Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка цепочки повседневных дел

Поиск

Навыки, которые вы записали под заголовком «РАЗРАБО­ТАТЬ ЦЕПОЧКУ ПОВСЕДНЕВНЫХ ДЕЛ», ребенок в основном усвоил и может применять без вашей помощи, однако он еще должен научиться применять их в определенном по­рядке без вмешательства со стороны. Под цепочкой мы пони­маем применение более чем одного навыка в должном поряд­ке. Сравнение обучения ребенка умению выполнять опреде­ленную последовательность действий с созданием цепочки мы считаем правомерным. У ребенка есть много отдельных звеньев, и он просто должен научиться соединять их в правиль­ном порядке.

Критическими точками любой цепи являются точки соеди­нения звеньев. В нашем случае это, моменты, когда, скажем, закончена чистка зубов и должна начаться уборка постели, ког­да уборка постели закончена и нужно начать обуваться. Именно в эти моменты смены деятельности чаще всего требуетесь вы: напомнить, намекнуть, направить, подтолкнуть или помочь. Часто дети, закончив очень хорошо одно дело, начинают просто отвлекаться — листать журнал, дремать и т.п., — даже если они «знают», что нужно сделать дальше, и с готовностью сделают это после вашего напоминания. Главное, чему вы теперь будете учить своего ребенка, — это умение пользоваться моментом окончания одного дела как подсказкой или сигналом, что пора начинать другое. Вы будете учить его спрашивать себя: «Что дальше?» Лучше дать ему возможность самому найти ответ, чем отвечать. «Что дальше?» — это простое напомина­ние, которым ребенок сможет воспользоваться сам.

Что дальше? Куинси надела юбку и снова уселась на кровать. Мама заглянула в комнату, и у нее чуть не сорвалось с языка: «Куинси, надень рубашку!» Она вовремя спох­ватилась, подумала и просто спросила: — Что дальше? Сейчас маме пришлось своим вопросом напом­нить Куинси о рубашке, но скоро она научится зада­вать себе такой вопрос сама.  

 


Подобно маме Куинси, вам тоже нужно будет поначалу за­давать вопрос: «Что дальше?» — давая тем самым ребенку сиг­нал или подсказку. Когда этот вопрос задаст он сам, ответ для него уже будет очевиден. Один из способов, позволяющих снаб­дить ребенка подсказками, состоит в создании определенной цепи повседневных дел, связанных с уходом за собой, и в при­учении его выполнять их всегда в одном и том же порядке, по меньшей мере до тех пор, пока эта последовательность не будет усвоена им достаточно надежно. Вскоре окончание одного дела станет сигналом к началу следующего.

Еще одной хорошей подсказкой может стать таблица, иллю­стрирующая эту последовательность действий рисунками или словами. Повесьте такую таблицу на стену там, где ребенок вы­полняет соответствующие действия, и после выполнения каж­дой задачи, отмечайте этот факт вместе с ним. Постепенно нач­ните уменьшать свое участие в этом процессе, призывая его самого делать отметки в таблице по окончании каждого мероп­риятия. Картинка или слово, обозначающие следующий вид деятельности, послужат ему сигналом, и ваше напоминание уже не потребуется. Спустя некоторое время ему уже не нужно будет так часто заглядывать в таблицу. Сама его деятельность станет источником сигналов, указывающих «что дальше».

 

Таблицы

О таблицах мы несколько раз уже говорили. Попробуем те­перь внимательнее присмотреться к ним и понять, как можно их использовать для того, чтобы направить и поощрить дея­тельность ребенка.

1. Привлеките ребенка к составлению таблицы. Побудите его спросить и самого же ответить, как будет использовать­ся таблица. Пусть он поможет вам составить таблицу и по­весить ее.

2. Стремитесь делать таблицу простой. Самая лучшая таб­лица — простая, такая, которой легко следовать. Возможно, вам захочется сделать ее более наглядной с помощью ярких красок и картинок, однако, нам кажется, что не стоит стремиться к созданию «произведения искусства» и тра­тить на него слишком много времени. У вас может поя­виться потребностьчто-то изменить в ней и сделать новую, когда первая будет заполнена отметками.

3. Держите ее на виду. Поместите таблицу вблизи того места, где ребенок будет пользоваться своими навыками, и так, что­бы он мог до нее достать. Таблица вряд ли принесет вам пользу, если ее держать в закрытом шкафу или ящике. Из­любленным местом часто становится дверца холодильника.

4. Неизменно интересуйтесь ею. Таблица только тогда бу­дет что-то значить для ребенка, когда она представляется важной вам. Некоторые родители после первых вспышек энтузиазма теряют к ней интерес. Со временем таблица вполне сможет заменить ваши напоминания, но заменить ваш интерес не сможет никогда.

Теперь мы приведем пример цепочки утренних действий, составленной для одного ребенка, а также таблицы, которая использовалась в период обучения умению отвечать на воп­рос: «Что дальше?»

1. Мою лицо и руки.

2. Чищу зубы.

3. Расчесываю волосы.

4. Одеваюсь.

5. Обуваюсь.

6. Застилаю постель.

Таблица Джефа Тим и Беки, брат и сестра Джефа, закричали: — Ура! У нас сегодня блины! Миссис Граймс шлепнула на сковородку первую ложку теста и подумала: — Да, хорошо, когда есть несколько минут, чтобы приготовить им завтрак, который они по-настояще­му любят, ведь теперь уже мне не нужно каждую минуту бежать к Джефу. И тут же вошел Джеф, держа в руке контрольную таблицу. Миссис Граймс сегодня уже сделала одну отметку, после того как он почистил зубы, а сейчас он ждет еще три отметки за то, что снял пижаму, оделся и причесался.                                 Миссис Граймс сказала Тиму и Беки:            — Я сейчас вернусь. Джеф собирается убирать по­стель. Поскольку Джеф не совсем еще усвоил этот на­вык, миссис Граймс пока была вынуждена немного помогать ему. — Скоро Джеф научится все делать самостоятель­но, совсем как вы.

 

 


Со временем Джеф научится сам делать отметки в таблице. А там, может быть, он уже станет пользоваться небольшой кар­манной таблицей со словами вместо картинок. Но, как всегда, заполненная отметками таблица будет означать, что скоро его усилия будут вознаграждены, а какое это будет вознагражде­ние, решено заранее Джефом и его родителями. Конечно, ког­да-нибудь он перестанет нуждаться и в таблице, и в наградах за исполнение полагающихся по утрам обязанностей.

А теперь задумайтесь на минутку о навыках вашего ребен­ка, которые вы раньше поместили в графу «РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСВИЙ». Сумеете ли вы правильно воспользоваться вопросами («Что дальше?») и со­ставить таблицы, способные помочь ребенку более плавно пе­реходить от одного дела к другому?

Последние замечания

Мы сознаем, что в этой главе наши советы относительно процесса обучения не были такими конкретными, как в четы­рех предыдущих главах. Здесь вам предстоит самим приложить описанную стратегию к вашим конкретным ситуациям. Мы также отдаем себе отчет в том, что все это легче рассказать, чем сделать. Ожидать от своего ребенка большего — значит больше рисковать, и принять правильное решение всегда очень трудно. Часто создать мотивацию для подростка с особенностями раз­вития бывает очень нелегко, и нередко после первого неудач­ного дня возникает соблазн бросить эту новую стратегию. Если вы станете меньше помогать, то в первое время на выполнение того же задания у вас будет уходить больше времени, ведь вам придется внимательно наблюдать за действиями ребенка, ждать, пока он закончит, и мириться с не самым хорошим ка­чеством исполнения.

И все же, мы думаем, вы согласитесь, что сделать ребенка более самостоятельным важно и на это не жаль даже больших усилий. Не всегда все будет идти гладко или так, как описано в книге. Но если вы будете постоянно следовать описанной здесь общей стратегии, вы, весьма вероятно, с гордостью заметите, что ваш ребенок все более и более самостоятельно справляется с уходом за собой.

Глава 13

 

Независимость.

Навыки ухода за домом

 

В данной главе представлена стратегия развития самостоятель­ности ребенка в делах, связанных с уходом за домом. Эта страте­гия аналогична той, которая описана в предыдущей главе (навы­ки ухода за собой), за исключением некоторых существенных моментов. Они-то и будут в центре нашего внимания. Но сначала давайте ненадолго вернемся к Джиму и Элисон, с которыми мы познакомились в двенадцатой главе. Они напомнят нам, как много проблем, связанных с домашним хозяйством, может возникнуть в течение одного часа.

Обычный день (продолжение) Элисон с полной сумкой продуктов врывается в квар­тиру. — Джил, помоги, ради Бога. К обеду придет Джим... Понимаешь, сегодня ведь пятница, а у нас такой беспо­рядок. — Джим? Какой Джим? — Перестань, не валяй дурака. Правда, сейчас 5.15, а он придет в 6.00. — О'кей. Начинай готовить, а я приберусь. Джил откладывает журнал и сосредотачивается: ве­ник, совок, тряпка, жидкость для чистки мебели, да... и пылесос. Все готово. Она выносит мусор, подметает пол и включает пылесос, чтобы почистить ковер. Его гудение заглушает грохот сковородок и хлопанье дверцы буфета на кухне — это Элисон собирает все, что ей понадобится для приготовления обеда. Вскоре пылесос замолкает, и гостиная наполняется лимон­ным запахом жидкости для полировки мебели. Солнце быстро садится, по комнате, теперь впол­не прибранной, тянутся длинные тени. Элисон вхо­дит и зажигает свет. — Браво! Выглядит отлично! Большое спасибо, Джил. Не холодно тут? — Немного. Элисон включает отопление и направляется в кухню, но тут раздается звонок. Сейчас 5.50! Джим пришел раньше! Джим сразу включается в работу. Его обязан­ность — сварить кофе в электрической кофеварке. Элисон кладет пикшу в жаровню и только включает миксер, чтобы приготовить десерт, как свет гаснет! Джил, слегка испуганная и возбужденная, кричит из гостиной: — Эй, что там случилось? — Я думаю, это пробки. Такое уже случалось, и Элисон в спешке находит в ящике фонарик, а Джим вызывается пойти вниз и заменить пробки. Элисон щелкает выключателем миксера и становится в дверях, чтобы крикнуть ему, когда свет зажжется. Теперь с обедом может ничего не получиться, да и в кино они рискуют опоздать. Элисон встревожено бросает взгляд на часы, но лишь для того только, чтобы, усмехнувшись, убедиться, что кругом темно и ничего не видно...  

 


Джим, Элисон и Джил опередили нас, продемонстрировав владение всеми типами навыков, которые должны стать пред­метом рассмотрения в данной главе. Вернитесь к ним и по­думайте, сколько всего нужно уметь, чтобы приготовить обед, организовать уборку гостиной, отрегулировать температуру и освещенность в доме, решить непредвиденную задачу, связан­ную с перегоревшими пробками. Дай мы им время (и немного больше розеток), они могли бы постирать накопившееся за не­делю белье и тем самым продемонстрировали бы еще один на­вык, который тоже относится к уходу за домом. Но молодые люди, которые, как мы видели, умеют поддерживать в доме по­рядок, постигли эту премудрость не по мановению волшебной палочки; им потребовались серьезные, тщательно продуман­ные занятия и большая практика.

Многие домашние дела, о которых мы будем говорить в на­стоящей главе, ваш ребенок, возможно, никогда еще не пробо­вал делать, а некоторые он сделать не в состоянии. Мы часто невольно думаем об уходе за домом и поддержании порядка в нем как о делах, которые по соображениям безопасности или удобства должны оставаться под нашим контролем. Однако, ограждать детей и подростков с особенностями развития от до­машних хлопот, по большому счету, не всегда в их интересах.

 

Оценка

Прежде чем начать заниматься, вам нужно точно так же, как в предыдущей главе, оценить степень самостоятельности ребенка и вашу роль в том, что он пытается делать, будь то помощь или руководство.

 

 

Оценка состояния навыков ухода за домом   Владение навыком 1. Не умеет делать основные шаги. Отметки в этой колонке делаются против навыков, основными шагами которых ребенок не овладел. Ему необходимо научиться выполнять некоторые (или все) действия, составляющие соответствующее умение. 2. Для принятия решений нуждается в помощи. Отметки в этой ко­лонке делаются против навыков, основные шаги которых ребе­нок делать научился, но принимать решения относительно их применения — пока нет; ему приходится говорить, когда применить тот или иной навык, какие потребуются материалы, как начать и хорошо ли выполнено то, что он пытал­ся сделать. 3. Владеет хорошо и самостоятельно. Отметка в этой колонке делается против навыков, все основные действия которых ребенок умеет выполнять и в отношении которых может принимать необходимые решения, так что вам совсеи не нужно быть рядом.   Мотивация 1. Проблема. Отметка в этой колонке делается против навыков, которые ребенок не применяет без понуждения, то есть ему необходима мотивация. 2. Не проблема. Отметка в этой колонке делается против навыков, которыми ребенок пользуется регулярно, без специальных напоминаний.  

 

 


 


НАВЫКИ

СТЕПЕНЬ ВЛАДЕНИЯ

МОТИВАЦИЯ

1 2 3 1 2
Не умеет делать основные шаги Для принятия решений нуждается в помощи Владеет хорошо и самостоятельно Проблема Не проблема
Уборка          
Убирает вещи          
Выносит мусор          
Подметает          
Вытирает пыль          
Пылесосит          
Моет окна и зеркала          
Моет пол шваброй          
Натирает пол          
Чистит раковину          
Моет унитаз          
Моет плиту          
Чистит духовку          
Размораживает и моет холодильник          
Моет и сушит посуду, кастрюли и сковородки          
Загружает должным образом посудомоечную машину (если она есть)          
Сгребает лопатой снег          
Стирка          
Отделяет вещи для ручной стирки от вещей для машинной стирки          
Отделяет вещи, подлежащие сухой чистке, от вещей, которые стирают          
Отделяет чистую одежду от грязной          
Отделяет светлую одежду от темной          
Стирает вещи руками          
Развешивает вещи для просушки          
Правильно загружает стиральную машину (знает, какой режим задать)          
Отмеряет нужное количество порошка          
Пользуется сушкой          
Пользуется машиной в прачечной-автомате          
Аккуратно вешает одежду          
Аккуратно складывает одежду          
Убирает одежду, куда надо          
Гладит одежду, когда нужно          
Приготовление пищи          
Убирает продукты на место          
Накрывает на стол          
Убирает со стола          
Покупает закуски          
Готовит холодный завтрак          
Делает бутерброды (из готовых продуктов)          
Готовит пищу из полуфабрикатов          
Готовит горячий завтрак (например, из яиц)          
Пользуется духовкой (устанавливает нужную температуру и время готовки)          
Готовит салаты и десерты          
Готовит основное блюдо          
Готовит сложные блюда          
Знает, где купить продукты и новые      кухонные принадлежности          
Определяет по этикетке, какие продукты находятся в банках и коробках          
Правильно хранит оставшиеся продукты          
Распознает и выбрасывает испорченные продукты          
Находит нужные кухонные принадлежности    и пользуется ими:          
тостером          
миксером          
соковыжималкой          
консервным ножом          
кофеваркой          
Пользуется мерной посудой и весами          
Замена использованных предметов          
Заменяет перегоревшую лампочку          
Заменяет туалетную бумагув туалете или кусок мыла в ванной          
Меняет батарейки в игрушках, радиоприборах и фонариках          
Заменяет мешок в пылесосе          
Меняет полиэтиленовые мешки для мусорного ведра          
Использование инструментов. Правильно пользуется:          
стремянкой          
молотком          
отверткой          
гаечным ключом          
плоскогубцами          
сантиметром, измерительной линейкой длиной в      1 м          
веревкой (завязывает узлы)          
Повседневное включение и выключение приборов и поддержание дома в должном состоянии          
Включает (и выключает) вилки электроприборов в розетки          
Открывает и закрывает окна и шторы в соответствии с температурой и освещенностью          
Регулирует систему отопления          
Регулирует параметры звука и изображения у радиоприемника и телевизора (и выбирает каналы)          
Принимает меры по обеспечению безопасности жилья (ночью и когда уходит из дома)          
Застилает постель          
Меняет постельное белье          
Поливает и «подкармливает» комнатные растения          
Подстригает живую изгородь и кусты (если есть)          
Устанавливает и снимает вторые рамы          
Выключает свет, телевизор и другие приборы, когда ими не пользуется          
Сгребает опавшие листья          
Заботится о домашних животных (кормит, поит, купает)          
Подстригает газон          
Заливает бензин и масло в газонокосилку (если она есть)          
Знает правила техники безопасности (особенно при пользовании газонокосилкой)          
Мелкий ремонт          
Устанавливает сломанные дверные петли и ручки          
Прибивает гвоздиками сетку от насекомых          
Меняет пробки          
Вешает картину          
Останавливает непрерывно льющуюся воду в унитазе          
Пользуется сантузлом для прочистки засорившихся труб унитаза или раковины          
Заделывает трещины в штукатурке          
Заново закрепляв поднимающуюся и опускающуюся гардину          
Удаляет пятна (с ковра, одежды, занавесок)          
Склеивает развитые вещи          
Устраняет простые неисправности в оправе очков          
Исправляет тостер, когда тот заедает          
Сращивает провода          
Красит большие поверхности кистью или роликом          
Красит маленькие поверхности и рамы кисточкой          
Моет кисти и ролики          
Знает, когда обратиться за профессиональной помощью, если нужно что-то починить          

 

При этом мы советовали бы вам работать над этой главой так же, как над предыдущей:

1) просмотреть до конца всю главу, чтобы ознакомиться с ее основными по­ложениями;

2) заполнить таблицу «Оценка состояния навы­ков ухода за домом» (стр. 101-104) прочитать главу вниматель­но.

 

Производя оценку состояния навыков ухода за домом, вы выясните как степень владения ребенка этими навыками, так и необходимость в мотивации. В таблице фигурируют три степени владения навыками: 1) ребенок не усвоил основные шаги; 2) ребенок усвоил основные шаги, но ему необходима помощь в принятии решений относительно применения навыка; 3) ребенок может хорошо, полностью и совершенно самостоятель­но выполнить все, что нужно. Сделайте отметки в тех колонках, которые наилучшим образом характеризуют степень владения соответствующими навыками.

Что касается мотивации, то тут могут быть два варианта: 1) ребенок нуждается в мотивации, то есть, не применяет свой навык на практике без напоминания (колонка «Проблема»), и 2) не нуждается в мотивации, то есть пользуется соответст­вующим навыком регулярно и без напоминания (колонка «Не проблема»). Отметки в этих двух колонках делаются в том слу­чае, если качество выполнения работы соответствует второму или третьему уровням мастерства.

После того как вы определите степень владения ребенком всеми представленными в таблице навыками, перейдите к фор­ме «Навыки ухода за домом, выбранные для отработки» (по­мещенной ниже). С ее помощью вы выделите три (или столько, сколько сочтете нужным) навыка, отнесенных к первой степени владения, и запишите их под заголовком ОБУЧИТЬ ОС­НОВНЫМ ШАГАМ. Далее выберете три (или столько, сколько сочтете нужным) навыка, отнесенных ко второй сте­пени владения, и запишите их под заголовком НАУЧИТЬ СА­МОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Затем из колонок 2 и 3 раздела «Степень владения» выберете несколько связанных друг с другом навыков и запишите их под заголовком РАЗ­РАБОТКА ЦЕПОЧКИ ПОВСЕДНЕВНЫХ ХОЗЯЙСТ­ВЕННЫХ ДЕЛ. Наконец, из навыков, отнесенных в колонку «Проблема» раздела «Мотивация», выберете три и запишите их под заголовком ПОТРЕБНОСТЬ В МОТИВАЦИИ.   

Навыки ухода за домом, выбранные для   отработки

 

ОБУЧИТЬ ОСНОВНЫМ                                      НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

ШАГАМ                                                                  ПОЛЬЗОВАТЬСЯ

(из колонки 1 раздела                                            (из колонки 2 раздела

«Степень владения»)                                             «Степень владения»)

_______________________                                    _____________________________

_______________________                                    _____________________________

_______________________                                    _____________________________

 

 

РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ                                  ПОТРЕБНОСТЬ

ПОВСЕДНЕВНЫХ                                                В МОТИВАЦИИ

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДЕЛ

(из колонок 2 и 3 раздела                                       (из колонки «Проблема»)

«Степень владения»)

________________________                                   _____________________________

________________________                                   _____________________________

________________________                                   _____________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.76.209 (0.013 с.)