Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Готов ли к этому ваш ребенок?

Поиск

Вы водите ребенка в туалет по расписанию. Когда он освоит умение делать свои дела в унитаз до такой степени, что ава­рии будут случаться не чаще одного раза в неделю, это будет означать, что он, возможно, готов ходить в туалет сам.   

Если же в ответ на все приводимые ниже вопросы вы скажете «да», значит, ваш ребенок готов к этому определенно.

1. Дает ли он вам понять, что зна­ет о приближении малой или большой нужды? Это могут быть слова, типа «а-а», «пи-пи», «горшок» или жест, озна­чающий ТУАЛЕТ. Это может быть также какой-нибудь звук, которым ваш ребенок обозна­чает соответствующую потреб­ность, например «му» или «бу». Может быть, он просто внезап­но затихнет или начнет подпрыгивать или скрещивать ноги.

2. Обращается ли он когда-нибудь со своей нужной непос­редственно к вам - тянет за рукав, указывает на туалет или издает соответствующие звуки?

3. Пользуется ли он когда-нибудь туалетом сам (не тогда, ког­да вы ведетеего)?

 

Освоение всех шагов, составляющих умение самостоятельно пользоваться туалетом

Помните, мы говорили в начале этой главы, что ребенок, кото­рый полностью отработал умение пользоваться туалетом, спо­собен выполнить довольно много отдельных действий. Вот пе­речень этих действий:

Посещение туалета

1. Распознает момент, когда нужно идти в туалет.

2. Умеет сдерживаться.

3. Входит в туалет.

Самостоятельное поведение в туалете

4. Спускает штаны.

5. Садится на унитаз.

6. Делает свои дела в унитаз.

7. Использует туалетную бумагу по назначению.

8. Натягивает штаны.

9. Спускает воду.

10. Моет руки.

11. Вытирает руки.

Итак, теперь ваш ребенок умеет садиться на унитаз и делать свои дела. Возможно, он в состоянии выполнять еще не­сколько действий. Как вы видите, если он научился делать шаги с 4 по 11, значит, уже можно говорить о самостоятельном по­ведении в туалете. Если ваш ребенок не умеет делать какие-нибудь из перечисленных шагов, ваv следует начать учить его этому так, чтобы после того, как он распознает момент, когда нужно идти в туалет, и войдет в туалет, он смог сам проде­лать там все, что нужно. Возможно, вы как раз сейчас занима­етесь обучением ребенка этим навыкам, но все-таки стоит кос­нуться некоторых из них.

Спускает штаны (шаг 4).    Это действие, также как на­девание штанов, относится к умению одеваться, а мытье и вы­тирание рук - к умению ухаживать за собой, и для самостоя­тельного пользования туалетом ребенок должен владеть ими. Прочитайте главу 9 и обратитесь к приложению В, в котором даются указания по составлению конкретных программ обу­чения навыкам, относящимся к умению одеваться и умению ухаживать за собой.

Использует туалетную бумагу по назначению (шаг 7). Этот шаг во всей процедуре осваивается детьми, пожалуй, в последнюю очередь, хотя учить их пользоваться туалетной бу­магой следует на всем протяжении периода обучения умению делать в туалете большие дела. Ребенок должен научиться не только делать туалетной бумагой «короткий взмах». Вам нуж­нобудет показать ему, сколько туалетной бумаги отрывать (больше одного листочка, но меньше целого рулона). Вам придется следить за тем, как он вытирается, призывая его де­латьэто помедленнее, может бытьдаже направлять его физи­чески и заставлять повторять свои действия до тех пор, пока он не будет чистым. Поскольку использование туалетной бумаги по назначению - наименее привлекательный шаг (которому, тем не менее, все равно приходится обучать), вам и вашему ребенку будет легко как бы не замечать его. Однако не надо подда­ваться этому соблазну!

Надевает штаны (шаг 8).     Вернитесь снова к шагу 4. А затем, для того чтобы ваш ребенок сумел ходить в туалет со­вершенно самостоятельно, займитесь умениями, связанными с застегиванием: молнии на брюках, пуговиц и кнопок, пряж­ки ремня. Однако пока после завершения процедуры в туале­те помогать ему справляться с этими действиями можете вы. Когда вы решите, что пора заняться всеми этими молниями-пуговицами-пряжками, обратитесь к главе 9 и приложению В.

Спускает воду (шаг 9).    Это самый легкий и самый лю­бимый детьми шаг. В течение всего времени обучения умению делать в туалете большие и/или малые дела вы будете побуж­дать его спускать воду после того, как он сделает свои дела в унитаз. Вполне возможно, это легко станет частью всей про­цедуры, хотя напоминания, возможно, и будут требоваться.

Моет и вытирает руки (шаги 10 и 11).    Обучать ребен­ка этим навыкам нужно, но не ждите, пока они будут полнос­тью освоены, чтобы приступить к шагам 1-3: Идет в туалет.

 

Утверждение процедуры

Следует иметь в виду, что ребенок может научиться хорошо делать каждый отдельный шаг и, тем не менее, не уметь вы­полнять всю их последовательность гладко и без ваших повтор­ных указаний. Но для того, чтобы он стал по-настоящему не­зависимым в том, что касается отправления естественных нужд, ему необходимо уметь проделывать самостоятельно всю процедуру. Вам нужно будет постепенно отказываться от на­поминаний. После того, как он сделает шаг, удержитесь на ми­нутку от напоминания и посмотрите, не сделает ли он следую­щий шаг сам. Если вы увидите, что ему требуется напомина­ние, попробуйте вместо прямого указания спросить: «Что ты делаешь дальше?» Со временем вы будете напоминать все меньше и меньше, а уходить из туалета на все более длитель­ное время.

 

Настоящая самостоятельность

Когда ваш ребенок научится самостоятельно проделывать в туалете все, что нужно, можно начать учить его - сначала само­стоятельно входить в туалет, а затем распознавать моменты, когда туда нужно пойти и сдерживаться, пока не сядет на унитаз.

Как научить ребенка ходить в туалет. Каждый из пе­речисленных ниже шагов отрабатывайте до тех пор, пока ре­бенок не научится правильно делать его во время 3-4 походов в туалет. После этого переходите к следующему шагу.

1. Доведите ребенка почти до самой двери туалета и скажи­те: «Иди в туалет!», или «Иди, сделай пи-пи!», или любые другие слова, которые вы привыкли использовать в такой ситуации. (Очень облегчает задачу постоянное употребле­ние одного и того же выражения, которое ребенок знает.) Не забудьте похвалить и наградить его.

2. Пройдите вместе с ним часть пути до двери туалета и ска­жите: «Иди в туалет!» Похвалите и наградите его.

3. Укажите ему направление к туалету и скажите: «Иди в ту­алет!» Похвалите и наградите его.

4. Скажите: «Иди в туалет!» Похвалите и наградите его.

Оттягивает момент мочеиспускания или стула до тех пор, пока не окажется на унитазе. Когда придет время обычного похода в туалет, прежде чем повести туда ребенка, немного подождите. Для начала минут 10. (Необходимость та­ких мер объясняется тем, что при достаточно частом высажива­нии ребенок может никогда не научиться чувствовать, как на­полняется мочевой пузырь.) Он должен узнать, что такое ощу­щение натяжения является сигналом, означающим: «Пора идти в туалет». Откладывая поход в туалет, вы тем самым даете ему возможность почувствовать это наполнение.

Во время такой задержки может случитьсявсякое:

1. Почувствовав наполнение мочевого пузыря, ребенок мо­жет пойти прямо в туалет. Великолепно! Похвалите и на­градите его.

2. Он может прийти к вам, показывая, что знает о необходимости пойти в туалет. Тоже прекрасно! Похвалите его, отве­дите в туалет и вознаградите за то, что он им воспользо­вался.

3. Он может начать делать свои малые или большие дела в штанишки и затем прийти к вам. Это тоже хорошо (для начала). Отведите его в туалет и вознаградите за то, что он в туалете доделал свои дела.

4. Он может не сделать ничего - ни пойти в туалет, ни прий­ти к вам, ни начать делать свои дела. В этом случае минут через 10 поведите его в туалет как обычно, а в следующий раз сделайте это немного попозже, скажем через 15 минут.

5. Он может за эти 10 минут намочить или испачкать свои штанишки, не попытавшись прийти к вам, чтобы вы пове­ли его в туалет. Прореагируйте на это так, как вы всегда реагируете на такие вещи - не суетясь, не уделяя ему свое внимание и не отчитывая его.

Помимо моментов, отмеченных в расписании, ребенок мо­жет давать вам понять, что ему нужно в туалет, и в другое время. Он может тянуть вас туда, показывать на туалет, произносить соответствующее слово или издавать звук. Когда он делает это, ведите его в туалет и сразу награждайте, независимо от того, сделает он свои дела там или нет. Позже, когда он регулярно будет показывать вам, что ему нужно в туалет, вы будете поощ­рять его, только если он сделает свои дела. Когда бы ребенок ни пошел в туалет сам и ни воспользовался унитазом по назна­чению, хвалите и награждайте его.

Мы часто слышим от родителей, что их ребенок полностью обучен, потому что он всегда делает свои дела по расписанию. Воспитательница, занимающаяся с тем же ребенком, может найти его необученным совсем, потому что она никогда не во­дит его в туалет по расписанию. Разумеется, ни то, ни другое неверно. Истина заключается в том, что он освоил некоторые шаги, но не все. Он может до сих пор зависеть от взрослого, который должен отвести его в туалет. Родители часто не реша­ются начать учить самостоятельному поведению ребенка, кото­рый прекрасно следует расписанию. Можно понять, почему снова начнутся случайные «аварии». Однако конечный резуль­тат стоит ваших усилий!

 

Вопросы и ответы

Вас не удивит, если, начав заниматься с ребенком умением пользоваться туалетом, вы обнаружите, что не все идет так глад­ко, как должно, если судить по этой главе. Наш опыт выявил ряд вопросов, которые часто задают родители.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.170 (0.01 с.)