ТОП 10:

Определение шагов или составление учебной программы



Дети с особенностями развития не так легко и не так часто, как другие, демонстрируют свои успехи в освоении нового на­выка. Даже самая простая игра может показаться вашему ре­бенку непреодолимо трудной или просто еще одним поводом проявить свое неумение. Все это вряд ли станет побудитель­ным мотивом для того, чтобы попробовать еще раз. Вам ведь тоже не очень захочется потерпеть очередную неудачу в попытке научить его чему-то новому.

Теперь, когда вы выбрали три игровых навыка, которые ваш ребенок готов осваивать, для обеспечения успеха вам придется сделать еще три шага. Во-первых, вам необходимо составить учебную программу. Во-вторых, выбрать подходящий тип по­ощрения и, наконец, оборудовать сцену, на которой вы будете заниматься.

Предположим, вы решили научить ребенка ловить мяч. Предположим также, что вы ясно видите картину того, как это происходит. Чтобы составить максимально эффективную учеб­ную программу, эту картину лучше всего забыть. Поначалу ва­ши действия совершенно не будут напоминать ее.

Может быть, вы станете катать мяч вперед-назадпо столу или полу. Может быть, вы будете просто класть мяч в подстав­ленные и сложенные лодочкой руки ребенка и сразу забирать его, прежде чем он упадет. Здесь не важно, с какого навыка вы решите начать процесс обучения; для того, чтобы ребенок ов­ладел навыком наверняка, главное - вернуться к его основам.

Что такое основы? Это - отдельные шаги, которые ведут к успешному выполнению того, что обозначено в вашей програм­ме как задача. Перечень этих маленьких шагов и составит вашу учебную программу.                 

Прежде чем приступить к составлению своей учебной про­граммы, вспомните о попытке Джейсона вовлечь Мэри Бет в игру с мячом. Для Джейсона умение ловить мяч - нечто на­столько естественное, что, может быть, он даже не помнит, учился ли он ему когда-нибудь специально. А для Мэри Бет все это совсем не просто. Ее этому необходимо обучить, при­чем начиная с основ.

Предположим, папа Мэри Бет решит помочь Джейсону на­учить Мэри Бет ловить мяч. Учебная программа мистера Салливана могла бы выглядеть примерно так:

Шаги, которые нужно сделать, чтобы научить ее ловить мяч:

· Скажи ей, чтобы она подставила руки и …

· Положи ей в руки мяч.

· «Урони» ей в руки мяч.

· Закинь ей в руки мяч с расстояния 30 см.

· Закинь ей в руки мяч с расстояния 60 см.

· Брось ей мяч с расстояния 1,2 м.

· Брось мяч…

 

Откуда взялись эти шаги? Как мистер Салливан опреде­лил, с чего начать и что делать дальше? Продумывая учебную программу, мистер Салливан, скорее всего, сделал две вещи:           во-первых, чтобы напомнить самому себе все шаги, составляю­щие умение ловить мяч, он сам поиграл в мяч, возможно, с Джейсоном; во-вторых, он спросил себя (а также миссис Сал­ливан и Джейсона), как можно некоторые из шагов упростить или разбить на еще более мелкие.

Давайте более тщательно проанализируем перечень шагов мистера Салливана. Обратите внимание, что он начинается действием, которое, как мистер Салливан знает, Мэри Бет вы­полнить в состоянии (Мэри Бет подставляет руки). Начав учебную программу с самой основы выбранного умения, мис­тер Салливан гарантировал, что Мэри Бет испытает радость успеха с самого начала. Заметьте, что первые несколько шагов позволяют папе находиться рядом с Мэри Бет, и при необхо­димости он может в любую минуту оказать ей помощь. Отметь­те для себя также, что каждый предыдущий шаг постепенно подводит к следующему.

Значит ли это, что если речь идет об обучении ребенка уме­нию ловить мяч, программа, составленная мистером Салливаном, является единственно правильной? Разумеется, нет. Если вы собираетесь составить свою программу, вы можете вклю­чить в нее больше или меньше шагов. Для обучения большинст­ву игровых навыков можно составить более одной програм­мы. Важно, однако, чтобы ваш список шагов - ваша програм­ма - начинался с шага, который вашему ребенку заведомо по силам, и чтобы шаги усложнялись постепенно. Помните, каж­дый игровой навык ваш ребенок будет осваивать не скачком, а шаг за шагом.

В приложении Г мы приводим примеры того, как можно разбить на шаги некоторые игровые навыки. Может быть, сей­час - самое время просмотреть их. Кроме того, книги или спе­циальные материалы, в которых уже содержатся учебные про­граммы для формирования определенных игровых навыков, могут оказаться у вашего педагога (попросите его или ее по­делиться с вами этими материалами).

Будьте готовы начать свою работу над первым выбранным вами навыком с составления учебной программы. Достаньте то, что вам нужно для проведения занятий: головоломку, ножницы, мелок, трехколесный велосипед. И улучив момент, когда ребенка нет рядом, проделайте необходимые действия сами. Отметьте шаги, из которых состоят ваши действия, и подумайте о том, в каких случаях ребенку будет требоваться помощь.   


Составьте короткий список выделенных вами шагов. Сначала запишите формулировку ЗАДАЧИ (шаг 6, в самом низу).

 

МОЖЕТ СДЕЛАТЬ СЕЙЧАС

Шаг 1 _______________________________

Шаг 2 _______________________________

Шаг 3 _______________________________

Шаг 4 _______________________________

Шаг 5 _______________________________

ЗАДАЧА

Шаг 6 _______________________________

 

Затем впишите формулировку первого шага, то есть действие, которое ребенок в состоянии выполнить сейчас. Свой урок вы начнете с этого шага. Это позволит вам обоим быстро добиться успеха. Теперь впишите формулировку второго шага, то есть немного усложните задание, уменьшив помощь со своей сторо­ны. Затем обозначьте шаги 3-5. С каждым последующим ша­гом ваша помощь должна постепенно сводиться на нет. (Воз­можно, вы сочтете, что количество шагов должно быть больше.)

Если вы составили учебную программу, ОТДОХНИТЕ.

Если нет, пожалуйста, составьте ее сейчас. Наш опыт пока­зывает, что те родители, которые сами проделали один за дру­гим все шаги, а затем записали их, обычно занимаются с детьми более успешно.

 

Маленькие шаги Сегодня это были кошки. Кошки средних размеров. Папа сидел с Лимом, рисовал кошку и показывал, где у нее должны быть глаза, нос и рот. Затем Лим рас­крашивал ее. Зверюшки в книжке-раскраске Лима были закра­шены полностью. Их почти не было видно за крас­ными каракулями Лима, которые покрывали не толь­ко пространство, ограниченное линиями, но и все во­круг них. Когда папа с Лимом начали сами рисовать животных, работы Лима изменились. Неделю назад папа начал рисовать смешных тол­стых кошек, таких огромных, что они занимали почти весь лист. Лиму просто негде было красить, кроме как внутри кошки. Теперь кошки, такие же забав­ные, как и раньше, были меньше, чем на прошлой не­деле. И Лим почти не выходил за линии. Довольно скоро он уже сможет начать раскраши­вать котят.

 

 

 


Поощрение

Теперь, возможно, стоит еще раз вернуться к разговору о поощ­рении, который мы вели в главе 4. Есть игры, которые сами по себе становятся наградой, особенно после того, как мы осваива­ем их. Ваш ребенок может получать удовольствие от катания на трехколесном велосипеде, от строительства башни из куби­ков, от игры в теннис, и он будет заниматься этими вещами без каких-либо других поощрений (кроме, конечно, вашего живого внимания). Но поначалу, пока игровая деятельность ему пред­ставляется просто еще одним испытанием, грозящим провалом, уместными могут оказаться другие виды поощрений.

 

Подготовка сцены

Вы разбили игровой навык на простые шаги, и теперь ваши шансы на успех возросли. Они станут еще выше, если вы хоро­шо оборудуете «сцену» для занятий. Как говорилось в главе 5, оборудовать сцену - значит решить, когда и где вы будете зани­маться и какими материалами будете пользоваться. Подумайте о том, как вы оборудуете сцену для обучения ребенка первому из выбранных вами игровых умений.

 

1. Когда вы будете заниматься? _____________________________

2. Где вы будете заниматься?_______________________________

3. Какими материалами вы будете пользоваться?_______________

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.33.158 (0.006 с.)