Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Надзор и контроль за безопасностью и охраной трудаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важнейшей функцией системы управления безопасностью труда является надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов. Надзор и контроль за охраной труда осуществляется через государственный надзор и ведомственный контроль. В настоящее время основными органами, осуществляющими надзор и контроль в сфере безопасности (охраны) труда, являются следующие службы (федеральные надзоры): – Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая находится в ведении Минздравсоцразвития Росиии; – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), подведомственная Минздравсоцразвития Росиии; – Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), подведомственная Минздравсоцразвития России; – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), подведомственная Министерству природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России – МПР); – Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор), подведомственный МЧС России; – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), подведомственная МВД России. Рассмотрим основные надзорные и контрольные функции указанных служб и органов. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также осуществляет проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудового законодательства и привлечение виновных к ответственности, анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике и ряд других функций. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (гигиенических санитарных норм и правил) и организует ведение социально-гигиенического мониторинга и деятельность санитарно-эпидемиологической службы России. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет контроль за порядком осуществления медико-социальной экспертизы и установлением степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является самой крупной надзорной службой, ее полномочия очень широки и в равной мере касаются охраны труда, окружающей среды и чрезвычайных ситуаций. Служба является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, уполномоченным органом в области промышленной безопасности, органом государственного горного надзора, органом
государственного энергетического надзора, уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. Надзорные и контрольные функции Ростехнадзора весьма обширны. В области безопасности труда Ростехнадзор осуществляет надзор и контроль за безопасностью эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, сосудов под давлением, безопасным ведением работ при разработке полезных ископаемых, за правильность устройства и безопасность эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, соблюдением правил эксплуатации установок, являющихся источником ионизирующих излучений. Ростехнадзору предоставлено право осуществлять лицензирование работы предприятий и организаций в закрепленной за ним сфере деятельности. Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор) осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением пожарно-профилактических мероприятий. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией транспортных средств. Перечисленные надзорные органы построены по территориальному признаку. Представители указанных органов имеют право: – беспрепятственного доступа на подведомственные объекты; – на получение от органов исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий, организаций и учреждений всей необходимой для их работы информации; – выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для исполнения предписания: налагать на них в соответствии с установленным законодательством РФ об административных правонарушениях порядке штрафы; – приостанавливать работу отдельных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения. Государственный надзор за исполнением трудового законодательства и иных правовых актов, расследование несчастных случаев на производстве в установленном порядке может осуществлять Прокуратура Российской Федерации. Решение по результатам прокурорских расследований принимают органы судебной власти (суды). Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция). Одним из органов государственного надзора и контроля является Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) при Роструде России. В подчинении Рострудинспекции находятся государственные инспекции труда субъектов РФ, местных органов исполнительной власти и Межрегиональные инспекции, которые создаются в составе территориальных органов по труду. Система инспекции труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности. Функции Федеральной инспекции труда, полномочия, обязанности и права, порядок работы государственных инспекторов труда определены в главе 57 Кодекса и постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2000 г. № 78 “Положение о федеральной инспекции труда”. Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации работает во взаимодействии с перечисленными органами надзора. Она осуществляет контроль за опасными и вредными видами работ, определяет список производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, предоставляются дополнительные отпуска, льготы и компенсации, осуществляет организационно-методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда и контроль за ее результатами, сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации. На рис. 7.1 изображена обобщенная структура управления охраной труда в России.
Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, организациях и учреждениях этот контроль осуществляют службы охраны труда предприятий, а при их отсутствии (при небольшой численности работников) – инженеры по охране труда либо лица, на которых по приказу возложено исполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и по охране труда осуществляют профсоюзы, в частности профсоюзные комиссии. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) трудового коллектива, которые осуществляют общественный контроль. Профессиональные союзы могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: – осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; – проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
– принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; – получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; – защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); – предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников. Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору. Виды контроля условий и охраны труда могут быть выборочные, сплошные, аттестационные, плановые, внеплановые, целевые, комплексные. Внеплановые проверки осуществляются службой охраны труда в связи с разными отказами, авариями, происшествиями. Целевые проверки проводятся, как правило, в масштабах всего производства. При их проведении контролируется определенного вида производственное оборудование или средства коллективной защиты (например, вентиляция, освещение). Комплексные проверки проводятся в масштабах отдельного производственного участка, при этом контролируются на соответствие требованиям безопасности все виды оборудования, технологических процессов, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояние строительных конструкций помещения (цеха).
законодательства об охране труда предусмотрены следующие виды ответственности: Дисциплинарная ответственность наступает в случае нарушений трудового распорядка, правил и нормативов по охране труда. За нарушение норм охраны труда руководство может применить следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Материальная ответственность работника перед предприятием возникает, если из-за его действий предприятию был нанесен материальный ущерб. Возмещать ущерб работник может добровольно или по решению суда, полностью или частично, в зависимости от его вины и причин нарушения правил безопасности. Административная ответственность может выражаться в наложении штрафов или административном приостановлении деятельности. Лицами, привлекающимися к данному виду ответственности, являются должностные лица, юридические лица и предприниматели без образования юридического лица. Уголовная ответственность за нарушение требований техники безопасности предусмотрена в случаях злостных нарушений, которые повлекли за собой или могли повлечь несчастный случай, травму, профессиональное заболевание и другие тяжелые последствия. К уголовной ответственности привлекаются только виновные физические лица (руководители организаций, лица, ответственные за соблюдение техники безопасности, простые работники).
18. Финансирование и планирование мероприятий по охране труда. Виды планов по охране и улучшению условий труда на предприятии. Основной обязанностью лиц, ответственных за охрану труда, является искоренение травматизма и профессиональной заболеваемости среди работающих путем строгого выполнения требований охраны труда. Для этого руководители производственных участков обязательно разрабатывают годовые и перспективные планы мероприятий по улучшению условий труда и снижению травматизма и их обязательному выполнению. В первую очередь планы мероприятий составляют руководители производственных участков, затем их обобщают главные специалисты предприятий, а инженер по охране труда обобщает планы главных специалистов для составления сводного плана мероприятий по хозяйству.
Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» утверждена номенклатура мероприятий по охране труда, которая является обязательной для всех предприятий, организаций, учреждений, коллективных сельскохозяйственных предприятий. Она значительно облегчает планирование мероприятий по охране труда и усиливает их целевое назначение, проявляющееся в улучшении условий труда, предупреждении несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также санитарно-бытовом обеспечении условий на производстве. Номенклатура мероприятии, предлагаемых этим законом, является основой для подготовки комплексного плана улучшения охраны труда и санитар-но-оздоровительных мероприятий, предусматривает планирование и проведение разнообразных мероприятий, которые должны быть направлены на дальнейшее улучшение охраны труда. Она предусматривает модернизацию технологического оборудования в соответствии с требованиями стандартов безопасности, внедрение автоматического и диагностического управления оборудованием, устройство систем контроля и сигнализации о наличии и возникновении опасных и вредных производственных факторов, внедрении устройств, обеспечивающих защиту работающих от поражения электрическим током. К числу номенклатурных мероприятий относятся также перепланировка помещений в соответствии с требованиями охраны труда, совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, устройство на действующих объектах новых и реконструкция имеющихся вентиляционных систем, переоборудование отопительных систем, создание оптимального микроклимата на рабочих местах, механизация уборки производственных помещений, приведение уровней шума, вибрации, ультразвука, ионизирующих и других вредных излучений, а также естественного и искусственного освещения в соответствие с требованиями стандартов безопасности и санитарных норм, устройство укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков, мест организованного отдыха, оборудование мест и приобретения спортивного инвентаря для производственной гимнастики, организация кабинетов, уголков, лабораторий, выставок по охране труда, приобретение необходимых приборов, наглядных пособий, демонстрационной аппаратуры и т.д., а также издание и приобретение нормативно-технической документации и литературы по охране труда.
Мероприятия, предусмотренные номенклатурой, включают в соглашение по охране труда (соглашение по социальным вопросам и охране труда в хозяйстве) с учетом комплексного плана по охране труда, санитарно-технического паспорта предприятия, анализа причин травматизма и профессиональной заболеваемости (форма соглашения приведена далее). Мероприятия по охране труда должны быть обеспечены проектно-сметной документацией, финансированием и материальными ресурсами. Финансирование мероприятий осуществляется за счет следующих источников: государственных капитальных вложений, включая фонд развития производства, если мероприятия капитальные; амортизационного фонда, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств; финансирования средств общепроизводственных расходов в случае, когда мероприятия носят некапитальный характер; банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники или расширению производства. Если по каким-либо причинам средства, выделенные на мероприятия по охране труда, не израсходованы полностью, оставшуюся сумму администрация по согласованию с комитетом профсоюза направляет на выполнение дополнительных мероприятий. Финансовые средства и материальные ресурсы, предназначенные ми осуществления номенклатурных мероприятий, законом запрещается использовать на другие цели. В номенклатуре отмечено, что мероприятия, связанные с обеспечением работающих спецодеждой, спецобувью и другими сред-i щами индивидуальной защиты, а также лечебно-профилактическим питанием и обучением по охране труда, финансируют и осуществляют в соответствии с законодательством и в порядке, установленном министерствами и ведомствами.
19. Классификация несчастных случаев по их связи с производственной деятельностью. Классификация несчастных случаев Законодательство по охране труда содействует облегчению и оздоровлению условий труда, предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний. Если несчастный случай все же произошел, закон призван содействовать выявлению и устранению его причин, а также возмещению ущерба потерпевшему. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определяется ст. 227-231 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. №73. Расследование несчастного случая – это прежде всего выявление в установленном порядке причин, которые привели к несчастному случаю на производстве, а учет несчастных случаев – объективная документальная фиксация каждого такого происшествия. Расследованию и учету в соответствии со ст. 227 ТК РФ подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших. К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся: – работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором; – студенты и учащиеся образовательных учреждений всех типов, проходящие производственную практику; – лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями; – лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду; – лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ; – члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности. Несчастным случаем, могут быть: – телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; – тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; – поражение электрическим током, молнией, излучением; – укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; – повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств; – иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов. Необходимо отметить, что не все несчастные случаи можно квалифицировать как несчастные случаи на производстве, в некоторых ситуациях могут иметь место несчастные случаи, не связанные с производством. Расследование и того, и другого несчастного случая осуществляется одинаково, разница заключается в порядке оформления и учета. О несчастном случае на производстве можно говорить, если он произошел: – в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни; – при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо наличном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора; – при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком; – при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и др.); – при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время; – при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая. – при привлечении работника в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий; В последнем случае необходимо будет доказать, что действие хотя и не входило в трудовые обязанности работника, но совершалось по поручению работодателя, а не по инициативе самого работника, за исключением действий, направленных на предотвращение аварии или несчастного случая. Несчастный случай считается не связанным с производством, если он произошел в результате: – смерти вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденной в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами; – смерти или повреждения здоровья, единственной причиной которых явилось, по заключению учреждениями здравоохранения, алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушением технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества; – совершения пострадавшим проступка, содержащего по заключению правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния. Решение о квалификации несчастного случая, происшедшего при совершении пострадавшим действий, содержащих признаки уголовного правонарушения принимаются комиссией с учетом официальных постановлений (решений) правоохранительных органов, квалифицирующих указанные действия. До получения указанного решения председателем комиссии оформление материалов расследования несчастного случая временно приостанавливается. Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, т.е. с лицами, работающими по трудовому договору или по гражданско-правовому договору, в котором установлено, что обязанностью одной из сторон является уплата страховых взносов.
20. Сроки, порядок проведения и оформление результатов расследования несчастных случаев, связанных с производством. Порядок расследования несчастных случаев Правильное и своевременное расследование каждого несчастного случая на производстве позволяет выявить причины травматизма и осуществить профилактические меры, решить вопрос об ответственности виновных и о возмещении ущерба пострадавшим. Расследование несчастного случая на производстве является обязанностью работодателя той организации, где произошел несчастный случай, независимо от того, было ли лицо работником этой организации. В связи с этим несчастные случаи, происшедшие с лицами, направленными для выполнения работы к другому работодателю и работавшими там под его руководством и контролем, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем, у которого произошел несчастный случай (ст. 229 ТК РФ). В состав комиссии включается полномочный представитель работодателя, направившего упомянутых лиц, и его неприбытие (или несвоевременное прибытие) не может явиться основанием для изменения сроков расследования (п.10 Положения об особенностях расследования...). Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где производилась работа по совместительству, а комиссия, проводившая расследование, информирует о результатах расследования и сделанных выводах работодателя по месту основной работы пострадавшего. Несчастные случаи, происшедшие на территории организации с работниками сторонних организаций и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или задания направившего их работодателя, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем. При необходимости в состав комиссии могут включаться представители организации, за которой закреплена данная территория на правах владения или аренды. Несчастные случаи, происшедшие с работниками организации, производящей работы на выделенном участке другой организации, расследуются и учитываются организацией, производящей эти работы, с обязательным участием представителей организации, на территории которой производились эти работы. Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводится комиссией, образуемой работодателем с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим государственным органом надзора и контроля. Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений соответствующего уровня, проходящими в организациях производственную практику или выполняющими работу под руководством и контролем работодателя (его представителя), проводится комиссиями, формируемыми и возглавляемыми этим работодателем (его представителем). В состав комиссии включаются представители образовательного учреждения. Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику на выделенном для этих целей участках организации и выполняющими работу под руководством и контролем полномочных представителей образовательного учреждения, проводится комиссиями, формируемыми руководителями образовательных учреждений. В состав комиссии включаются представители организации. Для расследования несчастного случая, в том числе группового, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается. В расследовании несчастного случая у работодателя – физического лица принимают участие указанный работодатель или полномочный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе. Каждый пострадавший или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с ним. Для расследования несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии дополнительно включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов. При расследовании несчастных случаев с застрахованными в состав комиссии также включаются представители исполнительных органов страховщика (по месту регистрации страхователя). Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором труда. По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего – его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования. В случае острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, в состав комиссии включается также представитель территориального органа санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации. При несчастном случае, происшедшем в организации при эксплуатации опасных производственных объектов, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа. При крупных авариях с числом погибших 5 человек и более в состав комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда– главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, – руководитель этого территориального органа. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней. Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая. Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате, которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления. При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений. В случае невозможности завершения расследования в указанный срок в связи с объективными обстоятельствами председатель комиссии обязан своевременно информировать пострадавшего или его доверенных лиц о причинах задержки сроков расследования. Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости – представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет Заключение о несчастном случае на производстве по форме 5, предусмотренной приложением №1 к постановлению Минтруда РФ №73 от 24 октября 2002 г., и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем). Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (е
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.138 (0.014 с.) |