Патентованные препараты против лекарств - дженериков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патентованные препараты против лекарств - дженериков



Ценообразование на монопольных рынках значительно отличается от практик!!
установления цены на конкурентных рынках. Весьма удобный «полигон» для
проверки наших теоретических построений — рынок лекарств, на котором


' лава 15. Монополия


327


 



Предельные
издержки


Средние

Совокупные

Издержки


Цена

Монопольная
цена

Средние

Совокупные

Издержки


Рис. 15.5

МОНОПОЛЬНАЯ
ПРИБЫЛЬ

Площадь прямоуголь-
ника BCDE равна
прибыли монополии.
Высота прямоуголь-
ника [BC) есть раз-
ность цены и средних
совокупных издер-
жек, то есть прибыль,
получаемая при
реализации единицы
продукции. Основа-
ние прямоугольника
[DC) есть число
реализованных
единиц продукции.


 



' МАХ


Объем выпуска


 


сосуществуют конкурентная и монопольная структуры. Когда фирма разраба-
тывает новый препарат, она получает монопольное право на его продажу. Одна-
ко через некоторое время срок действия патента истекает и любая другая
компания имеет право выпускать и продавать данное лекарство. В этот момент
рынок переходит из монопольного состояния в конкурентное.

Что происходит с ценой на лекарство после истечения срока патента? По-
смотрим на рис. 15.6, изображающий рынок типичного лекарства. На диаграмме
предельные издержки производства лекарства предполагаются постоянными
(что более или менее верно для значительного числа препаратов). В течение
срока действия патента фирма-монополист максимизирует прибыль, так как про-
изводит объем продукции, при котором предельный доход равен предельным
издержкам. В то же время устанавливается цена, изрядно превышающая пре-
дельные издержки. Но когда срок патента истекает, прибыльность производ-
ства лекарства побуждает к вступлению на рынок новые фирмы. По мере того
как рынок становится более конкурентным, цена будет снижаться, приближаясь к
предельным издержкам.

Практика вполне согласуется с нашей теорией. Когда срок действия патента
на препарат истекает, на рынок вступают конкуренты, предлагающие так назы-
ваемые лекарства-дженерики, идентичные по химическому составу патентован-
ному лекарству фирмы — недавнего монополиста. В соответствии с выводами
нашего анализа цена выпускаемых на конкурентной основе дженериков суще-
ственно ниже цены, которую требовал монополист.

Истечение срока действия патента, однако, не означает окончательную утрату
монополистом власти над рынком. Некоторые потребители остаются верными
патентованному лечебному средству, возможно, опасаясь, что новое лекарство-
дженерик вовсе не то же самое, которое они принимали годами. В результате
монополист из «бывших» продолжает поддерживать цену, которая, пусть даже и
не намного, но выше цены новых конкурентов.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Объясните, как
фирма-монополист
определяет объем
производства и
назначает цену
на продукцию.


328


Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынка


 


Рис. 15.6

=ЫНОК ЛЕКАРСТВ
Пока патент дает
оирме монопольное
право на продажу
лекарства, она
назначает монополь-
ную цену, изрядно
превышающую
предельные издерж-
ки производства
препарата. Когда
срок действия патен-
та истекает, на рынок
вступают новые
фирмы, в результате
чего цена препарата
снижается до уровня
предельных издер-
жек.


Издержки
и доход

Цена в течение

срока действия

патента

Цена после

истечения

срока действия


патента


Монопольный   Конкурентный Объем выпуска
объем выпуска объем выпуска


Социальные издержки монополии

Как оценить эффективность монополистического рынка? Мы убедились, что моно-
полия, в отличие от конкурентной фирмы, назначает цену, превышающую предель-
ные издержки. С точки зрения потребителей монополия нежелательна.
С другой стороны, монопольно высокая цена весьма привлекательна для владель-
цев фирмы. Как соотносятся выгоды собственников фирмы и затраты, которые
вынуждены нести потребители? Быть может, монополия выгодна с точки зрения
общества в целом?

Мы попытаемся ответить на этот вопрос, используя метод анализа, который
мы впервые применили в гл. 7. В качестве критерия экономического благосо-
стояния мы используем общий излишек. Вспомним, что общий излишек равен
сумме потребительского излишка и излишка производителей. Потребительский
излишек определяется как разность между суммой, которую потребители готовы
заплатить за товар, и реально уплаченной суммой. Излишек производителей —
выручка, полученная за реализованный товар за вычетом издержек его произ-
водства. В нашем случае мы имеем производителя в единственном числе —
монополиста.

Вы, наверное, заранее предскажете результаты этого анализа. В гл. 7 мы при-
шли к выводу, что равновесие спроса и предложения на конкурентном рынке —
не только естественный, но и желательный результат его функционирования
«Невидимая рука» рынка обеспечивает распределение ресурсов, максимизирующее
величину общего излишка. Так как монополия приводит к распределению ресур-
сов, отличному от распределения конкурентного рынка, монопольный рынок дол-
жен, в некотором роде, потерпеть фиаско в максимизации экономического бла-
госостояния.


Глава 15. Монополия


з;


Безвозвратная потеря

Мы начинаем анализ с изучения поведения монополии, как если бы она управля-
лась великодушным плановиком, который заинтересован не только в прибыли
зладельцев фирмы, но и в выгоде ее потребителей и стремится к максимизации
эбщего излишка, равного сумме излишка производителя (прибыли) и потреби-
тельского излишка. Запомним, что общий излишек равен ценности товара для
потребителя за вычетом издержек производства товара для монопольного произ-
водителя.

Рис. 15.7 демонстрирует нам определение объема производства нашим «специ-
алистом доброй воли». Кривая спроса отражает ценность товара для потребите-
лей, то есть сумму, которую они готовы заплатить за товар. Кривая предельных
издержек отражает издержки монополиста. Таким образом, общественно эффек-
тивный объем выпуска находится в точке пересечения кривой спроса и кривой
предельных издержек.
При объемах ниже этого уровня ценность товара для по-
требителей превышает предельные издержки его производства, следовательно, уве-
личение выпуска ведет к возрастанию общего излишка. Выше этого уровня пре-
дельные издержки превышают ценность товара для потребителей, а значит, при
снижении объема выпуска суммарный излишек увеличится.

Если бы монополией действительно управлял великодушный плановик, она
достигала бы эффективного объема выпуска, устанавливая цену, находящуюся в
точке пересечения кривых спроса и предельных издержек. То есть «специалист
доброй воли», подобно конкурентной фирме и в отличие от максимизирующей
прибыль монополии, установил бы цену, равную предельным издержкам. Так как
такая цена давала бы потребителям точную информацию об издержках производ-
ства товара, потребители приобретали бы эффективный объем товара.


Предельные
издержки



Цена


Рис. 15.7

ЭФФЕКТИВНЫЙ
УРОВЕНЬ
ПРОИЗВОДСТВА
Великодушный
плановик, стремя-
щийся к максимиза-
ции общего излишке
остановится на
объеме выпуска в
точке пересечения
кривой спроса и
кривой предельных
издержек. При
объеме ниже этого
уровня ценность
товара для предель-
ного покупателя
(отражаемая кривой
спроса) превышает
предельные издерж-
ки его производства
Выше этого уровня
ценность товара для
предельного покупа-
теля меньше пре-
дельных издержек.


330


Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынка


 


Рис. 15.8

НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ
МОНОПОЛИИ
Так как монополия
устанавливает цену
выше предельных
издержек, потреби-
тели, оценивающие
товар выше его
предельных издер-
жек, но ниже моно-
польной цены, вынуж-
дены отказаться
от покупки. Таким
образом, объем
продукции, предлага-
емый монополией,
ниже общественно
эффективного
уровня. Безвозврат-
ные потери пред-
ставлены площадью
треугольника между
кривой спроса
(отражающей цен-
ность товара для
потребителей)
и кривой предельных
издержек (отражаю-
щей издержки
монопольного произ-
водителя).


Мы можем оценить влияние монополии на благосостояние, сравнивая объем
выпуска, выбираемый монополистом, и объем производства, на котором остановил-
ся бы наш специалист по планированию. Монополист решает поставлять такой
объем продукции, которому соответствует точка пересечения кривой предельного
дохода и кривой предельных издержек; плановик же выбирает объем выпуска,
соответствующий точке пересечения кривой спроса с кривой предельных издер-
жек. Рис. 15.8 демонстрирует нам разницу в подходах: решение монополиста
меньше общественно эффективного объема выпуска.

Неэффективность монополии рассматривают и в терминах цены монополиста.
Так как рыночная кривая спроса выражает обратную зависимость между ценой и
объемом предложения товара, объему производства ниже общественно эффектив-
ного выпуска соответствует цена, превышающая общественно эффективную цену.
Когда монополист устанавливает цену, превышающую предельные издержки, неко-
торые потенциальные потребители, оценивающие товар выше предельных издер-
жек производства, но ниже цены монополиста, отказываются от его приобретения.
В этом и есть существо неэффективности, ибо для таких потребителей ценность
данного товара выше издержек его приобретения. Таким образом, монопольное
ценообразование является в определенной степени препятствием для осуществле-
ния взаимовыгодной торговли.



Объем выпуска


Монопольный Эффективный
объем            объем


Аналогично тому, как мы оценивали неэффективность налогообложения с по-
мощью треугольника чистых убытков (гл. 8), мы можем измерить и неэффектив-
ность монополии (рис. 15.8). Вспомним, что кривая спроса отражает ценность това-
ра для потребителей, а кривая предельных издержек — безиздержки монопольной:
производителя. Таким образом, площадь треугольника возвратных потерь между
кривой спроса и кривой предельных издержек равна уменьшению общего излишка
вследствие монопольного ценообразования.


' лава 15. Монополия


331


Безвозвратная потеря, вызванная монополией, напоминает безвозвратные поте-
ри вследствие налогообложения. В самом деле, монополист подобен тайному сбор-
лику налогов. Введение налога на товар «вбивает клин» между готовностью
потребителей заплатить за товар (кривая спроса) и издержками производителя
кривая предложения). Так как монополия, проявляя власть над рынком, назнача-
ет цену выше предельных издержек, она вбивает такую же «распорку». В обоих
:лучаях насильственное внедрение клина вызывает падение объема продаж ниже
:птимального для общества. Разница между «клиньями» состоит в том, что нало-
"овые поступления получает правительство, а монопольную прибыль — частная
эирма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.015 с.)