Кто платит налог на предметы роскоши .
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Покажите на графике спроса и предложения, как взимаемый с покупателей автомо- билей налог в размере $ 1000 с автомашины влияет на объем продаж и на цену товара. На другом графике покажите, как тот же, но взимаемый с продавцов автомоби- лей налог влияет на количество продан- ных автомашин и их цену. Покажите на графиках изменение цены, которую платят покупатели автомоби- лей, и изменение цены, которую получают продавцы автомашин.
В 1990 г. Конгресс США принял новый налог на предметы роскоши, такие как яхты, частные самолеты, меха, ювелирные изделия и дорогие автомобили. Цель его введения заключалась в увеличении доходов бюджета через налогообложе- ние наиболее обеспеченных людей. Поскольку только очень богатые люди мо- гут позволить себе приобретать такие экстравагантные вещи, установление нало- га на покупку предметов роскоши кажется вполне логичным.
Однако взаимодействие сил спроса и предложения привело к результатам несколько отличным от тех, на которые рассчитывал Конгресс. Рассмотрим, например, рынок яхт. Спрос на яхты достаточно эластичен. Миллионер может легко отказаться от покупки яхты; он имеет возможность потратить деньги на приобретение большего по размеру дома, отдохнуть в Европе или завещать их наследникам. Напротив, предложение яхт относительно эластично, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Судоверфи не могут легко переориентировать- ся на производство других товаров, рабочие, которые строят яхты, не горят желанием поменять работу из-за изменения рыночных условий.
При эластичном спросе и неэластичном предложении налоговое бремя ложит- ся на поставщиков. То есть налог на яхты большей частью ложится на фирмы и рабочих, которые их производят, так как им приходится уменьшать цену на товар. Но рабочих верфей трудно отнести к самым богатым людям. Таким образом, бремя налога на предметы роскоши большей частью несет средний класс, а не богатые люди.
Ошибочность предположения о распределении бремени налога на предметы роскоши достаточно быстро стала очевидной, и Конгресс США в 1993 г. отказался от большей части налога на предметы роскоши.
Заключение
Экономикой правят два типа законов: законы спроса и предложения и законы, устанавливаемые правительством. В этой главе мы приступили к рассмотрению взаимодействия этих законов. Контроль за уровнем цен и налоги — общие черты различных рынков; их влияние часто обсуждается в прессе и в политических кругах. Для того чтобы осознать и оценить экономическую роль государства, нам придется проделать долгий путь.
В следующих главах мы более подробно проанализируем многие правитель- ственные программы, более полно рассмотрим значение налогов. Но основные выводы этой главы неизменны: закономерности спроса и предложения — первей- ший и самый полезный инструмент анализа политики правительства.
Глааа 6. Предложение, спрос и политика правительства
151
Выводы
«Потолок» цены — законодательно утвержденное максимальное значение цены товара или услуги. Пример — контроль за уровнем ренты. Если вер- хний предел цены ниже равновесной цены, объем спроса превышает объем предложения, возникает дефицит. Продавцы должны некоторым образом распределять товары или услуги среди покупате- лей, продавцы выбирают покупателей. «Пол» цены — законодательно утвержденный ми- нимум цены товара или услуги. Пример — ми- нимальный размер оплаты труда. Если нижний предел цены находится выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса. Следствие избыточного предложения — необ- ходимость распределения покупательского спро- са на товары и услуги, покупатели выбирают продавцов. Когда правительство облагает товар налогом, рав-
новесная цена товара снижается. Вводимый на- лог сокращает размер рынка товара. Налог на товар «вклинивается» между ценой, которую платят покупатели, и ценой, которую получают продавцы. Когда рынок движется к новому равновесию, покупатели платят за товар большую цену, а продавцы получают меньшую. В этом смысле покупатели и продавцы разделя- ют налоговое бремя. Разделение налогового бре- мени не зависит от того, взимается ли налог с покупателей или продавцов. Распределение налогового бремени зависит от це- новой эластичности спроса и предложения. Боль- шую часть налогового бремени несет менее эластичная сторона рынка, так как ей труднее реагировать на введение налога с помощью изме- нения проданного или приобретенного количе- ства товара.
Основные понятия
i Потолок» (верхний предел) цены «Пол» (нижний предел) цены Распределение налогового бремени
Вопросы
Приведите пример верхнего предела цены и при- мер нижнего предела цены. Что приводит к дефициту товара — «потолок» или «пол» цены? Какой из пределов — причина избытка товаров?
Объясните, почему экономисты обычно возра- жают против контроля за ценами.
В чем заключается разница между налогом, ко- торый платят покупатели, и налогом, который уп- лачивают продавцы?
Как налог на товар влияет на цену, которую пла- тят покупатели, на цену, которую получают про- давцы и на объем продаж?
Что определяет распределение налогового бремени между продавцами и покупателями? Почему?
152
Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок
Задания для самостоятельной работы
1. Предположим, что федеральное правительство ус- тановило налог на потребителей пива в размере $ 2 с каждого купленного ящика.
а. Начертите график спроса и предложения для рынка пива при отсутствии налога. Покажите цену, которую платят потребители, цену, кото- рую получают производители, и количество проданного пива. Какая разница между ценой, которую платят потребители, и ценой, которую получают производители?
б. Начертите график спроса и предложения для рынка пива после введения налога. Покажи- те цену, которую платят потребители, цену, которую получают производители, и количе- ство проданного пива. Какая разница между ценой, которую платят потребители, и ценой, которую получают производители? Увеличи- лось или уменьшилось количество проданно- го пива?
2. Правительство решило, что цена сыра на свобод- ном рынке слишком низка.
а. Предположим, что правительство устанавливает связанный нижний предел цены на рынке сыра. Используйте график спроса и предложения, чтобы показать влияние этой политики на цену сыра и количество проданного сыра. К чему приводит данная политика, к избытку или дефи- циту сыра?
б. Фермеры жалуются на то, что нижний предел цены сократил их общий доход. Возможно ли это? Объясните.
в. В ответ на жалобы фермеров правительство соглашается купить весь избыток сыра по цене нижнего предела. Если сравнивать с основ- ным нижним пределом цены, то кто выигры- вает от этой меры? Кто теряет?
3. Если правительство устанавливает налог в раз- мере $ 500 на дорогие автомобили, вырастет ли цена, которую платят потребители, больше, чем на $ 500, меньше, чем на $ 500, или точно на $ 500? Объясните.
4. Конгресс и президент считают, что США должны сократить загрязнение воздуха, уменьшив потреб- ление бензина. Устанавливается налог в размере $0,10 на каждый проданный литр бензина.
а. С кого должен взиматься новый налог — с производителей или с потребителей бензина?
Объясните свое решение, используя график спроса и предложения.
б. Допустим, что спрос на бензин весьма эласти- чен. Насколько эффективен в этом случае бу- дет налог? Сократится ли потребление бензина? Объясните и покажите на графике.
в. Как сказывается этот налог на положении по- требителей? Почему?
г. Как сказывается данный налог на положении рабочих нефтяной промышленности? Почему?
5. В этой главе мы рассматривали федеральный закон о минимальном размере оплаты труда.
а. Предположим, что минимальный размер опла- ты труда на рынке неквалифицированного тру- да находится выше равновесной заработной платы. Используя график спроса и предложе- ния на рынке неквалифицированного труда, по- кажите рыночную заработную плату, занятость рабочих и безработицу. Покажите общую сум- му заработной платы, выплачиваемую неква- лифицированным рабочим.
б. Предположим, что министр труда предлагает увеличить минимальный размер оплаты труда. Какое влияние на занятость окажет принятие его предложения? Зависит ли изменение в уровне занятости от эластичности спроса, эла- стичности предложения, от эластичности обе- их кривых?
в. Если спрос на неквалифицированный труд не- эластичен, повысит или понизит общий уро- вень заработной платы неквалифицированных рабочих предложенное увеличение минималь- ного размера оплаты труда? Изменится ли ваш ответ, если спрос на неквалифицированный труд эластичен?
6. Рассмотрите следующие виды программ, каждая из которых нацелена на снижение количества насиль- ственных преступлений. Проиллюстрируйте каж- дое из этих предложений на графике спроса и предложения на рынке оружия.
а. Налог на покупателей оружия
б. Налог на продавцов оружия
в. Установление нижнего предела цены на оружие.
г. Налог на боеприпасы.
7. Правительство США реализует две программы, воздействующие на рынок сигарет. Кампания в средствах массовой информации и требования о
Глава 6. Предложение, спрос и политика правительства
размещении предупреждении на пачках сигарет нацелены на то, чтобы общественность осознала опасность курения. В то же время министерство сельского хозяйства проводит программу под- держки фермеров, занимающихся выращиванием табака, в результате устанавливается цена табака выше равновесной цены.
а. Как эти две программы влияют на потребле- ние сигарет? Используйте при своем ответе график, отображающий рынок сигарет.
б. В чем выражается результат воздействия этих программ на рынок сигарет?
в. Сигареты облагаются значительным налогом. Какое влияние оказывает этот налог на по- требление сигарет?
8. Рынок билетов на симфонический концерт мо- жет быть описан с помощью следующих кривых спроса и предложения:
QD = 20000 - 9OP, Q5 = 10000 + HOP
а. Какова равновесная цена и равновесный объем на рынке билетов?
б. Любители классической музыки убеждают Конгресс установить верхний предел цены в размере $ 40 за билет. Сколько теперь биле- тов продается на рынке? Увеличилось или уменьшилось число посетителей концертов классической музыки?
9. Предположим, что кривая спрсч быть представлена равенством i QD — объем спроса, a P — це ложения пиццы может быть i ством 0s = P — 1, где 0s — об: Предположим, что правительс: налог в размере $ 3 за одну п больше придется платить потре равенствах, отражающих спро больше не равны. Цена, которая спроса, теперь равна цене, ког объем предложения, плюс $ 3.)
10. Субсидия противоположна нале покупателей мороженого в ра; ного стаканчика правительство каждой приобретенной порции субсидии в размере $ 0,50 для г женого правительство выплачи $0,50 за каждую приобретенн
а. Покажите влияние субсидш на кривую спроса мороженс цену, которую платят потреб ную цену, которую получаю личество проданных стакан1
б. Как данная политика сказы: нии потребителей и произво; вает или проигрывает прави
Часть 3
Спрос и предложение 2:
рынки и благосостояние
|