Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Время (в минутах), прошедшее с момента начала трапезы до момента,

Поиск

Когда Гэри вскочил

 

  Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс. В среднем
Завтрак 18 15 10 13 12 14 16 14
Обед 19 - 11 13 16 16 15 15
Ужин 3 2 5 7 3 4 4 4

 

Мама Гэри прокомментировала эти записи так: «Неделя была довольно обычной. Правда, я удивилась, насколько раньше Гэри вскакивает во время ужина, чем во время завтрака и обе­да. Думаю, не наблюдай я специально, я никогда бы не замети­ла, как велика эта разница. За завтраком или обедом он почти всегда остается на своем месте, пока не доест. Я задумалась над этим, и мне пришло в голову, что к ужину домой приходит мой муж, и мы часто разговариваем за столом... или пытаемся по­говорить. За завтраком и обедом Гэри достается больше моего внимания. Знаете, я заметила, что Гэри вскакивает обычно в момент, когда мы с Джо как раз увлекаемся беседой».

Итак, Гэри начинал плохо вести себя, когда внимание чле­нов его семьи не было обращено на него. Другими словами, нежелательный поведенческий акт имел место в обстановке ужина, когда на Гэри не обращали внимания.

Мама продолжала: «Когда он встает, мы, конечно, встаем вслед за ним и приводим его за стол. Если бы мы этого не дела­ли, большая часть ужина осталась бы нетронутой, а кухню бы он просто разгромил». Реакцией на плохое поведение Гэри было внимание к нему со стороны всей семьи.

«Всю неделю мы собирались вместе и думали, что нам де­лать. Дочка предложила больше обращать внимание на Гэри за ужином, так как обычно, пока с ним кто-нибудь беседует, он остается на своем месте. Мы согласились с ней. Кроме того, было решено, что его побег из-за стола будет отныне игнори­роваться. Тогда получится, что завоевать наше внимание он сможет только за столом, и он предпочтет остаться на месте. Я поначалу не слишком одобрила эту идею, боясь, что Гэри может вообще не вернуться за стол. Муж заметил, однако, что онневыдержит долго и проголодается, а кухне он вряд ли сможет нанести слишком большой урон. Так что мы решили испробовать этот метод».

Семье было дано указание продолжить ведение записей, но только во время ужина, так как именно в это время проблемы возникали особенно часто. В первое время Гэри вставал со своего места очень быстро и не садился за стол до конца ужи­на, пытаясь привлечь к себе внимание. Но через несколько дней он стал оставаться за столом дольше, а уйдя, через несколько минут возвращался сам.

«Вначале я думала, что мы никогда не переживем этого. Не так-то уж легко не обращать на него внимания, когда он опус­тошает ящики или тянет меня за рукав. Помогло то, что мы замечательно поддерживали друг друга. Когда Гэри возвращал­ся на свое место, каждый старался поговорить с ним и одарить его своим вниманием.

Записи показали, что прежде чем встать, Гэри стал дольше сидеть за столом. По прошествии первой недели после приня­тия решения выяснилось, что за ужином Гэри сидел на своем месте, в среднем, 5 минут. В течение следующей недели он уже оставался за столом большую часть времени (13 минут). А еще через неделю записи показали, что он сидел, в среднем, 16 ми­нут — столько, сколько длился ужин. Вставал он только в тех случаях, когда почему-либо задерживался десерт. Было решено повесить диаграмму прогресса Гэри на стену, чтобы каждый мог ее видеть.

Мы поняли, что это мы, вся семья, сумели помочь Гэри спра­виться с трудностями и тем самым заслужили награду. Теперь можно пойти поужинать в ресторан. Даже Гэри может на сей раз пойти с нами».

 

Комментарии

Двух одинаковых детей на свете нет. Каждый какие-то вещи делает, а какие-то не делает, причем и то и другое — на свой манер. Поэтому мы не можем привести ни одного примера, ко­торый настолько точно описывал бы вашу ситуацию, что вы могли бы сказать: «Да, это, безусловно, мой ребенок!» И все же есть определенные общие подходы к рассмотрению, пони­манию и изменению всех форм неприемлемого поведения, вне, зависимости от уникальных особенностей каждого ребенка.

А теперь сведем воедино те меры, которые пришлось при­нять семье Гэри.

Анализ поведения

1. Сформулируйте точно, как ребенок себя ведет. Мама Гэри не удовольствовалась общими фразами. Она не ска­зала, что Гэри «гиперактивный» или что за столом у него «ужасные манеры». Вместо этого, она точно описала, что делает Гэри: «Он вскакиваетсо своего места и бегает по кухне».

2. Оцените обстановку — что происходит «до того». Мама Гэри не сказала, что он вскакивает из-за стола «очень ско­ро» или «прямо сразу». Она поступила иначе — замерила, как долго Гэри сидит за столом в начале каждой трапезы, и записала это время. Численная оценка обстановки помогла разработать и начать проводить в жизнь программу регули­рования поведения.

3. Определите паттерн О—П—Р. Родные обнаружили, что проблемы у Гэри возникают за ужином, когда их внима­ние не направлено на него. Они также заметили, какой бы­вает реакция на его поведение: их внимание! Проанализи­ровав, что стоит за поведенческим актом Гэри, что ему пред­шествует и какая реакция следует, семья начала понимать, каким образом поведение можно изменить.

Разработка и проведение в жизнь программы регулирования поведения

1. Откажитесь от положительной реакции на нежелатель­ное поведение. Семья решила, что не станет обращать на Гэри никакого внимания, когда он будет вскакивать из-за стола. Гэри скоро понял, что его побеги особого внимания не привлекают.

2. Обеспечьте положительную реакцию на желательное по­ведение. Когда Гэри сидел на своем месте или возвращал­ся за стол, внимание близких было обращено на него. Он понял, что, для того чтобы получить это, ему нужно оста­ваться за столом.

3. Измените обстановку. Помимо этого, семья Гэри несколь­ко изменила обстановку за ужином, чтобы заведомо сни­зить вероятность его побега. Его сажали за стол прямо перед подачей кушаний; его новое место было в углу (откуда выскочить труднее), и за едой на него было обращено внимание близких.                                    

4. Продолжайте оценку обстановки. Продолжая следить за тем, сколько времени Гэри остается за столом, его семья получила возможность судить о том, насколько меняется к его поведение по сравнению с тем, что было до начала работы по программе. Таким образом легко оценивается эффективность используемого подхода.                   

До конца этой главы мы поговорим о том, как оценивать поведение. В главе 16 мы расскажем, как приступить к проведению программы регулирования поведения и как по ней идти.


Оценка поведения             

Закройте на минутку глаза и нарисуйте в своем воображении гиперактивного ребенка. Да, да. Отложите книгу и представь­те...

Что делал ваш воображаемый ребенок? Бегал кругами? Взбирался на книжные полки? Прыгал на диване? Стучал лож­кой по тарелке? Гонялся за кошкой?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.255 (0.009 с.)