Различия в научных суждениях
лько столетий назад астрономы обсуждали, что является центром Вселен- Земля или Солнце? Споры экологов о «глобальном потеплении» с каж- IZOM становятся все горячее. Наука — это непрерывное объяснение
:;:-?:иего нас мира. Неудивительно, что ученые могут иметь различные при-
Z.-.-. объяснения одних и тех же феноменов бытия.
Часть 1. Введение
Именно эта причина лежит в основе многих разногласий экономистов. Эко- номическая теория — относительно новая наука, в ней достаточно неизведанных «земель». Экономисты могут расходиться во мнениях об обоснованности альтер- нативных позитивных теорий устройства мира или в оценке существенно важ- ных параметров.
Один из примеров подобных расхождений — вопрос о том, должно ли прави- тельство взимать налоги исходя из размера доходов домашнего хозяйства или налогооблагаемую базу следует формировать на основе его расходов. Привержен- цы перехода с налога на текущий доход на налог на расходы полагают, что такое изменение могло бы побудить домашние хозяйства к увеличению сбережений, ко- торые были бы освобождены от налогообложения. Высокие сбережения, в свою очередь, привели бы к повышению темпов роста производительности и уровня жизни. Приверженцы налога на текущий доход полагают, что изменения в налого- вом законодательстве вряд ли окажут существенное влияние на уровень сбереже- ний домашних хозяйств. Эти две группы экономистов придерживаются различных нормативных взглядов на систему налогообложения, потому что они по-разному оценивают возможную реакцию домашних хозяйств на корректировку налогов.
Различия в ценностях
Предположим, что Питер и Поль пользуются одинаковым количеством воды из городского колодца. Чтобы платить за эксплуатацию колодца, город взимает на- лог со своих жителей. Питер получает доход в размере $ 50 тыс. и уплачивает налог в размере $ 5 тыс., или 10 % дохода. Доходы Поля составляют $ 10 тыс., налоговый платеж — $ 2 тыс., или 20 % дохода.
Справедлива ли такая налоговая политика? Если нет, то кто платит слишком много, а кто платит слишком мало? Имеет ли значение то, что низкий доход Поля связан с его нетрудоспособностью или с его решением посвятить себя служению искусству, стать актером театра? Насколько существенно то, что Питер получил большое наследство или постоянно занят на сверхурочных работах?
Отвечая на эти непростые вопросы, жители города, вероятно, разойдутся во мнениях. Если они пригласят двух экспертов и поручат им разработку реформы системы налогообложения, мы не удивимся, если предложения, которые получит градоначальник, будут радикально различаться.
Этот простой пример показывает, почему экономисты нередко расходятся во мнениях по поводу экономической политики. Мы уже знаем, что об экономической политике нельзя судить исходя из исключительно научных соображений. Эконо- мисты дают противоположные советы, поскольку они руководствуются различны- ми системами жизненных ценностей. Ни одно из достижений экономической науки не способно подсказать нам, кто, Питер или Поль, уплачивает слишком большой налог.
Шарлатаны и чудаки
Разнообразнейшие диеты популярны прежде всего потому, что они обещают по- следователям потрясающие результаты с минимальными усилиями. Похудеть хо- тели бы многие, но мало кто горит желанием ограничить свой рацион и регулярно заниматься физическими упражнениями. Большинство легко принимает на веру слова «экспертов», предлагающих «чудесный» продукт; люди хотят верить в то.
Глава 2. Думайте к ак экономист
что новая диета, которой легко следовать, на самом деле поможет им избавиться от лишнего веса.
Во многом по тем же причинам популярны и «самодельные» экономические теории. Их авторы умеют соблазнить политиков, жаждущих легких и романтичных решений для сложных и постоянных проблем. Некоторые из фантазеров — шар- латаны, использующие сумасшедшие теории в корыстных целях; другие — чудаки, свято верующие в «истинность» своих умозрительных построений.
В 1980 г. небольшая группа экономистов-фантазеров посоветовала кандидату в президенты США Рональду Рейгану включить в предвыборную программу поло- жение о повсеместном снижении ставок подоходного налога, что якобы приведет к увеличению объема налоговых сборов. Они утверждали, что возможность сбере- гать большую часть дохода послужит американцам стимулом к упорной работе и поиску высоких заработков; хотя ставки налога понизятся, объем налоговых по- ступлений значительно увеличится. Все профессиональные экономисты, включая большинство тех, кто поддерживал предложение P. Рейгана о некотором снижении налогов, оценивали пропагандируемый результат как чересчур оптимистичный. Низкие ставки налогов могли побудить людей к повышению интенсивности труда, и эти дополнительные усилия в некоторой степени компенсировали бы прямое влияние уменьшения ставок. Но весомых доказательств того, что их окажется достаточно для увеличения объема собираемых налогов, не существовало. Буду- щий президент США Джордж Буш, который также выставлял свою кандидатуру на выборах 1980 г., разделял мнение большинства профессионалов: он назвал эту идею «шаманской теорией». Однако представленные фантазерами аргументы пока- зались P. Рейгану убедительными и легли в основу его предвыборной кампании и всей экономической политики 1980-х гг.
Люди, сидящие на фантастических диетах, рискуют своим здоровьем, им редко удается сбросить желаемое количество килограммов. Точно так же политики, по- лагающиеся на советы шарлатанов и чудаков, получают желаемые результаты лишь в исключительных случаях. После того как P. Рейган стал президентом, Конгресс США принял закон о снижении налоговых ставок, который внес на рассмотрение законодательной власти новый лидер нации. Но объем налоговых поступлений отнюдь не повысился, и, как и предсказывали большинство экономистов, федераль- ное правительство вступило в продолжительный период бюджетного дефицита, который привел к образованию самого большого государственного долга в мир- ное время за всю историю США.
Широкая пропаганда различных выдумок создает у публики впечатление о том, что в рядах экспертов начались разброд и шатания. Однако вряд ли про- фессионалы из сферы питания придут в замешательство только потому, что уто- пические диеты так популярны. Они по-прежнему, уже много лет, придерживаются единого мнения об основных принципах снижения веса — физические упражне- ния и сбалансированное низкокалорийное питание. Поэтому, когда вам кажется, что экономисты находятся в замешательстве, спросите себя, действительно ли меж- ду ними возникли разногласия или вам выдают желаемое за действительное? А может быть, какой-то продавец змеиного масла пытается продать чудесное сна- добье для излечения экономики.
Ожидания и действительность
Различия в научных суждениях и системе ценностей экономистов делают неиз- бежными некоторые разногласия между ними. Но не следует их преувеличивать. Во многих случаях экономисты придерживаются единой точки зрения.
58
Часть 1. Введение
В табл. 2.1 представлены 10 положений по экономической политике, кото- рые поддерживают подавляющее большинство респондентов из числа эконо- мистов, занятых в сфере бизнеса, политики и науки. Вряд ли большинство этих тезисов найдет такое же единодушное признание в рядах широкой обще- ственности.
Первое положение об ограничении ренты. По причинам, которые мы будем обсуждать в главе 6, почти все экономисты полагают, что контроль за рентой негативно влияет на предложение и качество жилых домов; это слишком дорогой способ помощи наиболее нуждающимся членам общества. Невзирая на это, адми- нистрации многих городов игнорируют предложения экономистов и устанавлива- ют потолок арендной платы, которую могут взимать владельцы домов.
Второе положение касается тарифов и импортных квот. По причинам, которые мы будем рассматривать в главе 3 и более полно в главе 9, почти все экономисты возражают против препятствий свободе торговли. Несмотря на это, в течение мно- гих лет президент США и Конгресс ограничивают импорт определенных товаров. В 1993 г. Конгресс лишь незначительным (несмотря на его поддержку подавляю- щим большинством экономистов) большинством голосов ратифицировал соглаше-
Таблица 2.1
ДЕСЯТЬ ПОЛОЖЕНИЙ, С КОТОРЫМИ СОГЛАСНО БОЛЬШИНСТВО ЭКОНОМИСТОВ
ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И КОЛИЧЕСТВО ЭКО- НОМИСТОВ, ВЫРАЖАЮЩИХ СОГЛАСИЕ С НИМИ (В ПРОЦЕНТАХ)
1. Ограничение ренты приведет к уменьшению количества и снижению качества пред- лагаемого жилья. (93 %)
2. Тарифы и импортные квоты снижают общее экономическое благосостояние. (93 %)
3. Гибкие и плавающие обменные курсы обеспечивают эффективность международ- ной валютной системы. (90 %)
4. Фискальная политика (например, снижение налогов и/или увеличение правитель- ственных расходов) не оказывает стимулирующего воздействия на экономику пол- ной занятости, она эффективна талька в условиях относительно высокой безработицы. (90 %)
5. Делать выводы о сбалансированности федерального бюджета следует по итогам делового цикла, а не отдельно взятого года. (85 %)
6. Денежные платежи повышают благосостояние реципиентов в большей степени, чем трансферты в натуральной форме. (84 %)
7. Значительный дефицит федерального бюджета оказывает неблагоприятное воз- действие на экономику. (83 %)
8. Установление ставки минимальной заработной платы ведет к увеличению уровня безработицы среди молодых и неквалифицированных работников. (79 %)
9. Правительство должно пересмотреть систему социальной защиты в связи с «нало- гом на отрицательный доход». (79 %)
10. Налоги и разрешения на выбросы промышленных отходов представляют более эффективный способ контроля за состоянием окружающей среды, чем установле- ние норм предельно допустимой концентрации промышленных выбросов. (78 %)
ИСТОЧНИК: Richard M. Alston, J. R. Kearl, ond Michael B. Vaughn «Is There Consensus amang Ecanamists in the 1990s?» American Economic Review,May 1992, pp. 203-209.
<~лава 2. Думайте как экономист
59
ние о создании Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA), уменьшив- шее число барьеров в торговле между Соединенными Штатами, Канадой и Мекси- кой. В этом случае экономисты высказали единое мнение, но многие конгрессмены предпочли проигнорировать его.
Почему, несмотря на единодушные возражения экспертов, проводится политика контроля ренты и введения импортных квот? Причина может заключаться в том, что экономисты не смогли убедить общественность в ее, мягко говоря, недально- видности. Одна из целей этой книги заключается в том, чтобы помочь вам понять точку зрения экономистов по этому и другим вопросам и, возможно, убедить вас в ее обоснованности.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Приведите три причины, по которым два экономических советника президента страны могут разойтись во мнениях относительно проведе- ния экономической политики.
Давайте продолжим
В первых двух главах вы познакомились с основными принципами и методами экономической науки. Теперь мы готовы приступить к работе. В следующей главе мы более подробно рассмотрим принципы экономического поведения и эконо- мической политики.
По мере чтения книги будут проверяться ваши способности к усвоению мате- риала. Возможно, вам пригодится совет великого экономиста Джона Мейнарда Кейнса:
Для изучения экономической теории не требуется какого-либо особенного дара. Экономикс не так сложен, как философия или чистая наука. Но мало кому удалось заслужить отличные оценки по этому легкому предмету! Па- радокс объясняется тем, что профессиональный экономист должен обладать редкой комбинацией способностей. Он должен быть математиком, истори- ком, философом, государственным деятелем — в некоторой степени. Он должен понимать значение символов и уметь выражать мысли словами. Он должен выражать частное в терминах общего и одновременно касаться аб- страктного и конкретного. Он должен изучать настоящее в свете прошлого для создания будущего. Ни одна часть человеческой природы ила человечес- ких институтов не должна укрыться от его взора. Он должен быть целеус- тремленным и не идти на поводу у настроения, быть таким же равнодушным и неподкупным, как художник, хотя иногда таким же приземленным, как политик.
Вы не сомневаетесь в своих способностях? Тогда вперед.
Выводы
Экономисты относятся к предмету своего иссле- дования с научной объективностью. К основным методам познания окружающего мира относятся допущения и упрощенные модели. Экономическая теория состоит из двух разде- лов: микроэкономики и макроэкономики. Эконо-
мисты, специализирующиеся на микроэкономике, изучают процессы принятия решений домашни- ми хозяйствами и фирмами и их взаимодействие на рынке. Специалисты по макроэкономике изу- чают факторы, влияющие на экономику в целом и зарождающиеся в ней тенденции.
60
Часть 1. Введение
Позитивное утверждение — положение о том, что представляет собой мир. Нормативное ут- верждение — положение о том, каким должен быть мир. Экономисты, которые делают норма- тивные утверждения, выступают скорее в роли политиков, чем ученых.
Причина противоречивых советов, которые дают политикам экономисты, — различия в научных
суждениях или в системе жизненных ценностей. Иногда политики идут на поводу у шарлатанов, предлагающих простые рецепты решения слож- ных проблем. Гораздо чаще экономисты придер- живаются единого мнения, которое игнорируется политиками.
Основные понятия
Диаграмма кругооборота потоков Граница производственных возможностей
Микроэкономика Макроэкономика
Позитивное утверждение Нормативное утверждение
Вопросы
1. Что объединяет экономическую науку с други- ми науками?
2. Почему экономисты делают допущения?
3. Должна ли экономическая модель досконально описывать действительность?
4. Нарисуйте и объясните кривую границы произ- водственных возможностей для экономики, в ко- торой производится молоко и печенье. Что произойдет с границей, если половина поголовья коров погибнет от эпидемии?
Из каких двух разделов состоит экономиче- ская теория? Объясните, что изучает каждый из них.
В чем различие между позитивным и норматив- ным утверждением? Приведите пример каждо- го из них.
Почему экономисты иногда предлагают полити- кам противоположные советы?
Задания для самостоятельной работы
1. Приведите примеры использования специфи- ческого научного языка в одном из предметов, которые вы изучаете. В чем заключается по- лезность специальных терминов?
2. Одно из общих допущений экономической тео- рии состоит в том, что товары разных фирм од- ной отрасли промышленности идентичны по качеству. Обсудите, целесообразно ли такое до- пущение для следующих товаров:
а. Сталь.
б. Романы.
в. Пшеница.
3. Нарисуйте диаграмму кругооборота потоков. Определите, какие части модели связаны с по- токами товаров и услуг и денежных средств для следующих видов деятельности:
а. Сэм отдает владельцу магазина $ 1 за литр молока.
б. Сэлли зарабатывает $4,5 в час, работая в ресторане.
в. Серена платит $ 7 за билет в кинотеатр.
г. 10 % акций компании Acme Industrial прино- сят Стюарту $ 10 тыс. в год.
Глава 2. Думайте как экономист _______________
4. Какие важные характеристики экономики не учитывает модель кругооборота потоков? Мо- жете ли вы назвать несколько причин, позволя- ющих игнорировать эти факторы, и причины, по которым их стоило бы принять во внимание?
5. Первый принцип экономической теории, о кото- ром говорилось в гл. 1, заключается в том, что человек постоянно сталкивается с необходимо- стью выбора. Используйте границу производ- ственных возможностей, чтобы проиллюстрировать выбор общества между чистой окружающей сре- дой и высокими доходами. Как вы полагаете, что определяет форму и расположение границы? По- кажите, что произойдет с границей, если будет изобретен двигатель с практически полным от- сутствием выхлопов.
6. Определите, относятся ли следующие высказы- вания к вопросам, изучаемым микроэкономикой или макроэкономикой:
а. Решение семьи о количестве денег, направля- емых на сбережения.
б. Влияние высокого уровня сбережений на эко- номический рост.
в. Решение фирмы о количестве нанимаемых рабочих.
г. Взаимосвязь между уровнем инфляции и из- менениями количества денег в обращении.
7. Определите, являются ли следующие утвержде- ния позитивными или нормативными. Поясни- те свой выбор.
а. «В краткосрочной перспективе общество стал- кивается с выбором между инфляцией и без- работицей».
61
б. «Снижение темпов роста количества денег в обращении приведет к уменьшению инф- ляции».
в. «Центральный банк должен снизить темпы рос- та количества денег в обращении».
г. «Общество должно предложить людям, живу- щим на социальные пособия, заняться поиска- ми работы».
д. «Низкие ставки налогов стимулируют людей к более интенсивному труду и увеличению нор- мы сбережений».
8. Определите характер каждого из приведенных в табл. 2.1 положений (позитивный, нормативный или неопределенный). Объясните свое решение.
9. Если бы вы были президентом, вас интересовали бы позитивные или нормативные взгляды ваших экономических советников? Почему?
10. Кто является в настоящее время председате- лем Центрального банка вашей страны? Кто в настоящее время является министром финан- сов?
11. Ожидаете ли вы, что со временем экономисты все чаще будут приходить к единому мнению? Поче- му? Могут ли их разногласия быть полностью устранены? Почему?
12. В главе приводится пример о Питере, Поле и го- родском колодце.
а. Как вы оцениваете налоговую политику этого города? Почему?
б. Что еще вам хотелось бы знать о Питере и Поле перед тем, как сделать свои выводы?
13. Какая налоговая система более справедлива — сложная или простая?
Часть 1. Введение
Приложение
Построение графиков: краткий обзор
Многие переменные, которые изучают экономисты, могут быть выражены в цифрах: цены на бананы, количество проданных бананов, издержки выращивания бананов и т. д. Часто эти экономические переменные взаимозависимы. Когда растет цена на бананы, потреби- тели ограничивают их покупки. Один из способов отражения взаимосвязи — постро- ение графиков.
Построение графиков преследует две цели. Во-первых, в процессе разработки эконо- мических теорий графики предлагают способ визуального выражения идей, которые ме- нее понятны, если их описывают только с помощью слов. Во-вторых, в процессе анализа экономических данных графики обеспечивают способ определения действительной зави- симости этих переменных. Разрабатываем ли мы теорию или анализируем фактические данные, графики помогают разглядеть за деревьями лес.
Математические зависимости графически могут быть выражены различными способа- ми, так же как и мысль может быть высказана самыми разными словами. Хороший писатель выбирает слова, которые сделают его мысль доступной, описание - приятным, а сцену — драматической. Хороший экономист выбирает тип графика, соответствую- щий его цели.
В этом приложении мы рассмотрим принципы изучения экономистами математиче- ских зависимостей между переменными с использованием графиков, а также некоторые ловушки, которые возникают при использовании графических методов.
Графики одной переменной
Три общих графика представлены на рис. 2п.1. Круговая диаграмма (а) показывает распределение расходов на медицинское обслуживание населения страховых компаний и правительства. Каждая часть круговой диаграммы представляет долю каждой группы в общем объеме расходов. Столбиковая диаграмма (б) сравнивает стоимость некоторых американских корпораций. Высота каждого столбца представляет стоимость каждой компании в миллиардах долларов. График временного ряда (в) отражает повышение производительности труда американских фермеров в течение определенного периода вре- мени. Высота линии показывает количество произведенной продукции в час но годам. Вы, вероятно, постоянно встречаете подобные графики в газетах и журналах.
Графики двух переменных: система координат
Графики и диаграммы, представленные на рис. 2п.1, показывают изменение неременных во времени или состояние неких объектов на определенные периоды времени, но ограничива- ют получаемую нами информацию, так как отражают состояние одной переменной. Эконо- мистов часто интересуют зависимость между переменными, ее отражение на одном графике. Сделать это позволяет использование системы координат.
Предположим, вы хотите изучить зависимость между учебным временем студента и его средней оценкой. Для каждого студента в вашей группе вы записываете пару чисел: количество часов в неделю, которое он тратит на учебу, и его среднюю оценку. Полученные данные можно использовать в качестве чисел, определяющих положение точки на плоско- сти (координат). Альберт Э., например, представлен координатами 25 часов/неделя. 3,5 балла, в то время как его приятель «зачем-мне-беспокоиться?» Альфред Э. — коор- динатами 5 часов/неделя, 2,0 балла.
Глава 2. Думайте как экономист
63
(а) Круговая диаграмма
Частные страхователи (32 %)
(б) Столбиковая диаграмма
Правительство (41 %)
Рис. 2 п.1
ВИДЫ ГРАФИКОВ Круговая диаграмма (а) показывает, как распределяются расходы на медицин- ское обслуживание. Столбиковая диаграмма (б) показывает рыночную стоимость некоторых крупнейших корпораций США. График временного ряда (в) показывает рост производитель- ности труда амери- канских фермеров в 1950-1990 гг. Источники:
(а) Economic Report of the President, 1993 (Health Care Financing Administration), данные 1990 г.;
(б) Business Week, 25 марта, 1996;
(в) Economic Report of the President, 1993.
(в) График временного ряда
1950
1960
1970
1980
1990
64
Часть 1. Введение
Зафиксируем полученные координаты в двухмерной системе. Первое число в каж- дой паре (координата X) показывает нам горизонтальное расположение точки, второе (координата Y) — вертикальное расположение точки. Точка, в которой XnY равны нулю, называется началом координат. Две координаты показывают нам положение точ- ки относительно начала координат: координаты X располагаются правее начала коор- динат, а координаты Y — выше.
График 2п.2 отражает зависимость средних баллов Альберта Э., Альфреда Э. и их кол- лег-студентов от количества учебных часов. Анализируя график, мы отмечаем, что точки, рас- положенные на плоскости правее, как правило, размещаются выше, из чего следует, что количество часов учебных занятий определяет уровень оценок студентов. В таких случаях мы говорим, что между рассматриваемыми переменными существует прямая зависимость (нормальная корреляция). Напротив, если мы отразим на графике время, проведенное на вечеринках, и оценки студентов, мы обнаружим, что большее количество времени, отво- димое на танцы и общение с друзьями, обусловливает более низкие оценки знаний. Мы называем такую зависимость обратной (отрицательная корреляция). Использование системы координат делает более наглядной зависимость между двумя переменными.
Кривые в системе координат
Студенты, уделяющие учебе больше времени, получают высокие оценки, однако на успевае- мость влияют и другие факторы. Важное значение имеют знания, полученные в школе, способности, внимание со стороны преподавателя и завтрак. Однако на рис. 2н.2 действие всех этих факторов не учитывается. С другой стороны, экономистов нередко интересует именно зависимость между двумя переменными.
Один из самых важных графиков, рассматриваемых в экономической теории, — кри- вая спроса, отражающая влияние цены продукта на количество товара, которое потребители хотели бы приобрести. Табл. 2п.1 показывает, как количество романов, которые покупает Эмма Б., зависит от ее дохода и цены книг. Дешевые издания Эмма покупает в огромных количествах. По мере того как книги становятся дороже, она проводит больше времени в библиотеке или предпочитает чтению поход в кинотеатр. При данной цене Эмма покупает больше романов в тех случаях, когда имеет более высокий доход. То есть когда ее доход растет, она тратит часть дополнительного дохода на романы, а часть — на другие товары.
Рис. 2п.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ Средний балл отражается на верти- кальной оси, а время учебы — на горизон- тальной. Баллы Альберта Э., Альфре- да Э. и их коллег- студентов представ- лены различными точками. Из графика следует, что студенты, проводящие больше времени за учебой, получают более высокие оценки.
Средняя оценка
4.0 3.5 3.0 2.5 2.0 1.5 1.0 0.5
10 15 20 25 30 35 40 Время учебы
(часов в неделю)
Глава 2. Думайте как эко номист
Теперь у нас есть три переменные: цена романов, доход и количество купленных книг, а значит, мы не можем представить всю имеющуюся информацию в системе координат. Чтобы интерпретировать данные из табл. 2п.1 в графической форме, нам необходимо принять одну из трех переменных за константу и показать зависимость между двумя оставшимися. Так как кривая спроса отражает зависимость между ценой и спросом, мы примем доход Эммы за постоянную величину и покажем, как количество романов, кото- рые она покупает, зависит от цены романов.
Предположим, что доход Эммы составляет $ 30 тыс. в год. Если на оси X мы отметим количество романов, которые покупает Эмма, а на оси Y — цену приобретаемых книг, мы получим возможность графически представить средний столбец из табл. 2п.1. Соединив полученные из таблицы точки — (5 романов, $ 10), (9 романов, $ 9) и т. д., — получаем линию, представленную на рис. 2п.З, — кривую спроса Эммы на романы, показывающую, сколько книг хотела бы купить Эмма по определенной цене. Кривая направлена вниз и отражает обратную зависимость между количеством романов, на которые существует спрос, и ценой.
Цена романов
$11 10
9 8 7 6
5 4 3 2 1
Рис. 2п.З
КРИВАЯ СПРОСА Линия D1 показыва- ет зависимость числа приобретае- мых Эммой книг от цены на романы, при условии, что ее доход считается постоянным. Между ценой и количеством книг существует обратная зависи- мость, кривая спроса идет по нисходящей.
0 5 10 15 20 25 30 Количество
купленных романов
Цена, в $
|
| ДОХОД
|
|
$20 000
| $ 30 000
| $ 40 000
| 10
| 2
| 3
| 8
| 9
| 6
| 9
| 12
| 8
| 10
| 13
| 16
| 7
| 14
| 17
| 20
| 6 5
| 18
| 21
| 24
|
22
| 25
| 28
|
| Кривая
| Кривая
| Кривая
|
| спроса D3
| спроса D1
| спроса D7
| Таблица 2п.1
РОМАНЫ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЭММОЙ Б. Таблица показывает количество приоб- ретаемых Эммой книг в зависимости от уровня ее дохода и цен на романы. При любом данном уровне дохода цена и показатели спроса могут быть представ- лены на графике с помощью кривой спроса на романы.
J* «4
66
Часть 1. Введение
Теперь предположим, что доход Эммы вырос до $ 40 тыс. в год. При данной цене Эмма купит больше романов, чем она приобретала при более низком доходе. Так же как мы чертили кривую спроса Эммы на романы, используя значения из среднего столбца табл. 2п.1, мы проведем новую линию, используя значения из правого столбца таблицы. Новая кривая спроса (кривая D2) расположена вдоль старой кривой (кривой D1) на рис. 2п.4. Новая кривая похожа на линию слева. Таким образом, мы можем сказать, что рост доходов Эммы привел к сдвигу или смещению ее кривой спроса. Если бы доход Эммы снизился до $ 20 тыс. в год, она покупала бы меньше романов при любой данной цене и кривая ее спроса сместилась бы влево (к кривой D3).
В экономической теории важно различать движение по кривой и сдвиг кривой. Из рис. 2п.З следует, что, если Эмма зарабатывает $ 30 тыс. в год и один роман стоит $ 8, за год она приобретет 13 романов. Если цена на книгу упадет до $ 7, количество приобретен- ных романов возрастет до 17, однако кривая спроса остается на том же месте. Итак, Эмма покупает определенное количество книг по каждой из возможных цен; если цена на романы снижается, ее спрос перемещается по кривой спроса слева направо. Напротив, если цена романов остается неизменной и составляет $ 8, а ее доход возрастет до $ 40 тыс. в год, Эмма увеличивает количество покупок романов с 13 до 16 в год. Так как Эмма покупает больше романов по каждой возможной цене, ее кривая спроса смещается впра- во, как показано на рис. 2п.4.
Когда переменная, которую мы принимали за константу, изменяется, это приводит к сдвигу кривой. Поскольку мы не отражали годовой доход девушки ни на оси X, ни на оси Y, при его изменении кривая спроса Эммы должна смещаться. Любое изменение, отражающееся на покупательских привычках Эммы (кроме изменений в цене романов), приводит к сдвигу ее кривой спроса. Если, например, закроется публичная библиотека, в которой девушка брала книги, ей придется покупать издание каждого романа, который ей захочется прочесть; она будет вынуждена покупать больше романов по каждой возмож- ной цене, и кривая спроса сдвинется вправо. Или, если снизятся цены на билеты в кинотеатр и Эмма будет проводить больше времени в кино и меньше читать, ее спрос по каждой возможной цене уменьшится и кривая ее спроса сместится влево. Напротив, когда изме- няется переменная, отражающаяся на оси координат графика, кривая не сдвигается, а изменение отражается в движении вдоль кривой.
Рис. 2 п.4
СДВИГ КРИВЫХ СПРОСА
Положение кривой спроса Эммы на романы зависит от величины ее дохода. Чем больший доход она получает, тем больше романов она купит при любой данной цене и тем правее будет лежать кривая спроса. Кривая D1 представляет первоначальный спрос Эммы, когда ее доход составлял $ 30 тыс. в год. Если ее доход возрастет до $ 40 тыс. в год, кривая спроса сместится до D2. Если ее доход упадет до $ 20 тыс. в год, кривая спроса сместится до D3.
0 5 10 13 1516 20
25 30 Количество
купленных
романов
Глава 2. Думайте как экономист
67
Наклон и эластичность
Один из вопросов, который вы, возможно, захотите задать об Эмме Б., — вопрос о том, как воздействует цена книг на ее покупательские привычки. Взгляните на кривую спроса на рис. 2п.5. Если кривая очень крутая, количество покупаемых Эммой товаров при увели- чении или уменьшении цены изменяется незначительно. Если перед нами пологая кривая, небольшое изменение цены приводит к тому, что число покупаемых девушкой книг значи- тельно увеличивается или уменьшается. Ответить на вопрос о том, как одна переменная реагирует на изменения другой, позволяет нам использование понятия наклона.
Наклон линии — это отношение вертикального изменения координат точки к гори- зонтальному изменению координат по мере движения вдоль линии. В математических символах данное определение описывается следующим образом:
где греческая буква Д (дельта) означает величину изменения переменной. Пологая линия вверх характеризуется наклоном, выраженным небольшим положительным числом, крутая — большим положительным числом, линия, направленная вниз, — отрицательным числом. У горизонтальной линии наклон равен нулю, потому что в этом случае координаты пере- менной по оси Y не изменяются; наклон вертикальной линии равен бесконечности, потому что значение переменной по оси Y может быть любым вне зависимости от значения пере- менной по оси X.
Какой наклон имеет кривая спроса Эммы Б. на романы? Поскольку кривая направ- лена вниз, ее наклон отрицателен. Чтобы подсчитать количественное значение наклона, мы должны выбрать две точки на линии. Если доход девушки составит $ 30 тыс., она купит 21 роман по цене $ 6 или 13 романов по цене $ 8. Нас интересует разница между этими двумя точками, поэтому наши расчеты будут выглядеть следующим образом:
Данные для наших расчетов наглядно представлены на рис. 2п.5. Попытайтесь само- стоятельно рассчитать наклон кривой спроса, используя две другие точки. Вы должны получить в точности такой же результат — 1 /4. Одна из характеристик нашей кривой — ее постоянный наклон. Это не относится к другим типам кривых, наклон которых может изменяться.
Цена романов
$11 10
30 Количество
купленных
романов
| 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Рис. 2п.5
РАСЧЕТ НАКЛОНА ЛИНИИ
Чтобы вычислить наклон кривой спроса, необходимо рассчитать изменение значений координат х и у при перемеще- нии из одной точки (21 роман по цене $ 6) в другую (13 романов по цене $ 8). Наклон линии — это отноше- ние изменения значения координаты у (-2) к изменению значения координаты х (+8), равное -1/4.
Часть 1. Введение
Наклон кривой спроса Эммы на книги говорит нам о том, как изменяется количество ее покупок с изменением цены. Небольшой наклон (число, близкое к нулю) означает, что кривая спроса относительно полога; в этом случае количество дополнительно приобретае- мых в ответ на изменение цены товаров довольно значительно. Большее значение наклона кривой (число, значительно большее или меньшее нуля) — атрибут крутой кривой спро- са; в этом случае количество дополнительно прио
|