Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура СНЛК Роспотребнадзора и организация наблюдения и лабораторного контроля

Поиск

В сеть наблюдения и лабораторного контроля госсанэпидслужбы входят:

·ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии";

·ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Федерации и их филиалы;

·ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" и его филиалы;

·профильные (санитарно-гигиенические, эпидемиологические и т.д.), отраслевые научно-исследовательские учреждения, кафедры (лаборатории) высших учебных заведений химического, токсикологического, радиологического, микробиологического, гигиенического профилей, действующие в СНЛК территории по договорам, соглашениям, положениям о взаимодействии между органами и учреждениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, НИИ, НИУ, органами исполнительной власти, главными управлениями по чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации;

·центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

·противочумные станции (ПЧС).

Основу СНЛК Роспотребнадзора составляют ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации (республике, крае, области, округе) и муниципальные (межмуниципальные) филиалы ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", являющиеся головными в СНЛК Роспотребнадзора территории.

Головные - наиболее подготовленные к выполнению нижеследующих задач, стоящих перед СНЛК службы в зоне действия:

1. определение зараженности объектов окружающей среды, продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды ПБА и проведение специфической индикации ПБА и их индикации (при наличии лицензии и аккредитации);

2. сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом заражении (загрязнении) продовольственного сырья, питьевой воды, пищевых продуктов, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

3. разработка (только ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Федерации) нормативно-методических документов по СНЛК для подчиненных филиалов;

4. организационно-методическое руководство подведомственными учреждениями СНЛК Роспотребнадзора при проведении всех видов лабораторных исследований;

5. организация подготовки (переподготовки) специалистов учреждений СНЛКРоспотребнадзора в субъектах Российской Федерации.

Головные учреждения СНЛК Роспотребнадзора являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6-8 часов. При эвакуации головные учреждения СНЛК рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.

В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК госсанэпидслужбы в мирное и военное время головным учреждениям назначаются дублеры, на которые возлагаются вышеуказанные (для головного учреждения СНЛК Роспотребнадзора) функции по наблюдению и лабораторному контролю. В качестве дублеров используются наиболее подготовленные, материально технически оснащенные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в муниципальном образовании и соответствующие им учреждения на железнодорожном транспорте.

Головными учреждениями Роспотребнадзора и их дублерами вСНЛК могут быть только ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" (филиалы), расположенные в отдельно стоящих зданиях. Недопустимо их расположение в жилых зданиях.

Перечень головных учреждений и их дублеров (по представлению территориального управления Роспотребнадзора по субъекту Федерации) согласовывается с Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации.

За каждым из головных учреждений закрепляются определенные зоны субъекта Российской Федерации с муниципальными филиалами ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", входящими в эти зоны. В головных учреждениях проводят сложные специфические лабораторные исследования по индикации и идентификации опасных веществ в пробах, отобранных в ходе санэпидразведки и доставленных в лаборатории головных учреждений.

При головных учреждениях СНЛК Роспотребнадзора, так же как при территориальных и прикрепленных учреждениях, создаются нештатные специализированные формирования постоянной готовности и быстрого реагирования, которые при необходимости проводят санитарно-эпидемиологическую разведку, организуют и осуществляют комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий в очагах стихийных бедствий и других ЧС на подведомственной территории. В СНЛК муниципального образования и субъекта Российской Федерации основной объем лабораторных исследований экспертного характера по санитарно-эпидеми-ологическим вопросам должен проводиться в санитарно-эпидемиологических учреждениях, что повышает роль взаимодействия заинтересованных служб и ведомств, способствует решению вопросов в организации отбора и доставки проб, а также выработке единого подхода при санитарно-эпидемиологической оценке ситуации с вынесением экспертного заключения. В бактериологической группе индикации бактериологической лаборатории в первые сутки должны быть в наличии: 1 врач и 3 лаборанта (подготовка проб к исследованию, приготовление питательных сред, посевы на чашки, постановка проб). Для работы на вторые и последующие сутки требуются 1 врач - для просмотра чашек, 2 лаборанта - для смыва с чашек, 1-2 лаборанта - для приготовления взвеси бактерий для РНГА и мазков для МФА. В сутки объем исследований рассчитан на 25-30 анализов. Минимальный перечень обязательных гигиенических и санитарно-микробиологических исследований для специализированных формирований Роспотребнадзора и их возможности в инструментальных и лабораторных исследованиях приведен в Приложении 5 и 6.

При возникновении ЧС специализированные структурные подразделения СНЛК Роспотребнадзора развертываются в районах стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф и свою работу планируют в соответствии с масштабами предполагаемых последствий в зонах ЧС.

ВСНЛК Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации на территориальные управления и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии"возлагается:

·организация и ведение наблюдения, оценки и прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки;

·организационно-методическое руководство и контроль за состоянием готовности СНЛК Роспотребнадзора территории в мирное и военное время по вопросам проведения наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью (загрязненностью) пищевых продуктов, продовольственного сырья, питьевой воды, объектов окружающей среды потенциально опасными в радиационном, химическом и микробиологическом отношении веществами;

·разработка предложений по повышению эффективности действий в СНЛК территории в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

·организация взаимодействия и координация деятельности структур СНЛК Роспотребнадзора территории с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, заинтересованными ведомствами, учреждениями, иными организациями по вопросам функционирования, дальнейшего развития и совершенствования СНЛК Роспотребнадзора субъекта Российской Федерации в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с санитарно-эпидемиологическими последствиями при воздействии на среду при эпидемических вспышках в мирное и военное время;

·руководство работой территориальными отделами ТУ и филиалами ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в муниципальных образованиях - как структур СНЛК Роспотребнадзора в пределах территории субъекта Федерации;

·сбор, анализ и обобщение информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериальном, вирусным, паразитарным и т.д.) заражении (загрязнении) объектов окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации в мирное и военное время, прогнозирование радиационной, химической и эпидемиологической обстановки и разработка предложений по ее нормализации;

·организация и проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды, объектов окружающей среды с выдачей заключения о их пригодности к использованию по назначению;

·организация и координация санитарно-эпидемиологической разведки в зонах чрезвычайных ситуаций с санитарно-эпидемиологическими последствиями, в том числе при вспышках инфекционных заболеваний, силами специализированных формирований госсанэпидслужбы субъекта Российской Федерации, а также других служб, учреждений и организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС;

·организация и участие в проведении необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

·организация и проведение силами СНЛК Роспотребнадзора территории оперативного радиационного, химического, биологического контроля в зонах чрезвычайных ситуаций;

·проведение контрольных микробиологических, паразитологических (зоопаразитологических), энтомологических и токсикологических анализов объектов окружающей среды (почвы, атмосферного воздуха, воды источников хозяйственно-питьевого и рекреационного пользования), продовольственного сырья, питьевой воды, пищевых продуктов;

·установление наличия и вида возбудителей инфекционных заболеваний (специфическая индикация и идентификация выделенных штаммов микроорганизмов) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в пробах объектов окружающей среды, продовольственном сырье, пищевых продуктах и питьевой воде, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей;

·выявление причин и условий радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды;

·организация внедрения в деятельность ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" и их филиалов обслуживаемой территории более совершенных способов и методов определения зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольственного сырья, питьевой воды, пищевых продуктов патогенными биологическими агентами;

·формирование резервов санитарно-гигиенических и лабораторных средств (реактивы, диагностикумы, питательные среды, дез. средства и др.);

·участие в программах и мероприятиях по развитию и совершенствованию СНЛК территории в части предупреждения и ликвидации ЧС с медико-санитарными последствиями;

·организация и координация работ по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС с учетом сил и средств СНЛК постоянной готовности, расположенных на территории области;

·при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации все расположенные и функционирующие на территории субъекта Российской Федерации учреждения и формирования санитарно-эпидемиологического профиля, независимо от их ведомственной принадлежности оперативно подчиняются Главному государственному санитарному врачу для координации совместных действий.

Основными задачами отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений микробиологического, паразитологического, эпидемиологического, гигиенического профилей, участвующих в деятельности СНЛК территорий, являются:

·разработка методов выявления и оценки радиоактивного заражения (загрязнения) и индикации бактериальных средств в объектах окружающей среды, пищевых продуктах, продовольственном сырье, питьевой воде, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей, животных и птиц;

·оказание методической помощи головным учреждениям СНЛК Роспотребнадзора территориального и муниципального уровней по вопросам индикации и идентификации ПБА и оценке радиоактивного заражения (загрязнения);

·развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе своих лабораторий (подразделений) профильных центров индикации и идентификации патогенных биологических агентов, опасных химических веществ с возложением на них задач по индикации БС, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии и химико-аналитическим исследованиям;

·участие в выявлении, оценке и прогнозировании радиационной, химической и биологической обстановки, складывающейся в зонах чрезвычайных ситуаций муниципального (межмуниципального) и территориального масштаба;

·разработка совместно с органами и учреждениями Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации образцов и контрольных проб для проведения проверок готовности учреждений СНЛК Роспотребнадзора к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

·подготовка специалистов для учреждений СНЛК Роспотребнадзора.

На головные (в системе СНЛК госсанэпидслужбы) ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" и их филиалы, а также соответствующие им учреждения Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (в пределах территории субъекта), центры санитарно-эпидемиологического надзора Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации возлагается:

·проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах (за исключением химических и радиационных) и зонах чрезвычайных ситуаций с санитарно-эпидемиологическими последствиями силами и средствами создаваемых на базе учреждений Роспотребнадзора нештатных специализированных формирований быстрого реагирования (групп санитарно-эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов, санитарно-эпидемиологических бригад);

·установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольственного сырья, питьевой воды, пищевых продуктов, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);

·осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Федерации);

·осуществление идентификации штаммов микроорганизмов бактериальной группы, выделенных из различных проб в результате проведения специфической индикации;

·определение зараженности объектов окружающей среды, продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды, воды водоемов хозяйственно-питьевого и рекреационного назначения, патогенными микроорганизмами и токсинами, проведение специфической индикации БС;

·проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы продовольственного сырья, питьевой воды, воды водоемов хозяйственно-питьевого и рекреационного назначения, пищевых продуктов, зараженных ПБА с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

·измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

·установление границ очагов (только биологических) и зон биологического, химического, радиоактивного загрязнения (заражения) в районах чрезвычайных ситуаций с медико-санитарными и санитарно-эпидемиологическими последствиями;

·оказание методической помощи учреждениям Роспотребнадзора в муниципальных образованиях, прикрепленных к головному в системе СНЛК субъекта Федерации.

При получении сомнительных результатов исследования проб объектов окружающей среды, продовольственного сырья, питьевой воды, пищевых продуктов, а также материалов, взятых от больных и трупов людей, проба доставляется в соответствующий центр индикации (профильные НИИ, НИУ) согласно положений (соглашений, договоров) о взаимодействии, заключенных между ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Федерации и центром индикации (идентификации).

Головные учреждения СНЛК Роспотребнадзора выполняют при необходимости на территории прикрепленных муниципальных образований все перечисленные выше функции ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Федерации с учетом установленного распределения функций и поручений учреждения Роспотребнадзора субъектового уровня.

Основными задачами филиалов ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в муниципальных образованиях и соответствующих им учреждений на железнодорожном транспорте являются:

·проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;

·установление наличия на основе косвенных признаков в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей III-IVгрупп патогенности при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

·исследование проб, отобранныхиз объектов окружающей среды, продовольственного сырья, питьевой воды и пищевых продуктов на зараженность известными возбудителями инфекционных заболеванийIII-IV групп патогенности;

·отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных ПБА и доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы (в случае отсутствия возможности проведения исследований на месте).

Пробы для исследования на возбудителей особо опасных инфекций бактериальной (чума, холера, сибирская язва, бруцеллез, туляремия и другие) и вирусной (I и II групп патогенности) этиологии доставляются в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Российской Федерации или по его направлению в профильный НИИ (НИУ).

При получении сомнительных результатов в исследованных пробах из объектов окружающей среды, продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды, проба доставляется в головной центр СНЛК Роспотребнадзора субъекта Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.58 (0.013 с.)