ТОП 10:

Организация и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля Роспотребнадзора на региональном уровне



Цель, основные задачи, организация и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК)* Роспотребнадзора вСНЛК Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в мирное время и как элемента (структурной единицы) гражданской обороны в особый период (военное время) определены в "Положении о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации" (1993).

СНЛК Роспотребнадзора является составной частью сил и средств наблюдения и лабораторного контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и функциональной подсистемы РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой. Выполнение задач, стоящих перед ней, является обязательным для всех юридических лиц (учреждений, организаций, органов, объединений) различных форм собственности, включенных в СНЛК Роспотребнадзора регионального и муниципального уровней.

Координация деятельности и методическое руководство СНЛК Роспотребнадзора в сети наблюдения и лабораторного контроля РСЧС субъектового и местного (муниципального) уровней возлагается на Главное управление (управление, отдел) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК Роспотребнадзора осуществляет ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Российской Федерации.

Наблюдение и лабораторный контроль проводятся учреждениями Роспотребнадзора на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях в целях:

·предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций с санитарно-эпидемиологическими последствиями в мирное и военное время;

·своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевых продуктов, продовольственного сырья, объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, почвы, источников питьевого водоснабжения, воды открытых водоемов хозяйственного и рекреационного назначения и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

·обоснования комплекса неотложных (экстренных) и отсроченных, в том числе долговременных, профилактических мероприятий по защите населения и территории от радиоактивных, химических веществ и агентов биологической природы для принятия оптимальных управленческих решений при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

·принятия экстренных санитарно-противоэпидемических мероприятий в очагах поражения радиоактивными веществами (РВ), опасными химическими веществами (ОХВ), патогенными биологическими агентами (ПБА), в т.ч. бактериальными средствами (БС), применяемыми в террористических целях;

·прогнозирования и контроля за последствиями чрезвычайной ситуации для здоровья населения и состояния окружающей среды.

Общие задачи СНЛК Роспотребнадзора:

·сбор и оценка информации о радиоактивном и химическом загрязнении и биологическом заражении, о наличии возбудителей инфекционных болезней человека в окружающей среде, питьевой воде, пищевых продуктах, продовольственном сырье, о массовых эпидемических вспышках заболеваний среди людей, сельскохозяйственных, домашних и диких животных;

·постоянное слежение за интенсивностью и динамикой загрязнения (заражения) окружающей среды (селитебных территорий, природных объектов, питьевой воды, пищевых продуктов, продовольственного сырья) веществами химической (включая радиоактивные) и биологической природы;

·установление факта чрезвычайной ситуации (ЧС) путем определения степени загрязнения объектов окружающей среды, питьевой воды, пищевых продуктов, продовольственного сырья радиоактивными, опасными химически веществами и патогенными биологическими агентами;

·выявление причин, вызвавших загрязнение (заражение) объектов окружающей среды, питьевой воды, пищевых продуктов, продовольственного сырья, а также поражение людей и животных;

·количественная оценка масштабов ЧС;

·обобщение и передача в период угрозы, возникновения и ликвидации ЧС данных о радиационной, химической, бактериологической обстановке в вышестоящие, а также в заинтересованные учреждения по установленным формам;

·дополнительное динамическое наблюдение за объектами окружающей среды непосредственно в период угрозы и ликвидации ЧС и в ходе дальнейшего устранения ее последствий;

·обеспечение готовности органов и учреждений СНЛК Роспотребнадзора к работе по ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий в мирное и военное время.

Перечень конкретных учреждений, организаций, органов и объединений госсанэпидслужбы, функционирующих на территориальном или муниципальном уровнях в соответствующих системах СНЛК, устанавливается региональными или муниципальными органами исполнительной власти по согласованию с вышестоящими структурами Роспотребнадзора. Перечень отраслевых научно-исследовательских учреждений и профильных высших учебных заведений, входящих в структуру СНЛК Роспотребнадзора территориального уровня, определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с министерствами, ведомствами и организациями федерального уровня.

Главные управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, а также муниципальные управления (отделы) по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в рамках функциональной подсистемы территориальной (муниципальной) системы предупреждения и ликвидации ЧС выполняют следующие мероприятия по обеспечению деятельности учреждений Роспотребнадзора вСНЛК на подведомственной территории:

·организация и координация деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля госсанэпидслужбы вСНЛК РСЧС на подведомственной территории;

·оперативное руководство деятельностью СНЛК Роспотребнадзора при ликвидации ЧС мирного и военного времени;

·контроль состояния готовности СНЛК Роспотребнадзора к действиям в условиях мирного и военного времени;

·организация и контроль обучения, подготовки (переподготовки) специалистов Роспотребнадзора по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС с санитарно-эпидемиологическими последствиями;

·обеспечение взаимодействия учреждений СНЛК Роспотребнадзора со специализированными учреждениями заинтересованных министерств, ведомств, служб, агентств;

·участие в установленном порядке в работе по совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования ЧС учреждений СНЛК гражданской обороны, а также разработке и внедрению показателей риска на территориях и объектах экономики;

·участие в материально-техническом и финансовом обеспечении учреждений СНЛКРоспотребнадзора.


* Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, пищевых продуктов, продовольственного сырья, питьевой воды РВ, ОХВ и ПБА в процессе госсанэпиднадзора с использованием инструментальных (технических) средств.

Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольственном сырье, пищевых продуктах, питьевой воде, биологическом (клиническом) материале искомого агента (для БС - после проведения специфической индикации).

Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт наличия (заражения, загрязнения) РВ, ОХВ и ПБА в исследуемой среде.

Идентификация - комплекс мероприятий, позволяющих определить вид РВ, ОХВ и ПБА.

2 Функционирование и порядок передачи информации учреждениями СНЛК Роспотребнадзора

Функционирование СНЛК Роспотребнадзора осуществляется в трех режимах.

В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения, органа вышестоящим структурным образованием. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.

В режиме повышенной готовности (ухудшение санитарно-эпидемиологи-ческой обстановки, в том числе радиационной, химической, микробиологической, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного происхождения, угроза начала войны, локальных военных конфликтов) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящими методическими рекомендациями.

При ухудшении санитарно-эпидемиологической обстановки, обнаружении в атмосферном воздухе, почве, воде, пищевых продуктах, продовольственном сырье РВ, ОХВ, ПБА, в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), регистрации случаев опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, в т.ч. зоонозов (зооантропонозов), а также при высоком загрязнении окружающей среды информация передается учреждениями СНЛК Роспотребнадзора в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующего уровня (территориального, муниципального) структуры МЧС, других заинтересованных министерств, ведомств, служб, организаций, полномочных представителей государственной власти Российской Федерации в субъекте Федерации, органы исполнительной власти в субъекте Федерации, органы местного самоуправления, оповещается население о санэпидобстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санэпидблагополучия.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения ЧС, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.

Состав, объем и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются нормативно-распорядительным документом (актом) вышестоящей организации СНЛК Роспотребнадзора.

В режиме чрезвычайной ситуации мирного времени (возникновение и ликвидация ЧС в мирное время), а также при использовании террористами современных средств поражения (химическое, биологическое, ядерное оружие) в военных конфликтах, наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящими методическими рекомендациями.

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде источников хозяйственно-питьевого пользования и водоемов зон рекреации), пищевых продуктах, продовольственном сырье РВ, ОХВ, ПБА в количествах, превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), о каждом случае заболевания особо опасными инфекциями, о вспышках инфекционных заболеваний (поражений) людей, о случаях высокого (10-ти кратное превышение ПДУ) загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК Роспотребнадзора в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующего уровня (территориального, муниципального) структуры МЧС, других заинтересованных министерств, ведомств, служб, агентств.

Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении ЧС. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.222.93 (0.007 с.)