Постепенный отход от поощрений 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постепенный отход от поощрений



По мере усвоения нового навыка ребенок обычно все меньше нуждается в поощрениях, и вы сможете постепенно отказаться от большинства из них - жетончиков, лакомств, любимых заня­тий и т.п. Вероятнее всего, лишь похвала и чувство овладения навыком будут стимулировать его при выполнении необхо­димых действий. Остальные награды вы сможете приберечь для преодоления этапов следующего навыка. Отказывайтесь от наград постепенно, путем увеличения количества заданий, которые нужно выполнить для получения «суперприза». На­пример, если ребенок научился застилать постель полностью и только что сделал это, вы можете сказать ему: «Отлично, а сейчас давай повесим это пальто, и тогда ты сможешь полу­чить...» И вот, вы переходите к следующему навыку, к следую­щему учебному плану! Теперь уборка постели станет частью повседневной деятельности ребенка, и умение делать это будет поддерживаться вашей похвалой и совершенствованием его мастерства.

Помните, что похвала никогда не должна быть «суперпри­зом». Хвалить нужно всегда, когда ребенок делает попытку чему-то научитьсяили применяетсвое умение на практике.

 

Глава 7

Наблюдение за успехами и преодоление трудностей

 
Как дела? «Привет, Джуди. Как у вас сегодня дела? Ты, кажется, давно учишь Билли застилать постель. Интересно, что он уже умеет?» «Подожди минутку. Не нужно гадать. Просто посмот­ри сюда!». «Ты хочешь сказать, что всерьез ведешь записи?» «А как же! Каждый раз хочется точно знать, насколь­ко лучше он стал это делать. Взгляни, дела его идут со­всем неплохо. По правде, говоря, у нас обоих дела идут хорошо!»

 


Предсказать, насколько быстро будет продвигаться вперед ваш ре­бенок, невозможно, - нет двух детей, которые бы учились одина­ково, и с одинаковой скоростью. Лучше не гадать: «Сколько вре­мени займет ...?» Лучше спросить себя: «Заметен ли прогресс?», или «Хорошо ли работает эта программа?», или «Сможет ли он на этой неделе сделать больше, чем на прошлой?» Для того чтобы отвечать на эти вопросы с абсолютной уверенностью, вам придется записывать свои наблюдения. Почти все главы разделов II и III предполагают ведение записей. А в данной главе мы порассуждаем о том, как можно использовать ваши наблюдения. 

Учебный процесс, как таковой, предполагает, что вы будете внимательно следить за успехами ребенка. Вы будете проверять, начинает ли ребенок постепенно выполнять все большую и большую часть задания, делает ли он это более качественно. Вы будете замечать, когда он теряет интерес к тому, чем вы занимаетесь, и отвлекается.                           

Все эти наблюдения позволят легче оценить действия одного из персонажей пьесы, разыгрывающейся на уроке. Его, наверно, даже можно назвать главным героем. И этот персонаж - вы, педагог.                                               

Итак, прежде чем начать, уделите несколько минут себе. Подумайте, в частности, о том, как вы будете вести себя, если урок пойдет хорошо, и как, если... ну, ... вы знаете. (Бывают хорошие дни, и бывают плохие.)                               

 

Все идет хорошо             

Хорошо, если ребенок учится и вы оба приходите к намеченной цели. Хотелось бы быть рядом с вами, вместе с вами проверить, что сделано, и отметить ваши заслуги так, как вы отмечаете успехи ребенка. Но если вдуматься, мы вам не так уж нужны; вы в состоянии вознаградить себя сами! Вам кажется это странным? Почему? Ведь поощрения побуждают идти вперед не только ребенка, но и вас.

Поощрить себя можно разными способами. Важнее всего, что вы сами себе скажете. Если ребенок успешно усвоил новый навык, поздравьте себя:                              

«Я здорово поработала!»

«Да, я совсем неплохой педагог».

«Могу себя поздравить!»

Важно также, что скажут другие. Покажите вашим домашним, чему научился ребенок, и пусть они похвалят вас обоих (Можно подсказать им, как это делается,похвалите их, когда они чему-то научат ребенка.) Кроме того, вы можете вести дневник. В нем будут описываться цели занятий и навыки, которым вы обучили ребенка. Этот дневник можно показывать педагогу и сообщать ему о том, что вы достигли такой-то и такой-то цели. Дневниковые записи, ободрение со стороны педагога и напо­минания о том, чего вы реально достигли, станут для вас честно заработанными наградами.

Можно вознаградить себя и по-другому. Придумайте с са­мого начала, как устроить себе маленький праздник, когда оче­редная цель будет достигнута. Можно что-нибудь купить себе, можно что-нибудь сделать. Сходить в кино? Позволить себе съесть изысканный десерт? Провести субботний вечер без де­тей? Вы лучше всех знаете, как доставить себе удовольствие.

Наверное, идея о поощрении родителем самого себя звучит несколько глупо. Ведь в действительности, вы учите своего ре­бенка, потому что вы хорошая мама (или папа), и его успехи уже сами по себе являются наградой. Но почему бы не приба­вить к этому хотя бы изысканный десерт?

 

Не все идет хорошо

Если работа не идет, не нужно впадать в панику или вопрошать, стоит ли вообще прилагать столько усилий. Стоит. У какого учителя не бывает плохих дней! Бывает и два подряд. Поэтому, когда в процессе обучения вы сталкиваетесь с трудностями, от­неситесь к ним спокойно. И начните их ПРЕОДОЛЕВАТЬ.

Преодолевать трудности - значит решать проблемы, начи­ная с установления возможных причин их возникновения. Рас­смотрим пример. Если вы включите светильник, но ничего не произойдет, вряд ли вы просто уйдете, пожав плечами - вы постараетесь как-то решить эту проблему. Начнете размышлять о том, что стало причиной такого явления. Причины могут быть разные, а именно:

1. Светильник не включен в сеть.

2. Лампочка ввинчена недостаточно плотно.

3. Лампочка перегорела.

4. Неисправен выключатель, или перегорели пробки.

Так что, если светильник не загорелся, вы руки не опускаете.Непытаетесь обвинить его: «Этот светильник не хочет загораться». Не обвиняете себя: «Я не умею хорошо включать свет». Вы бе­ретесь за преодоление трудностей.

Давайте теперь посмотрим, как вы смогли бы взяться за пре­одоление трудностей, возникающих при обучении новому на­выку. Представим, что вам позвонила подруга и попросила со­вета. Сын подруги, Сол, мальчик с отклонениями в интеллек­туальном развитии, сейчас занимается с мамой игровыми на­выками. Мама учила его собирать пирамидку, и до позавче­рашнего дня все шло довольно гладко. Но теперь все изменилось. Сол стал легко отвлекаться. Ему требуется больше времени, чтобы надеть на стержень кольца, он убегает во время урока.

В этой ситуации вам следует сказать подруге, что отступать не надо, не надо никого винить; просто пора взяться за преодо­ление трудностей. Подумайте немного о том, что вы уже успели прочитать в этой книге. Возможно, у вас появятся определенные соображения о том, что могла бы сейчас сделать ваша подруга.

СТОП! Не читайте дальше!

Сначала попробуйте сами указать ей одну-две возможные причины появления этих трудностей!

Разумеется, трудно угадать точно, что именно поможет ва­шей подруге. И все же, вы могли бы задать ей несколько воп­росов, например:

· Солу все еще нравится твое поощрение? (Попробуй что-нибудь новое.)

· Не слишком ли рано ты перестала ему помогать? (Вернись к более легкому этапу.)

· Не слишком ли долго продолжается ваш урок? (Сделай урок покороче и заверши его заданием, с которым ребенок справится.)

· Не стало ли ему скучно работать с кольцами?(Возьми дру­гую игрушку такой же степени сложности.)

И если вы в состоянии предложить подруге некоторые способы решения ее проблемы, вы наверняка сумеете найти подход и к преодолению собственных трудностей.

На самом деле, когда вы обучаете ребенка, препятствия на пути - вещь естественная. Плохие дни бывают у всех. Старай­тесь не обвинять ни себя, ни его. Старайтесь избегать таких мыслей как:

«Я не умею это делать».

«Хороший педагог из меня не получится».

«Она пытается заставить меня ругаться».

«Он невозможен!»


Такие монологи только еще больше огорчат вас. Старайтесь не относиться к себе чересчур критически. Где-то наверняка есть мама, которая мечтает делать дело так же хорошо, как вы.

 





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.92.164.9 (0.01 с.)