Предложение , спрос и политика правительства
В ЭТОЙ ГЛАВЕ ВЫ
• Рассмотрите последствия политики правительства, устанавливающего верхний и нижни й пределы иен
• Проанализируете влияние налогов на товары, на иену товаров и объемы продаж _______________
• Узнаете, что налоги, взимаемые с продавиов, и налоги, взимаемые с покупателей, эквивал ентны
• Увидите, как налоговое бремя разделяется между покупателями и продавцами
Экономистам приходится постоянно играть две роли: как ученые они разрабаты- вают и ищут подтверждения теориям, объясняющим окружающий нас мир; как политики они, руководствуясь теоретическими концепциями, стремятся изменить мир к лучшему. В двух последних главах мы рассматривали мир как исследовате- ли. Мы увидели, что спрос и предложение определяют цену товара и количество проданного товара, проанализировали, как воздействуют на спрос и предложение и. следовательно, изменяют равновесную цену и равновесный объем различные со- бытия.
В этой главе мы обратим взоры к политике: проанализируем экономическую политику правительства, используя исключительно инструменты спроса и предло- жения. Предупреждаем заранее: анализ преподнесет нам некоторые сюрпризы, ведь правительству так часто не удается предусмотреть неожиданные или нежела- тельные последствия экономической политики.
Мы начинаем с политики, направленной на установление прямого контроля над ценами. Например, закон о контроле за рентой определяет максимальный размер платы, которую взимают с арендаторов владельцы домов; закон о минимальной заработной плате определяет низший предел ставки оплаты труда работников. Обычно правительство устанавливает контроль за ценами в тех случаях, когда политики полагают, что рыночная цена товара или услуги несправедлива по отно- шению к продавцу или покупателю. Кроме того, мы увидим, что к неравенству приводит именно политика государства.
Затем мы перейдем к рассмотрению экономической роли налогов. Политики используют налоги, чтобы повлиять на результат деятельности рынка и увеличить ресурсы, используемые для достижения общественных целей. Огромная роль на- логов в экономике очевидна, но воздействие налогообложения на производителей
Глава 6. Предложение, спрос и политика правительства
135
и потребителей — предмет постоянных дикуссий. Кто несет основное бремя нало- гов на заработную плату — фирмы или рабочие? Найти ответ нелегко — до тех пор, пока мы не обратимся к всемогущим инструментам спроса и предложения.
Контроль над ценами
Давайте еще раз обратимся к рынку мороженого. Как мы видели в гл. 4, на конкурентном, свободном от государственного регулирования рынке цена на мороженое под воздействием различных факторов изменяется и уравновешивает спрос и предложение: при равновесной цене количество мороженого, которое желали бы приобрести покупатели, в точности соответствует предлагаемому про- давцами количеству стаканчиков с лакомством. Конкретизируя нашу модель, пред- положим, что равновесная цена мороженого составляет $ 3 за стаканчик.
Результаты функционирования свободного рынка приводят в восторг далеко не всех его участников. Так, Американская ассоциация потребителей мороженого считает, что цена в $ 3 слитком высока и не позволяет каждому желающему съедать одну порцию в день (рекомендуемая ими норма). В то же время из Национальной организации производителей мороженого доносятся стенания о том, что цена в $ 3 — сложившаяся в результате конкуренции — сокращает доходы фирм. Каждая из этих групп, используя все свое влияние, пытается воздей- ствовать на правительство, которое, по их мнению, должно изменить результаты функционирования рынка с помощью прямого контроля над ценами.
Конечно, поскольку покупатели любого товара всегда хотели бы платить мень- шую цену, а продавцы — получить большую, интересы двух групп противоречат друг другу. Если потребителям мороженого удастся заставить политиков принять закон, отвечающий интересам покупателей, правительство установит официаль- ный максимальный предел цены, по которой можно будет продавать мороженое, который называется «потолком» (верхним пределом) цены. Если успеха добьют- ся производители мороженого, правительство установит официальный минималь- ный предел цены, который называется «полом» (нижним пределом) цены. Давай- те рассмотрим последствия каждого решения.
«Потолок» (верхний предел) цены -
официальный максимум цены, по которой может быть продан товар.
«Пол» (нижний предел) цены -
официальный минимум цены, по которой может быть продан товар.
Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка
Если правительство, подталкиваемое жалобами потребителей мороженого, устанав- ливает потолок цены, ее воздействие на рынок мороженого зависит от соотноше- ния рыночной и предписанной государством цены. В том случае, когда правитель- ство устанавливает верхний предел цены в $ 4 (выше цены, уравновешивающей спрос и предложение $ 3), на рынке возникает ситуация, представленная на графи- ке (а) рис. 6.1. В таком случае предельная цена называется несвязанной. Рыноч- ные силы естественно движут экономику к равновесию, а установленный потолок не оказывает в этом случае существенного влияния.
График (6) на рис. 6.1 иллюстрирует другой, более интересный вариант, когда правительство определяет верхний предел цены в размере $ 2 за стаканчик. Так как равновесная цена в $ 3 выше установленной государством цены, предельную
136
Часть 2. Спрос и предл ожение 1: как ра ботает рынок
(а) Несвязанный верхний предел цены
(б) Связанный верхний предел цены
О 100 Количество
Равновесное стаканчиков
количество мороженого
0 75
Объем предложения
125 Количество
Объем стаканчиков спроса мороженого
Рис. 6.1
УСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА ЦЕНЫ НА РЫНКЕ На графике (а) отражена ситуация, когда правительство устанавливает пото- лок цены — $ 4. Так как верхний предел цены нахо- дится выше равно- весной цены ($3), его установление не оказывает влияния на достижения равновесия спроса и предложения (100 стаканчиков). На графике (б) представлена ситуа- ция, когда правитель- ство устанавливает верхний предел цены $ 2. Так как потолок цены ниже равно- весной цены ($3), рыночная цена устнавливается на уровне предельной ($ 2). Спрос состав- ляет 125 стаканчиков, а предложение — лишь 75, дефицит — 50 стаканчиков.
цену называют сдерживающим ограничением рынка. Силы спроса и предложения движут цену к равновесной цене, но рыночная цена «ударяется о потолок», препят- ствующий ее росту, и устанавливается на уровне верхнего предела цены. При этой цене объем спроса на мороженое (125 стаканчиков) превышает объем предложе- ния (75 стаканчиков). Возникает дефицит мороженого, а значит, некоторые потре- бители, желающие приобрести мороженое, при существующей цене не смогут это сделать.
Поскольку установление верхнего предела цены привело к появлению дефици- та, формируется механизм естественного рационирования распределения мороже- ного — длинные очереди. Покупатели, имеющие возможность прийти пораньте и подождать в очереди, приобретут желанный стаканчик, в то время как люди, кото- рые не имеют желания или возможности терять время, не получат ничего. Продав- цы распределяют мороженое по собственному усмотрению: продают его друзьям, родственникам или потребителям одной с ними расы или национальности. Отметим, что хотя установление потолка цены продиктовано желанием помочь покупателям мороженого, выгоду извлекают далеко не все потребители. Некоторые потребите- ли покупают мороженое по низкой цене, но им приходится выстаивать в очереди, другие — вообще не могут получить мороженого.
Мы имеем все основания сделать вывод: когда правительство устанавливает сдерживающий верхний предел цены на конкурентном рынке, следствием его становится дефицит товара; продавцы должны рационировать распределение ограниченного количества товара среди большого количества потенциальных покупателей. Механизм рационирования, возникающий при верхнем ограничении цены, в нормальных условиях нежелателен. Длинные очереди неэффективны, так как покупатели теряют в них время. Дискриминация, которая возникает при распре- делении товара по усмотрению продавца, неэффективна (потому что товар далеко не всегда получает покупатель, который его больше всего ценит) и несправедлива. Напротив, механизм распределения на свободном конкурентном рынке и эффекти- вен и не подвержен влиянию отдельных личностей. Когда рынок мороженого достигает равновесия, все, кто желает заплатить рыночную цену, без проблем получа- ют свой стаканчик мороженого. Свободный рынок распределяет товары с помо- щью цен.
Глава 6. Предложение, спрос и политика правительства
137
Практикум
Очереди на бензоколонках
В предыдущей главе мы проанализировали, как в 1973 г. Организации стран- экспортеров нефти (OPEC) удалось поднять цены на сырую нефть на мировом рынке. Так как сырая нефть — основной ресурс при производстве бензина, высокие цены привели к сокращению предложения бензина. На бен- зозаправочных станциях США выстроились длинные очереди, в которых во- дители часами ждали возможности приобрести десяток литров горючего.
Из-за чего возникли очереди за бензином? Большинство потребителей об- виняли OPEC. Да, если бы OPEC не подняла цены на сырую нефть, не возникло бы и дефицита бензина. Но экономисты возлагают вину и на правительство, которое ввело ограничения на устанавливаемые нефтяными компаниями цены на бензин.
Рассмотрим рис. 6.2. Из графика (а) следует, что до повышения OPEC цен на сырую нефть равновесная цена бензина P1 была ниже верхнего предела цены. Следовательно, регулирование цен не влияло на состояние рынка. После повышения цен на нефть ситуация изменилась. Рост цены сырой нефти привел к увеличению издержек производства бензина и сокращению его предложе- ния. Как показывает график (б), кривая предложения сдвинулась влево из положения S1 в положение S2. На нерегулируемом рынке сдвиг предложения увеличил бы равновесную цену P1 до P2, на рынке установилось бы равновесие. Однако потолок не позволил ценам на бензин достичь уровня равновесия. При цене, равной верхнему пределу, производители предлагали Q5, а потребите- ли желали бы приобрести QD бензина. Таким образом, в условиях регулирова- ния цен сдвиг кривой предложения привел к жестокому дефициту горючего.
В конце концов регулирование цен на бензин было отменено. Законодатели осознали, что они несут частичную ответственность за то, что американцы провели долгие часы в очередях на бензоколонках. Сегодня, в случае измене- ния цен на сырую нефть, начнется движение цен на бензин к равновесному состоянию спроса и предложения.
Рис. 6.2
РЫНОК БЕНЗИНА ПРИ ВЕРХНЕМ ПРЕДЕЛЕ ЦЕНЫ На графике (а) — рынок бензина с несвязанным верхним пределом цены, так как равно- весная цена P1 ниже потолка. На графике (б) рынок бензина после увеличения цены на сырую нефть (ресурса для произ- водства бензина). Кривая предложения сдвигается влево из положения S1 в положение S2. В отсутствие государ- ственного регулиро- вания цена горючего возросла бы с P1 до P2 и на рынке уста- ноаилось бы равнове- сие. Однако потолок ограничивает движе- ние цены. При связанном верхнем пределе цены потре- бители желали бы приобрести Q0 бензина, а произво- дители предлагают Q5. Разница между требуемым и предло- женным количеством Q0 - O5 определяет величину дефицита бензина.
(а) Несвязанный верхний предел цены на бензин (б) Связанный верхний предел цены на бензин
О
Q,
Количество бензина
О
Qs
Qd Qi
Количество бензина
138
Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок
Практикум
Контроль за уровнем ренты в краткосрочном и долгосрочном периодах
Рис. 6.3
КОНТРОЛЬ ЗА РЕНТОЙ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ.
График (а) показыва- ет краткосрочное влияние контроля за рентой: так как спрос и предложе- ние квартир относи- тельно неэластичны, потолок, устанавлива- емый законом, приво- дит к незначительно- му дефициту жилья. График (6) показыва- ет долгосрочное влияние контроля за рентой: так как спрос и предложе- ние квартир более эластичны, возникает значительный дефи- цит жилья.
Распространенный пример установления потолка цены — контроль за уровнем ренты. Во многих городах местная администрация устанавливает верхние пре- делы размера ренты, которую владельцы домов имеют право взимать с арен- даторов. Провозглашаемая цель такой политики — помощь беднейшим слоям населения и увеличение доступности жилья. Экономисты, критикуя контроль за уровнем ренты, утверждают, что это — один из самых неэффективных методов социальной помощи. Как выразился один исследователь, контроль за рентой — «наиболее эффективный, после бомбежки, способ разрушения города».
Последствия контроля за рентой менее очевидны для населения, так как они растянуты во времени. В краткосрочном периоде собственники жилья располагают фиксированным количеством квартир для сдачи в аренду; они не имеют возможности быстро увеличить или уменьшить их число в случае изме- нения рыночных условий. Более того, число людей, которым требуются квартиры в городе, вряд ли значительно изменится при изменении арендной платы в краткосрочном периоде, так как квартиросъемщикам потребуется вре- мя, чтобы внести коррективы в договора о найме жилья. Следовательно, крат- косрочный спрос и предложение квартир относительно неэластичны.
График (а) на рис. 6.3 показывает краткосрочное влияние контроля за рентой на рынок жилья. Как и при любом верхнем пределе цены, контроль за рентой приводит к дефициту. Так как спрос и предложение в краткосрочном периоде неэластичны, первоначальный дефицит, вызванный контролем за рен- той, незначителен. Основное следствие контроля за рентой в краткосрочном периоде — снижение ренты.
Но в долгосрочном периоде ситуация изменяется, так как со временем реак- ция покупателей и продавцов становится более выраженной. Со стороны пред- ложения владельцы реагируют на уменьшение получаемого дохода сокраще- нием инвестиций в строительство нового жилья, а состояние уже имеющегося —
(а) Контроль за рентой в краткосрочном периоде (спрос и предложение неэластичны)
(б) Контроль за рентой в долгосрочном периоде (спрос и предложение эластичны)
Рента
О
Количество квартир
Рента
О
Количество квартир
Глава 6. Предложение, спрос и политика правительства
139
Новости
КОНТРОЛЬ ЗА УРОВНЕМ РЕНТЫ В НЬЮ-ЙОРКЕ
Контроль за уровнем ренты играет боль- шую роль в жизни Нью-Йорка, круп- нейшего города США. Перед вами описание реализации этой политики на практике. Как информирует нас статья, написанная в 1994 г., местные политики откажутся от контроля за рентой толь- ко в том случае, если уровень предложе- ния квартир будет достаточно высок. Что вы думаете об этом решении?
СВОБОДНЫЕ ДОМА: НЕКОТОРЫЕ
БОГАТЫЕ И ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
НЬЮ - ЙОРКА НАСЛАЖДАЮТСЯ
ЖИЗНЬЮ ПОД ПРИКРЫТИЕМ
ЗАКОНА О РЕНТЕ
Нью-Йорк — Лес Кац, 27-летний сту- дент, актер и привратник, вместе с дву- мя друзьями снимает небольшую квар- тиру-студию в Вест-Сайде Манхэттена за $ 1200. Двое из них спят в отдель- ных спальнях, а третий — на матрасе в гостиной.
На Парк-авеню Пол Хэберман, час- тный инвестор, и его жена живут в квартире с двумя спальнями, солярием и двумя террасами. Квартира находит- ся в элегантном здании на престижной улице и стоит по крайней мере $ 5000 в месяц, как утверждают специалисты по недвижимости. В соответствии с кви- танциями об арендной плате, пара пла- тит около $350 (мистер Хэберман от- казался обсуждать эту сумму).
Причина неравенства — регули- рование ренты муниципалитетом Нью- Йорка. Дефицит городского бюджета составляет $ 2,3 млрд — самый круп- ный за последние 20 лет. В настоящее время, по различным оценкам, доходы городского бюджета, источником кото- рых служат налоги на собственность, составляют около $ 100 млн, так как давление на ренту сдерживает приток денежных средств и, следовательно, оце- ночную стоимость сдающихся в аренду зданий. Критики также утверждают, что ограничения сдерживают строительство новых жилых домов и заставляют вла- дельцев — и косвенно налогоплатель- щиков — субсидировать квартиросъем- щиков, которым повезло получить квартиру, уровень ренты на которую ре- гулируется.
В таких квартирах живут люди, уро- вень достатка которых, казалось бы, по- зволяет им сполна оплачивать жилье — актрисы Миа Фэрроу и Сисели Тисон; лидер демократов в Сенате Мэнфред Оренштейн.
Регулирование рейты в Нью-Йорке начиналось как крайняя мера, предпри- нятая в годы Второй мировой войны, чтобы гарантировать жилье хорошо по- лучавшим в военное время временным работникам, которые не могли конкури- ровать с местными жителями из-за ог- раниченного числа квартир. После вой- ны городские политики поддерживали регулирование ренты, заявляя, что по- ка уровень свободных квартир не до- стигнет 5 %, существует крайняя необ- ходимость в регулировании. Сейчас этот уровень составляет 3,4%...
Как квартиросъемщики находят жилье? Некоторые наследуют его. M. Фэрроу платит около $ 2900 в месяц за квартиру из десяти комнат в Централ Парк Вест — малую часть рыночной сто- имости квартиры, в которой выросла актриса. Квартира послужила декораци- ей для одного из ее фильмов, «Ханна и ее сестры». Ее мать, Маурин О'Салли- вэн, тоже снимавшаяся в фильме Вуди Алена, заключила первый договор на аренду этой квартиры 40 лет назад.
Другие квартиросъемщики, живу- щие в квартирах с регулируемым раз- мером ренты, такие как бывший мэр Нью-Йорка Дэвид Динкинс и окруж- ной прокурор Манхэттена Роберт Моргентау, были знакомы с владельцем, в нх случае — с семьей Рудинов. «Ру- динам нравится предоставлять квар- тиры бывшим общественным деяте- лям», — говорит Барбара Файф, замес- титель мэра, которая отвечала за реа- лизацию жилищной политики при мэре Динкинсе, горячая сторонница регулирования ренты...
Некоторые квартиросъемщики вно- сят специальные платежи, известные как «ключевые деньги». Собственники домов предпочитают сдавать квартиры в аренду богатым, будучи уверены, что они будут вкладывать собственные средства в поддержание квартиры в хорошем состоянии. «Мы арендовали недорогие квартиры для очень богатых людей, — говорит Брайан Эдварде, бро- кер Halstead Property Co., — для тех, кого владельцы предпочитают видеть живущими в своих домах». Источник: -tThe Wall Street Journal*, March 21, 1994, p. Al.
ухудшается. Со стороны спроса уменьшение платежей побуждает людей искать собственное жилье (они не желают жить с родителями или делить квартиру с друзьями) и стимулирует приток переселенцев. Следовательно, в долгосрочном периоде и спрос и предложение более эластичны.
Положение на рынке жилья в долгосрочном периоде представлено графи- ком (б) на рис. 6.3. Контроль за рентой приводит к снижению ее размера до уровня ниже равновесного, объем предложения квартир значительно умень- шается, а объем спроса на квартиры существенно растет. В результате возника- ет крупный дефицит жилья.
В городах, в которых муниципалитеты осуществляют контроль за получае- мой рентой, собственники жилья используют различные механизмы распреде- ления квартир. Некоторые владельцы составляют списки очередников. Другие отдают предпочтение съемщикам без детей. Существует дискриминация по цве- ту кожи. Иногда квартиры распределяются среди тех, кто предлагает управ- ляющим домами дополнительную плату («черным налом»). В этом случае взят- ки поднимают общую стоимость квартиры к уровню равновесной цены.
■ О ____________________________________________ Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок
Вспомним один из Десяти принципов экономике (гл. 1): человек реагирует на стимулы. На свободных рынках владельцы домов содержат здания в чистоте, стремятся обеспечить их безопасность, так как на пользующиеся спросом квар- тиры можно установить более высокие цены. Напротив, когда контроль за рентой приводит к дефициту и спискам очередников, у владельцев исчезают стимулы заботиться о квартиросъемщиках. Почему владелец должен тратить свои деньги, чтобы поддерживать в хорошем состоянии собственность, если люди жаж- дут получить ее такой, какая она есть? В итоге арендаторы экономят деньги, но живут в жилье худшего качества.
Политики частенько реагируют на установление контроля за уровнем ренты введением дополнительного регулирования. Например, существуют предписа- ния, провозглашающие расовую дискриминацию при найме жилья незаконной, и требуют, чтобы владельцы предоставляли квартиросъемщикам минимальные условия проживания. Однако исполнение этих законов не поддается регули- рованию и контролю. Напротив, когда контроль за уровнем ренты снимается и рынок жилья регулируется силами конкуренции, необходимость в подобных законах исчезает.
Влияние нижнего предела цены >
на функционирование рынка
Чтобы рассмотреть влияние другого вида контроля за ценами, давайте вернемся к рынку мороженого. Представьте, что правительство поддалось уговорам Нацио- нальной организации производителей мороженого и приняло решение об уста- новлении нижнего предела цены. Определение пола цен, как и потолка, есть попытка поддержать рыночные цены на неравновесном уровне. Если верхний предел цены — официальный максимум цены, нижний предел — официальный минимум цены.
Когда правительство устанавливает пол для цен на мороженое, возможны два результата. Если правительство устанавливает нижний предел цены в размере $ 2 за стаканчик, а равновесная цена составляет $ 3, мы получаем результат, представ- ленный на графике (а) рис. 6.4. Так как равновесная цена находится выше пола цены, нижний предел цены несвязан и рыночные силы естественно движут эконо- мику к равновесию. Нижний предел цены в этом случае не оказывает никакого воздействия на состояние рынка.
График (б) рис. 6.4 иллюстрирует последствия установления нижнего пре- дела цены в размере $ 4 за стаканчик. Так как равновесная цена составляет $ 3. иол превращается в ограничение рынка. Силы спроса и предложения движут цену в сторону равновесия, но она наталкивается на нижний предел. В этом случае рыночная цена равна нижней предельной цене. При этой цене объем пред- ложения мороженого (120 стаканчиков) превышает объем спроса (80 стаканчи- ков). Производители, желающие продать мороженое, не имеют возможности реали- зовать его при текущей цене. Таким образом, следствие установления нижнего предела цены — избыток предлагаемой продукции.
Мы упоминали, что верхний предел цены и дефицит способствуют формированию нежелательного механизма распределения. В случае существования пола рыночной цены некоторые продавцы не имеют возможности реализовать произведенную про- дукцию. Преуспевают те из них, кто умеет использовать личные предпочтения поку- пателей, основанные на расовых или семейных соображениях. Напротив, на свобод- ном рынке основным элементом механизма распределения служит цена, а поставщикм продают все, что они произвели, ориентируясь на равновесную цену.
/ лааа 6. Предложение, спрос и политика правительства
141
Практикум
Минимальный размер оплаты труда
Важный пример нижнего предела цены — установление минимального размера оплаты труда. Первоначально Конгресс США установил минимальную почасо- вую ставку в связи с принятием Акта о справедливых стандартах труда 1938 г., с целью гарантировать рабочим определенный уровень жизни. В 1996 г. соглас- но федеральному закону, минимальная ставка составляет $ 4,75 в час. В некото- рых штатах США действуют законы, устанавливающие более высокий уровень оплаты труда.
Чтобы рассмотреть влияние ставок минимальной оплаты труда, мы должны обратиться к анализу рынка труда (график (а) рис. 6.5), который, как и другие рынки, подвержен влияниям сил спроса и предложения. Рабочие определяют предложение труда, а фирмы — спрос на труд. На свободном конкурентном рынке изменения размера заработной платы уравновешивают спрос на труд и его предложение.
На графике (б) рис. 6.5 представлен рынок труда с установленным ми- нимальным размером оплаты, который находится выше равновесного уров- ня. Объем предложения труда превышает объем спроса. Результат — безра- ботица. Таким образом, установление минимального уровня оплаты труда увеличивает заработки занятого населения, но снижает доходы тех, кто не мо- жет найти работу.
В экономике — множество рынков труда работников различных профессий и роль, которую играет на них минимальный размер оплаты труда, зависит от квалификации и опыта работников. Квалифицированные работники с боль- шим опытом не испытывают особого воздействия минимальной заработной платы, поскольку их равновесная заработная плата намного выше минимума. Для таких работников минимальный размер оплаты труда несвязан.
Установление минимального размера оплаты труда оказывает огромное вли- яние на рынок труда подростков. Равновесная заработная плата подростков находится на низком уровне, так как они относятся к числу наименее квалифи- цированных, не имеющих опыта работников. Кроме того, подростки нередко
Рис. 6.4
РЫНОК ПРИ НИЖНЕЙ ГРАНИЦЕ ЦЕНЫ
График (а) иллюстри- рует ситуацию, когда правительство уста- навливает нижний предел цены в $ 2. Предельная цена ниже равновесной цены в $ 3 не оказывает никако- го воздействия на рынок. Рыночная цена изменяется, и устанавливается равновесие спроса и предложения (100 стаканчиков). На графике (б) представлена ситуа- ция, когда правитель- ство устанавливает нижний предел цены в размере $4, что выше равновесной цены а $3. Следова- тельно, рыночная цена равна $4. Так как по этой цене предлагается 120 стаканчиков, а спрос предъявляется только на 80, существует избыток предложения в количестве 40 стаканчиков.
(а) Несвязанный нижний предел цены
(б) Связанный нижний предел цены
0 100 Количество 0 80 120 Количество
Равновесное стаканчиков Объем Объем стаканчиков
количество мороженого спросе предложения мороженого
142
Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок
Рис. 6.5
ВЛИЯНИЕ УСТАНОВЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА НА РЫНОК ТРУДА
На графике (а) — рынок труда, на котором изменение уровня заработной платы приводит в равновесие предло- жение и спрос труда. График (б) иллюстри- рует воздействие связанного мини- мального уровня оплаты труда. Так как минимальный уро- вень оплаты труда — «пол» цены, на рынке возникает избыток: объем предложения труда превышает объем спроса. Результат — безрабо- тица.
согласны пожертвовать размером заработной платы ради возможности полу- чить определенную практику. (Некоторые подростки согласны работать как «практиканты» вообще без оплаты.) В результате минимальный размер оплаты труда является связанным чаще для подростков, чем для других работников.
Влияние закона о минимальном размере труда на рынок труда подростков исследовали экономисты, сравнивавшие воздействие его изменения на уровень занятости подростков. Исследования показывают, что увеличение размера мини- мальной оплаты труда на 10 % сокращает занятость подростков на 1-3 %. Отметь- те, что увеличение минимального размера труда на 10 % приводит к повышению средней заработной платы подростков на относительно меньшую величину, так как оно не затрагивает подростков, которые получают заработную плату, значи- тельно превышающую минимальный уровень. Кроме того, контроль за исполне- нием закона о минимальном размере оплаты труда весьма несовершенен. Таким образом, снижение уровня занятости на 1-3 % — весьма существенно.
Установление минимального уровня оплаты труда воздействует не только на объем спроса, но и на объем предложения. Так как минимальный размер оплаты труда ведет к повышению заработной платы, которую могут получить подростки, следствием его становится увеличение числа подростков, ищущих работу. Исследования показали, что повышение уровня минимальной оплаты труда ведет к изменению структуры работающих подростков: некоторые под- ростки, которые учились в школе, оставляют ее и начинают искать работу, вливаясь в ряды безработных.
Минимальный размер оплаты труда — популярная тема для политических дискуссий. Сторонники минимального уровня оплаты труда рассматривают эту политику как один из способов повышения уровня доходов работающих пред- ставителей беднейших слоев населения. Они указывают на то, что работникам, получающим минимальную заработную плату, ее едва-едва хватает на жизнь. В 1994 г., например, когда минимальный размер оплаты труда составлял $ 4,25 в час, годовой доход получающих ее двоих взрослых людей, работающих 40 часов в неделю, составлял $ 7680 — менее половины дохода средней семьи. Многие сторонники минимального размера оплаты труда признают наличие от- рицательных эффектов, включая безработицу, но полагают это воздействие незначительным; они считают, что высокая ставка минимальной оплаты труда
(а) Свободный рынок труда
(б) Рынок труда при связанном минимальном уровне оплаты труда
Заработная плата
Равновесная
заработная
плата
0
Равновесная занятость
Количество труда
0
Объем спроса
Объем Количество
предложения труда
Глава 6. Предложение, спрос и политика правительства
143
способствует повышению жизни бедных слоев населения. Противники мини- мального размера оплаты труда утверждают, что установление его — не лучший способ борьбы с бедностью. Они отмечают, что высокий минимальный размер оплаты труда приводит к безработице, побуждает подростков бросать школу и не позволяет неквалифицированным работникам получить необходимый им опыт. Противники минимального размера оплаты труда указывают, что не все работники, получающие минимальную заработную плату, являются главами се- мей, которые стремятся приподняться над чертой бедности. Многие работники, получающие минимальную заработную плату, — подростки, выходцы из средне- го класса, которые хотели бы заработать на карманные расходы.
Оценка политики установления контроля за ценами
Один из Десяти принципов экономике (гл. 1) утверждает, что рынок обычно являет собой хороший способ организации экономической деятельности. Вот по- чему экономисты почти всегда выступают против установления верхних и нижних пределов цен. По мнению экономистов, цена отнюдь не является результатом случайного процесса. Они утверждают, что цены — итог принятия компаниями и потребителями миллионов решений, определяющих кривые спроса и предложе- ния. Цены играют важнейшую роль в достижении равновесия спроса и предложе- ния и, следовательно, координации экономической деятельности. Законодательное установление цен игнорирует сигналы, детерминирующие распределение ресурсов общества.
Еще один из Десяти принципов экономике заключается в том, что правитель- ство иногда имеет возможность улучшить результаты функционирования рынка. Политики стремятся установить контроль над ценами, так как они считают рыноч- ные результаты несправедливыми. Контроль за ценами часто призван улучшить положение беднейших слоев населения. Например, закон о контроле за рентой направлен на увеличение доступности аренды жилья, а минимальный размер опла- ты — на избавление людей от бедности.
Но очень часто последствия установления контроля за ценами отрицательно сказываются именно на тех, кому стремятся помочь политики. Контроль за рентой сохраняет на низком уровне арендную плату, но он не стимулирует поддержание зданий в хорошем состоянии и осложняет поиск квартиры. Закон о минимальном размере оплаты труда ведет к росту доходов некоторых работников, но другое его следствие — увеличение безработицы.
Для того чтобы оказать помощь нуждающимся, совсем не обязательно контро- лировать цены. Правительство имеет возможность сделать аренду жилья более доступной, субсидируя оплату части ренты беднейшим семьям. В отличие от контро- ля за уровнем ренты, рентные субсидии не ведут к сокращению объема предложе- ния квартир и, следовательно, к дефициту жилья. Аналогично, субсидии заработ- ной платы поднимают уровень жизни работающих представителей беднейших слоев населения, а у фирмы исчезает повод отказывать им в приеме на работу. Пример таких субсидий — налоговый кредит на заработанный доход, прави- тельственная программа, которая направлена на повышение дохода малооплачи- ваемых рабочих.
Хотя политика субсидий (в сравнении с контролем за ценами) более эффектив- на, но и она несовершенна. Рентные субсидии и субсидии на заработную плату
|