Учебный предмет «Физическая культура » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебный предмет «Физическая культура »



Цель обучения физической культуре заключается в формировании основ физической культуры, направленных на здоровое физическое развитие, приобретение спортивно-специфических двигательных навыков и физических способностей.

Задачами предмета «Физическая культура»: развитие теоретических знаний и практических навыков в области физического воспитания и спорта; мотивация стремления укрепить свое здоровье; развитие двигательных навыков обучающихся, способствующих выносливости, быстроте, силе, ловкости и гибкости; воспитание чувства патриотизма, уважения, ответственности и взаимопонимания; стимулирование обучающихся вести здоровый образ жизни на протяжении всей жизни и применять приобретенные навыки в дальнейшем; формирование представления о физической культуре как части общечеловеческой культуры.

Объем учебной нагрузки по предмету составляет: 

1) в 1-м классе – 3 часа в неделю, 99 часа в учебном году;

2) во 2-м классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;

3) в 3-м классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;

4) в 4-м классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.

Учителя физической культуры должны контролировать и изменять свои педагогические подходы в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями (созреванием) организма обучающихся.

Содержание учебного предмета «Физическая культура» по классам:

- для 1-2-х классов: знания о здоровье; техника безопасности; что такое физическая культура; режим дня, бег и ходьба; прыжки и метания; развитие навыков общения через игры; сюжетно-ролевые подвижные игры; движения на простых гимнастических снарядах; казахские национальные подвижные игры: подвижные игры с предметами; игры с мячом и со скакалкой; формирование здорового образа жизни; подвижные игры и эстафеты; развитие физических качеств через атлетику; техника безопасности; обзор основных понятий здоровья; комплексы утренней зарядки; навыки бега, прыжков и метания; эстафеты с элементами бега, прыжков и метания; подвижные игры для освоения спортивных игр; лазанье и перелазанье; развитие равновесия; сотрудничество и честная игра; физические нагрузки и здоровье; техника безопасности; активная деятельность для воспитания выносливости; изменения в организме при физических нагрузках; традиционные казахские беговые игры; индивидуальные творческие способности; творчество через групповую деятельность; различные прыжки в длину и в высоту и т.д.;

- для 3-го класса: двигательные действия через легкую атлетику; техника безопасности; эстафеты с элементами легкой атлетики; подвижные и спортивные игры; подвижные игры на быстроту реакции; умение работать в коллективе; гимнастика с основами акробатики; техника безопасности; развитие ловкости через физические упражнения; игры на развитие равновесия; приобщение к казахским национальным играм; самоконтроль во время физических нагрузок; элементы командных игр; игры на развитие точности и меткости; развивающие игры; игры на развитие творчества в группе; эстафеты с элементами баскетбола; социальные навыки через игры; игры с элементами соревнования; развитие двигательных и волевых качеств; здоровый образ жизни через легкую атлетику; прыжки в длину и в высоту; эксперименты с метанием;

- для 4-го класса: бег, прыжки и метания; техника безопасности; бег на короткие дистанции; основы прыжков в длину; эксперименты с различными типами бросков и метаний; упрощенные варианты спортивных игр; игры с волейбольными мячами; игры спортивного характера; задания с несложными элементами техники; основы работы в команде; основные элементы гимнастики; техника безопасности; комплексы общеразвивающих упражнений; задания с гимнастическим инвентарем; казахские подвижные, интеллектуальные игры; основы лыжной/кроссовой/коньковой подготовки; развитие компонентов физического состояния через задания; задания на прохождение дистанции; развитие воображения в играх; игры с элементами баскетбола; развитие навыков владения мячом; создание упражнений с использованием мяча; командные действия в играх; модифицированные игры с мячом; знания о здоровье;  развитие здоровья и навыков бега; игры и эстафеты на укрепление здоровья.

Каждый третий час программы по предмету направлен на увеличение двигательной активности обучающихся (за счет расширения количества спортивных и подвижных игр) и оздоровительный процесс.

Уроки лыжной/коньковой/кроссовой подготовки, которые предусмотрены в учебной программе, взаимозаменяемы в соответствии с климатическими условиями регионов.

Ежеурочная контрольная деятельность учителя приобретает системный характер, что позволяет обучающимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала, позволяет корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося.

При подведении итогов и выставлении «зачет» или «незачет» необходимо руководствоваться принципами критериального оценивания, то есть, чтобы получить «зачет», ученику потребуется не просто посещать уроки физкультуры, но и овладевать знаниями и умениями в области физического развития.

По итогам формативного оценивания в конце каждой четверти и учебного года по предмету «Физическая культура» выставляется «зачет»/«незачет». Суммативное оценование не проводится.

Образовательный процесс в начальной школе осуществляется в соответствии с действующей нормативной правовой базой РК в области образования.

Формат урока в начальных классах предполагает активное вовлечение детей в процесс обучения, их участие в обсуждениях, анализе и обобщении пройденного материала, проведение исследования, высказывание оценочных суждений, самооценивание, взаимооценивание и др.

Обязательным элементом урока должна стать обратная связь, которая позволяет корректировать действия учителя, направленные на поддержку ученика, и позволяет совершенствовать образовательный процесс. При формативном оценивании учитель самостоятельно определяет количество обучающихся и частоту предоставления обратной связи.

 


Внимание!

Для обучающихся, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации среднего образования, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому.

В 2018 году разработаны Типовые учебные планы обновленного содержания начального, основного среднего и общего среднего образования для обучения на дому с казахским и русскими языками обучения и внесены дополнения в Приказ Министра образования и науки РК от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении Типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» приказом Министра образования и науки РК от 4 сентября 2018 года № 441 (приложения 73-80).

В новом учебном году в Типовые учебные планы дополнительно включен вариативный компонент в количестве 2 часов.

Таким образом, общее количество часов по Типовому учебному плану для обучающихся на дому увеличивается в 2020-2021 учебном году на 2 часа.

По итогам обучения в соответствии с данными ТУПами выпускник, обучающийся на дому, имеет право поступления в колледжи и вузы.

Для эффективной и качественной организации обучения на дому рекомендуется:

1. сопровождать процесс обучения внутренними актами школы:

− индивидуальный рабочий учебный план обучения на дому;

− индивидуальные рабочие учебные программы;

− расписание индивидуального обучения;

− журнал успеваемости индивидуального обучения.

2. четкое определять функции учителя, психолога, заместителя директора школы.

3. заслушивать 1 раз в месяц при заместителе директора школы учебные достижения обучающихся на дому и корректировать программу их индивидуального обучения с учетом достигнутых результатов и допущенных пробелов.

4. обеспечить доступ обучающихся на дому к образовательным ресурсам школы: библиотеки, периодические издания, учебное оборудование, ЦОРы.

5. использовать возможности современных информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ)

Важно ребенка, обучающегося на дому, привлекать к внеклассной, кружковой работе и другим воспитательным мероприятиям школы, чтобы обучающийся на дому чувствовал себя частью классного и школьного коллектива.

Дополнительную информацию по организации обучения на дому можно найти в «Методических рекомендациях по обучению детей на дому по учебным программам общеобразовательной школы» (сайт www.nao.kz).

 

И нклюзивное образование в начальных классах

В современной школе более пристального внимания требует вопрос методики преподавания в условиях инклюзивного образования, когда на уроке перед педагогом стоит задача охвата всех учеников класса с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. В этой связи необходимо отметить благоприятный факт, поскольку учебные программы обновленного содержания предоставляют широкие возможности для реализации принципов дифференциации и индивидуализации процесса обучения.

Типовые учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы.

Учителю важно выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы обучающиеся с любыми особыми образовательными потребностями, в том числе, и с высокими интеллектуальными, сумели реализовать свой потенциал на должном уровне и в полной мере.

Учитель начальных классов совместно с командой специалистов службы психолого-педагогического сопровождения:

- проводит комплексное изучение детей, поступающих в школу, с целью определения их готовности к обучению, потребности в поддержке;

- участвует в своевременном выявлении школьников, имеющих потребность в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации, направлении их, в случае необходимости, на консультацию в ПМПК;

- определяет уровень и особенности развития познавательной деятельности учащихся, имеющих заключение ПМПК (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций), изучает их эмоционально-волевое и личностное развитие для определения профилактических, коррекционных психолого-педагогических и социальных мероприятий, обеспечивающих успешность в обучении;

- обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся с ООП в условиях общеобразовательного класса;

- обеспечивает профилактику физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов.

Для детей, имеющих трудности в обучении, учителя прописывают индивидуальные цели и задачи каждого урока, основываясь на содержании программы специальной школы по тем темам, которые пересекаются с учебным планированием общеобразовательной школы.

Индивидуальный подход – это психопедагогический принцип, который упорядочивает образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Индивидуальный подход находит свое отражение в гуманном обращении с ребенком, принятия его прав как высшей ценности. В этом смысле каждый ребенок должен быть активным участником образовательного процесса. Каждый ребенок уникален по-своему и в комплексном процессе обучения и развития вносит: свой опыт, свой стиль учения, свою социальную модель, свое специфическое взаимодействие, персональный ритм, подход.

Индивидуальный подход является квинтэссенцией инклюзивного образования и реализуется на базе инклюзивной практики на уровне организации образования и школьного сообщества.

Современные тенденции индивидуального подхода к детям с ООП отличается от традиционных. Они предусматривают включение ребенка в общую учебную среду, создание дополнительных образовательных структур и услуг поддержки, обеспечения доступа к школьным программам путем гибкости образовательного процесса, адаптации дидактических приемов и методов.

Во взаимодействии учителя и ребенка потенциал и практика педагога в обеспечении теплой эмоциональной поддержки детям младшего возраста является сильным фактором успешности в начальной школе. Дети развиваются через взаимоотношения. Чуткий учитель является защитой от многих наихудших жизненных обстоятельств и способствует устойчивости ребенка перед невзгодами, с которыми тот сталкивается.

У всех детей есть различия в развитии в младшем школьном возрасте. Они могут сосредоточить свое внимание на освоении одного навыка и не успевать в других областях развития в течение этого времени. При этом все дети имеют как относительно «сильные стороны», индивидуальные способности и заинтересованность, так и относительно «слабые стороны». Индивидуализированные стратегии обучения помогают педагогам эффективно сосредоточить образовательные мероприятия с ориентацией на каждого ребенка.

 

Таблица 36. Индивидуализированные стратегии обучения

 

Примеры трудностей в обучении С тратегия учителя
Визуалы (в том числе учащиеся с нарушениями слуха) Предметы или рисунки (фотографии, рисунки конкретных линий, абстрактных визуальных представлений); цветовое кодирование информации; визуальные органайзеры
Аудиалы (в том числе учащиеся с нарушениями зрения) Лекция или обучение на основе обсуждений, мероприятия вместе со сверстниками; аудиокниги, программное обеспечение для преобразования текста в речь
Дети с трудностями в обучении или концентрацией внимания Небольшие части информации, частые повторы, разнообразные уровни текстовых материалов, несколько примеров, конкретный опыт обучения
Кинестетики или активные дети Практическое обучение, касание предметов, тактильная графика, частое движение, обучение на основе проектов
Учащиеся, разные в культурном отношении Материалы и методические подходы, соответствующие в культурном отношении
Дети с разнообразными фоновыми знаниями по темам Фоновые знания, возможно, необходимо предварительно представить или проанализировать.

Обучение школьников в специальных школах / классах организуется по видам нарушений развития:

– для детей с нарушением слуха;

– для детей с нарушением зрения;

– для детей с тяжелыми нарушениями речи;

– для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР);

– для детей с нарушением интеллекта (легкая и умеренная умственная отсталость). 

Учебно-воспитательный процесс на начальном уровне образования в специальных школах/ классах регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

 - Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 595 от 30 октября 2018 года «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов»;

- Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года № 66 «Об утверждении Типовых правил деятельности видов специальных организаций образования»;

- Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан»;

- Типовыми учебными программами для обучающихся с особыми образовательными потребностями (Приказ МОН РК от 05.02.2020 г. № 51)

Продолжительность учебного года в 1-х классах – 33 учебные недели, во 2-4-х классах – 34 учебные недели. Перечень общеобразовательных дисциплин инвариантной части Типовых учебных планов для учащихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и их основное содержание соответствует требованиям Государственного общеобязательного стандарта образования (далее – ГОСО) (Приказ МОН РК от 31.10.2018 г. № 604). Обучение осуществляется с использованием как специальных учебных программ (программы размещены на сайте Академии –www.nao.kz), разработанных на основе учебных программ начального среднего образования с учетом психофизических особенностей и познавательных возможностей обучающихся, так и учебных программ общего образования. В учебном процессе используются специальные УМК, а также УМК для общеобразовательных школ. Обучение незрячих детей осуществляется по учебникам для общеобразовательной школы, изданным шрифтом Брайля, а для слабовидящих– укрупненным шрифтом. 

Перечень разделов и учебных дисциплин Типового учебного плана для обучающихся с нарушением интеллекта, а также содержание учебных программ и учебников не ориентированы на требования ГОСО. Учебный процесс осуществляется в соответствии с Типовыми учебными планами для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью, по специальным учебным программам с использованием специальных учебников и методик обучения. При достаточном количестве обучающихся с умеренной умственной отсталостью в школе открывается второе отделение со специальными классами для этих учащихся. Обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью осуществляется в соответствии с Типовым учебным планом и индивидуальными учебными программами, составленными на основе Типовых учебных программ для обучающихся с умеренной умственной отсталостью и на основе комплексного психолого-педагогического изучения ученика педагогом класса и специалистами психолого-педагогического сопровождения. Индивидуальная учебная программа составляется на полугодие, по истечении времени реализации индивидуальной программы обучения проводится анализ достижений каждого ученика, и составляется индивидуальная учебная программа на следующее полугодие. Педагог самостоятельно выбирает содержание, методы, формы, дидактические средства обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика и результатов мониторинга образовательных и личностных достижений. Содержание обучения в классах второго отделения направлено на формирование: представлений о себе; навыков самообслуживания и жизнеобеспечения; доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде; коммуникативных умений; предметно-практической и доступной трудовой деятельности; доступных знаний по общеобразовательным предметам, имеющих практическую направленность и соответствующих психофизическим возможностям воспитанников. На начальном уровне образования учебный процесс в классах для обучающихся с умеренной умственной отсталостью организуется на основе беспредметного обучения: все занятия имеют интегрированный характер и направлены на общее развитие учащихся (коммуникативное, двигательное, речевое, сенсорное). По мере продвижения учеников в индивидуальном развитии осуществляется переход к предметному обучению. 

Педагоги специальных школ/классов имеют право выбора дидактических, компенсаторно-развивающих материалов с учетом состава класса и индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. Организации образования, в которых обучаются дети с нарушениями в развитии, самостоятельно определяют формы, порядок и периодичность проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с учетом особенностей содержания образования и возможностей обучающихся. На основе Типового учебного плана организация образования составляет Рабочий учебный план для каждого класса с учетом особенностей и возможностей состава его обучающихся. Допускается перераспределение часов между учебными предметами Типового учебного плана в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся (не выходя за рамки общего количества часов Типового учебного плана) по решению педагогического совета. Организация образования совместно с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, определяют перечень изучаемых предметов, распределяют часы по предметам в пределах выделенных часов Типового учебного плана индивидуального обучения на дому по классам в соответствии с их индивидуальными возможностями. 

Учебно-воспитательный процесс в специальной школе/классе осуществляется с использованием дифференцированного и индивидуального подходов, основанных на данных психолого-педагогической оценки потребностей каждого обучающегося, проводимой специалистами психолого-педагогического сопровождения (психолог, логопед, специальные педагоги: тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог, а также инструктор ЛФК, социальный педагог), имеющимися в штате школы. Работа педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения осуществляется с использованием командного подхода, регламентируется локальными нормативными актами, утверждаемыми директором школы. Обучающиеся специальной школы/классов получают специальную психолого-педагогическую помощь на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых специалистами психолого-педагогического сопровождения в рамках часов, отведенных соответствующим разделом Типового учебного плана (коррекционный компонент). Занятия со специалистами психолого-педагогического сопровождения являются обязательными во всех типах специальных школ и специальных классах. Основными задачами занятий являются:

1) для обучающихся с нарушением слуха (неслышащих, слабослышащих):

- формирование высших психических функций, усвоение языка для овладения житейскими понятиями как базы для усвоения знаний по общеобразовательным предметам;

- развитие движений и речи в условиях интенсивного развития слухового восприятия с использованием электроакустической аппаратуры;

- обеспечение коммуникативной деятельности обучающегося, развитие разговорно-обиходного словаря.

- формирование устной речи и развитие остаточного речевого слуха;

- развитие слухового восприятия, произношения, чтения с губ, как слухо-зрительной основы формирования и совершенствования устной речи школьников.

Процесс обучения неслышащих в школах республики осуществляется на слухо-зрительной основе, жестовая речь в процессе обучения используется как вспомогательное средство для более глубокого понимания программного материала;

2) для обучающихся с нарушением зрения (незрячих, слабовидящих):

- развитие остаточного зрения и зрительного восприятия;

- социально-бытовая ориентировка (СБО),

- пространственная ориентировка;

- развитие мимики и пантомимики;

- преодоление недостатков развития речи и движений;

3) для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата:

- формирование и совершенствование двигательной сферы;

- развитие познавательной деятельности;

- преодоление недостатков развития речи;

4) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:

- преодоление отклонений в развитии речи;

- развитие моторной, речемоторной, речемыслительной деятельности;

5) для обучающихся с задержкой психического развития:

- обогащение знаний и представлений об окружающей действительности, восполнение пробелов предыдущего этапа развития;

- преодоление отклонений в развитии общей моторики и координации движений;

- преодоление недостатков развития речи;

- развитие познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы;

- формирование учебной деятельности;

- восполнения пробелов в усвоении учебных программ.

6) для обучающихся с нарушением интеллекта (легкой и умеренной умственной отсталостью):

- формирование представлений об окружающем мире и развитие речи;

- совершенствование двигательной сферы (общей и мелкой моторики);

- развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, норм социально приемлемого поведения;

- развитие познавательной деятельности;

-развитие учебной деятельности.

Занятия коррекционного цикла проводятся группами, подгруппами и индивидуально, как в первой, так и во второй половине дня. 

Недопустима замена предметов коррекционного компонента дисциплинами инвариантного компонента учебного плана, а также сокращение количества этих часов. Работа специальных школ/ классов на начальном уровне образования организуется в режиме продленного дня, что создает необходимые условия для преодоления и компенсации нарушенных функций, обеспечения необходимого здоровьесберегающего педагогического режима, формирования социальных навыков. Распорядок учебного дня устанавливается с учетом повышенной утомляемости обучающихся: обучение в первую смену и достаточным временем для отдыха на переменах. Изучение второго (казахского или русского) и третьего (английского) языков осуществляется с учетом уровня речевого развития обучающихся, предусматривается адаптация методов обучения и оценки достижений. Компенсаторно-развивающая направленность обучения реализуется в рамках предметов общеобразовательного цикла, коррекционных предметов, а также в системе дополнительного образования.

Согласно данного приказа объем максимальной учебной нагрузки для временно обучающихся вне организации образования с казахским и русским языками обучения 1-4-х классов: 1-й класс -17 часов; 2-й класс - 19 часов; 3-й класс- 19; 4-й класс - 19 часов.

Также разработаны отдельные типовые учебные планы для индивидуального занятия вне организации образования, согласно которого максимальная учебная нагрузка в начальных классах составляет: 1-й класс -5,5 часов; 2-й класс – 5,5 часов; 3-й класс- 7; 4-й класс - 7 часов.

 

Важно помнить!

1. Учебные и коррекционные занятия организуются для детей, проходящих курс лечения в учреждениях здравоохранения и обучающихся вне организации образования, в объеме программ общеобразовательных и специальных дошкольных и школьных организаций образования на двух языках: казахском и русском.

2. Занятия проводятся с обучающимися, которым в соответствии с заключением лечащего врача предстоит прохождение лечения/реабилитации в данной медицинской организации более 15 дней.

3. Учебные занятия начинаются с момента поступления детей в стационар и в зависимости от состояния здоровья ребенка.

4. Продолжительность урока для всех - 35 минут, в первом классе - 25 минут (в первом полугодии). Каждому из медицинских режимов, в которых находятся больные дети по тяжести заболевания, соответствует определенная педагогическая направленность при планировании работы с ними.

5. Начало занятий и форму организации обучения больных детей определяет заведующий отделением медицинской организации совместно с лечащим врачом в зависимости от состояния здоровья ребенка, о чем делают соответствующую запись в медицинской карте стацианарного больного.

6. Педагогический коллектив организует учебно-воспитательную работу по расписанию, с учетом данных о состоянии здоровья детей и по согласованию с руководителем учреждения. Ежедневная учебная нагрузка на одного учащегося не должна превышать 3-4,5 учебных часов.

7. С обучающимися устанавливается групповая или индивидуальная форма организации учебной работы.

8. Укомплектованность классов начинается с количества 4 детей и более в одном классе. При количестве детей до 3-х в одном классе, классы могут объединяться: 1-2-е классы, 3-4-е классы.

9. В психо-неврологических отделениях медицинской организации осуществляется коррекционно-развивающее обучение, направленное на преодоление первичных и вторичных нарушений, развитие психических функций, формирование компенсаторных навыков, способствующих реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции детей и подростков в обществе. Если в отделениях для интеграции в социум ведутся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, некоторые предметы могут быть сокращены.

10. В учебных планах должны быть предусмотрены 80% сохранение базового компонента общего образования начальной, основной и средней школы, а также перераспределение до 20% часов учебного плана с учетом специфики лечебного учреждения, не выходя за рамки финансирования

11. Количество часов, предусмотренных типовыми учебными программами, должны быть взяты с учетом дифференцированного подхода и соответствовать требованиям инклюзивного образования. Допускается перераспределение часов между предметами и посещение отдельных уроков в школе.

12. В тех случаях, когда в отделениях проводятся занятия ЛФК (лечебная физическая культура) и музыкотерапии, уроки музыки и физкультуры в школе могут не вестись.

13. Трудовое и профессиональное обучение определяется исходя из состояния здоровья обучающихся и осуществяется на основе следующих профилей: столярное, швейное направление, парикмахерское искусство, декоративно-прикладное искусство.

14. Количество часов по информатике и художественному труду и технологии увеличиваются. Необходимость дополнительного изучения этих предметов обусловлена потребностью детей с особыми нуждами в освоении информационных технологий и трудовых навыков в целях профориентации в будущем. Предмет ИЗО ведется более расширенно, с пластическими массами, другими видами художественных работ, т.к. данная деятельность развивает мелкую моторику рук, закрепляет внимание, успокаивает и учит детей творчеству.

15. При необходимости коррекционная помощь оказывается в кабинете психолого-педагогической коррекции (реабилитационного центра) в установленном порядке. Часы, выделенные для казахского и русского языков и литературы, могут быть сокращены на 1 час и перераспределены для ведения часов другого учебного предмета, в тех отделениях, где развитие и коррекцию речи восполняют занятие логопедии в клинических отделениях.  

 

Молодому учителю
 

При организации образовательного процесса учителю необходимо ориентироваться на сквозные темы, которые служат для осуществления межпредметной связи. Сквозные темы как интегрирующий компонент учебных предметов также распределены по четвертям. В каждой четверти две сквозные темы, на каждую из которых отводится примерно равное количество часов.

Количество часов на восемь сквозн ых тем варьирует сам учитель в зависимости от особенностей подготовки обучающихся (Таблица  37).

Таблица 37. Сквозные темы по классам

 

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Все обо мне Всё обо мне Живая природа Моя Родина – Казахстан
Моя школа Моя семья и друзья Что такое хорошо, что такое плохо? Ценности
Моя семья и друзья Моя школа Время Культурное наследие
Мир вокруг нас Мой родной край Архитектура Мир профессий
Путешествие В здоровом теле – здоровый дух! Искусство Природное явление
Традиции и фольклор Традиции и фольклор Выдающиеся личности Охрана окружающей среды
Еда и напитки Окружающая среда Вода – источник жизни Путешествие в космос
В здоровом теле – здоровый дух! Путешествие Культура отдыха. Праздники Путешествие в будущее

 

Для освоения целей обучения по сквозным темам используются тексты разных жанров,предложенные в базовом учебнике, а также в дополнительных ресурсах (учебно-методические комплексы, хрестоматии и др.) Учителям необходимо обратить внимание на подготовку и подбор текстов, направленных на изучение сооответствующих сквозных тем.

Работа по сквозным темам не требуется организации отдельной учебной деятельности, а наоборот, позволяет расширить возможности преподавания для достижения надпредметных и воспитательных задач. 

Так, начиная работать над новым разделом, учитель может составить ряд ключевых вопросов, позволяющих проводить связь с реальной жизнью обучающихся. Эти вопросы помогут учителю определить более широкий спектр ресурс для достижения учебных задач. Важно понимать, что ценно не количество вопросов, а какие вопросы подходят для конкретного класса и созданной среды обучения.

Важно знать!

 


С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в 1-м классе (СанПиН) рекомендуется организация адаптационного периода. Для успешного прохождения адаптационного периода целесообразно в сентябре – октябре последние уроки проводить в нестандартных формах (урок-игра, урок-представление, урок-праздник, урок-театрализация, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-импровизация). Следует уделить особое внимание созданию благоприятной среды для адаптации ребенка к обучению в школе, которая будет способствовать его благополучному развитию, успешному обучению и воспитанию. Задача всего периода работы в первом классе – формирование внутренней мотивациик учебной деятельности младших школьников.

Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний на уроке. Однако учителю следует постепенно готовить обучающихся к процедуре оценивания через организацию работы по формированию навыков рефлексии по индивидуальной и групповой работе. К примеру, «я умею ….», «мы умеем….», «я могу рассказать ….», «мы можем рассказать …». Рефлексия может быть предложена в виде таблицы, что также станет разъяснительной работой перед оцениванием.

Для укрепления зрения, развития мелкой моторики руки первоклассника следует чередовать виды деятельности, своевременно проводить физкультминутки, не переутомлять первоклассников письмом и длительным рисованием. Во время обучения в 1-го классе игровые формы деятельности должны быть доминирующими.

Необходимо обратить внимание, что в первый класс принимаются дети с шести лет, которым исполняется шесть лет в текущем календарном году и другие неохваченные обучение дети, то есть в одном классе могут находиться дети разных возрастов. В связи с этим важно учесть индивидуальные особенности и готовность обучающихся к восприятию учебного материала.

Рекомендуется проводить консультативную работу с родителями по ежедневным учебным достижениям первоклассников.

Со 2-го класса обучающиеся выполняют домашние задания, поэтому следует обратить особое внимание на составление расписания, тем самым предусмотрев возможность не группировать в один день учебные предметы, требующие значительной затраты времени на выполнение домашнего задания.

Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2-м классе – 50 минут, в 3-м классе – 70 минут, в 4-м классе – 70 минут (приказ МОН РК от 24 апреля 2017 года № 182). Домашние задания не рекомендованы на выходные и праздничные дни.

Организация урока в начальной школе осуществляется в рамках системно-деятельностного и практико-ориентированного подходов. Целевым ориентиром урока является формирование и развитие умений самостоятельной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности обучающихся; применение активных методов обучения: проблемно-диалогических, частично-поисковых, поисковых, проектных, исследовательских.

Работа обучающихся на уроке организуется через:

– парные,

– групповые,

– индивидуальные,

– дифференцированные формы обучения. 

Важнейшим признаком урока, ориентированного на новый стандарт образования, является наличие в его содержании элементов обучения младших школьников навыкам широ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.084 с.)