ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как уменьшить количество отвлекающих факторов?



Путь вам укажут ваши собственные ошибки. Когда вы начне­те урок, постарайтесь проследить взглядом, что отвлекает ва­шего ребенка от его задачи. Как правило, чем меньше вокруг вас шума, людей и интересных предметов, тем лучше, и внима­ние ребенка будет сосредоточено на том, что вы делаете. Рабо­тая над умением принимать ванну, вы, может быть, будете вы­нуждены убрать резинового утенка.

 

Какие материалы потребуются для занятий?

Самое важное при подготовке сцены к работе над навыками самообслуживания - выбрать материалы, с которыми ребен­ку будет легко работать. Если это одежда, то чаще всего прихо­дится пользоваться вещами, которые ему немного велики. Если еда, то порции нужно даватьпоменьше?

Наблюдайте за ребенком, стараясь уловить, что именно ему дается трудно. Подумайте, что можно сделать с материалами, чтобы облегчить ему задачу. Вот несколько примеров:

· Для того чтобы полотенце не падало с перекладины, когда ребенок вытирает руки, скрепите его противоположные части между собой английской булавкой.

· Отрабатывая умение надевать носки, практикуйтесь с ма­миными или папиными спортивными носками.

· Учите ребенка расстегивать пуговицы пальто, а не рубаш­ки, поскольку они крупнее, и с ними легче справиться.

· Для того чтобы отличать кран с холодной водой от крана с горячей, пусть они будут синим и красным, соответствен­но.

· Чтобы ребенку легче было держать мыло, разрежьте один кусок пополам.

В описании программ обучения навыкам самообслужива­ния в приложении В вы найдете еще некоторые идеи на этот счет. Впрочем, стоит также поговорить с другими родителями тоже - у всех бывают в запасе маленькие хитрости, которыми можно поделиться и облегчить детям учебу.

Измените окружающий мир Наш большой мир нелегко дается маленьким ручкам. Детям часто приходится в мире взрослых преодоле­вать препятствия. Подготовка сцены для успешной по­становки нередко требует небольших изменений от­дельных частей этого мира, чтобы с ними легче было иметь дело. Тьюс шагает к столу, в руке ложка, готов есть. Его мама собирается сделать свой следующий шаг в обу­чении сына - научить его накладывать пищу в ложку. Мама готовит его любимую еду, но немного по-ино­му. Сейчас его гамбургер будет разрезан на кусочки, которые могут поместиться в ложке. Картошка размя­та, и теперь она ни за что не скатится с ложки. И еще - сегодня не будет супа!  

 


А теперь поразмышляйте о том навыке самообслуживания, который вы выбрали для работы.

Когда вы будете заниматься?

_______________________________________________________________________________

 

Где вы будете заниматься?

_______________________________________________________________________________

 

Как вы уменьшите влияние отвлекающих факторов?

_______________________________________________________________________________

 

Какими материалами вы будете пользоваться (можно ли их сделать более удобными)?

_______________________________________________________________________________



Обучение

В главе 6 мы говорили о том, что такое «скажи - покажи - про­веди», или как пользоваться словесными указаниями, модели­рованием и физическим руководством при обучении ребенка навыкам любого типа. Сейчас важно просмотреть эту главу еще раз, так как сведения, изложенные в ней, непременно приго­дятся при обучении навыкам самообслуживания. Физическое руководство может оказаться особенно полезным при обуче­нии умениям, которые требуют участия рук, например умению резать ножом, завязывать шнурки или бант.

Вы почти готовы начать занятия. Остается лишь один воп­рос: «С какого шага вы начнете?» Наш ответ на этот вопрос может оказаться неожиданным.

 

Инверсия

Представьте, что вы участвуете в забеге, в котором нет ника­ких правил. Есть только финишная черта и стартер, команду­ющий: «Марш!» Допустим, вам, во что бы то ни стало, нужно обеспечить себе победу в этих соревнованиях. Что бы вы сде­лали? Обдумав и отвергнув множество возможных хитростей, вы, наконец, решаете стартовать возле самой финишной чер­ты. Тогда, как только стартер скомандует: «Марш!» - вы фи­нишируете, и успех будет за вами. А почему бы нет? Ведь здесь нет никаких правил!

Подход, называемый инверсией, предполагает, что процесс обучения будет во многом напоминать участие в странных со­ревнованиях, которые мы только что описали. Бегуном здесь будет ваш ребенок, а финишной чертой - завершение процес­са. Лучшей гарантией успеха станет старт прямо рядом с фи­нишем, или, другими словами, в момент, очень близкий к за­вершению работы над заданием. В этом случае после сигнального выстрела ребенку останется пробежать только последний, короткий участок дистанции, и победа будет за ним!

Этот подход удобен при обучении таким умениям, которые предполагают выполнение цепочки отдельных действий, все­гда идущих в одной и той же последовательности. Посмотрим, как можно воспользоваться инверсией для того, чтобы научить ребенка, скажем, мыть руки. Это умение, как и многие другие, можно разбить на маленькие шаги, с которыми он в состоянии справиться. Сейчас для того, чтобы проиллюстрировать идею инверсии,мы разобьем умение умываться на такие четыре шага:       

1. Включает воду.                

2. Намыливает руки.           

3. Споласкивает руки.      

4. Выключает воду.            

Попробуем найти финишную черту. Ею будет завершение 4-го шага - выключение воды. Ведь именно этот момент пред­ставляет окончание всех действий. Где же нужно стартовать, чтобы это было близко к финишу? Очевидно, сначала придет­ся сделать 1-й, 2-й и 3-й шаги вам, то есть включить воду, на­мылить ему руки и сполоснуть их. Может быть, вы даже помо­жете ему взяться за кран для того, чтобы, как только вы ско­мандуете: «Марш!» - он смог выключить воду и таким обра­зом легко и быстро завершить процесс. Забег будет выигран.

В жизни, однако, соревнования не могут оставаться всегда такими легкими. Мы ведь хотим разработать стратегию обучения не одному, последнему действию. Вы начали с выполнения за ребенка практически всех необходимых действий, оставив ему совсем немного, чтобы закончить задание. Продолжая заниматься, вы каждый раз будете делать за него чуть-чуть меньше, отодвигая тем самым стартовую черту немного дальше от финишной, пока в один прекрасный день не добере­тесь до самого начала.

Обратимся к нашему примеру. После того, как ребенок на­учится выключать воду, вы начнете учить его хотя бы отчасти самостоятельно выполнить задание третьего шага – сполоснуть руки. Когда он одолеет шаг 3, вы сможете отступить еще немного - к умению намыливать руки с вашей помощью (шаг 2), затем к умению включать воду (шаг 1). Каждый раз, выполняя задание, ребенок, вероятно, с трудом будет одолевать новый для него шаг, а затем переходить к цепочке действий, которые он уже освоил, и таким образом без особых усилий добираться в до конца.                                             

Следуя приему инверсии, ребенок выигрывает соревнова­ния каждый раз!


Сначала - последний шаг Для того чтобы научить Джесси снимать пальто, мис­сис Асеведо решила воспользоваться приемом инвер­сии. Она знала, что он уже умеет выполнять несколь­ко последних действий — если пальто расстегнуто, он может легко снять его и повесить. Поэтому она решила отступить немного назад и попросить его выпол­нить заключительное действие, позволяющее рас­стегнуть последнюю пуговицу. Повозившись с этим новым делом, Джесси вскоре разделся - ведь осталь­ные действия он уже освоил. Итак, он одержал побе­ду, когда мама расстегнула все предыдущие пугови­цы и даже начала расстегивать последнюю. Значит, шажок был выбран правильно. В то время как Джесси делал один самостоятель­ный шаг за другим, миссис Асеведо шла как бы за­дом наперед, требуя, чтобы каждый раз он выпол­нял сам все большую часть задания. Каждый новый урок приносил немного нового, и все больше и боль­ше действий становились для Джесси пройденным этапом. И что еще важнее, Джесси никогда не прихо­дилось видеть, чтобы мама заканчивала то, что он начинал.  

 

 


Если точно следовать принципу инверсии, то получится, что, стартовав, ребенок всегда приходит к финишу. Большин­ство навыков самообслуживания отвечают требованиям этой стратегии. Умение надевать рубашку, вытирать руки, есть спа­гетти - все умения, которые мы представляем себе в виде од­ной непрерывной операции, перечислить невозможно. Дей­ствительно, каждое из этих умений - есть цепь выполняемых в определенном порядке действий (шагов), обучать которым лучше всего с конца.

 





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.005 с.)