Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночные силы спроса и предложения

Поиск

В ЭТОЙ ГЛАВЕ ВЫ

• Узнаете, что такое конкурентный рынок

• Рассмотрите детерминанты спроса на конкурентном рынке

• Проанализируете предложение товаров на конкурентном рынке

• Увидите, как взаимодействие сил спроса и предложения ведет
к установлению иены и объема товара

• Рассмотрите ключевую роль иен в распределении ограниченных
ресурсов рыночной экономики

Когда во Флориде случаются заморозки, во всех супермаркетах США растет
цена на апельсиновый сок. Если Новой Англии наконец-то повезло с летом, комна-
ты в отелях на побережье Карибского моря отдают просто «даром». Когда
войска ближневосточных государств занимают боевые позиции, в США растут
цены на бензин и снижается стоимость подержанных автомобилей. Что общего
между всеми этими событиями? Мы наблюдаем взаимодействие спроса и предло-
жения.

Спрос и предложение — наиболее часто используемые в экономической теории
термины (по вполне уважительной причине). Спрос и предложение — силы, при-
водящие в движение маховик рыночной экономики. Они определяют количество
производимых товаров и цену, по которой продаются продукты. Вы хотите знать,
как какое-либо событие или принятый правительством закон повлияет на состоя-
ние экономики? Прежде всего проанализируйте его влияние на спросе и предло-
жение.

В этой главе представлена теория спроса и предложения, рассматривается
поведение покупателей и продавцов и их взаимодействие друг с другом. Мы
разберем механизм формирования под воздействием сил спроса и предложения
цен в рыночной экономике и их роль в распределении ограниченных экономи-
ческих ресурсов.


88


Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок


Рынки и конкуренция


Рынок

группа покупателей
и продавцов
определенного
товара или услуги.


Термины «спрос* и «предложение* используются для описания поведения взаимо-
действующих на рынке людей. Рынок — это группа покупателей и продавцов
определенного товара или услуги. Покупатели как группа определяют спрос на
товар, а продавцы как группа — предложение товара. Прежде чем приступить
к анализу поведения покупателей и продавцов, мы рассмотрим значение термина
«рынок» и его виды.


Конкурентные рынки


Конкурентный
рынок

рынок, на котором
много покупателей
и продавцов, поэтому
каждый из них
оказывает незначи-
тельное воздействие
на рыночную цену.


Формы рынка многообразны. Иногда рынки прекрасно организованы — на рын-
ках многих сельскохозяйственных продуктов покупатели и продавцы встречаются
в строго определенное время в заранее обусловленном месте, а специальные работ-
ники помогают им установить цены и оформить продажи.

Гораздо чаще рынки хаотичны. Рассмотрим рынок мороженого в определен-
ном городе. Никто не в силах предсказать, когда именно покупателю захочется
полакомиться мороженым, а его продавцов можно встретить в самых неожидан-
ных местах, да и предлагают они несколько отличающиеся продукты. Отсутствует
аукционист, который называет цены на мороженое. Каждый продавец вывешивает
свой прейскурант на мороженое, а каждый покупатель самостоятельно решает, ка-
кое количество стаканчиков или пачек мороженого он приобретет в магазине.

Городской рынок мороженого (не отличающийся организацией) формируют
группы покупателей и продавцов мороженого. Каждый покупатель знает, что есть
несколько продавцов, у которых он имеет возможность выбрать определенный
сорт мороженого, а каждый продавец знает, что его товар почти не отличается от
продукта, предлагаемого конкурентами. Цена на мороженое и количество продан-
ного мороженого определяется не одним покупателем или продавцом. Как раз
наоборот, цена и количество определяются всеми взаимодействующими на рынке
покупателями и продавцами.

Рынок мороженого, как и большинство рынков в экономике, высококонкурент-
ный. Конкурентный рынок — рынок, на котором много покупателей и много про-
давцов, поэтому каждый оказывает незначительное воздействие на рыночную цену.
Контроль каждого продавца мороженого над уровнем цены ограничен, потому что
подобные продукты предлагают и его конкуренты. У продавца почти нет причин
запрашивать цену меньшую, чем текущая цена, а если он установит большую цену,
покупатели приобретут мороженое в другом месте. Аналогично, ни один покупа-
тель не имеет возможности повлиять на его цену, потому что каждый приобретает
одно-два мороженых.

В этой главе мы рассмотрим взаимодействие покупателей и продавцов на кон-
курентных рынках и проанализируем воздействие сил спроса и предложения на
количество проданного товара и его цену.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.207.196 (0.01 с.)