Десять принципов экономической теории
ГЛАВА 1
В ЭТОЙ ГЛАВЕ ВЫ
• Узнаете, что экономическая теория изучает принципы распределения ограниченных ресурсов
• Рассмотрите несколько компромиссных решений, которые приходится принимать людям ________
• Узнаете значение выражения «издержки упущенных возможностей»
• Увидите, как принимаются решения, учитывающие предельные изменения ___________________________
• Обсудите, как ведут себя люди под воздействием различных стимулов
• Рассмотрите, почему обмен товарами или услугами между людьми или нациями приносит обоюдную пользу
• Обсудите, почему рынок является прекрасным, но отнюдь не совершенным способом распределения р есурсов
• Узнаете о некоторых факторах, определяющих некоторые тенденции развития экономики
Слово «экономика» произошло от греческого слова, означающего «ведение домашнего хозяйства». На первый взгляд домашнее хозяйство и экономика понятия сугубо различные, но, если вдуматься, между ними есть много общего.
В домашнем хозяйстве мы сталкиваемся с необходимостью принятия множе- ства решений. Кто из членов семьи будет выполнять определенные обязаннос- ти и что он получит взамен: кто будет готовить обед, кто будет стирать, кто получит лишнюю порцию мороженого в виде поощрения, кто выбирает вечер- нюю телевизионную программу? Короче говоря, в домашнем хозяйстве нам приходится распределять ограниченные ресурсы между членами семьи, прини- мая во внимание их способности, возможности и желания.
Как и домашнее хозяйство, общество сталкивается с необходимостью приня- тия огромного количества решений. Общество должно решить, какую работу необходимо выполнить прежде всего и кому будет поручено ее исполнение. Ему необходимы люди, которые будут выращивать хлеб, разводить домашних -азотных, шить одежду, разрабатывать программное обеспечение для компью- теров. Раз уж общество распределило людей (так же, как и землю, здания и ««LimiHbi) для выполнения различных работ, оно должно позаботиться и о раз- делении в определенных пропорциях произведенных товаров и услуг, решить, ft: с улет по утрам намазывать на бутерброд красную икру, а кто будет доволь- : ,_=«: виться остывшей картошкой, кто будет мчаться на Рог she, а кому придется >•■: тс-г.тъ под дождем на автобусной остановке.
30
Часть 1. Введение
Ограниченность -
ограниченная природа ресурсов общества.
Экономикс —
наука, изучающая механизм управления ограниченными ресурсами общества.
Значение управления ресурсами общества определяется их ограниченно- стью. Ограниченность означает, что общество может предложить меньше ре- сурсов, чем хотели бы иметь люди. Так же как и домашнее хозяйство не имеет возможности дать каждому своему члену всего, что он или она желали бы, общество не в состоянии обеспечить каждому индивидууму высокий уровень жизни, к которому он или она могут стремиться.
Экономикс — наука о том, как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами.
Обычно общественные ресурсы распределяются не одним планирующим центром, а с помощью совместных усилий миллионов домашних хозяйств и фирм. Таким образом, задача экономистов — изучение процесса принятия ре- шений людьми: сколько они работают, сколько они покупают, что они покупают, как они делают сбережения и куда они вкладывают свои средства. Экономисты исследуют и взаимодействие людей: как множество покупателей и продавцов определяют цену продукта и количество продаваемого товара. Наконец, эконо- мисты анализируют факторы и тенденции, влияющие на экономику в целом: рост среднего дохода, долю населения, которое не может найти работу, и темпы роста цен.
Экономическая теория многогранна, но ее объединяет несколько основных идей. В этой главе мы рассмотрим Десять принципов экономической теории, которые лежат в основе предлагаемой вашему вниманию книги, и постараемся дать вам представление о том, что же представляет собой экономике.
Как принимают решения
Говорим ли мы об экономике Лос-Анджелеса, Соединенных Штатов Америки или мира в целом, экономика — всего лишь группа людей, взаимодействующих друг с другом в процессе своей жизни. Так как поведение экономики есть отражение действий индивидов, ее образующих, мы начинаем изучение экономи- ческой теории с четырех принципов принятия решений отдельными людьми.
Принцип 1. Человек выбирает
Первый вывод урока по поводу принятия решений формулируется следующим образом: «Бесплатных обедов не бывает». Чтобы получить какую-то необходи- мую человеку вещь, ему обычно приходится отказываться от другой, не менее ценной. Принятие решения требует противопоставления одной цели другой.
Представим студентку, которая решает проблему распределения своего наи- более ценного ресурса — времени. Она может провести весь день за чтением учебника по экономике, или все свое время потратить на изучение психологии или поровну распределить его на эти две науки. Посвятив один час какому-т; одному предмету учебной программы, она теряет шестьдесят минут, которые могла бы использовать для расширения знаний в другой области. И каждый час который она тратит на учебу, девушка могла бы использовать для прогулки н; велосипеде, просмотра телепередачи, послеобеденного отдыха или работы в кас ■- по соседству.
Глава 1. Десять принципов экономической теории
31
Давайте рассмотрим проблему распределения семейного дохода, которую приходится решать ее родителям. Они могут использовать его на покупку еды, новой одежды или на покупку туристической путевки. Возможно, родители примут решение отложить какую-то часть дохода на «черный день», или на прибавку к пенсии, или на образование детей. Если они решают направить один дополнительный доллар дохода на какую-то из этих целей, количество денег, которые они могли бы использовать для приобретения других благ, уменьшает- ся на тот же один доллар.
Индивиды, объединенные в общество, сталкиваются с необходимостью ре- шения множества аналогичных проблем. Классический выбор — «пушки или масло». Чем больше мы тратим на национальную оборону, чтобы надежно за- щитить наши границы от иностранных агрессоров (пушки), тем меньше ресур- сов мы направляем на производство товаров и повышение уровня жизни (масло). Большое значение имеет в современном обществе выбор между ох- раной окружающей среды и высоким уровнем доходов. Законодательство, пред- писывающее компаниям направлять часть ресурсов на охрану природной среды, ведет к увеличению стоимости произведенных товаров и услуг. Компании, из- держки производства которых повышаются, имеют меньше прибыли, платят более низкую заработную плату, продают товары по более высоким ценам или комбинируют какие-то из этих трех возможных вариантов. В то время как законодательство по охране окружающей среды позволяет членам общества воспользоваться благами девственной природы, доходы владельцев компаний, рабочих и потребителей снижаются.
Другая задача, решение которой приходится искать обществу, — выбор между эффективностью и равенством. Эффективность есть получение обще- ством максимума возможных благ от использования его ограниченных ресур- сов. Равенство означает, что полученные блага справедливо распределяются между членами общества. Другими словами, эффективность — экономический пирог, а равенство — способ его нарезки на части. Нередко, когда политика государства изменяется, эффективность и равенство вступают в конфликт.
Рассмотрим, например, политику, направленную на достижение справедливого распределения экономических благ. Цель таких государственных программ, как гтрахование от безработицы или система социальной помощи, — поддержка нуждающихся членов общества. С другой стороны, система подоходного налога -редусматривает обязанность удачливых в финансовом плане индивидов пе- редавать значительные средства на нужды государства. Однако мероприятия, направленные на достижение равенства членов общества, ведут к снижению i-офективности. Перераспределение государством доходов от богатых к бед- -ZbM обесценивает награду за упорную работу, а значит, человеку работающему :.~едует умерить и ограничить производство товаров и услуг. Другими словами, г-г.тл правительство старается разрезать экономический пирог на более равные ■■":у.л. уменьшается сам пирог.
Признание того, что человек делает выбор не сам по себе, подсказывает нам, какое решение он примет или должен принять. Студентка не имеет права пре- небрегать занятиями психологией только потому, что это позволит ей глубоко познать экономике. Общество не ослабит внимания к вопросам повышения уровня жизни. Нельзя игнорировать бедность только потому, что помощь обще- ства снижает стимулы к труду. Признание необходимости выбора существенно важно потому, что, если мы осознаем его последствия, мы получаем возможность принять правильное решение.
Эффективность —
использование
обществом
ограниченных
ресурсов
с максимальным
результатом.
Равенство —
справедливое распределение экономических благ между членами общества.
32
Часть 1. Введение
Принцип 2. Стоимость чего - либо — это стоимость того, от чего придется отказаться, чтобы получить желаемое
Издержки упущенных возможностей —
нечто, от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое.
Необходимость выбора, принятие человеком осознанного решения требуют срав- нения издержек и благ альтернативного варианта действий. Однако во многих случаях издержки не так очевидны, как может показаться на первый взгляд.
Рассмотрим, например, процесс принятия молодым человеком решения о по- ступлении в колледж. Благо, которое он, возможно, получит, состоит в ин- теллектуальном обогащении и перспективах получения хорошей работы. Но каковы издержки? За обучение, учебники, комнату в общежитии и питание ему необходимо будет заплатить определенную сумму денег. И это далеко не все, от чего придется отказаться студенту ради нескольких лет обучения в колледже.
Но не включаем ли мы в цену обучения нечто, не являющееся издержками поступления в колледж? Даже если молодой человек решает, что ему ни к чему «лишние знания», ему все равно необходимы ночлег и питание. Плата за комна- ту и питание является издержками поступления в колледж только в той степе- ни, в какой их цена в колледже превышает их стоимость в каком-то другом месте. На самом деле плата за питание и проживание в общежитии колледжа может быть меньше, чем стоимость жилья и пищи при самостоятельной работе юноши, а значит, экономия расходов на крышу над головой и хлеб насущный — преимущество поступления в колледж.
Вторая проблема оценки издержек заключается в том, что во внимание не принимается большая часть затрат, связанных с поступлением в колледж, — время студента. Если он в течение года посещает лекции, часами сидит в биб- лиотеке и ночами корпит над курсовыми работами, он не имеет возможности работать. Для большинства студентов деньги в форме заработной платы, кото- рых они лишаются при поступлении в колледж, — основная часть издержек образования.
Издержки упущенных возможностей или альтернативные издержки — не- что, от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое. Принятие любо- го решения (например, решения о поступлении в колледж) требует осознания издержек упущенных возможностей каждого варианта действий. Спортсмены, которые учатся в колледже, прекрасно понимают, что их альтернативные из- держки (они могли бы заработать десятки и сотни тысяч долларов в профес- сиональном спорте) очень высоки. Неудивительно, что самые талантливые из них часто решают, что преимущества высшего образования не стоят издержек, связанных с его получением. Так, звезда университетского баскетбола Коби Брайант решил, несмотря на высокие оценки, бросить колледж и перейти в одну из команд профессиональной Национальной баскетбольной ассоциации. Его контракт игрока составил около $ 10 млн в течение четырех лет.
Принцип 3. Рациональный человек мыслит в терминах предельных изменений
Предельные изменения —
небольшие изменения, вносимые в план действий.
Принятие многих жизненно важных решений подразумевает внесение незначи- тельных изменений в существующий план действий, которые экономисты назы- вают предельными изменениями. Анализ в терминах предельных изменений позволяет принимать оптимальные решения.
,-j—д - Десять принципов экономической теории
.лчьположим, например, что ваш друг попросил совета о том, сколько еще JBr?чу следует посвятить учебе. Если вы собирались привести в качестве примета разницу в уровне жизни доктора философии и выпускника школы, он жива- эозразить, что для его случая это сравнение не подходит. Он уже имеет иигпге образование и решает, стоит ли потратить еще год или два на получение тчев:в степени. Чтобы принять решение, ему необходимо оценить дополнитель- ны? f лага, которые он получит по завершении образования и свои дополни- тльааае издержки.
Рьссмотрим другой пример обращения к анализу предельных измене- ншк — принятие авиакомпанией решения об установлении цен на билеты. TIpf„положим, что перелет 200-местного самолета через всю страну обходится кивании в $ 100 тыс. В этом случае средние издержки на одно место составят S 100 000/200, то есть $ 500. Кто-то может подумать, что авиакомпания никог- да ве будет продавать билеты дешевле этой суммы.
Однако если авиакомпания рассмотрит этот вопрос с точки зрения пре- дельных изменений, она получит возможность увеличить объем получаемой прибыли.. Пред положим, что в самолете остаются 10 свободных мест, а у стояки регистрации ждет пассажир, который может заплатить за билет $ 300. Должна ли авиакомпания продать ему билет? Просто обязана. Если в самолете остались свободные места, издержки на полет еще одного пассажира будут весьма незначительны. И хотя средние издержки полета пассажира составляют $ 500, величина предельных издержек перевозки дополнительного клиента не превыша- ет стоимости съеденного им пакетика орехов и выпитой банки содовой. Пока пассажир платит за билет сумму, превышающую предельные издержки, продажа билета приносит компании прибыль.
Итак, индивиды и фирмы, принимая решения, должны учитывать предельные изменения. Рационально мыслящий человек предпринимает действие тогда и только тогда, когда получаемые предельные блага превышают его предельные издержки.
Принцип 4. Человек реагирует на стимулы
Так как решение человека основывается на сравнении возможных издержек и благ, изменение соотношения между ними несомненно повлияет на его выводы. Таким образом, человек реагирует на стимулы. Когда растет цена на яблоки, например, он может принять решение покупать больше груш и меньше яблок, потому что расходы на приобретение яблок выше. А владельцы фруктовых садов приходят к выводу о необходимости нанять больше работников, чтобы без потерь убрать урожай яблок, потому что блага, получаемые ими от продажи яблок, увеличились.
Понимание центральной роли стимулирования в поведении людей осо- :>нно важно для тех, кто занимается разработкой общественных программ, • ггорые часто изменяют блага или издержки частных действий индивидов. Или политикам не удается правильно оценить возможные изменения в поведе- £жа людей, результаты реализации программы непредсказуемы.
Зспомним программу внедрения автомобильных ремней безопасности. z 9>50-е гг. они не пользовались популярностью, а сегодня ремни безопасно- ~1 гмеет каждый автомобиль. Причина такого изменения — общественная тггт^-мма. В конце 1960-х гг. пристальное внимание общественности привлек-
34
Часть 1. Введение
ла книга Ральфа Нэйдера «Небезопасно при любой скорости», в которой рас- сматривались проблемы безопасного вождения автомобиля. Конгресс США принял специальный закон, требующий от производителей автомобилей исполь- зования различных элементов, повышающих безопасность пассажиров, вклю- чая ремни безопасности, которые вошли в стандартный комплект оборудования всех новых автомашин.
Как закон о ремнях безопасности повлиял на безопасность водителей и пассажиров? Прямое влияние очевидно. Ремнями безопасности, которые есть во всех автомобилях, пользуется значительное количество людей, а значит, в большинстве случаев возможность отделаться в случае аварии незначитель- ными травмами возрастает. С этой точки зрения ремни безопасности спасают множество человеческих жизней. Прямое влияние ремней на безопасность вож- дения автомашин заключается в том, что Конгресс США установил обяза- тельность их использования.
Чтобы полностью осознать влияние этого закона, необходимо признать, что люди изменяют свое поведение, реагируя на стимулы, с которыми они сталки- ваются. В этом случае соответствующее поведение заключается в том, с какой скоростью ведут и насколько осторожно управляют водители автомобилями. Медленное осторожное вождение обходится дорого, потому что расходуется время и энергия водителя. Когда принимается решение о том, насколько ос- торожно следует управлять автомашиной, рациональный человек сравнивает предельные блага безопасной езды с предельными издержками. Он снижает скорость в тех случаях, когда возрастают блага осмотрительного движения, например во время дождя или гололеда.
Теперь рассмотрим, как закон об использовании ремней безопасности изме- нил оценку издержек и благ рационального водителя. Ремни безопасности снижают издержки аварии, поскольку вероятность ранения или смерти умень- шается, равно как уменьшаются и блага медленной и осторожной езды. Чело- век реагирует на ремни безопасности так, как будто они улучшают условия вождения — повышением скорости и лихой манерой вождения. Таким обра- зом, конечный результат закона об использовании ремней безопасности — увеличение числа аварий.
Как влияет закон на количество смертей в результате автомобильных ава- рий? Водители, использующие ремни безопасности, имеют больше шансов вы- жить в любой аварии, однако именно они чаще всего попадают в происшествия. Чистый эффект неоднозначен. Кроме того, рискованное вождение оказывает прямо противоположное влияние на пешеходов (и на водителей, которые не пристегиваются ремнями безопасности). Они подвергаются большей опасности, потому что чаще попадают в дорожные инциденты, но не защищены ремнями безопасности. Таким образом, закон об использовании ремней безопасности ве- дет к увеличению попавших в происшествия пешеходов.
Возможно, обсуждение стимулов и ремней безопасности покажется вам празд- ным занятием. Но в опубликованной в 1975 г. статье экономист Сэм Пельцман показал, что закон об автомобильной безопасности действительно привел к непредсказуемым последствиям: в результате его принятия уменьшилось коли- чество смертей во время аварий при одновременном увеличении числа дорож- ных происшествий. Чистый результат состоит в небольшом снижении числа смертей водителей и увеличении числа погибших пешеходов.
Анализ С. Пельцмана — только один пример общего принципа реакции людей на стимулы. Многие стимулы, которые изучают экономисты, гораздо
пава 1. Десять принципов экономической теории
35
лее очевидны, чем в нашем случае с законом о ремнях безопасности. Напри- тр, никто не удивится, если налог на покупку яблок стимулирует людей к
раничению покупок этих фруктов. Но, как показывает пример с ремнями тзопасности, последствия принятия социальных программ далеко не так одно-
•.чны. Анализируя любую программу, необходимо рассматривать не только ее _ чмое влияние, но и косвенное, которое проявляется через стимулирование. .ли программа трансформирует существующую систему стимулов, изменится
доведение людей.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Перечислите и кратко поясните четыре принципа принятия индивидуального решения.
Взаимодействие людей
гзые рассмотренные нами четыре принципа экономике лежат в основе при-
"и.я решения индивидом. Но многие решения, которые принимает человек,
лют не только на его жизнь, но и на бытие других людей. Давайте про-
--нзируем принципы, на которых строится взаимодействие членов общества.
|