Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отучение от постоянного присутствия и внимания мамы.

Поиск

Играя, ребенок самое большее удовольствие получает от того факта, что с ним всегда вы, ваше внимание и поощрение. Для многих детей (особенно сначала) самое интересное при этом не игрушка, но постоянное внимание «педагога». Если вы хотите научить своего ребенка игре независимой, вам придется постепе­нно начать лишать его своего внимания.

Когда он начнет чем-то заниматься сам, отойдите от него немного. Можно даже сидеть рядом, но «читать» журнал, отрыва­ясь от него не чаще, чем нужно, чтобы чуть-чуть ободрить его. Чем дольше он будет сосредотачиваться на своем занятии, тем дальше и на более продолжительный срок удаляйтесь от него. Придет время, когда вы сможете привлекать его к какой-то игре, уходить из комнаты и через несколько минут возвращаться, что­бы похвалить его и, может быть, даже наградить чем-то вкусным.

Но что делать, если ребенок бросит свою игру, захочет пой­ти с вами или начнет вести себя плохо, как только вы покинете его? Вы можете отчитать его или побудить пойти назад, но эти меры только поощрят такое его поведение, и в следующий раз вероятность того, что он опять пойдет за вами, будет еще выше. Тот факт, что ребенок повел себя нежелательным образом, наво­дит на мысль, что либо вы не достаточно хорошо структурирова­ли задание, либо слишком быстро удалились. Попробуйте еще раз. Немного упростите ему задачу и объясните снова, что ему нужно закончить свое задание и тогда вы на него посмотрите. Скажите это спокойным тоном, чтобы его следование за вами и ваше объяснение правил не стали для него своего рода игрой, которой вы его вознаграждаете. Несколько таких мер с вашей стороны, и ребенок начнет слушаться.

 

Отучение от постоянного присутствия и внимания мамы Майкл и его мама прошли длинный путь! Сначала они занимались всего лишь подбором одной карточки с изображенным на ней яблоком к другой такой же. Затем были деревья и птицы. Довольно скоро поощ­ряемый маминой похвалой Майкл научился подби­рать друг к другу целую стопку карточек. Недавно мама перестала давать ему в руку каждую карточку. А еще через некоторое время стала немного отходить от него, хваля его усилия не чаще, чем нуж­но. А сейчас она лишь побуждает его начать это заня­тие и уходит из комнаты - Майкл слишком занят, чтобы заметить это!

 


Наблюдение за прогрессом и преодоление трудностей

Перечень шагов (стр. 157), которые ребенок должен сделать, чтобы усвоить выбранный навык, послужит вам средством из­мерения прогресса. Можно записывать даты, когда ребенок ов­ладевает тем или иным шагом. Можно вести дневник, делая в нем заметки о прошедших уроках, и следить за вехами на пути к усвоению этого навыка. Что бы вы ни делали, записывайте его - и ваши - успехи.

Дойдя до этого места, вы, может быть, захотите еще раз про­смотреть главу 7 и вспомнить наши соображения по поводу того, что нужно делать, когда учебный процесс идет хорошо... и когда этого не происходит.

 

Примеры занятий

Родители говорят, что разбор конкретных примеров помогает лучше понять, что нужно делать на уроке. Поэтому мы включи­ли два кратких отчета об уроках, на которых использовались теперь уже знакомые вам принципы.

Сначала мы вернемся к Джейсону и Мэри Бет и посмот­рим, как Джейсон сумел подойти к обучению своей юной кузи­ны, взяв на вооружение изложенные в этой книге принципы.

 

 


Какими бы мы увидели Джейсона и Мэри Бет, если бы вер­нулись к ним еще через месяц? Может быть, они бросали бы мяч друг другу, может быть, забрасывали бы его в корзину для бумаг или катали бы его, стараясь попасть в цель, а может быть, мы увидели бы, что продвинулись они совсем немного. Мы не можем сказать, с какой скоростью Мэри Бет будет учиться, но мы знаем наверняка, что сейчас она учится.

Пошаговый принцип организации занятий Итак, в путь. Миссис Уоткинс решила научить своего 6-летнего сына Дэрила, мальчика с задержкой интеллектуального развития, играть с простыми иг­рушками. Сам он не слишком преуспел в этом деле, и миссис Уоткинс подумала, что в данном случае по­лезнее будут регулярные занятия. Выбор навыка. Она начала с головоломки. Она знала, что Дэрилу нравится это занятие и он может установить элемент головоломки, если она, миссис Уоткинс, помогает ему от начала до конца. Кроме то­го, в индивидуальной программе Дэрила в детском саду есть обучение навыкам тонкой моторики, так что она и педагог смогут работать над аналогичными задачами. Миссис Уоткинс понимает также, что если Дэрил научится собирать головоломки, у него появится занятие, за которым он сможет проводить время сам. Все это убеждает ее в том, что стоит заняться именно головоломкой. Определение шагов. Она достала головоломку, состоящую из четырех элементов, и записала шаги, которыми они будут продвигаться к цели. (Первый - вынуть один элемент и вместе с Дэрилом положить его на место...) Поощрение. Да, конечно, ей придется в качестве вознаграждения воспользоваться лакомством, по крайней мере, в первое время, и миссис Уоткинс бу­дет держать наготове шарики сухого завтрака, кото­рые Дэрил любит больше всего. Оборудование сцены. Пора начинать. Миссис Уоткинс внимательно осматривает кухню. Именно ее она решила использовать в качестве «классной ком­наты». - Собаку придется удалить, - думает она, - то, что на столе: счета, салфетки, солонку - тоже нужно уб­рать. Что ж, теперь все готово. О-ох, забыла отодви­нуть таймер. Дэрил очень любит слушать его звонок, и если оставить его на столе, он будет только отвле­кать. Дэрил сможет поиграть с ним после занятий. Она кладет на чистый стол головоломку, а немно­го поодаль ставит чашку с шариками сухого завтрака (чтобы Дэрил не набросился на них, как только вой­дет в кухню). Процесс обучения. Вот теперь все готово, и мис­сис Уоткинс сообщает домашним, что ближайшие 15 минут они с Дэрилом проведут на кухне, и просит не беспокоить их. Дэрил сидит в гостиной на «своем» стуле, крутя в пальцах ложку. - Дэрил, пойдем, соберем головоломку. Беря его за руку, она незаметно опускает ложку в карман. Когда они вошли в кухню и приблизились к сто­лу, миссис Уоткинс отпустила руку Дэрила, подошла к его стулу и жестом пригласила его сесть.  

 


- Дэрил, сядь сюда! Закрыв дверь, миссис Уоткинс взяла Дэрила за ру­ку и подвела его к стулу. - Молодец, Дэрил, ты сел, - похвалила она его и дала один шарик. Миссис Уоткинс положила перед Дэрилом голо­воломку и вынула почти до конца один из ее элемен­тов. - Дэрил, вложи его сюда! - она взяла его руку и помогла поставить этот элемент на место. - Хорошо, Дэрил! Еще один шарик. Они проделали один и тот же шаг четыре раза подряд, и каждый последующий раз она помогала ему чуть меньше предыдущего. Когда они дошли до четвертого раза, ей даже не пришлось дотрагиваться до его руки, чтобы направить ее. Он сам протянул руку к элементу и втолкнул его. Все это время миссис Уоткинс брала один и тот же элемент, давала его Дэрилу и говорила: «Вложи его!» Первое время ему нужно было немного помочь, но потом он уже смог сам класть его и зарабатывать шарик сухого завтрака и... мамину ласку. Следующий шаг программы - вынимать два эле­мента головоломки, затем по одному давать их Дэри­лу со словами: «Вложи его!» Дэрил берет первый эле­мент головоломки, нацеливается на нее и... промахи­вается. Его побег из-за стола столь стремителен, что стул опрокидывается. Наблюдение за прогрессом и преодоление труд­ностей. Такое случилось впервые, и миссис Уот­кинс понимает, что все дело в постигшей Дэрила не­удаче. Твердо, но спокойно она возвращает его за стол. Когда он садится, миссис Уоткинс предлагает ему вновь сделать первый шаг (она почти полностью вынимает элемент головоломки из его «гнезда» и по­могает Дэрилу вложить его на место). - Молодец, Дэрил, ты вложил его в головоломку. Она дает Дэрилу еще один шарик, крепко обнимает его и, отодвинув головоломку, пододвигает к нему таймер. - На сегодня хватит! Глядя на Дэрила, играющего с таймером, миссис Уоткинс с гордостью говорит: - Знаешь, Дэрил, мы оба просто молодцы!  

 


В приложении Г вы найдете наши предложения по составле­нию некоторых программ обучения. Там есть разделы «Навы­ки, необходимые, чтобы играть одному» и «Навыки, необходимые, чтобы играть с другими».

 

Глава 12

Независимость.

Навыки ухода за собой

 

Как и большинство родителей детей с особенностями развития, вы, вероятно, с беспокойством думаете о будущем своего ребенка. Эта обеспокоенность усиливается обычно, когда ребенок достига­ет переходного возраста. «Где она будет через 10 лет, а где - через 25?» «Найдется ли для него место в обществе?» «Что с ним случит­ся, когда нас не будет рядом?»

Это трудные вопросы, и просто так на них не ответишь. Одна­ко не думать об этом нельзя, как нельзя рассчитывать на то, что в дальнейшем все как-нибудь само образуется. Ответственность за планирование будущего и подготовку к нему лежит, главным об­разом, на вас.

Что можно в этом смысле начать делать уже сейчас? Учить ребенка быть более самостоятельным. Если вы внимательно про­анализируете его обычный день, вы, вероятно, обнаружите, что ваше непосредственное участие распространяется на очень боль­шую его часть. Значит, одной из ваших целей должно стать обу­чение ребенка умению самостоятельно справляться с некоторы­ми повседневными делами. Мы выбрали для рассмотрения на­выки, относящиеся к трем областям. Одна из них — навыки ухода за собой — обсуждается в данной главе. Главы 13 и 14 посвящены, соответственно, уходу за домом и умению оперировать информа­цией.

К навыкам ухода за собой относятся навыки, необходимые для того, чтобы одеться и раздеться, привести себя в порядок и оказать себе первую медицинскую помощь. Умея делать это, можно хорошо начать новый день и хорошо выглядеть на публике. Рассуждая об этих вещах, мы предполагаем, что ваш ребенок уже овладел большинством из «базовых» навыков, представленных в главе 9, то есть, что он умеет надевать штаны, рубашку, носки и ботинки, умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки, мыть руки и лицо, однако ему еще нужно учиться применять свои навыки на практике — в нужное время и в контексте других обычных занятий. Другими словами, мы исходим из того, что ребенок уже умеет выполнять действия, из которых состоят навыки ухода за собой. В этой главе акцент делается на обучении умению принимать решения относительно этих, уже усвоенных навыков: когда применить тот или иной из них, что для этого понадобится и когда соответствующую задачу можно считать выполненной. К примеру, даже если ваш ребенок способен сам надеть свитер (действия), он все еще может нуждаться в вашей помощи, чтобы определить, достаточно ли холодно для того, чтобы надеть свитер, выбрать свитер, подхо­дящий к брюкам, и убедиться, что он одет правильно (решения).                                              

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.196.5 (0.011 с.)