Учебный предмет «Информатика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебный предмет «Информатика»



В 7-8 классахбазовое содержание учебного предмета «Информатика» без изменений, как и в прошлом 2019-2020 учебном году. По новым учебным программам будут обучаться 5-6, 9 классы.

Базовое содержание учебного предмета "Информатика" для 5 класса:

1) "Устройства компьютера". Цифровые носители информации;

2) "Компьютерные сети". Работа с файлами общего доступа (размещение, редактирование, скачивание);

3) "Представление и измерение информации". Представление информации в разных формах. Каналы связи, источники и приемники информации. Кодирование текстовой информации. Двоичное представление информации;

4) "Создание и преобразование информационных объектов". Текстовый редактор: параметры страницы, предварительный просмотр. Компьютерная графика: создание и редактирование растровых изображений, создание и редактирование векторных изображений, преимущества и недостатки растровой и векторной графики;

5) "Программирование". Определение углового наклона робота. Поворот робота на заданные градусы. Датчик цвета для организации движения робота. Датчик ультразвука для нахождения объекта;

6) "Робототехника". Определение робота. Примеры разновидностей роботов и области их применения. Примеры технических достижений человечества в области робототехники. Принцип работы гироскопического датчика;

7) "Эргономика". Правила техники безопасности.

8) "Информационная безопасность". Незаконность копирования чужой работы. Пароль на документы.

Базовое содержание учебного предмета "Информатика" для 6 класса:

1) "Устройства компьютера". История развития вычислительной техники.

2) "Программное обеспечение". Основные функции операционной системы. Возможности интерфейса IDE (ай ди и) (Integrated Development Environment (интегрейтед девелопмент энвайронмент));

3) "Компьютерные сети". Преимущества беспроводной связи;

4) "Создание и преобразование информационных объектов". Организация ссылок в текстовых документах. Сноски. Гиперссылки. Оглавление. Создание реферата;

5) "Моделирование". Примеры применения 3D-моделей. Возможности 3D-редактора. Инструменты 3D-редактора для создания графических примитивов. Создание и преобразование тел вращения. Модели объектов в 3D-редакторе. Экспорт 3D-модели для печати. Настройка 3D-печати;

6) "Алгоритмы". Линейные алгоритмы на языке Python (пайтон).

7) "Программирование". Алфавит и синтаксис языка программирования. Типы данных.

8) "Эргономика". Задачи эргономики (для максимального комфорта и эффективности);

9) "Информационная безопасность". Проблемы Интернет-зависимости. Понятия "авторское право", "плагиат". Сопровождение информации ссылками на автора.

Базовое содержание учебного предмета "Информатика" для 7 класса:

1) "Измерение информации и компьютерная память". Единицы измерения информации, перевод из одних единиц измерения информации в другие. Виды памяти компьютера (оперативное запоминающее устройство, постоянное запоминающее устройство, внешняя память, кеш-память). Сравнение размеров файлов разных форматов, хранящих одинаковую информацию. Сжатие информации, программы-архиваторы. Создание и распаковка архивов;

2) "Сети и безопасность". Назначение, классификация компьютерных сетей (по масштабу, по топологии, по принадлежности); Защита информации от вредоносных программ;

3) "Решение задач с помощью электронных таблиц". Создание, редактирование и форматирование таблиц в текстовом процессоре. Электронные таблицы, основные понятия электронных таблиц. Ввод, редактирование и форматирование данных, маркер заполнения. Типы данных. Ввод формул. Условное форматирование. Создание диаграмм;

4) "Программирование решений (один из: С/С++, Python, Delphi, Lazarus)". Система программирования. Язык программирования. Типы данных.

Интерфейс проекта. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов, вложенных и составных условий;

5) "Моделирование объектов и событий". 3D-редакторы; трехмерные модели объектов. Трехмерные модели событий. Создание и редактирование трехмерных объектов и событий.

Базовое содержание учебного предмета "Информатика" для 8 класса:

1) "Технические характеристики компьютера и сетей". Алфавитный подход к оценке количества информации. Основные характеристики процессора. Пропускная способность компьютерной сети;

2) "Здоровье и безопасность". Влияние электронных устройств на организм человека, способы защиты от негативного влияния электронных устройств. Безопасность пользователя в сети: мошенничество, агрессия в интернете;

3) "Обработка информации в электронных таблицах". Форматы данных в электронных таблицах. Абсолютная и относительная ссылки. Построение графиков функций. Использование встроенных функций: математические (сумма, произведение, степень), статистические (еслиминимальный, максимальный, среднее значение, счет), логические (если);

4) "Интегрированные среды разработки программ (один из: С/С++, Python, Delphi, Lazarus)". Классификация программного обеспечения по назначению. Компоненты интегрированной среды разработки приложений. Оператор выбора. Операторы цикла (цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием). Трассировка алгоритма;

5) "Решение задач в интегрированной среде разработки". Моделирование решений прикладных задач в интегрированной среде разработки.

Базовое содержание учебного предмета "Информатика" для 9 класса:

1) "Устройство компьютера". Выбор аппаратной конфигурации компьютера в зависимости от его назначения;

2) "Программное обеспечение". Выбор программного обеспечения в зависимости от потребностей пользователя;

3) "Компьютерные сети". Совместная работа с документами с использованием облачных технологий;

4) "Представление и измерение информации". Свойства информации (актуальность, точность, достоверность, ценность);

5) "Создание и преобразование информационных объектов". База данных, поле, запись. Создание базы данных в электронных таблицах. Поиск, сортировка и фильтрация данных;

6) "Моделирование". Разработка и исследование моделей процессов (физических, биологических, экономических) в электронных таблицах;

7) "Программирование". Создание программы на языке программирования Python (пайтон) с использованием одномерных, двумерных массивов. Подключение и использование готовых модулей библиотеки PyGame (пайгейм) для создания окна, фона игры. Загрузка готовых персонажей для игры. Движение персонажей. Программирование игры по готовому сценарию. Подсчет результатов игры.

8) "Эргономика". Оценка рисков продолжительного времени работы за компьютером;

9) "Информационная безопасность". Последствия нарушения этических и правовых норм работы в сети.

При изучении предмета «Информатика» в 5-9-х классах нужно уделить особое внимание вопросам реализации политики трехъязычия. Рекомендуется развивать у обучающихся академический язык, специфичный для предмета.

Данный процесс включает в себя определение путей развития языковых навыков учеников для каждого урока. К примеру: «Обучающиеся могут устно обсудить использование и атрибуты социальной сети».

Важно отметить, что языком программирования является английский язык, многие компьютерные интерфейсы также представлены на английском языке. Учителя-предметники всегда должны помнить, что в старших классах предмет «Информатика» по желанию обучающихся может изучаться на английском языке. Учителю необходимо обращать внимание обучающихся на использование академического языка, как описано в лексиконе по информатике (http://tinyurl.com/NIS-CS-Lexicon), а также на языковые навыки, необходимые для работы в области информатики, к примеру, объяснять сложные системы, используя метафоры и аналогии.

Кроме того, учителям следует осуществлять организованную и систематическую языковую поддержку, включающую использование полезных фраз для диалога/письма, с целью формирования у обучающегося богатого академического языка.

В помощь учителям разработан сборник задач по подготовке обучающихся к международным исследованиям TIMSS и PISA (сайт www.nao.kz).

 

Количество суммативных оцениваний по предмету «Информатика»

По предмету «Информатика» проводятся только суммативные оценивания за раздел (СОР) и итоговая оценка выставляется за полугодие.

В 3 четверти в 6, 7, 8, 9 классах изучаются только один раздел «Программирование на языке программирования Phyton». Рекомендуется проводить два суммативных оцениваний по данному разделу.

Ниже в таблице 57 представлено количество суммативных оцениваний по четвертьям учебного года по предмету «Информатика» с учетом данной рекомендации.

 

Таблица 57. Количество суммативных оцениваний по предмету «Информатика»

 

Класс

Количество суммативных оцениваний за раздел

1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
5 класс 1 1 1 1
6 класс 1 1 2 1
7 класс 2 1 2 1
8 класс 2 1 2 1
9 класс 2 1 2 1

В приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 "Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования" (с изменениями и дополнениями на 26 ноября 2019 года № 509) включен пункт:

14-4. При учебной нагрузке 1 час в неделю СОР проводится не более двух раз в четверти с объединением разделов, итоговая оценка выставляется за полугодие.

Таким образом, по учебному предмету «Информатика» в 5-9-ых классах проводится только суммативное оценивание за раздел и по их итогам выставляется оценка за полугодие, а суммативное оценивание за четверть не проводится.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

 

В рамках образовательной области «Естествознание» изучаются следующие предметы: «Естествознание» – 5, 6-е классы, «Физика» – 7-9-е классы, «Биология» – 7-9-е классы, «Химия» – 7-9-е классы, «География» – 7-9-е классы.

Естественнонаучное образование формирует у обучающихся понятие о природных явлениях и закономерностях, раскрывает научные методы познания природы. Оно призвано дать возможность человеку как части природы осознать не только мир природы, но и свое место в этом изменяющемся мире, направлено на формирование мировоззренческих, культурологических и практико-ориентированных характеристик личности, воспитание системы ценностных личностных качеств.

Предмет «Естествознание», как пропедевтический и интегрированный курс географии, биологии, физики и химии может вести как учитель географии, так и учитель биологии, или учитель физики, или учитель химии.

На уровне основного среднего образования по образовательной области «Естествознание» изучаются следующие предметы:

5, 6- е классы – «Естествознание»;

7, 8, 9- е  классы – «География», «Биология», «Химия», «Физика».

Согласно обновленному содержанию основного среднего образования с 7-е класса начинается одновременное изучение учебных предметов «Физика», «Химия», «Биология», «География», что обеспечивает непрерывность естественнонаучного образования и формирование единой научной картины мира.

Это устраняет имевшийся разрыв с 5-м классом, поскольку по действующей программе предмет «Физика» изучался с 7-го класса, а предмет «Химия» – с 8-го класса. Синхронное начало изучения предметов «Физика», «Химия», «Биология», «География» способствует реализации такого подхода, когда каждый предмет поддерживает интегрированное изучение содержания другого, и согласно которому некоторые темы по этим четырем дисциплинам изучаются в один академический период.

Учебный предмет «Естествознание»

Предмет «Естествознание» является логическим продолжением программы начальной школы по предмету «Естествознание». Естественнонаучное образование обучающихся 5-6-х классов способствует развитию их любознательности, простых навыков проведения посильных для данного возраста исследований, расширению кругозора о мире, развитию научного понимания и целостного видения окружающего мира, умения ценить и беречь окружающий мир.

Целью изучения курса «Естествознание» в 5-6-м классах является формирование у обучающихся естественнонаучных знаний, понятий и целостного представления о закономерностях, взаимосвязи природы и общества и развитие умения применять полученные знания для объяснения, описания, прогнозирования природных явлений и процессов, наблюдаемых в повседневной жизни.

Системно-деятельностный подход в освоении содержания предмета позволит развивать исследовательские навыки (поиск, отбор, систематизация, анализ и оценка информации, генерация форм представления результатов исследовательской деятельности).

Курс состоит из семи разделов: «М ир науки», «В селенная. Земля. Человек», «Вещества и материалы», «Процессы в живой и неживой природе», «Энергия и движение», «Экология и устойчивое развитие», «Открытия, меняющие мир». Программа составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли понять многообразие окружающего мира, взаимосвязь природных объектов, явлений и процессов, причины и последствия природных явлений и процессов, происходящих в живой и неживой природе, принципы систематизации многообразия объектов и процессов в природе, важность естественнонаучных знаний для многих видов деятельности человека.

Во время уроков особое внимание должно быть уделено формированию и развитию исследовательских, мыслительных, речевых и коммуникативных навыков, таких, как наблюдение, планирование научного исследования, получение и представление данных, объяснение результатов, говорение, слушание, чтение и письмо.

Например, через изучение различных тем ребенок учится составлять план исследования, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, устно и письменно описывать и оценивать результаты, делать выводы и умозаключения. Условия реализации предмета развивают у обучающихся умение применять полученные знания и навыки в повседневной жизни для объяснения и описания объектов и явлений, наблюдаемых дома, в школе, на природе.

На уроках естествознания следует уделить особое внимание использованию материалов регионального компонента.

Например, для разработки научных проектов обучающимся рекомендуется обратить внимание на следующие цели обучения, которые имеют практическое значение в повседневной жизни:

5.6.3.1 - называть экологические проблемы Республики Казахстан;

5.6.3.2 - исследовать экологические проблемы своего региона;

5.6.3.3 - определять значение Красной книги Республики Казахстан;

5.7.1.1 - приводить примеры научных открытий, изменивших мир;

5.7.1.2 - предлагать идеи для будущих исследований в науке;

6.3.3.3 - определять месторождения полезных ископаемых в Казахстане и области их применения;

6.3.3.4 - называть и показывать крупные центры переработки полезных ископаемых в Казахстане;

6.3.3.5 - объяснять влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду;

6.4.2.4 - составлять сбалансированный рацион питания;

6.4.2.5 - тестировать пищевые продукты на наличие органических веществ;

6.5.1.5 - предлагать альтернативные источники получения энергии;

6.5.1.4 - рассчитывать стоимость электроэнергии;

6.6.3.1 - анализировать причины некоторых экологических проблем своего региона;

6.6.3.2 - предлагать пути решения экологических проблем;

6.7.1.1 - обсуждать значение открытий, изменивших мир;

6.7.1.2 - обсуждать вклад казахстанских ученых в развитие естественных наук;

6.7.1.3 - прогнозировать направления развития исследований науки в будущем.

Учитель естествознания должен развивать предметные навыки и навыки широкого спектра (метапредметные, универсальные для изучения любого предмета), обеспечить расширение кругозора, развитие научного понимания окружающего мира, умения ценить и беречь природное и созданное человеком достояние.

Это будет способствовать накоплению обучающимися знаний о различных объектах и явлениях окружающего мира и формированию понимания связи полученных знаний с повседневной жизнью через разнообразную практическую и исследовательскую деятельность.

Объем учебной нагрузки по предмету «Естествознание» составляет:

в 5-м классе – 2 часа в неделю, 68 часов за год;

в 6-м классе – 2 часа в неделю, 68 часов за год.

На августовских предметных секциях учителей естественнонаучного цикла предлагается обсудить следующие вопросы:

1.Особенности учебных программ по предметам естественнонаучного цикла (7-9-е классы) в рамках обновления содержания образования.

2. STEM – образование: проблемы и перспективы.

3.Естественнонаучное образованиеиCLIL- технологии.

 

В течение учебного года на заседаниях методических объединений учителей естествознания (методическ ий совет, школа молодого учителя, школа совершенствования педагогического мастерства, творческие группы и др.) рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

1. Обучение предметам естественнонаучного цикла и преимущества STEM-образования.

2. Возобновляемые источники энергии,  производимые в Казахстане.

3. Методика интегрированного обучения предметам естественнонаучного цикла на английском языке: особенности, преимущества, методы, приемы реализации.

Количество суммативных оцениваний по предмету «Естествознание»

Суммативное оценивание по предмету предполагает проведение суммативных оцениваний за раздел (СОР). Ниже в таблице 58 представлено количество суммативных оцениваний за раздел/сквозную тему.

 

Таблица 58. Количество суммативных оцениваний по предмету «Естествознание»

 

Класс

Количество суммативных оцениваний

за раздел/сквозную тему

1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
5 класс 2 1 2 2
6 класс 2 1 2 2

 

Учебный предмет «Физика»

Целью изучения учебного предмета «Физика» является формирование у обучающихся основ научного мировоззрения, целостного восприятия естественнонаучной картины мира, способности наблюдать, анализировать и фиксировать явления природы для решения жизненно важных практических задач.

Объем учебной нагрузки по предмету «Физика» составляет:

в 7-9-х классах – 2 часа в неделю, всего 68 часов в учебном году.

Содержание учебного предмета «Физика» в 7-9-х классах включает 8 разделов: Физические величины и измерение; Механика; Тепловая физика; Электричество и магнетизм; Геометрическая оптика; Элементы квантовой физики; Основы астрономии; Современная физическая картина мира.

В учебном предмете «Физика» 7-го класса рассматриваются явления природы, основные законы физики и применение этих законов в технике и повседневной жизни. Особое внимание уделяется тому, что физика и ее законы являются ядром всего естествознания.

В 7-м классе обучающиеся в вводной части знакомятся с основными понятиями: «атом», «материя», «физический термин», «гипотеза» и «эксперимент», «измерение», «погрешность измерения», «международная система единиц (SI)», «скалярные и векторные величины», которые формируют основы физики. 

Следует обратить внимание на уровень сложности и глубину изучения темы по следующим целям учебной программы:

- 7.1.1.7 - уметь складывать и вычитать векторы, направленные вдоль одной прямой, графическим методом. Следует предложить обучающимся несложные задания и ввести первоначальное представление о понятии «вектор», которое хорошо усваивается на конкретных примерах движения различных тел;

- 7.2.2.8 - изображать силы графически в заданном масштабе,

– 7.2.2.9 -графически находить равнодействующую сил, действующих на тело и направленных вдоль одной прямой.

Рекомендуется для достижения данных учебных целей включить в практическую часть урока задания-карточки, формирующие различные вариации работы с графическими данными.

Большое влияние на качественное освоение физики в 7-м классе оказывает опора на знания из математики 6-го класса, алгебры и геометрии 7 –го класса.

По учебным предметам «Физика» и «Химия» изучается много общих понятий: «атом», «молекула», «физические и химические явления», «масса», «а грегатные состояния вещества». В связи с этим при изучении одинаковых тем необходимо обеспечить одинаковую трактовку данных понятий.

Знания по предмету «Биология» расширяют знания о рамках действия физических законов и способствуют пониманию обучающимися единства природы. Этому же способствует рассмотрение вопросов, связанных с использованием методов физики в биологии.

Одна из главных особенностей уроков физики – это то, что школьники учатся экспериментально определять физические величины, проводить эксперимент, пользоваться имеющимися приборами, считывать показания и анализировать результат. В связи с этим каждый подраздел учебной программы содержит практические работы. Лабораторные работы подобраны таким образом, чтобы позволить обучающимся не только получать новые знания по предмету, но и развивать исследовательские навыки.

Практические и лабораторные работы развивают умение анализировать окружающую среду, вести наблюдения, классифицировать, связывать между собой физические явления и характеризовать их, проводить эксперименты, осуществлять сбор, запись и анализ данных; строить графики зависимости и нахождение градиента; нахождение погрешностей, определение факторов, влияющих на проведение эксперимента, поиск путей его улучшения. Каждый обучающийся получает возможность самостоятельно пройти исследовательский путь и прийти к определенному выводу.

В 7-м классе предусмотрены две новые лабораторные работы: «Исследование силы трения скольжения» и «Определение центра масс плоских фигур».

Всего в программу включено 10 лабораторных и 22 практические работы.

В 8-м классе в курсе физики изучаются три раздела: «Тепловая физика», «Электричество и магнетизм», «Геометрическая оптика».

В 9-м классе изучаются разделы:

«Основы кинематики», «Основы астрономии», «Основы динамики», «Законы сохранения», «Колебания и волны», «Строение атома, атомные явления», «Атомное ядро», «Современная физическая картина мира».   

В программу 9-го класса включены 4 лабораторных и 6 практических работ.

При изучении теоретического материала следует учитывать его содержание, которое в первую очередь нацелено на демонстрацию роли естественных наук в человеческом обществе, оценку обучающимися достижений науки и понимание экологических проблем, возникающих в результате научно-технического прогресса.

Рекомендуется обратить внимание на использование математического аппарата в формулировании и интерпретации физических законов. Одним из ярких примеров математики в физике является использование функциональных зависимостей и графиков функций между физическими величинами.

Известно, что учебные предметы «Физика» и «Химия» взаимодополняюший друг друга. К общим понятиям физики и химии относятся: понятие материи, массы, веса, энергии и закона сохранения энергии, электричества, сохранения электрического заряда, молекулярно-кинетическая и электронная теории.

На уроках физики особое внимание следует уделить привлечению материала регионального компонента: достижения в различных областях техники, медицины, сельского хозяйства, промышленности и энергетики.

Например, при разработке научных проектов обучающимися 8-х классов рекомендуется обратить внимание на следующие цели обучения, которые имеют практическое значение в повседневной жизни:

- приводить примеры применения теплопередачи в быту и технике;

- приводить примеры приспособления живых организмов к различной температуре;

- описывать преобразование энергии в тепловых машинах;

- оценивать влияние тепловых машин на экологическое состояние окружающей среды;

- приводить примеры производства электрической энергии в мире и в Казахстане.

Применение основных знаний обучающихся на практике реализуется при выполнении лабораторных и практических работ.

Лабораторная работа № 3 «Обнаружение влажности воздуха» была заменена на лабораторную работу № 6 «Изучение последовательности и параллельного соединения проводников». Она разделена на две лабораторные работы: Лабораторная работа № 5 «Исследование последовательного соединения проводников» и лабораторная работа № 6 «Исследование параллельного соединения проводников».

В 8-м классе в целом проводится  10 лабораторных и 30 практических работ.

Учителю физики рекомендуется  осуществлять систематическую работу по обогащению словарного запаса обучающихся; ознакомлению с терминологией по физике на трех языках с целью формирования академического языка; формированию умения составлять диаграммы, схемы физических процессов, аналитические и обобщающие таблицы; умения описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать графики; делать выводы и обобщения (письменно и устно); умения выделять необходимые данные из информации; умения грамотно оформлять решение задач; готовить развернутые письменные отчеты или устные презентации по проведенным практическим и лабораторным работам; повышать культуру устной и письменной речи обучающихся; формировать логичность и аргументированность высказываний.

Для успешного выполнения этой работы рекомендуется при планировании выделить темы, более подходящие для формирования того или иного умения или навыка. В целях выполнения необходимого объема лабораторных и практических работ рекомендуется использовать информационно-компьютерные технологии (выполнение виртуальных работ).

При оформлении лабораторных и практических работ основное внимание следует уделять фиксированию экспериментальных данных и выводов.

На сайте www.nao.kz размещены Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Физика» (7-9-е классы) в рамках обновления содержания образования.

Количество суммативных оцениваний по предмету «Физика»

Суммативное оценивание по предмету предполагает проведение конкретного количества суммативных оцениваний за раздел (СОР). Ниже в таблице 59 представлено количество суммативных оцениваний за раздел/сквозную тему.

 

Таблица 59. Количество суммативных оцениваний по предмету «Физика»

 

 

Предмет

 

Язык

 

Кл

Барлық БЖБ/ Всего СОР

ТЖБ балдары/ Баллы СОЧ

1чет 2 четв 3 четв 4 четв 1 четв 2 четв 3 четв 4 четв

Класс

 

Физика

каз

7

3

2

2

3

20

20

20

20

 

Физика

русск

7

3

2

2

3

20

20

20

20

Класс

 

Физика

каз

8

2

2

2

1

25

25

25

25

 

Физика

русск

8

2

2

2

1

25

25

25

25

Класс

 

Физика

каз

9

2

1

2

3

30

30

30

30

 

Физика

русск

9

2

1

2

3

30

30

30

30

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.159 с.)