Дебаты о технологической политике
Каковы размеры технологических переливов и как их использовать при форми- ровании общественной политики? Ответ на этот вопрос имеет важное значение поскольку технический прогресс — основа повышения жизненного уровня об- щества. Но сложность поиска ответа соответствует его значимости.
Некоторые экономисты полагают, что технологические переливы всеобъем- лющи, следовательно, правительство должно стимулировать отрасли, в которых они достигают максимального значения. Они считают, что если результатом производства компьютерных чипов являются большие переливы, чем те, кото- рые достигаются в результате производства картофельных чипсов, правитель- ство должно стимулировать производство микросхем, используя налоговое за- конодательство. Вмешательство правительства в экономику, целью которогс является продвижение технологически развивающихся отраслей, называется технологической политикой.
Другие экономисты весьма скептически относятся к технологической поли- тике. Даже если технологические переливы — распространенное явление, ус- пех технологической политики предполагает способность правительства оце- нить размер технологических переливов на различных рынках (очень сложная задача). Более того, в отсутствие точных инструментов измерения переливов политическая система скорее будет субсидировать отрасли, обладающие не вь: соким положительным внешним эффектом, а большим политическим весом.
Один из видов технологической политики, который поддерживают болыип: ство экономистов, — патентная защита. Патентное законодательство охранж
" лава 10. Внешние эффекты
225
"зава изобретателей, предоставляя им возможность исключительного исполь- :вания новых технологий в течение определенного периода времени. Если .следователи фирмы разработали принципиально новый процесс производства, : мпания может запатентовать идею и получить основную часть экономической : ыгоды. Считается, что патент интернализирует внешние эффекты, предостав- ляя фирме права собственности на изобретение. Если новой технологией захо- "лт воспользоваться другие фирмы, им придется получить разрешение соб- твенника и заплатить определенную сумму. Таким образом, патентная система тимулирует фирмы к проведению исследований и другой деятельности, связан- ной с развитием технологии.
Внешние эффекты в процессе потребления
Jo сих пор мы рассматривали внешние эффекты, возникающие в производстве това- ров. Но экстерналии проявляются и в процессе потребления. Например, потребление алкоголя создает отрицательные внешние эффекты в случае, когда пьяный водитель, подвергающий опасности жизни других людей, управляет автомобилем. Положитель- ные экстерналии возникают и в образовании, так как высокоученое население выби- рает достойное его правительство, что приносит выгоду каждому.
Анализ внешних эффектов, возникающих в процессе потребления, аналогичен анализу экстерналии, возникающих в производстве. Как показано на рис. 10.4, кривая спроса не отражает социальную ценность товара. На графике (а) представ- лены отрицательные внешние эффекты, возникающие в процессе потребления (на- пример, связанные с алкоголем). В этом случае социальная ценность меньше, чем частная ценность, а социально оптимальное количество меньше, чем количество, определяемое рынком. На графике (б) показан случай положительной экстерна- лии, возникшей в процессе потребления (например, эффект образования). В эюм случае социальная ценность больше, чем частная ценность, а социально оптималь ное количество больше, чем количество, определяемое рынком.
Правительство может скорректировать последствия несовершенства рынка с помощью интернализации внешних эффектов. Соответствующая реакция в слу-
Рис. 10.4
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ В ПОТРЕБЛЕНИИ На графике (а) — рынок в условиях отрицательных внешних эффектов, возникающих в процессе потребле- ния, такой как рынок алкогольных напит- ков. Кривая, пред- ставляющая соци- альную ценность, ниже, чем кривая спроса, а социально оптимальное количе- ство, Qoptimum, меньше, чем равно- весное количество, Qmarkct.
На графике (б) — рынок в условиях положительных экстерналии процес- са потребления, например рынок образования. Кривая, представляющая социальную ценность, находится выше кривой спроса, а соцма/и- но пш ималь- ное количеств'.). Qoptimum, больше, чем равновесное количество Qmarket.
(а) Отрицательный внешний эффект, возникаю- щий в результате потребления
(б) Положительный внешний эффект, возникающий в результате потребления
Цена алкоголя
Qoptimum Qmarket
Количество О
Алкоголя
Qmarket Qoptimum Уровень
образования
Зак. N» 524
Часть 4. Экономическая теория общественного сектора
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Ivueedume пример "'.рицашельного . положительного - нешнего эффекта. Объясните, почему : ^зулътаты функцио- нирования рынка в ,:ловиях экстерналий -•эффективны.
чае возникновения экстерналий в процессе потребления аналогична действиям в случае возникновения внешних эффектов в производстве. Чтобы сдвинуть рыночное равновесие ближе к социальному оптимуму, в случае отрицательных внешних эффектов используется налог, а в случае положительных экстерналий — субсидии. Именно эту политику проводит правительство в реальной жизни: алко- гольные напитки принадлежат к числу товаров, облагаемых самым высоким нало- гом, а образование субсидируется посредством поддержки сети общественных школ и правительственных стипендий.
Приведенные примеры внешних эффектов позволяют сделать общий вывод отрицательные внешние эффекты, возникающие в процессе производства или потребления, подталкивают рынки к производству большего объема товаров, чем это желательно для общества. Положительные экстерналий, возникаю- щие в результате производства или потребления, приводят рынки к производ- ству меньшего объема товаров, чем это желательно для общества. Чтобы решить эту проблему, правительство имеет возможность интернализировать внеш- ние эффекты с помощью налогообложения товаров, производство или потребление которых приводят к отрицательным внешним эффектам, и субсидирования това- ров, производство или потребление которых приводят к положительным экстерна- лиям.
|