Более высокая цена и излишек производителей
Вы, вероятно, не удивитесь, услышав, что продавцы всегда хотят получить за предлагаемые товары цену повыше. Но в какой степени с ростом цены увеличи- вается экономическое благосостояние продавцов? Концепция излишка производи- телей предлагает точный ответ на вопрос.
Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков
167
(а) Излишек производителей при цене P,
Цена
Pi
О Q1
(б) Излишек производителей при цене P2
Цена
P2
Pi
Количество
Рис. 7.6
ВЛИЯНИЕ ЦЕНЫ НА ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ На графике (а) цена составляет P1, объем спроса — Q1, а изли- шек производителей равен площади треугольника ABC. Когда цена возраста- ет с P1 до P2 (график (б)), объем предложения увеличивается с O1 до O2, а излишек производителей равен площади треугольника ADF. Увеличение излишка производителей (площадь трапеции BCFD) связано с тем, что увеличился излишек существую- щих производителей (на площадь прямо- угольника BCED), и частично потому, что при более высокой цене на рынок выходят новые производите- ли (площадь треугольника CEF).
О Q^ Q2
Количество
На рис 7.6 показана обычная восходящая кривая предложения. Хотя она отли- чается по форме от ступенчатых кривых предложения на предыдущем рисунке, мы определяем излишек производителей тем же способом: излишек производителей равен площади фигуры, расположенной под ценой и над кривой предложения. На графике (а) цена составляет P1, а излишек производителей равен площади треу- гольникаЛ5С.
График (б) показывает, что происходит, когда цена возрастает с P1 до P2: излишек производителей теперь равен площади треугольника ADF. Увеличение излишка производителей состоит из двух частей. Во-первых, производители, кото- рые уже продают определенное количество товара Q1 по более низкой цене P1, получают за него большую сумму, их благосостояние увеличивается. Это увеличе- ние излишка производителей для существующих продавцов равно площади прямо- угольника BCED. Во-вторых, на рынок выходят новые поставщики, желающие производить товар по более высокой цене, в результате чего объем предложения возрастает с Q1 до Q2. Излишек производителей новых продавцов равен площади треугольника CEF.
168
Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Начертите кривую предложения индейки. Покажите на вашем графике цену индейки и излишек производи- телей. Объясните, что измеряет этот излишек производите- лей.
Мы использовали концепцию излишка производителей для определения благо- состояния продавцов во многом так же, как мы применили концепцию потреби- тельского излишка для определения благосостояния покупателей. Поскольку эти два показателя экономического благосостояния так похожи, естественно использо- вать их вместе. Именно этим мы и займемся ниже.
Рыночная эффективность
Излишек потребителей и производителей — основной инструмент изучения благо- состояния покупателей и продавцов на рынке, который помогает нам ответить на вопрос: отвечает ли желаниям общества распределение ресурсов свободными кон- курентными рынками?
Великодушный плановик
Чтобы оценить результаты деятельности рынка, мы используем в нашем анализе нового гипотетического героя, которого назовем великодушным плановиком. Ве- ликодушный плановик — это всезнающий, всемогущий диктатор с благими наме- рениями. Его основное желание — максимизация экономического благосостояния каждого члена общества. Как вы думаете, что должен делать плановик? Должен ли он «отпустить» продавцов и покупателей на волю рыночных волн, позволив им естественным образом двигаться к состоянию рыночного равновесия? Или он имеет возможность увеличить экономическое благосостояние, воздействовав неко- торым образом на результаты деятельности рынка?
Чтобы ответить на этот вопрос, плановик должен решить, как он будет рассчи- тывать уровень экономического благосостояния общества. Один из возможных показателей — сумма излишков потребителей и производителей, которая называет- ся общим излишком. Потребительский излишек — это выгода, которую извлекают покупатели из деятельности рынка, а излишек производителей — выгода, получае- мая производителями. Следовательно, использование общего излишка в качестве показателя экономического благосостояния общества представляется делом есте- ственным.
Вспомним теперь, как мы определяем излишек потребителей и производителей:
Потребительский излишек = = Ценность товара для покупателей — Денежная сумма, уплаченная потребителями.
Аналогично мы определяем излишек производителей.
Излишек производителей = = Денежная сумма, полученная продавцами — Издержки поставщиков.
Когда мы складываем излишки потребителей и производителей, мы получаем
Общий излишек =
Ценность товара для покупателей — Сумма, уплаченная потребителями +
+ Сумма, полученная продавцами — Издержки поставщиков.
Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков
169
Сумма, уплаченная покупателями, равна сумме, полученной продавцами, поэтому их можно сократить. В результате мы можем выразить общий излишек как
Общий излишек = Ценность товара для покупателей — Издержки продавцов.
Общий излишек на рынке — это общая ценность товара для покупателей, опре- деленная как их готовность заплатить, за вычетом издержек поставщиков, предо- ставляющих эти товары.
Если распределение ресурсов максимизирует общий излишек, мы говорим, что распределение аффективно. Распределение неэффективно в случаях, когда неко- торая выгода, которую приносит торговля, теряется. Например, распределение не- эффективно, если товар производят поставщики, не способные добиться минималь- ных издержек. В случае сдвига производства от производителей с высокими издержками производства к тарифам с низкими издержками производства общие издержки поставщиков сократятся, а общий излишек увеличится. Точно так же распределение неэффективно, если товар приобретают покупатели, которые оцени- вают его не выше, чем остальные потребители. В этом случае движение предложе- ния товара от покупателей с низким уровнем оценки товара к потребителям с высоким уровнем оценки увеличивает общий излишек.
Кроме эффективности плановик должен позаботиться о равенстве — справедли- вости распределения благ между различными покупателями и продавцами. В сущно- сти, выгода рыночной торговли — как пирог, который необходимо разделить между субъектами рынка. Вопрос эффективности заключается в размерах пирога, вопрос равенства — в справедливости распределения его кусков. Оценка равенства результатов деятельности рынка более сложна, чем оценка эффективности. В то время как эффектив- ность — объективная цель, о которой мы можем судить, исходя из строго позитивных утверждений, степень равенства оценивается на основе нормативных суждений, выходящих за пределы экономике и являющихся компетенцией политологии.
Эффективность —
качество распределе- ния ресурсов, направленного на максимизацию общего излишка, получаемого всеми членами общества.
Равенство —
справедливость распределения благ между членами общества.
Адам Смит
Узелок на память
НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА
Поначалу многим кажется, что эффективность рынка — довольно сомнительная идея. В конце концов, в общем экономическом благосостоянии вроде бы никто конкретно не заинтересован. На свободных рынках много покупате- лей и продавцов, пекущихся прежде всего о собственном благополучии. Но, несмотря на децентрализованиое при- нятие решений и личную заинтересованность людей, их при- нимающих, в результате мы наблюдаем отнюдь ие хаос, а эффективный рынок.
Природу свободных рынков прекрасно осознал великий экономист Адам Смит. Вот что он написал в 1776 г. в клас- сической книге «Исследование о природе и причинах богат- ства народов»:
Человек всегда попадает в ситуации, когда его со- братьям необходима помощь, но напрасно ждать, что он окажет ее только из щедрости. Он поможет нуждающимся скорее, если получит возможность ис- пользовать их самовлюбленность в собственных ин- тересах, и покажет им, что в их же интересах сде-
лать то, что он требует... Мы ждем наш обед не потому, что надеемся на щедрость мясника, пивова- ра или булочника, а потому, что они действуют в собственных интересах...
Ни один индивид... не действует в общественных ин- тересах, не знает, насколько он соблюдает об- щественные интересы... он только преследует свои собственные цели. И в этом и во многих других слу- чаях им движет невидимая рука, которая приводит в итоге к тому, что не входило в его намерения. Не всегда то, что не является частью общества, явля- ется для него худшим. Преследуя собственные ин- тересы,человек часто более эффективно преследу- ет интересы общества, чем когда он на самом деле собирается действовать во благо всех людей.
А. Смит говорит о том, что участники экономического процесса мотивированы собственными интересами и что «не- видимая рука» рынка направляет их собственные интересы во благо общего экономического процветания.
Воззрения А. Смита не потеряли своей актуальности. Наш анализ позволяет выразить взгляд А. Смита более точ- но, ведь его цель заключается в том, чтобы показать, как рав- новесие спроса и предложения ведет к максимизации сово- купных излишков потребителей и производителей.
70
Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние
В этой главе мы рассмотрим эффективность как цель плановика. Тем не менее помните, что реальные политики часто озабочены равенством. То есть они заботят- ся как о размере экономического пирога, так и о том, на какие порции он делится и как они распределяются между членами общества.
Оценка рыночного равновесия
На рис. 7.7 показаны излишки потребителей и производителей в условиях рыноч- ного равновесия спроса и предложения. Вспомните, что излишек потребителей равен площади фигуры, расположенной над ценой равновесия и под кривой спроса а излишек производителей равен площади фигуры, расположенной под равновес- ной ценой и над кривой предложения. Таким образом, общая площадь фигуры расположенной между кривыми спроса и предложения до точки равновесия, пред- ставляет общий излишек на этом рынке.
Насколько эффективно распределение ресурсов в условиях рыночного равно- весия? Достигает ли общий излишек максимального значения? Чтобы ответить на эти вопросы, помните, что, когда рынок находится в состоянии равновесия рыночная цена определяет продавцов и покупателей, принимающих участие в дея- тельности рынка. Приобретают товар те покупатели, которые оценивают това: выше его рыночной цены (представлены отрезкомЛ.Е на кривой спроса); покупа- тели, которые оценивают товар ниже его цены (представлены отрезком EB), отка- зываются от его приобретения. Аналогично, продавцы, издержки которых меньше чем цена (представлены отрезком CE), производят и продают товар; продавцы издержки которых больше, чем рыночная цена (представлены отрезком ED), Ht желают заниматься его производством.
Эти наблюдения позволяют нам сделать следующие выводы:
1. Свободные рынки распределяют предложенные товары среди тех покупателей которые оценивают их выше, чем остальные, что определяется их готовность»: заплатить.
2. Свободные рынки предъявляют спрос на товары тех поставщиков, которые производят их с меньшими издержками.
Рис. 7.7
ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРИ РЫНОЧНОМ РАВНОВЕСИИ Общий излишек — сумма излишков потребителей и производителей — площадь фигуры, расположенной между кривыми спроса и предложе- ния до точки равно- весия.
Цена
Равновесная цена
Равновесное количество
Количество
Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков
171
Цена
Рис. 7.8
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАВНОВЕСНОГО КОЛИЧЕСТВА При объеме произ- водства меньше равновесного цен- ность товара для покупателей превы- шает издержки производства продав- цов. При объеме производства больше равновесного издер- жки продавцов превышают ценность товара для покупате- лей. Следовательно, рыночное равновесие максимизирует сумму излишков потребите- лей и производите- лей.
Ценность товара для покупателей больше, чем издержки продавцов
Ценность товара для покупателей меньше, чем издержки продавцов
Таким образом j в условиях рыночного равновесия произведенных и реализо- ванных товаров плановик не имеет возможности увеличить экономическое благо- состояние, изменяя распределение потребления покупателей или производства по- ставщиков.
Имеет ли великодушный плановик возможность увеличить общее благосостоя- ние с помощью увеличения или уменьшения количества предлагаемого товара? Ответ — нет:
3. Свободные рынки производят то количество товаров, которое максимизирует совокупный излишек потребителей и производителей.
Чтобы убедиться в справедливости этого положения, рассмотрим рис. 7.8. Вспом- ните, что кривая спроса отражает ценность товара для покупателей, а кривая пред- ложения — издержки продавцов. При объеме производства ниже равновесного уровня ценность товара для покупателей превышает издержки производителей. В этой области рост объема производства увеличивает общий излишек до тех пор, пока количество произведенных товаров не достигает равновесного уровня. При объеме производства выше равновесного ценность товара для покупателей мень- ше, чем издержки продавцов. Следовательно, производство большего, чем равно- весное, количества товаров сокращает общий излишек.
Наши выводы о результатах деятельности рынка свидетельствуют, что равнове- сие спроса и предложения максимизирует сумму излишков потребителей и произ- водителей. Другими словами, эффективное распределение ресурсов есть результат рыночного равновесия. Задача великодушного плановика, следовательно, очень проста: он должен принять результат функционирования свободного конкурент- ного рынка таким, какой он есть. Вот почему экономисты часто являются привер- женцами той точки зрения, что свободные рынки — лучший способ организации экономической деятельности.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Начертите график спроса и предложения индейки. Покажите излишек потребителей и производителей в условиях рыночного равновесия. Объясните, почему производство большего количества индейки сократит общий излишек.
172
Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние
Новости
СПЕКУЛЯЦИЯ БИЛЕТАМИ
Условие эффективности распределения ограниченных ресурсов — получение их теми потребителями, которые оценивают их выше, чем другие покупатели. Спекуляция билетами — пример дости- жения рынками эффективных результа- тов. Спекулянты покупают билеты на спектакли, концерты и спортивные мероприятия, а затем продают их по цене, превышающей первоначальную стоимость. Запрашивая самую высокую цену, которую позволяет рынок, спеку- лянты выступают гарантами того, что потребители, желающие заплатить за би- леты максимальную сумму, действитель- но получат их. Тем не менее дискуссии о том, насколько законна такая рыноч- ная деятельность, не утихают,
БИЛЕТЫ? СПРОС УДОВЛЕТВОРЯЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ТРОТУАРЕ
Джон Тирней
Спекулянт билетами широкого профиля Кевин Томас считает себя классическим американским предпринимателем: про- шел школу уличной торговли в Бронксе, работает семь вечеров в неделю, зараба- тывает S 40 тыс. в год и в возрасте 26 лет имеет сбережения в размере S 75 тыс., которые сделаны благодаря предо- ставлению обществу услуг у театраль- ных вестибюлей и входов на спортивные арены Нью-Йорка.
У него есть только одна жалоба. «За последний год я попадал в облаву около 30 раз», — сказал он как-то вечером, за- работав S 280 на игре баскетболистов New-York Knicks. — «Я называю ко- пам чужое имя и уплачиваю штраф, но я не считаю их действия справедливыми. Я смотрю на спекуляцию как на работу фондового брокера: покупаешь дешево,
продаешь дорого. Если люди хотят пла- тить мне деньги, то в чем проблема?»
Однако чиновники Нью-Йорка и Нью- Джерси считают иначе и преследуют уличных спекулянтов вроде мистера То- маса и даже билетных брокеров, имею- щих лицензии. Тайные агенты контроли- руют соблюдение новых ограничений перепродажи билетов по завышенным ценам, а генеральные прокуроры двух штатов провели широко освещаемые в печати судебные разбирательства с бо- лее чем десятком билетных брокеров.
Но экономисты рассматривают спе- куляцию с точки зрения мистера Тома- са. Для них крестовый поход прави- тельства имеет столько же смысла, сколько кампании коммунистических правительств против «извлечения при- были». Экономисты утверждают, что ограничения причиняют неудобства об- щественности, сокращают аудиторию культурных и спортивных мероприятий, занимают время полиции, лишают город Нью-Йорк десятков миллионов долла- ров доходов в виде налоговых поступ- лений и повышают стоимость многих билетов.
«Политика всегда считается хоро- шей, когда она защищает бедных, объ- являя высокие цены незаконными,— говорит Уильям Баумол из Нью-Йорк- ского университета. — Я жду, что по- литики попытаются решить проблему СПИДа, объявив его незаконным. Вряд ли они нанесут ущерб кому-либо, так как их решение ничего не изменит, но, когда вы ставите вне закона высокие цены на билеты, вы создаете реальные проблемы»,
Доктор У. Баумол — один из тех экономистов, которому пришла идея продавать билеты на бродвейские шоу в день представления за полцены в ки- оске на Тайме Сквер в 1973 г. Понача- лу владельцы театров посчитали такой поступок опасно радикальным. Но они получили прибыль, обретая новых по-
купателей билетов, которые иначе ос- тались бы в кассах. Прекрасная иллю- страция принципа свободного рынка который заключается в том, чтг и покупатели и продавцы в конечноу итоге извлекают выгоду из соответ- ствия цены спросу.
Еще один пример — очередь у Му- зея современного искусства, в которо! посетители отстаивают по два часа чтобы попасть на выставку произведе- ний А. Матисса. Но альтернатив! па тротуаре: спекулянты, которым уда- лось надуть полицию, продают билеть по ценам от S 20 до S 50.
«Не такая уж это и большая пле- та — S 10 или S 15 за то, чтобы избе- жать очереди, — считает Ричард Г. Та- лер, экономист из Корнуэлльского уни- верситета, — некоторые люди думают что очередь — воплощение справедли- вости, но это непроизводительная дея- тельность и дискриминация болыпи:-- ства в пользу людей, располагают >" свободным временем. Спекулянты даь:- шанс и другим. Я не вижу оправдани-- тому, что спекуляцию ставят вне ?■■.- кона».
Политики утверждают, что в отсут- ствие закона, направленного нрот:-'? спекуляции, билеты будут недоступкь ми для большинства, но в Калифорн;- перепродажа билетов вполне закон-; а цены на них не слитком уж высок' И если спекулянты захотят взвинти": цены, только ограниченное количеств людей заплатят S 100 за билет...
Тем не менее легализация перет;г - дажи билетов вряд ли обрадует дт.~. спекулянтов. Мистер Томас, nanpHVf боится, что дополнительное конкурент" ~ заставит его уйти с рынка. Но пост 16 лет общественно полезной деяте.::- ности — а он начал в возрасте 10.:-.- у стадиона Yankee — он думает. ■-- пришло время разнообразия. Источник: «The New York Times». December 26, 1992, p. A1.
•/Президенты корпора- ций собрались в поле, на котором, по словам одного из них, видели невидимую руку рынка*.
Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков
173
Заключение: рыночная эффективность и несовершенство рынка
В этой главе мы рассмотрели основные инструменты экономики благосостояния — излишек потребителей и производителей — и использовали их для оценки эффек- тивности свободных рынков. Мы показали, что силы спроса и предложения эф- фективно распределяют ограниченные ресурсы. Хотя каждый покупатель и про- давец на рынке озабочен исключительно собственным благополучием, «невидимая» рука, ведущая рынок к равновесию, максимизирует их общую выгоду.
Настало время предостережений. Анализируя эффективность рынков, мы сде- лали несколько предположений об их функционировании. Если эти допущения утрачивают силу, наш вывод об эффективности рыночного равновесия может быть поставлен под сомнение. Давайте кратко рассмотрим два самых важных предположения.
Во-первых, мы предполагали, что рынки находятся в условиях совершенной конкуренции. Однако в реальном мире конкуренция иногда весьма далека от иде- ала. На некоторых рынках один покупатель или продавец (или небольшая группа) имеют возможность контролировать рыночные цены. Эта возможность влияния на цены называется властью над рынком. Власть над рынком может привести к неэффективности рынков, поскольку позволяет удерживать цену и объем пред- ложения на уровнях, далеких от равновесия спроса и предложения.
Во-вторых, мы предполагали, что результат деятельности рынка зависит толь- ко от покупателей и продавцов. Но в действительности их решения иногда вли- яют на субъектов, не имеющих отношения к рассматриваемому рынку. Клас- сический пример влияния результатов функционирования рынка на субъектов, находящихся за его пределами, — загрязнение окружающей среды. Такие эффек- ты, называемые внешними, или экстерналиями, приводят к тому, что благососто- яние субъектов рынка зависит не только от ценности товара для покупателей и издержек продавцов, но и от других факторов. Поскольку покупатели и постав- щики, принимая решения о потреблении и производстве, не учитывают внешние эффекты, равновесие на рынке может оказаться неэффективным с точки зрения общества в целом.
Власть над рынком и внешние эффекты — примеры общего феномена, который называется несовершенством рынка, — неспособность некоторых нерегулируе- мых рынков к эффективному распределению ресурсов. В случае фиаско рынка повышение экономической эффективности возможно посредством проведения оп- ределенной социальной политики. Специалисты по микроэкономике направляют основные усилия на изучение причин несовершенства рынков и разработку опти- мальной политики корректировки их функционирования. По мере изучения эконо- мике вы увидите, что инструменты экономики благосостояния, о которых игла речь, прекрасно приспособлены для этого.
Несмотря на возможность фиаско рынка, деятельность его «невидимой руки» имеет огромное значение. Предположения, которые мы сделали в этой главе, прекрасно соответствуют условиям многих рынков, и наш вывод об эффектив- ности рынка никоим образом не ставится под сомнение. Более того, используя теорию общественного благосостояния и рыночной эффективности, мы проана- лизируем воздействие на экономику политики правительства. В следующих двух главах мы используем ее для рассмотрения двух важных вопросов эконо- мической политики — влияния на благосостояние общества налогов и между- народной торговли.
174
Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние
Выводы
Потребительский излишек равен готовности по- купателей заплатить за товар за вычетом суммы, с которой они действительно расстаются; он оп- ределяет выгоду потребителей, которую они по- лучают от функционирования рынка. Потреби- тельский излишек можно рассчитать, определив площадь фигуры, которая расположена под кри- вой спроса и над ценой равновесия. Излишек производителей равен сумме, которую продавцы получают за свои товары за вычетом издержек производства; она определяет выгоду, которую продавцы получают от функциониро- вания рынка. Излишек производителей можно рассчитать, определив площадь фигуры, располо-
женной под равновесной ценой и над кривой пред- ложения.
Эффективным считается распределение ресур- сов, максимизирующее сумму излишков потре- бителей и производителей. Политиков чаете заботит эффективность и равенство результа- тов экономической деятельности. Равновесие спроса и предложения максимизирует сумму излишков потребителей и производителей «Невидимая рука» рынка ведет покупателей и про- давцов к эффективному распределению ресурсов В условиях несовершенства рынка (как следствие в частности, власти над рынком и внешних эф- фектов) ресурсы распределяются неэффективно
Основные понятия
Экономика благосостояния Готовность заплатить Потребительский излишек
Издержки
Излишек производителей
Эффективность Равенство
Вопросы
1. Объясните, как связаны готовность покупателей
заплатить, потребительский излишек и кривая спроса.
2. Объясните, как связаны издержки продавцов, из-
лишек производителей и кривая предложения.
3. Покажите излишки производителей и потребите-
лей на графике спроса и предложения при ры- ночном равновесии.
4. Что такое эффективность? Является ли она еди:--
ственной целью политиков, разрабатывающих эк:- номические программы?
5. В чем заключается основной результат деятель- ности «невидимой руки»?
6. Назовите две причины несовершенства рынк^ Объясните, почему каждая из них может приве: ти к неэффективному распределению ресурсов
Задания для самостоятельной работы
В Калифорнии вымерзли плантации лимонов. Как это сказалось на потребительском излишке на рынке лимонов? Что происходит с потребитель- ским излишком на рынке лимонада? Для отве- тов используйте графики.
2. Предположим, что растет спрос на французски булочки. Что происходит с излишком произве дителей на рынке французских булочек? Что пр: исходит с излишком производителей на рынк- муки? Для ответа используйте графики.
Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков
175
3. Сегодня жаркий день, а Берт очень хочет пить. Его восприятие ценности бутылки воды выгля- дит следующим образом:
Ценность первой бутылки $ 7 Ценность второй бутылки $ 5 Ценность третьей бутылки $ 3 Ценность четвертой бутылки $ 1
а. Исходя из предоставленной информации, со- ставьте расписание спроса Берта. Начертите график его спроса на бутилированную воду.
б. Если цена бутылки воды составляет $ 4, сколь- ко бутылок покупает Берт? Какой излишек получает Берт or своей покупки? Покажите излишек Берта на графике.
в. Если цена падает до $ 2, как изменяется объем спроса? Как изменяется потребительский из- лишек Берта? Покажите эти изменения на ва- шем графике.
4. Эрни владеет водяным насосом. Поскольку по- лучить большое количество воды сложнее, чем несколько литров, издержки производства бутыл- ки воды увеличиваются по мере увеличения объе- ма полученной воды. Нам известны издержки, которые он несет при производстве каждой бу- тылки воды:
Издержки для производства первой бутылки $ 1 Издержки для производства второй бутылки $ 3 Издержки для производства третьей бутылки $ 5 Издержки для производства четвертой бутылки $ 7
а. Исходя из этой информации, составьте данные о предложении Эрни. Начертите график пред- ложения бутилированной воды.
б. Если цена бутылки составляет $ 4, сколько бу- тылок производит и продает Эрни? Какой из- лишек получает Эрни от этой продажи? Покажите излишек Эрни на вашем графике.
в. Если цена бутылки увеличивается до $ 6, из- меняется ли объем предложения? Как изме- няется излишек Эрни? Покажите эти изменения на вашем графике.
5. Рассмотрите рынок, на котором Берт из вопроса 3 является покупателем и Эрни из вопроса 4 является продавцом.
а. Используйте данные о предложении Эрни и данные о спросе Берта, чтобы найти объем пред- ложения и объем спросэ. при цене в Э> z, $ 4 и $ 6. При какой цене спрос и предложение при- ходят в состояние равновесия?
б. Каков потребительский излишек, излишек производителя и общий излишек при этом равновесии?
в. Если Эрни произвел, а Берт потребил на одну бутылку меньше, что произошло с общим из- лишком?
г. Если Эрни произвел, а Берт потребил одну дополнительную бутылку, что произошло с об- щим излишком?
6. За последнее десятилетие издержки производ- ства компьютеров существенно упали.
а. Используйте график спроса и предложения, чтобы показать влияние падения издержек производства на цену и на количество про- данных компьютеров.
б. Покажите на графике, что происходит с излиш- ком потребителей и излишком производителей.
в. Предположим, что предложение компьютеров очень эластично. Кто извлекает большую вы- году от падения издержек производства — потребители или производители компьютеров?
7. Четыре потребителя готовы заплатить за стриж- ку следующие суммы:
Фил - $ 7, Опра - $ 2, Сэлли — $ 8, Джеральдо — $ 5. Четыре парикмахерские имеют следующие издер- жки:
фирма А — $ 3, фирма Б — $ 6, фирма В — $ 4, фирма Г — $ 2. У каждой парикмахерской есть возможность об- служить только одного человека.
а. Какое число клиентов необходимо обслужить парикмахерским, чтобы достичь максимальной эффективности? Какие парикмахерские долж- ны заниматься стрижкой, а какие потребители должны быть подстрижены? Каков максималь- ный размер возможного общего излишка?
б. Предположим, что фирмы А, В и Г занимаются стрижкой, а Фил, Опра и Джеральдо подстри- гаются. Как распределить клиентов, чтобы уве- личить общий излишек?
8. Великодушный плановик открывает рынок, на котором спрос и предложение определяют рав- новесную цену и количество. Покажите на гра- фике этого рынка сокращение общего излишка, которое может произойти, если плановик решит уменьшить производство товара. Объясните. На другом графике покажите сокращение обще- го излишка, которое может произойти, если пла- новик решит увеличить производство товара. Объясните.
9. Рассмотрим влияние медицинского страхования на количество оказанных медицинских услуг. Предположим, что обычная медицинская проце-
176
|