Учебный предмет «Основы предпринимательства и бизнеса» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебный предмет «Основы предпринимательства и бизнеса»



Учебный предмет является предметом по выбору стандартного уровня инвариантного компонента. Обучение предмету в 10-11-х классах общеобразовательных школ будет осуществляться по Типовой учебной программе, утвержденной приказом Министра образования и науки РК от 7 марта 2019 года № 105.

Предмет «Основы предпринимательства и бизнеса» направлен на изучение базовых понятий и законов сферы предпринимательства, на формирование у обучающихся бизнес-мышления, на выбор активной жизненной позиции, на создание навыков для будущей самостоятельной жизни в современных условиях.

Содержание учебного материала основано на принципах геймификации (игротехники) учебного процесса и на кейсовой работе.

Широкое применение принципа геймификации (игротехники) призвано не только облегчить восприятие материала, но и выработать определенные полезные первичные навыки, которые в последующей жизни можно будет масштабировать на реальные обстоятельства.

Метод кейсового (ситуационного) обучения дает реальную возможность проявления креативности, нестандартности подходов к одной и той же ситуации.

Обучение по предмету «Основы предпринимательства и бизнеса» построено, в том числе, на основе методики PBL (Project Based Learning). Дословно этот термин переводится как «проектное обучение». Методика PBL подразумевает погружение каждого ученика в процесс обучения. Учитель при этом координирует весь процесс, но в то же время дает ученикам свободу для творчества и принятия самостоятельных решений, ученики же примеряют на себя роль экспертов по разным вопросам.

Ключевое понятие методики – «проект». Такой «проект» ученики будут развивать на протяжении первой и второй четвертей 11-класса изучения предмета. Сначала им нужно будет представить себя в роли основателя стартапа, который пытается привлечь в свою команду специалистов. Затем они будут работать над своими стартапами как руководители, маркетологи, исследователи. Им придется изучить своего клиента, сделать прототип своего продукта, найти партнеров и многое другое.

Ученики будут получать задания и знать время, когда оно должно быть выполнено. Больше никаких ограничений нет. Поскольку нет заведомо «правильного» ответа на вопрос, каким продуктом они должны заниматься, какая социальная сеть лучше подойдет для его раскрутки, кто окажется лучшим партнером для их бизнеса и т. д., в таком подходе оценивается не столько конечный результат с позиции «верно» - «неверно», сколько командная работа, степень вовлеченность членов команды в проект, усилия, которые они продемонстрировали, общее направление и логичность их действий.

Концентрация на конкретной задаче позволяет ученикам за короткое время узнать множество нюансов изучаемого вопроса, таким образом, по данной методике можно подготовить практически любого человека к определенной работе, если дать четкие инструкции, критерии оценки работы, ограниченное время, но не ограничивать его в стиле работы и подходе.

Проектная работа позволяет ученикам охватить значительную часть материала, получить новые знания, взявшись за разработку своего проекта. Преимущества метода следующие:

• Командная работа. Ученики учатся работать в команде, что пригодится им в будущем в учебе в университете и на работе.

• Коммуникативные навыки. Ученики работают вместе, поэтому им очень важно выработать эффективные коммуникации в команде.

• Словарный запас. За время работы над проектом ученики успеют значительно пополнить свой лексикон, причем слова, изученные во время тесной работы над проектом, усваиваются лучше, чем при обычном выучивании слов.

• Ориентированность на результат. Многим выпускникам трудно адаптироваться к процессу работы, так как там строго учитываются сроки выполнения работ. Ученики могут испытывать стресс, волнение, спешить, из-за чего качество работы страдает, а сроки срываются. По методике PBL работа строго ограничена временем, а оценка работы учитывается командным зачетом. Поэтому уже во время работы над проектом ученики привыкают к строгим дедлайнам, учатся преодолевать рабочие моменты и сосредотачиваться на результате без ущерба для качества выполняемой работы.

• Умение распределять задачи, делегировать и доверять, лидерские качества. Во время выполнения проекта ученикам будет необходимо правильно распределить задачи между членами команды, так как у каждого из них разные сильные и слабые стороны, типы интеллекта, мотивации и темпераменты. Кому-то будет лучше доверить работу над цифрами или деталями, кто-то – творческая личность, которая не может заниматься монотонной работой, кто-то умеет делать несколько задач одновременно, но испытывает трудности при концентрации на одной задаче. Члены команды учатся распределять роли между собой, доверять друг другу. Также они понимают, кто из них может выполнять роль лидера, учатся приобретать лидерские качества.

• Ответственность. Так как у каждого члена команды своя зона ответственности, невыполнение своих обязанностей может пагубно сказаться на всей работе команды. Так как оценка работы будет командной, в интересах каждого – сделать свою часть работы хорошо.

Как показывает опыт, после внедрения методики PBL вовлеченность учеников в учебный процесс увеличивается, посещаемость занятий повышается. Так как учитель лишь помогает ученикам, дает наставления и обратную связь, при этом не вмешиваясь в процесс принятия решений учениками, это стимулирует их самим определять, какое решение будет верным, т. е. ответственность за образовательный процесс лежит на самих учениках.

Методика PBL не требует каких-то дополнительных инструментов или технического оснащения. Но требует от учителя энтузиазма, творческого подхода, умения нестандартно мыслить и занять позицию ментора-советчика по отношению к ученикам.

В результате ученики научаться решать реальные задачи, кейсы из жизни и бизнеса. PBL позволит ученикам раскрыть их потенциал и даст школьникам представление о реальной работе в команде над реальными проектами.

Особенностью учебного предмета «Основы предпринимательства и бизнеса» является:

- построение предмета на основе практики и специфики предпринимательства Казахстана, истории развития и формирования предпринимательства;

- использование коучинговых подходов в целях формирования осознанной жизненной позиции и принятия ответственности за собственный выбор деятельности;

- формирование навыков ХХI века, востребованных в свете кадровых тенденций казахстанских и мировых рыночных условий.

Основные задачи обучения предмету:

· формирование у обучающихся теоретических основ предпринимательства;

· формирование у обучающихся практических навыков личной финансовой грамотности;

· воспитание ответственности за свои достижения и свою жизненную позицию;

· формирование у обучающихся предпринимательского мышления и умения видеть возможности для реализации своего потенциала;

· приобретение навыка генерирования бизнес-идей и их развития до уровня предпринимательской деятельности;

· развитие навыка бизнес-моделирования и адаптации в изменяющихся условиях конкуренции в целях повышения выживаемости бизнеса;

· формирование навыков исследования, использования современных информационных технологий.

Учебный предмет в 10-классе разделен на 4 раздела и разбит по четвертям.

1-раздел «Предпринимательство как экономическое явление» вводит обучающегося в предмет, знакомит с необходимой терминологией, рассматривает значение предпринимательства через призмы экономики и компетенций личности, различает предпринимательство и бизнес.

2-раздел «Предпринимательство в современных условиях» знакомит обучающихся с различными формами предпринимательства, с инновацией и трендами существующих в современном предпринимательстве, с тем, какие шаги необходимо предпринять для открытия собственного дела, с понятиями стартапа, бизнес-модели и идеологией бережливого стартапа. В этом разделе обучающиеся узнают о том, что такое конкуренция и какие типы конкурентных стратегий существуют; научатся описывать структуру ценообразования, понимать сущность ценовой политики и различать ценовые стратегии.

3-раздел «Маркетинг в действии». Предполагает изучение маркетинга продвижения товаров на основе реально существующих отечественных товаропроизводителей FMCG сектора. Объединенные группы учащихся выбирают конкретного производителя и определенный продукт из его линейки. Применяя полученные знания и навыки, ученики формируют креативные идеи по альтернативному продвижению продукта с целью увеличения объема или завоевания новых ниш.

4-раздел «Дизайн мышления» рассматривает особенности такого клиентоориентированного подхода к поиску бизнес-решений, как дизайн-мышление. Обучающийся должен выбрать бизнес-проблему из списка, предложенного учителем, над которой он будет работать на протяжении всей четверти, применяя методологию дизайн-мышления: эмпатию, анализ и синтез, генерацию идей, прототипирование и тестирование. Обучающиеся получают реальный опыт взаимодействия с производителями и выполнения проектных работ. Для производителя—это информационный всплеск в течение 3-х весенних месяцев каждого года, бесплатное продвижение от тысяч учеников по всему Казахстану. Для экономики государства — это воспитание лояльности отечественному производителю и его поддержка.

Учебный предмет «Основы предпринимательства и бизнеса» для 11-го класса общеобразовательных школ значительно отличается в подходах к процессу обучения, ставя приоритеты совершенно в других направлениях. Большой акцент делается на приобретение практических навыков вместо академических знаний, о чем свидетельствует преобладание активных форм взаимодействия с учениками. Сам процесс обучения становится более естественным и непрерывным явлением, который может сформировать усточивую и эффективную модель поведения, отвечающую концепции Life-long learning (непрерывное обучение в течение всей жизни).

Содержание учебного предмета в 11-м классе составляют 4 раздела:

Первые два раздела «Стартап акселератор-1» и «Стартап акселератор-2» знакомят с бизнес-моделированием, а также вырабатывают необходимые социальные навыки из разряда «крайне необходимых» при основании стартап проекта. Обладая определенным багажом знаний, обучающийся формирует собственную бизнес-идею и получает инструменты для превращения в реальный бизнес по принципу бизнес-акселераторов.

3-раздел «Самопродвижение предпринимателя» продолжает вырабатывать социальные навыки учащегося, где также он обучается финансовой грамотности, знакомится с личным эффективным финансовым планированием для семьи, с банковской системой и международными рынками. Главным достоинством данного раздела является приобретение навыка инвестирования через игровую платформу на реальных данных KASE с использованием демо- счета.

Данная работа активизирует аналитические способности обучающихся, учит понимать значение событий и их влияние на экономические показатели.

4-раздел «Стратегия развития» обращает внимание обучающихся на прогнозы развития рынка. Прививает навыки целеполагания, знакомство с маштабированием бизнеса, международным бизнесом, личной стратегией. Формирует собственное видение стратегии выхода продукции Казахстана на международные рынки. Данный раздел познакомит с комплексом мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на защиту прав потребителей и предпринимателей.

Объем учебной нагрузки по предмету «Основы предпринимательства и бизнеса» в 10-м и 11-м классе составляет – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

Распределение часов в четверти по разделам и внутри разделов варьируется по усмотрению учителя.

По предмету «Основы предпринимательства и бизнеса» суммативное оценивание не проводится. Формативное оценивание проводится с целью мониторинга учебных достижений обучающихся в ходе изучения предмета и оказания им поддержки в процессе обучения. В конце четверти и учебного года выставляется «зачет» («незачет»).

Требования к выставлению зачета в 10-11 классах по учебному предмету «Основы предпринимательства и бизнеса» приведены в методических рекомендациях «Требования к выставлению зачета по учебным предметам «Физическая культура», «Музыка», «Художественный труд», «Самопознание»,

«Основы предпринимательства и бизнеса», «Графика и проектирование». Методичесие рекомендации доступны на сайте www.nao.kz

 

Внимание!

Учебная программа по предмету «Основы предпринимательства и бизнеса» составлена таким образом, что его могут вести учителя с дипломом разных специальностей, но для преподования данного учебного предмета требуется прохождение курсов повышения квалификации организованной НПП РК «Атамекен» с получением соответствующего сертификата.

Учитывая, что на изучение данного предмета отведено 2 часа в неделю, опасения учителей, ведущих данные предметы, о потере часов, необоснованны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.013 с.)