ТОП 10:

Санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая характеристика зон разрушительного землетрясения и районов катастрофического наводнения



В России свыше 20% территории с населением более 20 млн. чел. подвержено сейсмическим воздействиям, превышающим 7 баллов, около 5% относится к 8-10 балльным зонам. Землетрясения относятся к самым опасным стихийным бедствиям. Это связано с внезапностью появления разрушительных толчков, значительными частотностя­ми, мощью и размахом воздействия. Поэтому жертвы от землетрясений составляют около 60% в структуре жертв от природных катастроф. Соотношение погибших, раненых и оставшихся без крова колеблется соответственно от 1:8:46 для землетрясений с числом пострадавших более 10 000 до 1:5,2:32 при численности пострадавших 10-И00. В XX веке на земном шаре в результате землетрясений погибло свыше 2,0 млн. чел.

Опасность землетрясений резко возрастает при попадании в зону бедствия крупных городов, так как большие разрушения в городах, индустриальных центрах уносят сотни и тысячи жизней. По прогнозам к 2000 году в результате урбанизации в мире появится более100 новых населенных пунктов с населением, превышающим 2 млн. чел. Около 40% из них будут расположены в сейсмоопасных районах. Урбанизация резко повышает плотность поражения, увеличивает число погибших и тяжелопораженных. Например, при землетрясении в Нефтегорске (Сахалин, 1995) на площади 0,1 км2 оказалось 84,5% населения города, а доля погибших почти в 3 раза больше, чем в Ашхабаде и в 2 раза - чем в Армении. Если в Ашхабаде соотноше­ние легких травм к травмам средней тяжести и тяжелым составило 6:1, то в Армении - 1,6:1, в Нефтегорске - 0,5:1.

С санитарно-гигиенических позиций огромную значимость имеет разрушение водоводов, канализационных коллекторов и других коммуникаций, так как это, с одной стороны, вызываетзагрязнение значительной части территории возбудителями различных инфекций, токсичными и иными веществами, а с другой - затрудняет проведение непосредственных спасательно-восстановительных работ. В нарушениях, связанных с очисткой районов от твердых и жидких отходов, преобладают недостатки организационного порядка, обусловленные неэффективным управлением соответствующими работами. В фазе изоляции и в первые дни фазы спасениявывозбытового и строительного мусора, разрушенных конструкций, трупов животных не проводится или осуществляется стихийно. Как правило, отходы и мусор сдвигаются на свободные вдоль дорог участки территории, то есть в места, не согласованные с коммунальными службами и учреждениями (формированиями) санитар­но-эпидемиологической службы.

Землетрясения приводят к загрязнению водоисточников, поэтому разведка водоисточников, защита запасов питьевой воды и контроль за ее качеством приобретают особую актуальность.

Разрушения жилых и производственных зданий, миграция значительных контингентов пострадавших и спасателей обостряют проблему обеспечения доброкачественными продуктами и готовой пищей, в силу чего требуется лабораторно-гигиенический контроль за организацией питания.

При наличии природных очагов чумы, туляремии и других инфекций приобретают актуальность изменения в поведении некоторых биологических видов, являющихся резервуаром указанных заболеваний -- крыс, мышей и др., что требует принятия быстрых истребительных и антиэпизоотических мер.

При землетрясениях разрушается значительное количество медицинских учреждений, что резко осложняет и затрудняет проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в фазе изоляции и при начале спасательных работ до прибытия формирований извне.

В зоне землетрясений в первую очередь возникают следующие санитарно-эпидемиологические последствия землетрясений:

1.Одномоментное разрушение водоводов, коллекторов и других коммуникаций, появление большого числа погибших, пораженных и оставшихся без крова.

2.Массивное микробное загрязнение местности, водоисточни­ков, почвы, отсутствие мест временного размещения пострадавшегонаселения.

3.Передвижения значительных контингентов населения, спасателей и строителей, что затрудняет поддержание санитарно-противоэпидемического режима в местах проживания или временного размещения людей и на путях эвакуации пораженных.

4. Позднее выявление инфекционных больных и затруднения своевременной изоляцией и их лечением, а также защитой пораженных и населения от контакта с инфицированными больными и животными в первые дни проведения спасательных мероприятий.

5.Выход из строя санитарно-эпидемиологических учреждений, чтоспособствует задержке проведения всех санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

6.Запоздалый контроль за сбором погибших людей и животных и их захоронением.

Стихийные явления, какими являются наводнение или катастрофическое затопление водой населенных пунктов на больших территориях, накладывают свои особенности на тактику деятельности здравоохранения и санитарно-эпидемиологическую службу и использования медицинских сил и средств.

В данном случае имеют значение, прежде всего масштабы территории затопления и тот факт, что большое количество населения оказывается без крова, без питьевой воды и продуктов питания, подвергается воздействию холодной воды, ветра и других метеорологических факторов.

Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий зависит от нанесенного ущерба на затапливаемой территории, создавшихся социально-бытовых условий и других факторов жизнеобеспечения населения.

Эффективность организации санитарно-эпидемиологической помощи пострадавшему населению, использование сил и средств санитарно-эпидемиологической службы зависит от появления на затапливаемой территории четырех зон катастрофического затопления (ЗКЗ), так как резко осложняется санитарно-эпидемиологическая обстановка, в зонах затопления может появиться значительное число санитарных и безвозвратных потерь.

Первая зона катастрофического затопления может примыкать непосредственно к гидросооружению или началу природного явления, которая, как правило, простирается на 6-12 км, высота волны может достигать нескольких метров. Волна характеризуется бурным потоком воды со скоростью течения 30 и более км/час. Время прохождения волны - 30 мин.

Вторая - зона быстрого течения 15-20 км/час. Протяженность этой зоны может быть 15-25 км. Время прохождения волны 50-60 мин.

Третья ЗКЗ - зона среднего течения со скоростью 10-15 км/час и протяженностью до 30-50 км. Время прохождения волны 2-3 часа.

Четвертая зона - зона слабого течения (разлива). Скорость течения может достигать 6-10 км/час. Её протяженность будет зависеть от рельефа местности и может составить 36-70 км отгидросооружения или места начала природного явления.

Величина и структура потерь будет изменяться в зависимости от плотности населения в зоне затопления, своевременности оповещения, расстояния населенного пункта от места начала наводнения и расположения медицинских учреждений, высоты затапливаемой волны и времени ее прохождения, температуры воды и окружающего воздуха, времени суток, рельефа местности и других особенностей.

Для ликвидации медико-санитарных последствий катастрофических затоплений местные органы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы заблаговременно разрабатывают планы медицинского обеспечения населения, проживающего в зонах возможных наводнений или катастрофических затоплений.

Руководство оказанием медицинской помощи пострадавшим и проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических ме­роприятий осуществляют городские (районные) медицинские учреждения и формирования. Оповещение и сбор производится по указанию председателей или их заместителей комиссий по чрезвычайным ситуациям и исполнительных органов власти. Организацией санитарно-противоэпидемических мероприятий занимаются учреждения санэпиднадзора разного уровня.

Важное значение в ликвидации медико-санитарных последствий играет санитарно-эпидемическое состояние зоны бедствия. В зонах катастрофического затопления могут разрушаться (размываться) системы водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций, банно-прачечных сточных вод, места сбора мусора, нечистот и прочих отбросов.

Все эти нечистоты, мусор и отбросы загрязняют зоны затопления и распространяются по течению затапливающей волной. В этих зонах возрастает опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний в результате скопления населения на ограниченной территории при значительном ухудшении материально-бытовых условий жизни.

Наглядным примером может служить наводнение летом 1989 года в Приморье (1989), Хабаровском крае (1994), которые нанесли огромный ущерб хозяйству. Во время наводнения погиб готовый к уборке урожай, оказались залиты животноводческие фермы, пастбища. Все смешалось в единую массу. Условия для возникновения эпидемий, ранений, гнойных и анаэробных инфекций оказались в этот период самыми благоприятными. Вместе с тем, инфекционные последствия наводнения подчинялись вполне определенным закономерностям.

Вслед за развитием катастрофического затопления одним из первых почувствовали нагрузку инфекционные стационары желудочно-кишечного профиля. В массовом количестве стали поступать вольные с традиционными кишечными инфекциями - дизентерией, колиэнтеритами, дизбактериозом, сальмонеллезом. Вырос уровень заболеваемости гепатитом. А вслед за этим появилась волна зоонозов - лептоспироз, туляремия. Серьезные последствия наводнения почувствовали хирургические клиники и стационары. В детских инфекционных стационарах возросла нагрузка за счет больных с менингококковой инфекцией.

В некоторых населенных пунктах не успели вывезти в безопасные места скот и произошел его падеж. Немало животных погибло в тайге. Началось разложение трупов. Вода несла все это в реки, прихватывая попутно различные нечистоты, содержимое скотомогильников, выгребных ям, а также нефтепродукты со складов и другое.

В проведении мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЗКЗ принимают участие не только силы и средства территориальных и местных органов, но и Всероссийская служба медицины катастроф с непосредственным включением формирова­ний различных служб для проведения эвакуационно-спасательных работ, оказания медицинской и санитарно-эпидемиологической по­мощи. Для оказания санитарно-эпидемиологической и экстренной медицинской помощи в первую очередь привлекаются санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ) и бригады экстренной медицинской помощи - БЭМП, врачебно-сестринские и доврачебные, формируемые на базе городских, центральных, районных, участковых больниц, поликлинических учреждений и здравпунктов. БЭМП и СЭБ формируются решением территориальных органов здравоохранения и территориальных ФБУЗ ЦГиЭ для работы в очаге самостоятельно.

Оказание санитарно-эпидемиологической и экстренной медицинской помощи сразу на большой территории разрозненным группам населения обусловливает работу указанных бригад небольшими силами на более широком участке, иногда на значительном удалении одной бригады от другой. В некоторых случаях, размещаясь на плавсредствах (катерах, моторных лодках), медицинские сестры и врачи бригад вынуждены действовать самостоятельно. Все лица, участвующие в спасении на воде, должны быть обеспечены спасательными средствами (поясами, кругами и т.п.).

Для организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах катастрофического затопления также направляются группы эпидемиологической разведки (ГЭР), создаваемые на базе ФБУЗ ЦГиЭ разного уровня.

Эвакуируемое население из зоны катастрофического затопления размещается в утепленных помещениях небольшими группами по 10-15 человек, где организуется медицинское наблюдение.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.172 (0.005 с.)