И инвестиций : дефицит государственного бюджета
Один из самых острых внутриполитических вопросов последнего десятилетия в США — проблема дефицита государственного бюджета. Напомним, что дефи- цит бюджета образуется, когда расходы государства превышают его доходы от сбора налогов. Накопленный дефицит бюджета носит название государствен- ного долга. В последние годы в США произошел заметный рост обоих показате- лей, что вызвало острые дискуссии, касающиеся проблем дефицита бюджета, распределения государственных средств и долгосрочного экономического роста.
~лааа 25. Сбережения, инвестиции и финансовая система
551
Мы проведем анализ влияния бюджетного дефицита на рынок заемных средств в три этапа (рис. 25.4). Во-первых, что происходит с кривыми спроса и предложения заемных средств при росте дефицита бюджета? Вспомним, что национальные сбережения, являющиеся источником предложения заемных средств, состоят из общественных и частных сбережений. Рост дефицита бюд- жета вызывает изменение общественных сбережений, следовательно, предложе- ние заемных средств уменьшается. Поскольку дефицит бюджета при каждой возможной процентной ставке не оказывает влияния на объемы заимствований на инвестиционные цели домашних хозяйств и фирм, спрос на заемные средства не изменяется.
Во-вторых, в каком направлении происходит смещение кривой предложения? Дефицит государственного бюджета приводит к снижению уровня национальных сбережений. Другими словами, когда государство занимает деньги для покрытия бюджетного дефицита, предложение заемных средств, которые фирмы и домаш- ние хозяйства могли бы использовать для инвестиций, уменьшается. Эта ситуация отражена на рис. 25.4 сдвигом кривой предложения влево из положения 5, в положение S2.
В-третьих, мы имеем возможность сравнить исходное и конечное равновесие. Рост бюджетного дефицита приводит к возрастанию процентной ставки с 5 % до 6 %, что, в свою очередь, оказывает воздействие на поведение фирм и домаш- них хозяйств. В частности, рост процентной ставки заставил многих потенциаль- ных заемщиков отказаться от планов строительства новых домов или предприя- тий. Снижение инвестиционной активности, вследствие роста объемов заимствований государства, называется вытеснением, последствия которого отражены на рис. 25.4, когда движение вдоль кривой спроса приводит к снижению объема заемных средств с $ 1200 млрд до $ 800 млрд. То есть, когда государство для покрытия бюджетного дефицита прибегает к заимствованиям на рынке заемных средств, инвестиционная активность частных заемщиков уменьшается.
Рис. 25.4
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА Когда расходы госу- дарства превышают его налоговые по- ступления, бюджетный дефицит означает снижение нацио- нальных сбережений. Предложения заем- ных средств уменьша- ются, и равновесная ставка процента возрастает. Покрывая дефицит бюджета за счет использования ресурсов рынка заемных средств, государство вытесня- ет с него частных инвесторов. На рисунке эта ситуация отражена смещением кривой предложения из положения S1 в положение S2 Равновесная ставка процента возрастает с 5% до 6%, а равновесный объем сберегаемых и инвестируемых заемных средств снижается с $1200 млрд до $ 800 млрд.
Вытеснение —
уменьшение объема частных инвестиций как результат роста государственных заимствований.
552
Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном периоде
Итак, из анализа воздействия бюджетного дефицита на спрос и предложение на рынке заемных средств следует вывод о том, что когда вследствие роста дефи- цита государственного бюджета уровень национальных сбережений снижает- ся, это приводит к увеличению равновесной ставки процента и уменьшению объемов частных инвестиций. Поскольку инвестиции — один из важнейших факторов долгосрочного экономического роста, рост дефицита государственного бюджета означает неизбежное снижение темпов развития экономики.
Практикум
Государственный долг и дефицит бюджета США
С начала 1980-х гг. бюджетный дефицит превратился в хроническую проблему американской экономики. Когда в 1981 г. новым хозяином Белого дома стал Рональд Рейган, он обещал снизить налоги и государственные расходы. Одна- ко выполнение второй части его обещания по политическим соображениям оказалось крайне сложным, и США вступили в затянувшийся период роста бюджетного дефицита, который продолжился при Джордже Буше и Билле Клинтоне.
РАВЕНСТВО РИКАРДО:
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ
БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
Большинство экономистов убеждены в том, что дефицит государственного бюджета означает уменьшение нацио- нальных сбережений и инвестиций. Однако небольшая группа ученых не согласна с этим утверждением. Их взгляды базируются на выводах из так называемого ра- венства Рикардо, получившего название по имени выда- ющегося экономиста XIX в. Давида Рикардо, первым проанализировавшего его в своих теоретических рабо- тах (и первым поставившего под сомнение возможность его практического применения).
Теоретические построения Д. Рикардо выглядят сле- дующим образом. Представьте, что государство переста- ет получать доход в виде налогов, а его расходы остают- ся на прежнем уровне. Вследствие бюджетного дефицита общественные сбережения сократятся. Но если домаш- ние хозяйства направят все сэкономленные в результате отсутствия налогов средства не на потребление, а на сбе- режения, их объем вырастет ровно настолько, насколь- ко уменьшатся общественные сбережения. В результате национальные сбережения, равные сумме общественных и частных, останутся на прежнем уровне. Не изменится ни предложение заемных средств, ни равновесная став- ка процента. Таким образом, в экономике не произой- дет никаких изменений, кроме относительного перерас- пределения общественных и частных сбережений.
Уместно поинтересоваться, а направят ли домашние хозяйства сумму, равную объему неуплаченных налогов,
на сбережения? Д. Рикардо дает такое объяснение. На- селение понимает, что рост бюджетного дефицита озна- чает увеличение в недалеком будущем налогов для по- крытия накопившегося государственного долга. Отмена налогов и рост бюджетного дефицита представляют со- бой не подарок, а просто временную отсрочку уплаты долга. Поэтому население будет вынуждено направлять средства, полученные в результате налоговой льготы, не на потребление, а на сбережения, чтобы компенсировать снижение уровня жизни, которое наступит в будущем при введении повышенных налогов.
Многие экономисты не без оснований относятся к равенству Рикардо как к замысловатой теоретической безделице. В самом деле, заметный рост бюджетного дефицита США, наблюдающийся с начала 1980-х гг., вовсе не сопровождался увеличением частных сбереже- ний. Напротив, они уменьшались параллельно с сокра- щением общественных сбережений.
Однако при знакомстве с теорией Д. Рикардо воз- никает еще один любопытный вопрос: если рост бюд- жетного дефицита должен привести в будущем к увели- чению налогов (как это и происходит на самом деле), почему население игнорирует необходимость увеличения сбережений, чтобы подготовиться к такой ситуации? Один из возможных ответов состоит в том, что населе- ние склонно к принятию слишком близоруких реше- ний, не учитывающих всех хитросплетений государ- ственной политики. Согласно другому мнению, люди просто надеются, что новые налоги придется платить не им, а их потомкам. В любом случае многие экономисты подчеркивают, что перераспределение налогового бремени между разными поколениями было и остается важным аспектом бюджетной политики государства.
Глава 25. Сбережения, инвестиции и финансовая система
55:
Процентное
Отношение к ВВП
Государственного
Долга
100 80 60 40 20
0
1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995
Рис. 25.5
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ США Приведенное на рисунке значение го ' судврственного долга США, выражен- ное как его процент- ное отношение к ВВП, было высоким вследствие затрвт во время Второй мировой войны. В 1950-1960 гг. наблюдалось его неуклонное сниже- ние, вновь сменив- шееся ростом в нвчале 1980- х гг., когда президент P. Рейгвн принял решение о снижении налогов без одновре- менного уменьшения государственных расходов. Источник: U.S. Department of Treasury; U.S. Department of Commerce.
На рис. 25.5 представлена динамика государственного долга США, выра- женного в процентном отношении к ВВП. Как видно из приведенного графика, в 1950-1970-х гг. наблюдалось неуклонное снижение данного показателя. Хотя в этот период правительство сводило бюджет с дефицитом, его величина была незначительной и государственный долг накапливался медленнее, чем росла американская экономика. Поскольку уровень ВВП может служить приблизи- тельной оценкой объема собранных налогов, показатель отношения государ- ственного долга к ВВП указывает на то, что в эти десятилетия экономика США жила, в определенном смысле, за счет заработанных «собственным тру- дом» средств. Когда же в начале 1980-х гг. началось стремительное увеличение дефицита бюджета, рост государственного долга начал опережать темпы раз- вития экономики. Эти изменения нашли отражение на рис. 25.5.
В табл. 25.1 приведены данные, отражающие влияние этой политики на различные виды сбережений, рассчитанные в процентном отношении к уров-
ОБОЗНАЧЕНИЕ 1960-1981
Общественные сбережения T-G 0,8 -1,6
Частные сбережения Y-T-C 16,1 15,7
Национальные сбережения Y-C-G 16,9 14,0
ИЗМЕНЕНИЕ
-2,4 -0,4 -2,4
Таблица 25.1
УРОВЕНЬ СБЕРЕЖЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ США
Примечание: показатели сбережений рассчитаны как процентное отношение к уровню номинального ВВП. Значения государственных и частных сбережений скоррек- тированы с учетом инфляции. Источник: U.S. Department of Commerce; расчеты автора
554
Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном периоде
Новости
ПОПРАВКА О СБАЛАНСИРО- ВАННОСТИ БЮДЖЕТА
В последние годы некоторые члены Конгресса США неоднократно выступа- ли с предложением о принятии консти- туционной поправки, которая требова- ла бы обязательной сбалансированности бюджета. Однако президент У. Клин- тон высказался против подобного шага. В следующей статье мы приводим мне- ние экономиста Роберта Эйснера, оспа- ривающего аргументы сторонников при- нятия поправки.
ЗДОРОВЫЙ БЮДЖЕТ - БОЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Роберт Эйснер
Вместе с нобелевскими лауреатами по экономике Робертом Солоу и Джейм- сом Тобином я был одним из тех эко- номистов, которые выступили с заяв- лением против принятия поправки об обязательной сбалансированности бюд- жета. Нас поддержали еще 35 извест- ных ученых, включая семерых лауреа- тов нобелевской премии по экономике. На наш взгляд, проблема состоит в том, что принятие поправки нарушит основные принципы той эффективной и устойчивой экономики, плодами ко-
торой мы пользовались столько лет. Любой бухгалтер или хорошо подго- товленный инвестор знает, насколько трудным и запутанным делом может быть подведение баланса компании. Чему равны текущие расходы и износ оборудования, как рассчитывать амор- тизационные отчисления, как оценить запасы, когда проводить специальные платежи, как быть с пенсионными фон- дами, что делать с отсроченными нало- гами? Когда дело касается федераль- ного бюджета, проблема становится неизмеримо сложнее.
Рассмотрим для примера сделку, связанную с портфельным инвестиро- ванием. Когда обычный инвестор при- обретает акции или облигации, он мо- жет и не представлять себе возможные риски потери сбережений. Однако при совершении сделок на федеральном уровне проведение предварительных расчетов крайне необходимо. Так, не- сколько лет тому назад, когда Государ- ственное казначейство финансировало приобретение обязательств Американ- ской ссудосберегательной ассоциации с целью помочь ей выбраться из тяжело- го положения, дефицит бюджета стал стремительно увеличиваться, питая бес- почвенные слухи о том, что он разру- шает систему национальных сбереже- ний, создавая угрозу нашему будущему. Однако, когда позднее правительство распродало ценные бумаги из инвести-
ционного портфеля ассоциации, возник- ший было «дефицит» чудесным обра- зом исчез.
А вот другая проблема: отсутствие отдельных счетов для бюджетных ка- питаловложений. Если бы федеральное счетоводство было таким же, как в част- ном бизнесе, оно включало бы в себя не затраты на капиталовложения, а толь- ко амортизационные отчисления, влия- ющие на избыток или дефицит бюджета, как и при подсчете прибылей и убытков частных фирм. Но как измерить «из- нос» нашей экономики? Как опреде- лить, насколько устарел наш оборон- ный потенциал? Может быть, после окончания «холодной войны» следова- ло завести специальные счета на списа- ние отдельных видов вооружения? А как быть с растущими объемами ин- вестиций в неподдающиеся физическо- му измерению новые средства произ- водства, в программное обеспечение компьютеров, в научно-исследователь- ские разработки, образование и здра- воохранение?
А ведь это далеко не все особенно- сти федерального счетоводства. Было бы интересно узнать, собираются ли сторонники принятия конституционной поправки заодно привести «в порядок» и все существующие правила расчета государственного бюджета? Может быть, для этого будет создана специ- альная комиссия или вопросы соответ-
ню ВВП. В начале 1980-х гг., когда правительство США начало проводить политику роста бюджетного дефицита, государственные сбережения снизились на 2,4 %. За это же время частные сбережения изменились мало. Изменение показателя национальных сбережений составило 2,9 %.
Национальные сбережения — ключевой фактор долгосрочного экономиче- ского роста (гл. 24). Используя часть частных сбережений на покрытие бюджет- ного дефицита, правительство уменьшило объемы инвестирования, что обусло- вило снижение жизненного уровня будущих поколений. Члены обеих ведущих политических партий США неоднократно подчеркивали остроту возникшей про- блемы. Когда Билл Клинтон стал хозяином Овального кабинета, он заявил, что снижение дефицита бюджета — его основная внутриполитическая задача. Подобную цель поставили и республиканцы, завоевавшие большинство в Кон- грессе в 1995 г. Усилия обеих ветвей власти принесли определенные положитель- ные результаты, однако полностью эта проблема до сих пор не решена.
Почему же, при таком единодушном отношении к бюджетному дефициту, правительство США не может справиться с этой задачей? Отчасти виной тому — разногласия относительно путей ее решения. Так, президент У. Клин- тон выступает за увеличение налогов, особенно в отношении доходов наиболее богатых граждан, и за умеренное снижение государственных расходов. Рес- публиканское же большинство в Конгрессе настроено против роста налогов и
'лава 25. Сбережения, инвестиции и финансовая система
555
"зия старых методик новым требова- нии будут решаться в суде?
Как обсуждалось на заседании Кон- -есса, поправка будет давать разреше- :е на государственные заимствования -:.тько при согласии на это трех пятых бщего числа конгрессменов, а прак- лка показывает, что преодоление -.кого барьера — весьма непростая адача. Однако в Америке найдется -гмало людей, которые скажут: «Я тра- -V ровно столько, сколько зарабаты- ваю, законодательство штатов строго " егламентирует исполнение властями :естных бюджетов, почему точно так -.е не может вести себя и федеральное правительство? Почему оно влезает в азлги?» Однако нам не следует забы- вать, что почти все мы время от вре- 'ени занимаем деньги — на покупку :ома, оплату обучения детей, приоб- ретение автомашины или других това- ов длительного пользования. Частный пзнес также не может обойтись без :аимствований. Чтобы убедиться в этом, .эстаточно взглянуть на рынок обли- гаций. Что же касается местных влас- ~ей, то бюджетные ограничения каса- ется только их текущих расходов, все :олгосрочные капиталовложения по- рываются за счет заемных средств. Поэтому в случае принятия поправки -:аше федеральное правительство ока- жется единственным субъектом права, -:а которого будут наложены непо-
мерно жесткие ограничения на по- лучение кредитов.
И наконец, последнее — поправ- ка выглядит просто нелепо (может быть, к счастью) в своей претензии на всемогущество. Так, например, в одном из ее разделов говорится: «Пе- ред началом каждого нового финан- сового года президент обязан пе- редать Конгрессу проект бюджета, в котором общие расходы не долж- ны превышать суммы всех поступле- ний». Однако что помешает президенту просто завысить ожидаемые доходы, чтобы уравновесить расходы? Прини- мая во внимание неопределенность мно- гих формулировок проекта поправки, он может пойти на это с абсолютно чистой совестью.
Далее, в Разделе 1 заявляется буквально следующее: «Общие расхо- ды каждого финансового года не дол- жны превышать его доходов». Но кто может с уверенность сказать, что на самом деле произойдет с доходами или расходами? Вдруг резко возрастет за- болеваемость населения и оно будет вынуждено больше пользоваться ус- лугами федеральных служб медицин- ской помощи престарелым и малоиму- щим? А вдруг по каким-то причинам произойдет снижение доходов населе- ния и соответственно снизятся по- ступления от сбора налогов? С таким же успехом этот раздел мог бы уста-
новить границу, запрещающую ее пере- сечение волнам Атлантического океана. Но что делать, если они все же нарушат ее? Возбудить дело об отстранении от дел президента, а заодно и всех членов Конгресса?
Что же касается способов уклоне- ния от соблюдения ограничений, на- лагаемых этой поправкой, то тут я, пожалуй, даже приветствовал бы ее принятие и сразу же основал бы кон- сультационную фирму и заработал бы миллионы на этом прибыльном деле. В качестве простейшего варианта ре- шения проблемы я предложил бы про- дажу государственной собственности, доход от которой пошел бы на покры- тие бюджетного дефицита. Начать мож- но было бы с национальных парков и других государственных земель, стра- тегических запасов нефти и инфраструк- туры государственной транспортной системы. Затем можно будет перейти к различным общественным зданиям, включая Капитолий и Белый дом, взяв их потом в аренду для привычного нам использования. Разумеется, может воз- никнуть ситуация, когда нам уже будет нечего продавать, но к тому времени на- копится достаточно доказательств глу- пости обсуждаемой нами поправки для принятия другой, требующей ее отмены.
Источник: «The Wall Street Journals-, January 22, 1997.
зыступает за их снижение, считая, что это необходимо для стимулирования роста частных сбережений, и более радикальное сокращение государственных засходов. Все эти частные политические разногласия наряду с медлительно- стью в принятии непопулярных у населения решений не позволяют избавиться от бюджетного дефицита.
Подобно любым политическим дебатам, дискуссия по поводу бюджетного дефицита имеет различные аспекты. Подробнее мы поговорим о них в заклю- чительной главе нашей книги. Однако уже сейчас нам должно быть ясно, что з основе всех споров о бюджетном дефиците и его влиянии на экономику лежат вопросы о сбережениях, инвестициях и процентной ставке.
Заключение
«Не будь ни должником, ни кредитором», — советует Полоний сыну в пьесе У. Шекспира «Гамлет». Однако, если бы каждый из нас следовал этому совету, эта глава оказалась бы никому не нужной.
Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном периоде
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Если бы большинство американцев стали жить по принципу 4После нас хоть потоп», то как бы это повлияло на сбереже- ния, инвестиции и процентную ставку?
Мало кто из экономистов согласился бы с Полонием. Нам постоянно приходит- ся одалживать и брать взаймы по самым разным причинам: для покупки нового дома или открытия своего дела, кто-то доверяет нам деньги в расчете на то, что их возвращение с процентами обеспечит его старость. Назначение финансовой систе- • мы состоит во взаимном удовлетворении интересов кредиторов и заемщиков.
Финансовые рынки похожи на все остальные по многим параметрам. Процент- ная ставка, определяющая стоимость использования заемных средств, играет роль регулятора спроса и предложения, подобную роли цены товара на любом другом рынке. Мы имеем возможность анализировать изменения спроса и предложения на рынке финансов, как и на рынке любых товаров и услуг. Один из Десяти принципов экономике утверждает, что рынок, обычно, — эффективный способ организации экономической деятельности. Этот принцип справедлив и для финан- совых рынков: при равновесии спроса и предложения на заемные средства созда- ются оптимальные условия для наиболее эффективного использования ограничен- ных ресурсов экономики.
Однако финансовые рынки имеют определенную специфику, поскольку играют уникальную роль связующего звена между настоящим и будущим экономики. Те, кто делает сбережения, рассчитывают, что их текущие финансовые средства при- обретут большую покупательную способность в будущем. Те же, кто берет ссуду, надеются, что, инвестируя дополнительные средства в развитие бизнеса, они со временем увеличат производство товаров и услуг. Таким образом, эффективно работающие финансовые рынки важны не только для нынешних, но и для буду- щих поколений, которые смогут воспользоваться многими нашими достижениями.
Выводы
Финансовая система США состоит из различ- ных типов финансовых учреждений: рынков акций и облигаций, банков и взаимных фондов. Все эти структуры занимаются направлением свободных ресурсов домохозяйств, желающих сделать сбережения, в распоряжение фирм и других домохозяйств, нуждающихся в заимство- ваниях.
Тождества, используемые в национальном счето- водстве, позволяют выяснить некоторые важные связи между различными макроэкономическими переменными. В частности, для закрытой эко- номики национальные сбережения должны рав- няться инвестициям. Финансовые учреждения играют роль передаточных механизмов между сбережениями одних людей и инвестициями других.
Уровень процентной ставки определяется спро- сом и предложением заемных средств. Предло- жение обеспечивается домохозяйствами, желаю-
щими сберечь часть своих доходов и готовых пре- доставить их в чье-либо пользование на опреде- ленных условиях. Спрос на заемные средства исходит от домохозяйств и фирм, нуждающихся в ссудах для инвестирования. Чтобы проанализиро- вать, как та или иная политика государства влия- ет на уровень процентной ставки, необходимо рассмотреть результаты ее воздействия на спрос и предложение заемных средств. Национальные сбережения равны сумме государ- ственных и частных сбережений. Дефицит госу- дарственного бюджета, отражающий превышение расходов государства над его доходами, уменьша- ет национальные сбережения, а также предло- жение заемных средств, которые могут быть направлены на инвестирование. Когда за счет де- фицита бюджета происходит вытеснение с рынка заемных средств ресурсов, направляемых на ин- вестирование, это приводит к снижению темпов роста производительности труда и ВВП.
-ава 25. Сбережения, инвестиции и финансовая система
557
Основные понятия
Финансовая система Финансовые рынки Зблигация
--КЦИЯ
Финансовые посредники
Взаимный (паевой инвестиционный) фонд Национальные сбережения (сбережения) Частные сбережения Общественные сбережения Избыток бюджета
Дефицит бюджета Рынок заемных средств Вытеснение
Вопросы
В чем состоит роль финансовой системы? Назо- вите и опишите два вида рынков, являющихся частью финансовой системы экономики США. Назовите и опишите два типа финансовых по- средников.
Что такое национальные, частные и обществен- ные сбережения? Как эти три типа сбережений связаны между собой?
3. Что такое инвестиции? Как они связаны с наци- ональными сбережениями?
4. Приведите примеры изменений налогового кодек- са, способные увеличить частные сбережения. Как они могут повлиять на рынок заемных средств?
5. Что такое дефицит государственного бюджета? Как он влияет на процентную ставку, инвести- ции и экономический рост?
Задания для самостоятельной работы
Сравните доходности каждой из облигаций в следующих примерах. Приведите свои объяс- нения.
а. Облигация правительства США или облига- ция правительства одной из восточноевропей- ских стран.
б. Облигация со сроком погашения в 2005 г. или облигация со сроком погашения в 2025 г.
в. Облигация компании Coca-Cola или облига- ция компании по выпуску программного обес- печения, офис которой расположен в вашем гараже.
г. Облигация федерального правительства или облигация правительства штата Нью-Йорк.
«Кривая доходности» представляет собой гра- фик зависимости доходности разных облигаций от срока их погашения. Как вы считаете, «кри- вая доходности» будет возрастающей или убы- вающей?
Президент США Теодор Рузвельт однажды ска- зал: «С точки зрения морали нет никакой разни-
цы между игрой в карты, игрой на скачках и игрой на бирже». Каким социальным целям слу- жит, по вашему мнению, существование рынка акций?
Снижение цен на акции иногда рассматривается как предвестник снижения реального ВВП. В чем заключается, на ваш взгляд, справедливость та- кого подхода?
В этой главе объяснялось, каким образом вза- имные фонды позволяют людям с небольшими средствами приобретать долю в диверсифици- рованном портфеле акций и облигаций. В чем заключаются преимущества такого вида разме- щения свободных средств по сравнению с покуп- кой акций или облигаций единственной компании? Многие рабочие приобретают акции компаний, в которых они работают. Почему, на ваш взгляд, компании поощряют такие действия своих со- трудников? По каким причинам кто-либо может не захотеть приобретать акции фирмы, в кото- рой он работает?
558
Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном периоде
Ваш товарищ утверждает, что он покупает ак- ции только тех компаний, чьи доходы, по обще- му мнению, будут заметно расти в будущем. Как, по вашему мнению, показатель Р/Е этих компаний будет отличаться от аналогичного по- казателя акций других фирм? В чем может за- ключаться недостаток подхода к покупке акций, используемый вашим товарищем? Объясните, в чем разница между сбережениями и инвестициями с точки зрения макроэкономи- ки? В каких из следующих ситуаций средства направлялись на сбережения, а в каких на инве- стиции? Приведите свои объяснения.
а. Ваша семья получает ипотечную ссуду и по- купает новый дом.
б. Ваш товарищ зарабатывает $ 100 и кладет их на депозит в банк.
в. Вы берете в банке ссуду в $ 1000 для покуп- ки автомобиля, который собираетесь исполь- зовать в вашем бизнесе, связанном с доставкой пиццы.
Предположим, что компания Intel рассматрива-
10.
ет вопрос о строительстве нового завода по про- изводству микросхем.
а. Если Intel собирается получить заемные сред- ства путем выпуска облигаций, то как повы-- шение процентной ставки может повлиять на решение фирмы строить новый завод?
б. Если Intel имеет достаточно собственных средств для строительства, чтобы не прибе- гать к заимствованиям, то как в этом случае рост процентной ставки может изменить на- мерение компании? Дайте свои объяснения.
За последние 10 лет новые компьютерные тех- нологии дали возможность фирмам значительно снизить показатель величины материальных за- пасов, приходящийся на один доллар проданной продукции. Проиллюстрируйте влияние такого изменения на рынок заемных средств. (Подсказ- ка: расходы на приобретение материальных запа- сов эквивалентны инвестициям.) Как, по вашему мнению, такой процесс сказался на инвестирова- нии в приобретение нового оборудования и про- мышленных зданий?
|