ТОП 10:

Система раннего оповещения об эпидемиях



Раннее оповещение об эпидемиях - это сведения об обострении эпиде­мической ситуации, угрозе возникновения и распространения массовых заболеваний опасными инфекциями, передаваемые в установленной форме по каналам связи для учреждений и органов управления РСЧС.

Раннее оповещение является важным компонентом в системе мер по обеспечению готовности к ликвидации эпидемии, рациональному использо­ванию имеющихся ресурсов и включает в себя:

·осуществление мер эпидемиологического надзора за опасными и особо опасными инфекциями, выявление ведущих факторов эпидемического процесса в районе бедствия и разработку рекомендаций по ослаблению их воздействия на наиболее уязвимые контингенты населения;

·своевременное, достоверное, достаточное и проводимое в доступной форме информирование органов управления, учреждений и формирований РСЧС об изменениях санитарно-эпидемиологической обстановки, угрозе появления особо опасных и опасных инфекций, нарушениях требований противоэпидемического режима на этапах эвакуации пострадавших, эффективности режимно-карантинных и изоляционно-ограничительных мероприятий;

·санитарно-разъяснительную работу среди населения и доведение до работников здравоохранения сведений об ухудшении эпидемической ситуации;

·правовое регулирование объема и темпов прохождения информации об угрозе эпидемии.

Вспышки инфекционных болезней могут быть выявлены привычными путями и способом действия по шаблону, эпидемиологическим надзором и, когда это оправдано, специальным дополнительным активным надзором за теми болезнями, которые представляют наибольшую потенциальную опас­ность.

В большинстве случаев эпидемии распознаются на уровне промежу­точных медико-санитарных учреждений (районных, городских). Именно на этом уровне отчеты и донесения, полученные от многочисленных диспансеров и небольших больниц, суммируются и направляются на более высокий уровень системы здравоохранения. Случаи болезни, выявленные в каждом районе, необходимо нанести на график для каждой нозологической формы и сопоставить с фоновыми данными, зарегистрированными в ходе повседневного эпидемиологического надзора за прошлые годы и показывающими сезонные колебания (вариации). Необходимо определить критерии порогового уровня инфекционной заболеваемости и довести их до сведения территориальных центров Госсанэпиднадзора и здравоохранения.

Эпидемиологический надзор представляет собой проведение регулярных эпидемиологических обследований, направленных на выявление случаев ряда инфекционных болезней, которые с наибольшей вероятностью могут вызвать крупные эпидемии в регионе, в целях своевременного реагирования на изменения эпидемической обстановки и предупреждения распространения эпидемического процесса. Такой надзор должен быть постоянным, позволяющим незамедлительно исследовать подозрительные случаи для быстрого выявления источника инфекции и оценить возможность распространения заболевания. Кроме того, распространенность инфекционных болезней должна оцениваться через определенные промежутки времени с помощью многоцелевых серологических, микробиологических обследований, а также обследований с целью выявления переносчиков и резервуаров инфекции.

Критериями для проведения активного эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями являются:

·чрезвычайная важность для органов здравоохранения;

·местная эндемичность или тесные связи с активными очагами, расположенными на территории другого региона;

·появление «новой» болезни (например, геморрагическая лихорадка Эбола) с неизвестной возможностью местной передачи;

·отсутствие или низкий уровень иммунитета в определенных группах населения;

·климатические факторы (засуха, наводнение) или социальные явления (миграция населения), которые могут способствовать передаче возбудителей инфекции.

Информация об эпидемиях, неблагоприятных изменениях санитарно-эпидемиологической обстановки представляется в штаб ГОЧС, который информирует вышестоящие органы управления о характере чрезвычайной ситуации. При передаче информации представляются следующие данные:

·о факте эпидемии, ее масштабе и прогнозе развития;

·о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов;

·о силах и средствах санэпидслужбы, имеющихся в очаге;

·справочные данные.

Порядок передачи информации с учетом содержания и срочности:

·экстренные уведомления и оповещения о прогнозе и факте чрезвычай­ной ситуации глобального, регионального и местного масштаба и о принимаемых мерах - незамедлительно вне зависимости от времени суток;

·срочная информация о неблагоприятном изменении обстановки и о ходе работ по их ликвидации - не позднее двух часов с момента уведомления о событии (запросы срочной справочной информации), последующие сообщения с периодичностью не более четырех часов (если время не оговорено особо);

·уведомления и оповещения о прогнозе и факте угрозы чрезвычайных ситуаций и информация по управлению силами и средствами, не связанные с угрозой населению и не носящие экстренного (срочного) характера, справочная информация - в течение восьми часов с момента получения (выработки) информации или получения запроса на выдачу справки;

·обобщенная информация о событиях за сутки при проведении работ по ликвидации последствий ЧС, периодическая фоновая информация о биологической, химической, радиационной и гидрометеорологической обстановке не экстренного (не срочного) содержания - оперативной сводкой к 8 часам следующих суток;

·информация о состоянии промышленной и экономической безопасности и другие виды информации не экстренного (не срочного) содержания - по установленному регламенту.

Информация может передаваться в формализованном и неформализованном виде. Конкретные формы представления информации устанавливаются вышестоящим органом управления для нижестоящих органов, непосредственно подчиненных ему. Передача сообщений в неформализованном виде допускается, если сообщение содержит информацию экстренного характера или оно отсутствует в установленной форме.

При представлении сообщений в формализованном виде должны быть отражены следующие вопросы:

·тип ЧС, место, масштаб, причины;

·характеристика ЧС: численность населения в зоне ЧС, число пострадавших, заболевших инфекционной болезнью, умерших (погибших), эвакуированных, подвергнувшихся комбинированному воздействию факторов ЧС;

·оказание первой медицинской помощи, госпитализация (количество пострадавших);

·привлекаемые силы и средства для ликвидации последствий ЧС;

·сведения о противоэпидемической работе: выявлено заболевших, контактных с больными, проведено профилактических прививок и охвачено экстренной профилактикой, умерло, установлен карантин (площадь, количество объектов или населенных пунктов), организовано карантинных постов, численность людей в обсервациии т. д.;

·дополнительная информация: наличие эпизоотий, территорий зара­жения токсическими или радиоактивными веществами, бытовыми или промышленными сточными водами, санитарно-гигиеническая характеристика мест проживания и труда, путей перемещения и ме­дицинской эвакуации, запасы медикаментов, медицинского имущества, прививочного материала, антисептиков и дезинфектантов, состояние дезтехники, укомплектованность специалистами и их квалификация и т. д.

Эффективность использования санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований различных министерств и ведомств, принимавших участие в ликвидации медико-санитарных последствий в ЧС, во многом зависит от четкой организации управления

Содержание и последовательность управленческой деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиоло­гической службы в ЧС представлены на рис. 1

 

Рис. 1. Содержание и последовательность управленческой деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы в ЧС

 

Гигиенические требования к организации водообеспечения и осуществления санитарно-эпидемиологического надзора за водоснабжением

1 Гигиенические требования к организации водообеспечения и осуществления санитарно-эпидемиологического надзора за водоснабжением

Организация водоснабжения в зонах ЧС проводится на основании Концепции обеспечения безопасного водоснабжения в зонах чрезвычайных ситуаций.

Организация водообеспечения пострадавших и спасателей в значительной степени зависит от качества воды водоисточников. В среднем по стране более 30% проб воды не соответствует санитарным правилам и нормам по санитарно-химическим, а 25% - по микробиологическим показателям. Положение усугубляется воздействием факторов аварии, а также тем, что каждый третий коммунальный и каждый четвертый ведомственный водопроводы находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии. Зон санитарной охраны водоисточников не имеют 16% коммунальных и 18,6%ведомственных водопроводов. Отсутствует необходимый комплекс очистных сооружений на 13% коммунальных и 32% ведомственных водопроводах в сельской местности, обеззараживающие установки отсутствуют соответственно на 7 и 39% водопроводов.

Аварии и катастрофы приводят к дополнительному микробному, радиоактивному или химическому загрязнению поверхностных источников воды в результате выпадения продуктов аварийного выброса из атмосферы на открытую водную поверхность и смыва дождевыми осадками с загрязненных водосборов. Особенно быстро происходит загрязнение водотоков. Так, скорость миграции радионуклидов в реках и проточных водоемах может достигать 5-7 км/ч и более. Протяженность зоны высоко загрязненных радиоактивными веществами масс воды по течению водотока может достигать 80-100 км и более.

При этом в зонах ЧС преобладает какой-либо один тип загрязнения, что предъявляет повышенные требования к резервным возможностям очистных сооружений по его удалению. Эффективность эксплуатации дорогостоящих установок в этих условиях значительно повышается, если использовать обработку исходной воды на предфильтрах, специально предназначенных для удаления того или иного типа загрязнения (с цеолитовым туфом при РВ, активированными углями при СДЯВ и т. д.).

Основным источником обеспечения требуемым количеством питьевой воды являются сооружения стационарного водопровода и запасы с известным качеством воды. На одного человека планируется обеспечение 40 дм3 воды в сутки, из них для питья и приготовления чая -3,5 дм3. При нахождении в экстремальных климатогеографических условиях (высокие внешние температуры, горно-пустынная местность и др.) количество поставляемой воды увеличивается в два раза, а при повышенных потребностях в воде (ношение защитной одежды и противогазов, значительные физические нагрузки, эпидемия острых кишечных инфекций с преимущественным распространением возбудителя через воду и др.) - еще в полтора раза.

Вся вода, поставляемая в зону ЧС, подразделяется на хозяйственно-питьевую и техническую. Хозяйственно-питьевая вода используется для питья и приготовления пищи, мытья и умывания, стирки белья и содержания животных, медицинского обслуживания, техническая - для мойки техники и вооружения, в системах охлаждения и обогрева, при приготовлении дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов, пожаротушении, химической чистке, поливе территории. Критерии качества хозяйственно-питьевой воды устанавливаются медицинской службой, технической - соответствующими службами.

При планировании снабжения водой все водоисточники считаются загрязненными патогенной микрофлорой, веществами 1 и 2-го класса опасности в пределах 5 ПДК и остальными токсичными веществами в пределах 10 ПДК. Поэтому население и формирования спасателей должны обеспечиваться установками, устройствами и изделиями для улучшения качества воды.

В районах размещения пострадавшего населения и спасателей основной расход воды приходится на хозяйственно-питьевые нужды, санитарную обработку прибывших из района аварии, а также помывку, дегазацию, дезактивацию либо дезинфекцию техники, строений и местности.

С позиции водообработки первоочередной задачей является обеспечение безопасности водоснабжения, предназначенного для хозяйственно-питьевого потребления.

Для удовлетворения потребности в воде используются элементы системы водоснабжения населенных пунктов, находящихся в прилегающих к территории бедствия районах, которые, в свою очередь, будут испытывать дефицит в питьевой воде, так как в них будет произведено расселение эвакуируемого населения, а резервы сооружений водопровода, в соответствии с требованиями строительных норм и правил, не превышают25% потребности населенного пункта в воде. В этих условиях планами ликвидации последствий аварии предусматривается создание звеньев подвоза воды.

В целях устранения недостатков в режиме повышенной готовности к ЧС прежде всего проверяют наиболее уязвимые в случае ЧСМ участки водоразводящей сети зданий и сооружений по минимально необходимому перечню инженерно-технических и общесанитарных мероприятий на сооружениях стационарного водопровода.

Комплекс мер по улучшению качества воды, предназначенной для хозяйственно-питьевых нужд, должен включать в себя ее обработку в месте водозабора с помощью технических средств, дополнительное внесение дезинфектантов при транспортировке или хранении в емкостях либо в индивидуальных флягах, фильтрацию и обеззараживание в местах водоразбора и непосредственно перед употреблением.

При выборе технических устройств по очистке воды преимущество име­ют портативные безреагентные и полной заводской готовности изделия, обеспечивающие гарантированную очистку воды от бактерий, вирусов и ток­синов, снижение до допустимых уровней содержания радиоактивных и высокотоксичных веществ, не приводящие к их появлению в воде.

Оперативно эпидемическая безопасность питьевой воды должна контролироваться по выработке ресурса портативных водоочистных устройств, по внутренним затворам индивидуальных биофильтров, по длительности и условиям кипячения или хранения, по остаточному свободному хлору в водоразводящей сети и емкостях доставки.

С первых действий в полевых условиях должны проводиться природоохранные мероприятия, в том числе и по недопущению загрязнения зон санитарной охраны водоисточников.

При разработке рекомендаций по планированию и гигиенической оценке водообеспеченности основными критериями выбора технологий и технических средств подготовки питьевых вод являются:

Øспособность технологий и сооружений оперативно реагировать на временное или постоянное ухудшение качества воды в водоисточниках;

Øдостаточная надежность обеззараживания воды перед подачей ее потребителю с учетом возможного появления в водоисточниках возбудителей опасных инфекционных заболеваний, таких как холера, брюшной тиф, гепатиты А и Е, полиомиелит и др;

Øгибкость технологий водообработки, позволяющих воздействовать на различные ингредиенты из многокомпонентных систем и экономить электроэнергию, реагенты и сорбционные материалы без реконструкции капитальных сооружений;

Øотсутствие образования вторичных продуктов (осадков, рассолов) и их последующей утилизации;

Øпреимущественное, использование для обработки относительно небольших объемов воды, предназначенной для хозяйственно-питьевых целей, безреагентных устройств полной заводской готовности;

Øисключение образования в больших количествах токсичных хлорорганических соединений (хлороформа, четыреххлористого углерода и др.);

Øобязательная сертификация с определением срока эксплуатации без замены основных элементов и узлов.

Состав специализированных формирований и воинских подразделений, направляемых в район бедствия, должен иметь запасы консервированной(бутилированной) воды из расчета трехдневной потребности для питья.

Все категории пострадавших, состав специализированных формирований и военнослужащие должны обучаться правилам обращения с портативными устройствами по очистке питьевой воды, а также пользованию другими способами улучшения ее качества.

Санитарно-эпидемиологический надзор за водоснабжением в зонах ЧС включает в себя:

Øконтроль за соответствием количества подаваемой воды требованиям санитарных правил и норм, за качеством воды в водоисточниках, регулирующих и запасных емкостях, в водоразводящей сети, на станциях водообработки полевого водоснабжения и после фильтров индивидуального пользования, в емкостях подвоза и хранения, на объектах питания, здравоохранения, банно-прачечного обслуживания, в работающих учреждениях и органах управления, в местах массового скопления людей и на путях эвакуации пострадавшего населения;

Øпериодическую проверку санитарного состояния сооружений водопровода, пунктов водоочистки и разбора воды, предназначенной для хозяйственно-питьевых целей, а также магистральных водоводов и тех­ники полевого водоснабжения;

Øдопуск персонала к эксплуатации объектов, сооружений и техники, предназначенных для водоснабжения, с учетом требований к состоянию здоровья, предъявляемых к этой категории лиц.

Санитарно-эпидемиологический надзор за водоснабжением осуществляется в объеме требований:

ØГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора»;

ØСанПиН 2.1.4.544-96 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»;

ØСанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;

Øдругих документов, регламентирующих порядок осуществления санитарно-эпидемиологического надзора на объектах экономики, здравоохранения, на путях сообщения, при возникновении эпидемий с преимущественно водным путем распространения возбудителей (холера, вирусные гепатиты А и Е, брюшной тиф и др.).

Перечень инженерно-технических и общесанитарных мероприятий на сооружениях стационарного водопровода, проводимых для повышения устойчивости к воздействию факторов ЧС, включает:

а) закрепление (установку) упоров в местах поворота в вертикальной или горизонтальной плоскости на вводах трубопроводов;

б) установку запорной арматуры на внутренних водопроводных сетях, в том числе:

·на каждом вводе;

·на кольцевой разводящей сети;

·у основания пожарных стояков хозяйственно-питьевой или производственной сети в зданиях высотой три этажа и более;

·на ответвлениях, питающих пять водоразборных точек и более;

·на ответвлениях от магистральных линий водопровода;

·на ответвлениях в каждую квартиру или номер гостиницы;

·на подводах к смывным бачкам, смывным кранам и водонагревательным колонкам;

·на ответвлениях к групповым душам и умывальникам;

·у оснований подающих и циркуляционных стояков в зданиях и сооружениях высотой три этажа и более;

·на ответвлениях трубопровода к секционным узлам;

·перед наружными поливочными кранами;

·перед приборами, аппаратами и агрегатами специального назначения(производственными, лечебными, опытными и др.) в случае необходимости;

в) включение (подключение) локальных насосных установок при постоянном или периодическом недостатке напора в системах водоснабжения, а также при необходимости поддержания принудительной циркуляции в централизованных системах горячего водоснабжения, в том числе их ручного, дистанционного или автоматического управления;

г) установка в водонапорных баках и баках-аккумуляторах (безнапорных):

·трубы для подачи воды в бак с поплавковыми клапанами, перед каждым из которых надлежит устанавливать запорный вентиль или задвижку;

·отводящей трубы и переливной трубы, присоединяемой на высоте наивысшего допустимого уровня воды в баке;

·спускной трубы, присоединяемой к днищу бака и к переливной трубе с вентилем или задвижкой на присоединяемом участке трубопровода;

·водоотводной трубы для отвода воды из поддона;

·устройства, обеспечивающие циркуляцию холодной воды в баках, предназначенных для хранения воды питьевого качества;

·циркуляционной трубы для поддержания при необходимости постоянной температуры в баке-аккумуляторе во время перерывов при разборе горячей воды; на циркуляционной трубе следует предусматривать установку обратного клапана с вентилем или задвижкой;

·воздушной трубы (диаметром 25 мм), соединяющей бак с атмосферой;

·датчиков уровня воды в баках для включения и выключения насосных установок;

·указателей уровня воды в баках и устройства для передачи их показаний на пульт управления;

д) оборудование санитарно-технических приборов и приемников производственных сточных вод гидравлическими затворами (сифонами);

е) оборудование всех унитазов индивидуальными смывными бачками или смывными кранами, а унитазов, устанавливаемых в уборных школ, больниц и поликлиник, - педальным пуском смывных устройств;

ж) стояки бытовой канализации, размещаемые в верхних этажах зданий, проходящие через предприятия общественного питания, должны быть в оштукатуренных коробах без установки средств для проверки (ревизий);

з) санитарные приборы, борта которых расположены ниже уровня люка ближайшего смотрового колодца (так как они должны быть присоединены к отдельной системе канализации, изолированной от системы канализации выше расположенных помещений), с устройством отдельного выпуска и установкой на нем задвижки с электрифицированным приводом, управляемым автоматически по сигналу датчика, устанавливаемого на трубопроводе в канализуемом подвале, и подачей аварийного сигнала в дежурное помещение или на диспетчерский пункт;

и) обеззараживание сточных вод инфекционных больниц и отделений перед сбросом в наружную канализационную сеть и их очистку на городских сооружениях биологической очистки либо на располагаемых на территории больницы или отделения;

к) проверка (ревизия) задвижек на всасывающем и напорном трубопроводах каждого насоса, обратных клапанов на напорном трубопроводе, соответствия марки насосов для перекачки сточных вод составу стоков (фекальные, песковые, кислотостойкие и др.);

л) выполнение требований к санитарным разрывам в убежищах, которые допускается располагать вблизи линии водоснабжения и напорной кана­лизации диаметрами до 200 мм не ближе 15 м от водопроводных и канализа­ционных магистралей диаметром 250 мм и более;

м) приведение в исправность местных водонагревателей на предприятиях общественного питания и других водопотребителей, которым необходима горячая вода с температурой выше той, которая предусмотрена в открытых системах теплоснабжения;

н) оборудование в убежищах и дизельных электростанциях отдельного ввода от наружной водопроводной сети с обратным клапаном и установкой на вводе внутри убежища запорной арматуры;

п) создание в емкостях убежищ запаса питьевой воды из расчета 3 л в сутки на каждого укрываемого, а в убежищах лечебных учреждений для нетранспортабельных больных - запаса питьевой воды в проточных емкостях из расчета 20 л в сутки на каждого укрываемого больного и 3 л на каждого медицинского работника и, кроме того, запаса воды для технических нужд, хранимого в резервуарах, который определяется по отдельному расчету;

р) отвод из убежищ сточных вод в наружную канализационную сеть по самостоятельным выпускам самотеком или путем перекачки с установкой задвижек внутри; установка станций перекачки и приемных резервуаров при напорном отводе сточных вод во внешнюю канализацию за пределами убежищ;

с) аварийный резервуар для сбора стоков (объемом из расчета 2 л в сутки на каждого укрываемого) с возможностью его очистки в помещении санитарного узла убежища и отверстия в перекрытии резервуара, используемого вместо унитазов, закрываемые крышками;

т) регулярные меры, принимаемые для недопущения затопления подвалов сточными водами в случае создания подпора в наружной канализационной сети при отводе сточных вод из помещений подвалов самотеком, в том числе наличие и состояние специальных обратных клапанов, задвижек и др.).

Критерии определения неудовлетворительного санитарного состояния сооружений водопровода:

·загрязнены стоками водопроводные сети, либо скважины;

·сточные воды от чистки и мойки техники не подвергаются очистке перед спуском в канализационную сеть;

·количество подаваемой в места размещения воды (по графику с перебоями и т. п.) не обеспечивает соблюдения правил личной и общественной гигиены населения, личного состава специализированных формирований;

·при работе банно-прачечного комбината имеются перебои в подаче электроэнергии, пара, холодной или горячей воды более чем на 6 часов, либо давление пара ниже 2 атм.;

·подача воды в городок в период интенсивного водоразбора осуществляется с перебоями или по графику;

·обеспеченность водой составляет менее 70% от потребности или до­пускается перерыв в подаче воды более чем на 24 часа;

·при лабораторном контроле вода, подаваемая в сеть, по микробиологическим показателям не соответствует требованиям ГОСТ или более 5%проб воды из распределительной сети имеют коли-индекс свыше 3;

·устье скважины не изолировано от атмосферных воздействий, оголовок не герметизирован;

·зона первого пояса санитарной охраны подземных водоисточников менее 30 м, не соблюдается санитарный режим (нарушена целостность ограждения, загрязнена территория и т. п.);

·смотровые водопроводные колодцы захламлены, без крышек или затоплены водой;

·водопроводные сети после проведения на них ремонта не продезинфицированы, очистка и дезинфекция резервуаров для хранения воды в течение года не проведена;

·не обеспечен лабораторно-производственный контроль за содержанием остаточного хлора и других показателей качества в воде, поступающей в сеть. Содержание связанного хлора меньше 0,8 мг/л или время контакта воды с хлором менее 60 минут, а содержание свободного хлора меньше 0,3 мг/л или время контакта воды с хлором менее 30 минут;

·неисправность системы бытовой и производственной канализации с выходом стоков в производственные и другие помещения столовой;

·отсутствие или недостаточное количество воды (менее 20 литров на одного потребителя, из них 16 л горячей), либо качество воды по мик­робиологическим показателям не соответствует требованиям;

·нарушена проходимость канализационной сети с переполнением смотровых колодцев, либо имеется порыв канализационных трубопроводов с затоплением подвалов зданий или с выходом сточных вод на поверхность, или если авария на канализационных сетях не устранена более чем за 6 часов;

·производится сброс неочищенных или необеззараженных вод в водо­емы, на рельеф и в выгребы поглощающего типа;

·септики и выгреба заполнены более чем на 2/3 их объема, наружные уборные своевременно не убираются, не дезинфицируются, не очищаются, не освещены, окна их не закрыты сеткой.

Связанная с состоянием сооружений водопровода оценка «неудовлетворительно», при которой сразу же проводятся ремонтно-восстановительные работы, ставится при наличии хотя бы одного из недостатков, установленных критериями определения

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.172 (0.02 с.)