мотивов, выгоды от торговли, эффективность рыноч- ного распределения. На протяжении всей книги я регулярно ссылаюсь на Десять принципов экономике из главы 1, напоминая студентам о «камнях», образующих фундамент большинства экономических исследований. Картинка, на которой изоб- ражены строительные блоки, отмечает эти ссылки на полях книги.
В главе 2 «Думайте как экономист» рассматривается предмет исследования экономике. В ней обсуждается роль исходных допущений в разработке теории, вводится понятие экономической модели, рассматривается роль экономистов в оп- ределении политики. В приложении к главе рассказывается об использовании в нашем курсе основных математические понятий.
Глава 3 «Экономическая взаимозависимость и выгоды, которые приносит торговля» посвящена изложению теории сравнительных преимуществ, которая объясняет выгоды торговли между отдельными экономическими субъектами и государствами. Значительная часть экономической теории посвящена исследова- нию того, как рыночные силы координируют множество принимаемых в экономи- ке индивидуальных решений о производстве и потреблении. В качестве исходного пункта анализа студенты выяснят, почему специализация, взаимозависимость и тор- говля выгодны всем экономическим агентам.
В следующих трех главах вводится основной понятийный инструментарий спро- :а и предложения. В главе 4 «Рыночные силы спроса и предложения» исследуют- :л кривые предложения и спроса, а также понятие рыночного равновесия. Глава 5 'Эластичность и ее применение» рассматривает понятие эластичности, которое используется для анализа различных рынков. В главе 6 «Предложение, спрос и --хлитика правительства» этот исследовательский инструментарий применяется z -лл изучения регулирования цен, в том числе арендной платы и законов о мини- •'зльной заработной плате, а также распределения налогового бремени.
В главе 7 «Потребители, производители и эффективность рынков» продол- жается анализ предложения и спроса, вводятся понятия потребительского излишка * излишка производителя. В начале главы устанавливается связь между готовно- гтыо потребителя заплатить за товар и кривой спроса, а также соотношение издер-
Предисловие для преподавателя
жек и кривой предложения. Далее показывается, что рыночное равновесие макси- мизирует сумму излишка потребителя и излишка производителя. Таким образом, студенты уже на раннем этапе узнают об эффективности рыночного распределе- ния.
Следующие две главы применяют понятия излишка производителя и потреби- тельского излишка к вопросам политики. В главе 8 «Практическое применение теории: издержки налогообложения» рассматривается механизм образования без- возвратных потерь ввиду налогообложения и определяется их величина. В главе 9 «Практическое применение теории: международная торговля» анализируются позитивные и отрицательные последствия международной торговли, студенты знако- мятся с аргументами сторон в дискуссии о протекционистской торговой политике.
Исследовав механизм рыночного распределения ресурсов и его желательность, мы обращаемся к рассмотрению вопроса о том, что государство имеет возможность иногда улучшить эффективность функционирования рынка. В главе 10 «Внешние эффекты» объясняется, почему такие экстерналии, как загрязнение окружающей сре- ды, могут сделать функционирование рынка экономически неэффективным. В ней также обсуждаются возможные способы решения проблемы на частном и обще- ственном уровне. В главе 11 «Общественные блага и общие ресурсы» рассматри- ваются проблемы неэффективности, возникающие в связи с тем, что некоторые блага не имеют рыночной цены. В главе 12 «Создание налоговой системы» анализируются методы увеличения поступлений в государственный бюджет и пре- доставление общественных благ. В ней также представлены институциональные осно- вы системы налогообложения в США, обсуждается дилемма эффективности и справедливости налоговой системы.
В следующих пяти главах исследуется поведение фирмы и теория организации рынка. В главе 13 «Издержки производства» обсуждается, что включают в себя издержки фирмы, и вводится понятие кривых издержек. В главе 14 «Фирмы на конкурентных рынках» анализируется поведение фирмы, принимающей цену, и рассматривается понятие рыночной кривой предложения. В главе 15 «Монопо- лия» исследуется поведение фирмы — единственного продавца на рынке. В ней обсуждается неэффективность монопольного ценообразования, возможные реак- ции политиков и попытки монополий осуществлять ценовую дискриминацию. В главе 16 «Олигополия» изучаются рынки, на которых функционирует несколько продавцов, в качестве модели для Исследования стратегии их взаимодействия ис- пользуется «дилемма узников». В главе 17 «Монополистическая конкуренция» рассматривается поведение фирмы на рынке, на котором множество продавцов предлагают сходную, но не идентичную продукцию, подробно обсуждаются точки зрения на эффективность рекламы.
Следующие три главы посвящены анализу проблем рынка труда. В главе 18 «Рынки факторов производства» подчеркивается взаимосвязь между ценами факторов производства и предельной производительностью; в главе 19 «Доходы и дискриминация» обсуждаются детерминанты равновесной заработной платы, вклю- чая выравнивающие различия в оплате труда, человеческий капитал и дискримина- цию; в главе 20 «Распределение доходов» рассматривается степень неравенства в американском обществе, альтернативные взгляды на роль правительства в измене- нии распределения дохода и различные виды политики, направленной на помощь беднейшим членам общества.
Глава 21 «Теория потребительского выбора» посвящена процессам принятия решений индивидом с учетом бюджетных ограничений, вводится понятие кривых безразличия. Некоторые преподаватели, возможно, сочтут необходимым пропус- тить эту главу, в зависимости от читаемого ими курса и интересов студентов.
Предисловие для преподавателя ___________________________________________
Преподаватели, которые включают этот материал в лекции, быть может, пожелают рассмотреть его на более раннем этапе, и я стремился к тому, чтобы они имели возможность вставить его в любом месте курса после того, как проанализированы основы спроса и предложения.
Начиная с главы 22 книга обращается к макроэкономическим проблемам. Изуче- ние начинается с вопросов измерения макроэкономических показателей. В главе 22 «Как измеряется национальный доход» обсуждается значение валового внутрен- него продукта и связанных с ним статистических показателей системы национальных счетов. В главе 23 «Измерение стоимости жизни» анализируется исчисление и ис- пользование индекса потребительских цен.
Следующие три главы описывают поведение реальной экономики в долгосроч- ном периоде. В главе 24 «Производство и экономический рост» рассматриваются основные факторы, обусловливающие значительные различия уровня жизни в раз- ных странах и его изменения с течением времени; в главе 25 «Сбережения, инвес- тиции и финансовая система» обсуждаются типы финансовых институтов и их роль в рыночном распределении ресурсов; в главе 26 «Естественный уровень безработицы» исследуются долгосрочные детерминанты уровня безработицы, в том числе законы о минимальной заработной плате, власть профсоюзов над рынком труда, роль стимулирующей заработной платы и эффективность поисков работы.
Закончив описание поведения реальной экономики в долгосрочном периоде, мы переходим к рассмотрению денежной системы и цен. В главе 27 «Денежная систе- ма» студенты познакомятся с теорией денег и рассмотрят роль Центрального бан- ка в контроле над денежной массой. В главе 28 «Инфляция: причины и издержки» анализируется взаимосвязь объема денежной массы и инфляции, обсуждаются со- циальные издержки роста цен.
В следующих двух главах представлена макроэкономика открытых экономиче- ских систем. В главе 29 «Открытая экономика: основные понятия» объясняется взаимосвязь между сбережениями, инвестициями и торговым балансом, разница меж- ду номинальным и реальным обменным курсом, а также представляется теория паритета покупательной способности. В главе 30 «Макроэкономическая теория открытой экономики» рассматривается классическая модель международных по- токов товаров и капитала, на основе которой анализируется связь бюджетного дефицита и пассивнного сальдо внешней торговли, а также макроэкономические эффекты торговой политики. Эти главы позволяют преподавателям использовать их в лекционных курсах по своему усмотрению: некоторые рассматривают на занятиях только главу 29, другие опускают обе главы, а третьи, возможно, пожелают перенести макроэкономический анализ открытой экономики в заключение курса экономической теории.
Изложив теорию экономики в долгосрочном периоде (гл. 24-30), мы переклю- чаемся на исследование краткосрочных колебаний относительно долгосрочного трен- да экономического развития. Такая организация материала упрощает преподавание теории краткосрочных флуктуации, потому что к тому моменту, когда студенты при- ступают к их изучению, они уже познакомились с основными макроэкономическими концепциями. Глава 31 «Совокупный спрос и совокупное предложение» начинается с изложения материала об экономическом цикле, а затем вводится модель совокупно- го спроса и совокупного предложения. Глава 32«Совокупный спрос и кредитно-де- нежная и финансово-бюджетная политика» объясняет, каким образом государствен- ные деятели используют находящиеся в их распоряжении средства для сдвига кривой совокупного спроса. Глава 33 «Выбор между инфляцией и безработицей вкрат- косрочном периоде» объясняет, почему политические деятели, управляющие сово- купным спросом, сталкиваются с проблемой выбора между инфляцией и безработи-
___________________________________________ Предисловие для преподавателя
цей. В главе исследуется, почему такой выбор существует в краткосрочном периоде, почему он изменяется с течением времени и в чем причины его отсутствия в долго- срочном периоде.
Завершает книгу глава 34 «Основные проблемы макроэкономической полити- ки*. В заключение мы рассматриваем пять дискуссионных проблем экономической политики: выбор степени политического воздействия на экономический цикл, вы- бор между нормативной и дискреционной денежно-кредитной политикой, желатель- ность достижения нулевого уровня инфляции, важность баланса государственного бюджета и необходимость реформирования налоговой системы. По каждой про- блеме в главе приводятся точки зрения и аргументация противоположных сторон, студентам же предлагается дать им самостоятельную оценку.
Средства обучения
Цель этой книги — помочь студентам усвоить фундаментальные знания, предлагаемые экономической наукой, и продемонстрировать им, как они могут быть использованы в мире, в котором мы живем. Для достижения этой цели я использую различные средства обучения, к которым регулярно обращаюсь на протяжении всей книги.
Содержание главы. Каждая глава начинается со списка основных вопросов, разбираемых в ней, с целью дать студентам представление о содержании материала, который им предстоит изучить. Списки составлены достаточно краткими, так как внимание студентов должно быть сконцентрировано на четырех-пяти ключевых моментах изучаемой темы.
Практикум. Экономическая теория полезна и интересна только тогда, когда она применяется для осмысления реальных событий и вопросов политики. Поэтому в книге содержится анализ многочисленных конкретных примеров практического применения теории.
Раздел «Новости». Изучение экономике полезно еще и потому, что знание тео- рии позволяет студентам по-новому взглянуть и глубже осознать реальные про- цессы, о которых кричат заголовки газетных статей и сообщают дикторы телеви- дения. Именно для этого я включил в книгу выдержки из различных газетных статей, с кратким введением, которые демонстрируют нам различные приложения основ экономической теории. Некоторые статьи взяты из рубрик, которые ведут известные экономисты.
Разделы «Узелок на память». В этих разделах студенты познакомятся с допол- нительными материалами к курсу. Иногда это беглый экскурс в историю экономи- ческой мысли, в других разделах проясняются трудные в техническом отношении вопросы. В некоторых случаях в них помещается материал, который, в зависи- мости от желания преподавателей, может быть включен в читаемые ими курсы лекций или опущен.
Определения основных понятий. При первом появлении в тексте основного понятия оно выделяется жирным шрифтом, и, кроме того, его определение вы можете найти на полях книги и в глоссарии. Такое представление материала долж- но помочь студентам при изучении и повторении курса.
«Проверьте себя». После завершения изучения крупного раздела студентам пред- лагается небольшой тест для «быстрой самопроверки» того, насколько хорошо они усвоили только что пройденный ими материал. Если студенты не могут ответить
Предисловие для преподавателя ______________________________________________
на предлагаемые вопросы, они должны вернуться и повторить раздел, прежде чем продолжить дальнейшее изучение материала.
Выводы. Каждая глава завершается кратким резюме, напоминающим студентам об основных положениях пройденного ими материала. В дальнейшем они окажутся весьма полезными при повторении материала к экзамену.
Основные понятия. Список основных понятий в конце каждой главы предостав- ляет студентам возможность проверить, как они поняли новые термины, введен- ные в главе.
Вопросы. В конце каждой главы приводятся вопросы для повторения ключевых моментов изложенной темы. Студенты могут использовать вопросы для проверки усвоения материала как по завершении изучения темы главы, так и при подготовке к экзаменам.
Вопросы к обсуждению. Каждая глава содержит ряд задач и заданий приклад- ного характера, которые требуют от студентов практического применения полу- ченных ими знаний. Преподаватели могут использовать эти упражнения для до- машних заданий или в качестве отправной точки для обсуждения в аудитории.
ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ СТУДЕНТА
Великий экономист XIX в. Альфред Маршалл считал, что: «Экономическая наука изучает нормальную жизнедеятельность человеческого общества». Прошло более ста лет, наши знания об экономической деятельности людей существенно обогати- лись, но определение А. Маршалла по-прежнему справедливо.
Почему студент, одной ногой уже стоящий в XXI в., должен взяться за изучение экономической науки? Тому существуют по крайней мере три причины.
Изучение экономической теории поможет вам понять реалии окружающего мира. Экономикс ставит множество любопытных вопросов. Почему так тяжело найти жилье в Нью-Йорке или Москве? Почему авиакомпании продают билеты «туда и обратно» со скидкой, если пассажир остается в пункте назначения в ночь с субботы на воскресенье? Почему киноактер Джим Кэрри получает такие высо- кие гонорары? Отчего уровень жизни во многих африканских странах так низок? Почему некоторые страны охвачены «пожаром» гиперинфляции, в то время как в других цены на товары неизменны? И это лишь малая часть вопросов, на которые вы сможете ответить, изучив вводный курс экономике.
Пополнив багаж знаний экономической теорией, вы почувствуете себя искушен- ным субъектом рыночных отношений. Вам постоянно приходится принимать мно- жество хозяйственных решений. Окончив школу, вы определяете место дальней- шей учебы и ее сроки. Поступив на работу, вы ежедневно пытаетесь ответить на вопросы о том, какую часть дохода вы используете на текущие расходы, а какую сумму отложите на сберегательный счет. Возможно, вы возглавите собственную компанию или крупную корпорацию и вам придется принимать решения о назначе- нии цен на продукцию. Знание экономической теории не позволяет отличнику мгновенно превратиться в крупного предпринимателя, но вы овладеете инструмен- тами, которые ускорят ваше движение к поставленной цели.
Понимание основ экономике позволит вам осознать пределы возможного в экономической политике. Как гражданин страны вы участвуете в выработке политики распределения общественных ресурсов. Принимая решение о заполне- нии избирательного бюллетеня, вы учитываете и экономические воззрения канди- дата и ситуацию в стране. Как отразится на вашем положении тот или иной вариант Налогового кодекса? Каковы результаты внешней торговли вашей стра- ны. Как защитить окружающую среду? Как дефицит государственного бюджета воздействует на экономику?
Принципы экономической теории могут пригодиться вам в различных жизнен- ных ситуациях. И где бы вы ни оказались в будущем: в кресле-качалке перед телевизором, в кресле-вертушке директора компании или в кресле президента стра- ны, вы будете одинаково благодарны судьбе за то, что она поставила вас перед необходимостью грызть (или хотя бы попробовать на вкус) гранит экономиче- ской науки.
H. Грегори Мэнкью Август 1997 г.
Часть 1
Введение
|