Дебаты о технологической политике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дебаты о технологической политике



Каковы размеры технологических переливов и как их использовать при форми-
ровании общественной политики? Ответ на этот вопрос имеет важное значение
поскольку технический прогресс — основа повышения жизненного уровня об-
щества. Но сложность поиска ответа соответствует его значимости.

Некоторые экономисты полагают, что технологические переливы всеобъем-
лющи, следовательно, правительство должно стимулировать отрасли, в которых
они достигают максимального значения. Они считают, что если результатом
производства компьютерных чипов являются большие переливы, чем те, кото-
рые достигаются в результате производства картофельных чипсов, правитель-
ство должно стимулировать производство микросхем, используя налоговое за-
конодательство. Вмешательство правительства в экономику, целью которогс
является продвижение технологически развивающихся отраслей, называется
технологической политикой.

Другие экономисты весьма скептически относятся к технологической поли-
тике. Даже если технологические переливы — распространенное явление, ус-
пех технологической политики предполагает способность правительства оце-
нить размер технологических переливов на различных рынках (очень сложная
задача). Более того, в отсутствие точных инструментов измерения переливов
политическая система скорее будет субсидировать отрасли, обладающие не вь:
соким положительным внешним эффектом, а большим политическим весом.

Один из видов технологической политики, который поддерживают болыип:
ство экономистов, — патентная защита. Патентное законодательство охранж


" лава 10. Внешние эффекты


225


 


"зава изобретателей, предоставляя им возможность исключительного исполь-
:вания новых технологий в течение определенного периода времени. Если
.следователи фирмы разработали принципиально новый процесс производства,
: мпания может запатентовать идею и получить основную часть экономической
: ыгоды. Считается, что патент интернализирует внешние эффекты, предостав-
ляя фирме права собственности на изобретение. Если новой технологией захо-
"лт воспользоваться другие фирмы, им придется получить разрешение соб-
твенника и заплатить определенную сумму. Таким образом, патентная система
тимулирует фирмы к проведению исследований и другой деятельности, связан-
ной с развитием технологии.

Внешние эффекты в процессе потребления

Jo сих пор мы рассматривали внешние эффекты, возникающие в производстве това-
ров. Но экстерналии проявляются и в процессе потребления. Например, потребление
алкоголя создает отрицательные внешние эффекты в случае, когда пьяный водитель,
подвергающий опасности жизни других людей, управляет автомобилем. Положитель-
ные экстерналии возникают и в образовании, так как высокоученое население выби-
рает достойное его правительство, что приносит выгоду каждому.

Анализ внешних эффектов, возникающих в процессе потребления, аналогичен
анализу экстерналии, возникающих в производстве. Как показано на рис. 10.4,
кривая спроса не отражает социальную ценность товара. На графике (а) представ-
лены отрицательные внешние эффекты, возникающие в процессе потребления (на-
пример, связанные с алкоголем). В этом случае социальная ценность меньше, чем
частная ценность, а социально оптимальное количество меньше, чем количество,
определяемое рынком. На графике (б) показан случай положительной экстерна-
лии, возникшей в процессе потребления (например, эффект образования). В эюм
случае социальная ценность больше, чем частная ценность, а социально оптималь
ное количество больше, чем количество, определяемое рынком.

Правительство может скорректировать последствия несовершенства рынка
с помощью интернализации внешних эффектов. Соответствующая реакция в слу-


Рис. 10.4

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ
В ПОТРЕБЛЕНИИ
На графике (а) —
рынок в условиях
отрицательных
внешних эффектов,
возникающих в
процессе потребле-
ния, такой как рынок
алкогольных напит-
ков. Кривая, пред-
ставляющая соци-
альную ценность,
ниже, чем кривая
спроса, а социально
оптимальное количе-
ство, Qoptimum,
меньше, чем равно-
весное количество,
Qmarkct.

На графике (б) —
рынок в условиях
положительных
экстерналии процес-
са потребления,
например рынок
образования. Кривая,
представляющая
социальную ценность,
находится выше
кривой спроса, а
соцма/и- но пш ималь-
ное количеств'.).
Qoptimum, больше,
чем равновесное
количество Qmarket.


 


(а) Отрицательный внешний эффект, возникаю-
щий в результате потребления


(б) Положительный внешний эффект, возникающий
в результате потребления


 




Цена
алкоголя


Qoptimum Qmarket


Количество          О

Алкоголя


Qmarket Qoptimum        Уровень

образования


Зак. N» 524


Часть 4. Экономическая теория общественного сектора


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Ivueedume пример
"'.рицашельного
. положительного
- нешнего эффекта.
Объясните, почему
: ^зулътаты функцио-
нирования рынка в
,:ловиях экстерналий
-•эффективны.


чае возникновения экстерналий в процессе потребления аналогична действиям
в случае возникновения внешних эффектов в производстве. Чтобы сдвинуть
рыночное равновесие ближе к социальному оптимуму, в случае отрицательных
внешних эффектов используется налог, а в случае положительных экстерналий —
субсидии. Именно эту политику проводит правительство в реальной жизни: алко-
гольные напитки принадлежат к числу товаров, облагаемых самым высоким нало-
гом, а образование субсидируется посредством поддержки сети общественных
школ и правительственных стипендий.

Приведенные примеры внешних эффектов позволяют сделать общий вывод
отрицательные внешние эффекты, возникающие в процессе производства или
потребления, подталкивают рынки к производству большего объема товаров,
чем это желательно для общества. Положительные экстерналий, возникаю-
щие в результате производства или потребления, приводят рынки к производ-
ству меньшего объема товаров, чем это желательно для общества.
Чтобы
решить эту проблему, правительство имеет возможность интернализировать внеш-
ние эффекты с помощью налогообложения товаров, производство или потребление
которых приводят к отрицательным внешним эффектам, и субсидирования това-
ров, производство или потребление которых приводят к положительным экстерна-
лиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.005 с.)