Что такое конкурентный рынок ?
_гль данной главы — исследование процесса принятия фирмой решения об объе- -х производства на конкурентных рынках.
Понятие конкуренции
Конкурентный рынок, иногда называемый также совершенно конкурентным рын- н. характеризуется двумя основными свойствами:
• На рынке взаимодействуют множество покупателей и продавцов.
• Предлагаемая ими продукция однородна.
Отсюда следует, что действия отдельного продавца или покупателя имеют нич-
• л-кное влияние на рыночную цену. Каждый из них принимает рыночную цену iK данность (гл. 4).
Рассмотрим рынок молока. Ни один отдельно взятый покупатель молока не ■/.чеет возможности повлиять на его цену, так как приобретаемый им объем молока -лгчтожно мал по сравнению с объемом рынка в целом. Не способен воздейство- 1 1ть на цену и каждый отдельно взятый продавец, ибо множество других постав- щиков предлагают потребителям практически такой же продукт. Поскольку каж- дый продавец имеет возможность реализовать по текущей цене любой желаемый "м объем продукции, у него нет резона снижать цену. Если же поставщик запросит ■■: лее высокую цену, он увидит не желанные доллары, а спины покупателей. Таким 'разом, на конкурентном рынке покупатели и продавцы вынуждены соглашаться устанавливаемой рынком ценой; говорят, что они являются принимающими цену : оглашающимися с ценой).
В дополнение к двум вышеприведенным условиям конкуренции иногда счита- •:г. что конкурентный рынок характеризуется и третьим:
• Фирмы свободно входят на рынок или покидают его.
Если, к примеру, любой желающий имеет возможность открыть молочную фер-
г.. а любой владелец молочной фермы — оставить бизнес, молочная отрасль будет
ловлетворять условию свободного входа и выхода. Следует заметить, что в
начительной части нашего анализа конкурентных фирм мы не будет использовать
л: пущение о свободном входе и выходе, так как это условие не является необхо-
лимым для того, чтобы все фирмы на рынке принимали установившуюся цену. Тем
-:е менее, вводя это условие, мы имеем возможность расширить наш анализ и
лрийти к важным дополнительным выводам.
Конкурентный рынок —
рынок, на котором взаимодействуют множество покупа- телей и продавцов однородной продук- ции, принимающие цену, установленную рынком.
Доход конкурентной фирмы
На конкурентном рынке фирма, как и большинство других типов фирм в экономи- :■ е. стремится максимизировать прибыль, которая равна разности валового дохода
TR) и совокупных издержек (TC). Прежде чем перейти к анализу максимизации ■рнбыли, рассмотрим на конкретном примере семейной молочной фермы Смитов л:ход конкурентной фирмы.
Ферма Смитов производит количество молока Q, продавая единичный объем
:лока по установившейся на рынке ценеР. Валовой доход фермы равен PxQ.
38
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынт
Средний доход —
валовой доход, отнесенный к объему реализованной продукции.
Предельный доход —
изменение валового дохода в результате продажи дополни- тельной единицы продукции.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Что происходит с ценой продукции и с валовым доходом, когда конкурентная фирма удваивает объем продаж?
Например, если цена одного галлона Огаллон = 3,785 литра) молока $ 6, а ферм! продает 1000 галлонов, ее валовой доход равен $ 6000.
Так как объем молока, предлагаемый фермой Смитов, незначителен, особенна в сравнении с мировым рынком молока, она принимает цену как данность рынка. Это означает, в частности, что цена молока не зависит от объема производства и продаж фермы. Если Смиты удвоят объем производства молока, цена его оста- нется прежней, а валовой доход Смитов возрастет в два раза, то есть валовой доход прямо пропорционален объему выпуска.
В табл. 14.1 представлен доход семейной фермы Смитов. В первых двух ко- лонках приведены объемы выпуска продукции фермы и цена, по которой она ее продает. В третьей колонке показан валовой доход фермы, который равен произве- дению цены одного галлона молока на объем выпуска.
Подобно тому как мы использовали понятия «среднего» и «предельного» в предыдущей главе при анализе издержек, они пригодятся нам и при рассмотре- нии дохода. Попытаемся ответить на следующие вопросы:
• Какой доход приносит ферме один галлон стандартного молока?
• Какой дополнительный доход получает фирма, увеличивая объем выпуска на 1 галлон?
В четвертой колонке табл. 14.1 представлен средний доход, исчисляемый как валовой доход (из третьей колонки), отнесенный к объему выпуска (из первой колонки). Средний доход показывает нам, какой доход получает ферма от прода- жи единицы стандартного товара. Мы видим, что средний доход равен $ 6, то есть цене галлона молока. Данный факт иллюстрирует общее правило, применимое как к конкурентной фирме, так и к любому другому типу фирмы: валовой доход равен произведению цены на объем выпуска (P х Q), а средний доход есть валовой доход (P х Q), деленный на объем выпуска (Q). Таким образом, для любой фирмы средний доход равен цене продукции.
В пятой колонке табл. 14.1 — предельный доход, равный изменению валового дохода в результате продажи дополнительной единицы произведенной продукции. Как видно из таблицы, предельный доход равен $ 6, то есть цене галлона молока. Данный результат иллюстрирует правило, применимое только к конкурентной фир- ме: валовой доход равен (P х Q), a P для конкурентной фирмы постоянно. Следовательно, когда Q возрастает на 1 единицу, валовой доход увеличивается на P долларов. Предельный доход конкурентной фирмы равен цене продукции.
Таблица 14.1
ВАЛОВОЙ, СРЕДНИЙ И ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ
ОБЪЕМ ВЫПУСКА, В ГАЛЛ.
| ЦЕНД В $
| ВАЛОВОЙ ДОХОД,
в $
| СРЕДНИЙ ДОХОД
в $
| ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД,
в $
| (Q]
| (P)
| [TR-PxQ]
| (AR -TR / Q]
| [MR - DTR / DQ)
| 1
| 6
| 6
| 6
| 6
| 2
| 6
| 12
| 6
| 6
| 3
| 6
| 18
| 6
| 6
| 4
| 6
| 24
| 6
| 6
| 5
| 6
| 30
| 6
| 6
| 6
| 6
| 36
| 6
| 6
| 7
| 6
| 42
| 6
| 6
| 8
| 6
| 48
| 6
| 6
| 'лава 14. Фирмы на конкурентных рынках
299
Максимизация прибыли и кривая предложения конкурентной фирмы
Цель конкурентной фирмы — максимизация прибыли, которая равна разности ва- :ового дохода и совокупных издержек фирмы. В предыдущем разделе мы : ассмотрели доход фирмы, а в гл. 13 — издержки; следовательно, мы имеем воз-
южность исследовать процесс достижения наибольшей прибыли и его влияние на
ривую предложения.
Простой пример максимизации прибыли
Начнем анализ процесса принятия фирмой решения об объеме предложения . рассмотрения примера (табл. 14.2). В первой колонке таблицы приведены данные
б объеме производимого семейной фермой Смитов молока. Вторая колонка пока- зывает валовой доход фермы, исчисляемый как произведение цены
галлона молока ($ 6) на объем выпуска. Третья колонка показывает совокупные
пдержки фирмы, которые включают в себя постоянные издержки, равные $ 3, и неременные издержки, которые зависят от объема выпуска.
В четвертой колонке приведена прибыль фирмы, исчисляемая как разность вало- зого дохода и совокупных издержек. Ничего не производящая ферма несет убыток я S 3. Если ферма произведет 1 галлон молока, она получит прибыль в $ 1; произве- дя 2 галлона, она получит прибыль в $ 4 и т. д. Естественно, Смиты выберут такой
бъем производства молока, при котором они получат наибольшую из всех возмож- ных прибыль, то есть будут стремиться максимизировать ее. В нашем примере ферма максимизирует прибыль, производя 4 или 5 галлонов молока, получая при этом объе- ме выпуска $ 7 прибыли.
Можно взглянуть на решение Смитов и с другой стороны. Фермеры могут определить максимизирующий прибыль объем выпуска путем сравнения предель- ного дохода и предельных издержек производства каждой новой единицы продук- ции. В последних двух колонках табл. 14.2 вычисляются предельный доход :; предельные издержки как приращение валового дохода и совокупных издержек .^ответственно. Первый галлон молока, произведенный фермой, имеет предельный доход $ 6, а предельные издержки — $ 2, следовательно, производство этого галло-
ОБЪЕМ
| ВАЛОВОЙ
| СОВОКУПНЫЕ
|
| ПРЕДЕЛЬНЫЙ
| ПРЕДЕЛЬНЫЕ
| ВЫПУСКА,
| ДОХОД,
| ИЗДЕРЖКИ,
| ПРИБЫЛЬ,
| ДОХОД,
| ИЗДЕРЖКИ,
| В ГАЛЛ.
| в $
| В $
| В $
| в$
| В$
| [Q)
| [TR)
| [TC)
| (77? - TC)
| [MR = DTR / DQ1 [MC -DTC/ DQ1
| 0
| 0
| 3
| -3
|
|
| 1
| 6
| 5
| 1
| 6
| 2
| 2
| 12
| 8
| 4
| 6
| 3
| ! 3
| 18
| 12
| 6
| 6
| 4
| 4
| 24
| 17
| 7
| 6
| 5
| ! 5
| 30
| 23
| 7
| 6
| 6
| ! 6
| 36
| 30
| 6
| 6
| 7
| 7
| 42
| 38
| 4
| 6
| 8
| I 8
| 48
| 47
| 1
| 6
| 9
|
Таблица 14.2
МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ: ЧИСЛОВОЙ ПРИМЕР
300
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынка
на увеличивает прибыль на$4(с$Здо$1). Второй галлон имеет предельный доход $ 6, а предельные издержки — $ 3, так что его производство увеличивает прибыль еще на $ 3 (с $ 1 до $ 4). До тех пор пока предельный доход превышает предельные издержки, рост объема выпуска ведет к увеличению прибыли. Но как только ферма Смитов достигает объема выпуска в 5 галлонов, ситуация становит- ся прямо противоположной. Шестой галлон принесет предельный доход в $ 6, а предельные издержки составят $ 7, так что прибыль уменьшилась бы на $ 1 (с $ 7 до $ 6). В результате Смиты производят не более 5 галлонов молока.
Один из Десяти принципов экономике гласит, что рациональным людям свой- ственно мыслить в категориях предельного анализа (гл. 1). Теперь нам ясно, как могут применить этот принцип Смиты. Пока предельный доход превышает пре- дельные издержки — как при производстве 1, 2 или 3 галлонов, — Смиты будут увеличивать производство молока. Если же предельный доход меньше предель- ных издержек — как, скажем, при производстве 6, 7 или 8 галлонов, — Смиты будут уменьшать объем выпуска. Руководствуясь предельным принципом, осуще- ствляя малые приращения объема выпуска, Смиты естественным образом придут к максимизирующему прибыль количеству производимой продукции.
Рис. 14.1
МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМОЙ
На графике изобра- жены кривые пре- дельных издержек (MC), средних сово- купных издержек (АТС) и средних переменных издер- жек (AVC). Линия цены (P) совпадает с предельным (MR) и средним доходом (AR). При объеме выпуска Q1 предель- ный доход MR1 превосходит пре- дельные издержки MCV таким образом, увеличение объема выпуска увеличивает прибыль. Напротив, при объеме выпуска O2 предельные издержки MC2 превы- шают предельный доход MR2, следова- тельно, увеличение прибыли достигается путем снижения объема выпуска. Максимум прибыли достигается при объеме выпуска QMAX> соответствующей точке пересечения горизонтальной линии цены и линии предельных издержек.
Кривая предельных издержек и решение фирмы об объеме предложения
Продолжая наш анализ, рассмотрим кривые издержек на рис. 14.1. Эти кривые издержек характеризуются тремя типичными свойствами (гл. 13): кривая пре- дельных издержек (MC) имеет положительный наклон; кривая средних совокуп- ных издержек имеет [/-образную форму; наконец, кривая предельных издержек пересекает кривую средних совокупных издержек в точке минимума последней. На диаграмме также изображена горизонтальная линия рыночной цены продукции фирмы, совпадающая с ее средним и предельным доходом. Линия цены горизон- тальна, так как фирма является принимающей цену. Иными словами, цена не зави- сит от объема продукции, который фирма собирается произвести.
Цена
и
доход
MC2 P=MRi = MR2
MCi
0 Qi Qmax Q2 Количество
глава 14. Фирмы на конкурентных рынках
301
Для нахождения максимизирующего прибыль объема выпуска мы используем рис. 14.1. Допустим, объем выпуска фирмы равен Q1. При этом объеме производ- ства предельный доход превышает предельные издержки. То есть если фирма увеличит объем выпуска на единицу, дополнительный доход (MRx) превысит до- полнительные издержки (MCx). Прибыль, которая, как мы помним, равна разности валового дохода и совокупных издержек, возрастет. Следовательно, пока предель- ный доход превышает предельные издержки, как, скажем, при объеме выпуска Q1, фирма может увеличивать прибыль, наращивая объем выпуска.
Аналогичные рассуждения применимы и к случаю, когда объем выпуска фирмы DaBeHQ2. В этом случае предельный доход ниже предельных издержек. Если фирма сократит выпуск на единицу, то предотвращенные издержки (MC2) превысят упу- щенный доход^М2?2Л Таким образом, если предельный доход меньше предельных издержек, как при объеме выпускаQ2, фирма может увеличить прибыль, уменьшая объем выпуска.
Когда эти предельные приращения (или уменьшения) объема выпуска заверша- ются? Безотносительно того, начнет ли фирма производство с низкого уровня (как Q1) или с высокого уровня (как Q2), она будет до тех пор регулировать объем выпуска, пока он не достигнет QMAX. Наш анализ устанавливает общее правило максимизации прибыли: когда достигается объем выпуска, максимизи- рующий прибыль, предельный доход совпадает с предельными издержками.
Как конкурентная фирма принимает решение об объеме рыночного предложения? Так как конкурентная фирма является принимающей цену, ее предельный доход равен рыночной цене. Для любой данной цены объем выпуска, при котором конку- рентная фирма максимизирует прибыль, соответствует точке пересечения линии цены и линии предельных издержек (на рис. 14.1 этот объем равен QMAX).
Как конкурентная фирма реагирует на повышение цены? При цене P1 фирма производит объем продукции Q1, при котором предельные издержки становятся равными цене (рис. 14.2). При повышении цены доP2 фирма обнаруживает, что предельный доход превышает предельные издержки при прежнем объеме выпус- ка Q1 В таком случае фирма увеличивает выпуск. Новый максимизирующий прибыль объем выпуска равен Q2, предельные издержки равны новой, более высо- кой цене. По существу, кривая предельных издержек фирмы, поскольку она определяет объем предложения фирмы при любой данной цене, является кри- вой предложения конкурентной фирмы.
Рис. 14.2
КРИВАЯ ПРЕДЕЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК КАК КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ
Возрастание цены с P1 до P2 ведет к увеличению максимизирующего прибыль объема производства фирмы с O1 до Q2. Поскольку кривая предельных издержек показывает объем продукции, предлагаемый фир- мой по данной цене, она является кривой предложения фирмы.
302
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынп.
Решение фирмы о приостановке производства в краткосрочном периоде
До сих пор мы анализировали процесс принятия фирмой решения об объеме выпускаемой продукции. Однако при некоторых условиях фирма принимает ре- шение прекратить производство.
Здесь мы должны подчеркнуть различие между временным прекращением работы фирмы и ее окончательным выходом с рынка. Временная приостановке относится к решению об остановке производства в течение определенного времен- ного отрезка в краткосрочном периоде вследствие сложившихся на данный мо- мент рыночных условий. Выход с рынка означает решение покинуть рынок в долгосрочном периоде. Краткосрочное и долгосрочное решение различаются потому, что большинство фирм не имеют возможности избежать фиксированных издержек в краткосрочном периоде, но обладают ею в долгосрочном. То есть, временно прекращая производство, фирма продолжает нести постоянные издерж- ки, в то время как фирма, покидающая рынок, не несет ни переменных, ни посто- янных издержек.
Поясним данное положение на примере фермера. Издержки на землю — один из видов постоянных издержек фермера. Если он решит прекратить производство на один сезон, земля будет, что называется, «гулять» и он утратит возможность возместить постоянные издержки. То есть, когда фермер принимает краткосроч- ное решение о прекращении производства в течение сезона, постоянные издержки на землю становятся безвозвратными издержками. Но если фермер решает поки- нуть сферу аграрного бизнеса, ему придется продать землю. Следовательно, когда фермер принимает долгосрочное решение покинуть рынок, он получает возмож- ность компенсировать издержки на землю.
Рассмотрим факторы, определяющие решение фирмы о временном прекраще- нии производства. Если фирма временно приостановит работу, она не получит дохода от продажи продукции, которую могла бы произвести. В то же время она уже не несет переменные издержки производства продукции (хотя постоянные издержки сохраняются). Следовательно, фирма временно приостанавливает про- изводство, если доход, который ей принесла бы производственная деятель- ность, меньше переменных издержек производства.
Рис. 14.3
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ В краткосрочном периоде кривая предложения конкурентной фирмы — часть ее кривой предельных издержек (MC), лежащая выше кривой средних переменных издер- жек (AVC). Если цена падает ниже средних переменных издержек, фирме выгоднее временно прекратить производство.
'лава 14. Фирмы на конкурентных рынках
Немного математики сделает критерий прекращения производства более удоб- ным для восприятия. Обозначим валовой доход как TR, а переменные издержки зк VC. Тогда решение фирмы записывается так:
Временно прекратить производство, если TR < VC.
Фирма временно приостанавливает производство, если валовой доход меньше переменных издержек. Разделив обе части неравенства на объем выпуска Q, мы ;ожем переписать критерий:
Временно прекратить производство, если77?/0 < V С /Q.
Заметим, что неравенство можно упростить. TR/Q — отношение валового -охода к объему выпуска — есть средний доход фирмы. Как мы выяснили выше, пля любой фирмы он равен цене продукции P. Аналогично VC /Q есть средние переменные издержки Л VC Так что критерий временного прекращения производ- :тва запишется так:
Временно прекратить производство, если P < AVC.
То есть фирма решает приостановить выпуск, если цена продукции меньше ее гредних переменных издержек производства. Критерий формализует интуитивные рассуждения: принимая решение о производстве, фирма сравнивает цену типичной единицы произведенной продукции и свои средние переменные издержки. Если иена не покрывает средних переменных издержек, фирме выгоднее прекратить лроизводство вообще. Фирма может возобновить работу, если рыночные условия изменятся так, что цена превысит средние переменные издержки.
Теперь мы имеем полное описание максимизирующей прибыль стратегии конку- рентной фирмы: ее объем выпуска таков, что предельные издержки равны цене продукции. Если при этом объеме выпуска цена ниже средних переменных издер- жек, фирме лучше приостановить деятельность. Данное положение проиллюстри- ровано на рис. 14.3. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосроч- ном периоде — часть ее кривой предельных издержек (MC), лежащая выше уривой средних переменных издержек.
Практикум
Почти пустые рестораны и мини-гольф в мертвый сезон
Случалось ли вам, заходя в ресторан пообедать, обнаружить, что он почти пуст? Возможно, вы задавались вопросом, почему владелец продолжает дер- жать ресторан открытым, если доход от редких посетителей не покрывает издержек?
Принимая решение об открытии ресторана в обеденное время, владелец помнит о различии между постоянными и переменными издержками. Многие из издержек от работы ресторана — например арендная плата, стоимость ку- хонного оборудования, столовых приборов и т. п. — постоянные. Закрытие ресторана в обеденное время никак не влияет на их величину. Когда владелец ресторана решает, продолжать ли обслуживание желающих пообедать, он при-
304
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынт
Узелок на память
СБЕЖАВШЕЕ МОЛОКО И «СПЛЫВШИЕ» ИЗДЕРЖКИ
Англичане говорят: «Что толку рыдать над сбежавшим мо- локом?!» Мы в таких случаях утешаем себя словами: «Сле- зами горю не поможешь» или «Что было, то сплыло!* В этих пословицах заключен глубокий экономический смысл, ибо они выражают суть рационального принятия решений. Экономисты называют издержки безвозвратны- ми, если они не могут быть впоследствии возмещены. По- несенные безвозвратные издержки перестают быть альтер- нативными издержками. Поскольку с безвозвратными издержками нельзя ничего сделать, при принятии решения в различных жизненных ситуациях, в том числе по поводу стратегии бизнеса, их попросту игнорируют.
Наш анализ решения фирмы о приостановке деятельно- сти — пример пренебрежения безвозвратными издержками. Мы предполагаем, что фирма при временном прекращении деятельности не имеет возможности покрыть постоянные издержки. То есть постоянные издержки фирмы в кратко- срочном периоде являются безвозвратными, и фирма, прини- мая решение об объеме выпуска, может спокойно их игнори- ровать. Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде — часть кривой ее предельных издержек, лежащей выше кривой средних переменных издержек фирмы, а величина постоянных издержек фирмы не влияет на ее решение об объеме предложения.
Пренебрежением безвозвратными издержками фирма объясняются различные решения, принимаемые в реальной бизнесе. Так, в начале 1990-х гг. большинство крупнейшжж авиакомпаний сообщало об огромных убытках. Например,, убытки American Airlines в 1992 г. составили $475 мл». Delta - $565 млн, a USAir - $601 млн. Тем не менее, не- смотря на потери, авиакомпании продолжали продавать би- леты и перевозить пассажиров. На первый взгляд такое ре- шение вызывает удивление: если рейсы самолетов приносят авиакомпаниям убытки, почему бы им не прекратить пере- возки?
Чтобы объяснить действия менеджмента, мы должнм уяснить, что многие из издержек авиакомпаний — безвоз- вратны в краткосрочном периоде. Если авиакомпания приоб- рела самолет и не имеет возможности перепродать его, из- держки на покупку авиалайнера бевозвратны. Альтерна- тивные издержки полета включают в себя лишь переменные издержки на топливо и на зарплату пилотов и стюардов. До тех пор пока валовой доход авиарейса превышает пере- менные издержки, авиакомпании продолжают деятельность. И они действительно так и поступают.
Игнорирование безвозвратных издержек имеет место и прж принятии решений в частной жизни. Допустим, к примеру, вы оцениваете просмотр нового кинофильма в $ 10. Вы покупаете билет за $ 7, но непосредственно перед сеансом теряете его. Должны ли вы купить новый билет? Быть может, следует пойта домой и сэкономить $ 14? Ответ таков: вы должны купить но- вый билет. Ценность просмотра кинофильма ($10) все еще превышает альтернативные издержки ($ 7 за второй билет). А $ 7 долларов, заплаченные за билет, — безвозвратные издер- жки. А раз так, то жалеть о них стоит не больше, чем англича- нам о сбежавшем молоке. Что было, то сплыло!
нимает во внимание лишь переменные издержки — такие как стоимость исполь- зованных продуктов и труда персонала. Владелец закрывает ресторан лишь тогда, когда доход от немногочисленных посетителей перестает покрывать пе- ременные издержки работы ресторана.
Сходная проблема встает перед владельцем площадки для мини-гольфа на летнем курорте. Поскольку доход, приносимый ею, существенно изменяется от сезона к сезону, владелец всякий раз должен принимать решение об откры- тии площадки. Опять же, постоянные издержки — стоимость аренды земли и сооружения площадки — не принимаются во внимание. Площадка для мини- гольфа должна функционировать только в то время года, когда доход от ее эксплуатации превышает переменные издержки.
Решение фирмы о входе на рынок и выходе в долгосрочном периоде
Решение фирмы о выходе с рынка в долгосрочном периоде аналогично решению о прекращении производства в краткосрочном. Покидая рынок, фирма упускает до- ход от продажи продукции, которую могла бы произвести. Однако она уже не несет ни постоянных, ни переменных издержек. Таким образом, фирма покидает рынок, если доход, который принесет ей производственная деятельность, мень- ше совокупных издержек производства.
Глава 14. Фирмы на конкурентных рынках
Обозначим валовой доход как TR, а совокупные издержки как TC. Тогда решение фирмы можно записать так:
Уйти с рынка, если TR < TC.
Фирма покидает рынок, если валовой доход меньше совокупных издержек. Разде- лив обе части неравенства на объем выпуска Q, мы можем переписать критерий:
Уйти с рынка, если TR/Q < TC/Q.
Неравенство можно упростить. TR/Q — отношение валового дохода к объему зыпуска — есть средний доход фирмы, равный цене продукции P. Аналогично TC/Q есть средние совокупные издержки АТС. Так что критерий прекращения производства записывается так:
Уйти с рынка, если P < АТС.
То есть фирма решает покинкть рынок, если цена продукции меньше средних совокупных издержек производства.
Подобный анализ применим и к предпринимателю, рассматривающему вопрос о создании новой фирмы. Фирма вступит в отрасль, если ее деятельность будет прибыльной, что возможно только в случае, когда цена продукции превышает средние совокупные издержки производства. Критерий вступления следующий:
Вступить на рынок, еслиP > АТС.
Критерий вступления прямо противоположен критерию ухода с рынка.
Мы получили возможность сформулировать стратегию максимизации прибыли фирмы в долгосрочном периоде. Объем выпуска фирмы на конкурентном рынке таков, что предельные издержки равны цене продукции. Если цена ниже средних совокупных издержек при данном объеме выпуска, фирма уходит с рынка (или не вступает на него). Полученный нами результат представлен на рис. 14.4. Кривая предложения конкурентной фирмы в долгосрочном периоде — часть ее кривой предельных издержек (MC), лежащая выше кривой средних совокупных издержек.
0 Объем
выпуска
Рис. 14.4
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ В долгосрочном периоде кривая предложения конкурентной фирмы — часть ее кривой предельных издержек (MC), лежащая выше кривой средних совокупных издержек (АТС). Если цена падает ниже средних совокупных издержек, фирме выгоднее покинуть рынок.
Часть 5. Пове дение фирмы и теория организации рынка
Рис. 14.5
ПРИБЫЛЬ КАК ПЛОШАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА МЕЖДУ ЛИНИЯМИ ЦЕНЫ И СРЕДНИХ СОВОКУПНЫХ ИЗДЕРЖЕК Площадь затененного прямоугольника между ценой и средними совокупны- ми издержками представляет прибыль фирмы. Высота прямоугольни- ка равна разности цены и средних совокупных издержек (P - АТС), а основание прямоугольника — объем выпуска (Q). На графике (а) цена выше средних сово- купных издержек, фирма получает прибыль. На графике (б) цена ниже средних совокупных издержек, фирма терпит убытки.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Как установившаяся на рынке цена соотно- сится с предельными издержками конкурент- ной фирмы, максимизи- рующей прибыль? Объясните. Когда конкурентная фирма принимает решение о приостанов- лении деятельности?
Измерение прибыли на графике конкурентной фирмы
Поскольку мы анализируем вступление фирмы на рынок и уход с него, рассмотрим прибыль фирмы более детально. Вспомним, что прибыль равна разности валовою дохода и совокупных издержек:
Прибыль = 77? - TC.
Перепишем это равенство, разделив и умножив правую часть на Q:
Прибыль = (TR/Q - TC/Q) х Q.
средние совокупные
TR/Q — средний доход, равный цене P, a TC/Q издержкиЛГС. Следовательно,
Прибыль = (P - АТС) х Q.
Полученное выражение прибыли фирмы позволяет нам измерять прибыль Ki наших графиках фирмы.
График (а) рис. 14.5 представляет фирму, получающую прибыль. Мы устано- вили, что максимальный уровень прибыли достигается при производстве таког: объема продукции, при котором цена равна предельным издержкам. А тепер- взглянем на затененный прямоугольник. Высота его равна P — АТС, разнос::; между ценой и средними совокупными издержками. Основание его равно С то есть объему выпуска. Площадь прямоугольника равна (P — АТС) х Q. Слелс - вательно, площадь затененного прямоугольника равна прибыли фирмы.
Аналогично график (б) рис. 14.5 представляет фирму, несущую убытки (иным:; словами, получающую отрицательную прибыль). В этом случае максимизация при- были означает минимизацию убытков, что становится возможным при достижешп: объема продукции, при котором цена равна предельным издержкам. Снова взгля- нем на затененный прямоугольник. Высота его равна АТС — P, а основа- ние — Q. Площадь прямоугольника равна (АТС — P) х Q, или убытку фирмы Поскольку в данной ситуации фирма не получает дохода, достаточного для по- крытия средних совокупных издержек, она должна покинуть рынок.
-зва 14. Фирмы на конкурентных рынках
307
Кривая предложения конкурентного рынка в целом
ы переходим к анализу кривой предложения рынка в целом и рассмотрим два чая. Первый — рынок с постоянным числом фирм. Второй — рынок, число !рм на котором может изменяться по мере того, как некоторые компании покида- : рынок, а другие вступают на него. Оба случая одинаково важны, поскольку :кдый имеет определенный временной интервал предложения. В краткосрочном риоде вступить на рынок и покинуть его достаточно сложно, следовательно, лущение о постоянном числе фирм вполне уместно. В долгосрочном периоде ело фирм на рынке изменяется в зависимости от условий рынка.
Предложение на рынке с постоянным числом фирм
лесмотрим рынок, на котором конкурируют 1000 одинаковых фирм. При любой ..иной цене каждая фирма предлагает объем продукции, при котором ее предель- =:е издержки равны цене (график (а) рис. 14.6). То есть, пока цена превышает гедние совокупные издержки, кривая предельных издержек каждой фирмы явля- ся ее кривой предложения. Объем продукции на рынке в целом равен сумме ъема предложения отдельных фирм. Следовательно, чтобы вывести рыночную оивую предложения, мы складываем объемы предложения всех фирм .. рынке. Как видно из графика (б) рис. 14.6, вследствие идентичности фирм 'ъем предложения рынка в целом равен тысячекратному объему предложения ^ной фирмы.
Предложение на рынке с возможностью входа и выхода
: ассмотрим, что происходит в ситуации, когда фирмы имеют возможность свобод- D входить на рынок и покидать его. Предположим, что все фирмы имеют доступ к дной и той же технологии производства продукции и к одному и тому же рынку есурсов производства. То есть все фирмы, как существующие на рынке, так и этенциальные его участники, имеют одни и те же кривые издержек.
Рис. 14.6
ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ С ПОСТОЯННЫМ ЧИСЛОМ ФИРМ Когда число фирм на рынке постоянно, рыночная кривая предложения (график (б)) воспро- изводит, только в ином масштабе, кривую предложения фирмы (график (а)).
'-) Предложение отдельной фирмы
(б) Предложение рынка в целом
.ена
'200
100
Цена
$200
100
0 100
200 Объем выпуска (фирма)
0 100000
200000
Объем выпуска (рынок)
308
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынк
Рис. 14.7
ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ СО СВОБОДНЫМ ВХОДОМ И ВЫХОДОМ Фирмы будут входить на рынок или поки- дать его до тех пор, пока на нем не установится нулевая прибыль. Таким образом, в долгосрочном периоде цена равна минимуму средних совокупных издержек (график (а)). Количе- ство фирм устанавли- вается на уровне, гарантирующем удовлетворение всего объема спроса при данной цене. Кривая предложения в долгосрочном периоде при данной цене горизонтальна (график (б)).
Решение о вступлении на рынок (или уходе) зависит от стимулов, наличествн| ющих у владельцев существующих фирм и у предпринимателей, которые имеи| возможность создать новые производства. Прибыль, которую получают действую- щие на рынке фирмы, стимулирует к входу новых конкурентов, вступление кото- рых увеличит число фирм на рынке, приведет к повышению общего объема пред- ложения и снижению цены и прибыли. И наоборот, если фирмы на рынке терпят убытки, некоторые компании покидают его, что ведет к снижению количества участников, уменьшению общего объема предложения и, следовательно, повыше- нию цены и прибыли. Итог <
|