Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Умение концентрировать внимание
Содержание книги
- Раздел III как решать Проблемы поведения
- Какой может быть роль родителей
- Продвигайтесь вперед маленькими шагами
- Какие материалы потребуются для занятий?
- Скажи мне: словесные указания
- Постепенный отход от поощрений
- Всегда ли один и тот же человек должен заниматься С ребенком по программе, или его могут подменять другие члены семьи.
- Умение концентрировать внимание
- Как научить ребенка концентрировать внимание.
- Обучение другим подготовительным навыкам
- Навыки самообслуживания, выбранные для отработки
- Как уменьшить количество отвлекающих факторов?
- Наблюдение за прогрессом и преодоление трудностей
- Навыки, составляющие умение пользоваться туалетом
- Что делать в течение двух недель
- С чего начать: С больших дел или С малых.
- Дневник наблюдений за большими и малыми делами
- Обучение умению ходить в туалет по-большому
- Оставляйте ребенка в туалете одного
- Краткие указания по обучению ребенка умению делать большие дела в туалете
- Готов ли к этому ваш ребенок?
- Когда и как я должна учить своего сына мочиться стоя.
- Контрольный список игровых навыков.
- Определение шагов или составление учебной программы
- Обучение игре. Инструктирование
- Отучение от постоянного присутствия и внимания мамы.
- Три ключевых момента, о которых нужно поговорить заранее
- Мотивация к применению навыка
- Принятие решений относительно применения усвоенных навыков
- Разработка цепочки повседневных дел
- На пути к независимости в делах, связанных с домашним хозяйством
- Принятие решений относительно применения навыка
- Последовательность шагов, которые нужно сделать, чтобы убраться в комнате
- Что мне нужно сделать, и когда мне нужно это делать.
- Какой шаг нужно сделать первым, и какой потом.
- Умение оперировать информацией
- Разбейте навык на маленькие шаги
- Жетонная система вознаграждения
- Не могли бы вы посоветовать мне, как побудить ребенка копить жетончики.
- Определение нежелательной модели поведения
- Время (в минутах), прошедшее с момента начала трапезы до момента,
- Способы регистрации нежелательных форм поведения
- Не читайте дальше, пока не заполните обзор.
- Анализ реакции на поведение ребенка
- Плохое поведение Поощряющая реакция
- Как побуждать ребенка вести себя по-другому
- Оборудуйте сцену так, чтобы плохое поведение реже могло проявиться во время обучения новым навыкам.
- Продолжайте измерять параметры поведения
- Базовые навыки, относящиеся к умению концентрировать внимание
- Узнает предметы по их названиям
Наверное, самым существенным из подготовительных навыков является умение концентрировать внимание. Читая эти строки, вы концентрируете внимание на том, что мы написали. Вы сосредотачиваетесь на книге. Вы в состоянии игнорировать, оставлять на периферии своего сознания многие прочие вещи, например шум дорожного движения за окном, обложку интересного журнала на столе. Способность к избирательному вниманию, сосредоточению на одной вещи в одно время, к большинству из нас приходит естественным образом.
Ребенку с особенностями развития трудно на некоторое время сконцентрировать внимание на задании. И тем не менее, это самое важное умение, которому его необходимо научить. Ребенка, неловко скорчившегося на стуле, постоянно озирающегося и не реагирующего на свое имя, нельзя считать готовым к занятиям.
Для того чтобы он смог учиться, ему необходимо сначала сконцентрировать внимание на задании и не обращать внимания на другие вещи. Он должен смотреть на вас, слушать то, что вы ему говорите, и быть в состоянии выполнять ваши инструкции.
Давайте посмотрим, как одна мама учила своего сына пить из чашки. Для того чтобы ребенок смог начать заниматься этим, его пришлось сначала обучить нескольким подготовительным навыкам. В данном примере мама Дэнни рассказывает о том, как она легко проверила способность сына концентрировать внимание и как она поступала, когда ей приходилось исправлять свои ошибки. Данный отчет касается одного из базовых умений умения концентрировать внимание.
| | Обучение умению концентрировать внимание
«Я почти две недели пыталась учить Дэнни пить из чашки, но все мои усилия кончались полным провалом, разочарованием, а иногда и слезами. Он ни разу не сосредоточился на том, что нужно было делать. Его взгляд блуждал по комнате, он не откликался, когда я звала его по имени, лез в чашку руками или опрокидывал ее».
Какому подготовительному навыку учить?
«Мне стало совершенно ясно, что пока Дэнни не научится концентрировать на мне свое внимание, научить его пить из чашки будет очень трудно, если не невозможно. Поэтому теперь я ставлю себе цель научить Дэнни смотреть на меня, когда я говорю: «Дэнни, посмотри на меня!»
Оборудование сцены. «Я решила заниматься с Дэнни каждый день в течение 5 минут, когда остальные дети в школе и у меня есть немного свободного времени, которое я могу полностью ему посвятить. Я убрала с кухонного стола сахарницу, салфетки и утренние газеты, чтобы ничто не отвлекало нас. Стулья я поставила так, чтобы мы могли сидеть близко и лицом друг к другу. Я хотела, чтобы он привык к этой обстановке, чтобы приход сюда стал для него обычным и предсказуемым делом. Это и будут наши ежедневные пятиминутные занятия на кухне».
Поощрение. «Составляя для Дэнни учебный план, я постаралась включить в качестве поощрения какое-нибудь любимое им угощение. Я знала, что он любит засахаренные сухие зерна и изюм. Поэтому я решила всегда держать наготове чашку с этим угощением. Я могла предположить, что процесс обучения сам по себе не захватит Дэнни настолько, чтобы он сконцентрировал на нем внимание, однако от послеполуденного угощения он не откажется ни за что.
Во вторник я приступила к программе. Все было готово: стол был чист, стулья стояли друг против друга, а в чашке - засахаренные зерна и изюм. Я привела Дэнни и усадила на стул. Как только он сел, я дала ему засахаренное зернышко и похвалила: «Хороший мальчик, Дэнни, вот ты и сел!»
Сначала, когда я сказала: «Дэнни, посмотри на меня!» — он ничего не сделал. С таким же успехом я могла разговаривать сама с собой - Дэнни продолжал смотреть в окно. Я сделала еще одну попытку, но тут он встал,
| |
чтобы походить и исследовать кухню. Я поняла, что слишком много от него хотела и что в следующий раз нужно еще больше смягчить свое требование. Но сначала я должна придумать, как вернуть его на стул».
Формирование умения. «Когда в своих блужданиях по кухне он повернул в сторону стула, я встала и привела его обратно. «Дэнни, сядь!» - сказала я, помогая ему сесть на стул. Тут же я дала ему изюминку и сказала: «Хороший мальчик! Вот ты и сел».
Словесные указания, физическое руководство и поощрение. «Когда Дэнни снова сел на стул, я уже знала, что второй раз я не допущу такой же ошибки, я не стану просить его сделать то, что он пока не в состоянии. Сидели мы по-прежнему друг против друга, только теперь я придвинула свой стул поближе. Затем я наклонилась так, чтобы моя голова оказалась на уровне его глаз. Взяв зернышко и поднеся к своему лицу, я сказала: «Дэнни, посмотри на меня!» — и мягко направила его голову так, чтобы он увидел свое лакомство. Ни на что больше он смотреть не мог, только на зерно, и на мгновение он, несомненно, сосредоточил на нем свое внимание. Вознаградила я его немедленно, положив лакомство ему в рот. «Молодец, Дэнни!»
Заканчивайте урок маленькой победой. «Это был подходящий момент для того, чтобы закончить урок, хотя длился он всего несколько минут. Тот факт, что он окончился маленькой победой, было важнее его продолжительности. Дэнни посмотрел на лакомство, и пока это было все, о чем я просила».
Непрерывность обучения и постепенный отказ от физической помощи. «Мы продолжали заниматься каждый день. Каждое занятие длилось 4-5 минут. Я давала команду: «Дэнни, посмотри на меня!»— и несколько раз поощряла его усилия. По прошествии нескольких дней я начала направлять его голову не так твердо, как раньше, и потом все меньше и меньше помогала ему физически. Прошло много дней, и, наконец, я смогла привлечь его внимание, совсем не направляя голову. Когда мне удалось научить его устанавливать со мной зрительный контакт, я начала учить его с каждым разом удерживать внимание чуть дольше. Чтобы добиться этого, я на несколько секунд оттягивала вручение награды и только потом отдавала ее. Теперь, когда я говорю: «Дэнни, посмотри на меня!» — он на меня действительно смотрит!»
| |
Занятия пошли успешнее. Когда Дэнни научился реагировать на указание «Дэнни, посмотри на меня!», маме стало гораздо легче привлекать к себе его внимание, а это совершенно необходимо для обучения всем навыкам. Конечно, это требует времени, терпения и постоянных, ежедневных усилий, но нетрудно догадаться, что бы ответила вам мама Дэнни, если бы теперь вы спросили ее, стоило ли все это делать. Она стала учить Дэнни пить из чашки, есть ложкой и играть в простую игру - класть бельевые прищепки в открытую коробку.
|