Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственное управление охраной труда↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
В федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ч. 1 ст. 211 ТК РФ). Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе (ч. 2 ст. 211 ТК РФ): - при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов; - при конструировании машин, механизмов и другого оборудования; - при разработке технологических процессов; - при организации производства и труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 211 ТК РФ). В соответствии с данной нормой принято Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160) (далее - Положение). Государственные требования охраны труда содержатся в следующих нормативных правовых актах, которые издает Минтруд России (п. п. 2, 6 Положения): - стандарты безопасности труда. Они регламентируют осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда (ч. 13 ст. 209 ТК РФ); - правила и типовые инструкции по охране труда; - государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. В частности, Минтруд России уполномочен принимать следующие документы: - типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охране труда в организациях (п. 5.2.20 Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610; далее - Положение о Минтруде России); - порядок обучения работников организаций по охране труда (п. 5.2.23 Положения о Минтруде России); - рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и численности работников данной службы (п. 5.2.25 Положения о Минтруде России); - правила и типовые инструкции по охране труда (п. 5.2.28 Положения о Минтруде России). Например, Минтрудом России приняты следующие документы: - совместно с Минобразования России Постановление от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"; - Постановление от 22.01.2001 N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях"; - Постановление от 08.02.2000 N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации".
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
Государственное управление охраной труда осуществляется непосредственно Правительством РФ, а также по его поручению Минтрудом России (ч. 1 ст. 216 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610). Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны координировать свою деятельность и согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда с Минтрудом России (ч. 3 ст. 216 ТК РФ). В целях государственного управления охраной труда Правительство РФ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (ч. 5 ст. 216 ТК РФ): - обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда; - разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением; - устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте; - устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда; - разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда; - обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда; - координируют научно-исследовательские работы в сфере охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; - организуют международное сотрудничество в области охраны труда; - исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. На территориях субъектов РФ государственное управление охраной труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий (ч. 4 ст. 216 ТК РФ). Эти полномочия перечислены в ч. 5, 6 ст. 216 ТК РФ. Органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 4 ст. 216 ТК РФ). На федеральном уровне передача отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда органам местного самоуправления осуществляется в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, ст. ст. 19 и 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ
1. Кто и в какие сроки проводит госэкспертизу условий труда >>> 2. В каких случаях работодателю целесообразно инициировать госэкспертизу условий труда >>> 3. В каких случаях, помимо обращения работодателя, проводится госэкспертиза условий труда >>> 4. Как работодателю узнать о проведении госэкспертизы условий труда, если он ее не инициировал >>> 5. Оплата госэкспертизы условий труда >>> 6. Результаты и последствия госэкспертизы условий труда для работодателя >>>
Кто и в какие сроки проводит госэкспертизу условий труда
Государственная экспертиза условий труда - это оценка качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников (ч. 11 ст. 209 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения госэкспертизы). Ее проводят следующие органы госэкспертизы (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ, п. 1 Порядка проведения госэкспертизы): - федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ); - органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. Срок проведения экспертизы - не более 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы оснований для ее проведения (абз. 1 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы). Он может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней. Случаи продления установлены в абз. 2 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы.
Ликвидация организации Существенным риском для работодателя является то, что государственный инспектор может направить в суд требование о ликвидации юридического лица по причинам нарушений требований охраны труда (пп. "е" п. 13 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).
Ответственность работодателя за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра, обязательного психиатрического освидетельствования либо при наличии медицинских противопоказаний Допуск к исполнению трудовых обязанностей работника, который не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр, обязательный медицинский осмотр в начале рабочего дня (смены), обязательное психиатрическое освидетельствование или имеет медицинские противопоказания, может повлечь административное наказание по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно наложение штрафа: - на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - в размере от 15 до 25 тыс. руб.; - на юридических лиц - от 110 до 130 тыс. руб. Полагаем, что названные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, если вопреки государственным нормативным требованиям охраны труда не организовали проведение иных предусмотренных законом медосмотров. К последним можно, например, отнести обязательный послерейсовый медосмотр водителя, который занят перевозкой пассажиров. Необходимость его проведения следует из ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 4 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ. В случае повторного совершения аналогичных правонарушений указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Ответственность работодателя за ненадлежащее выполнение требований законодательства, касающихся предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей
Отметим, что за нарушение требований охраны труда в ст. 143 УК РФ предусмотрена также уголовная ответственность, привлечение к которой возможно в случаях, когда нарушение, совершенное лицом по неосторожности, повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека, смерть двух или более лиц. Полагаем, что привлечение работодателя к такой ответственности возможно, в том числе если он допустил работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров или психиатрических освидетельствований, а также при наличии медицинских противопоказаний, в результате чего наступили перечисленные выше последствия. Данный вывод следует из анализа абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ст. 143 УК РФ. Кроме того, непроведение обязательных медосмотров или допуск работника к исполнению трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний для занятия соответствующей деятельностью могут в отдельных случаях рассматриваться как нарушение санитарного законодательства, что следует из анализа совокупности абз. 4 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 34 Закона N 52-ФЗ. За такое нарушение в соответствии с законодательством РФ установлена административная (в частности, по ст. 6.3 КоАП РФ) и уголовная (по ст. 236 УК РФ) ответственность (ст. 55 Закона N 52-ФЗ).
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
В федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ч. 1 ст. 211 ТК РФ). Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе (ч. 2 ст. 211 ТК РФ): - при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов; - при конструировании машин, механизмов и другого оборудования; - при разработке технологических процессов; - при организации производства и труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 211 ТК РФ). В соответствии с данной нормой принято Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160) (далее - Положение). Государственные требования охраны труда содержатся в следующих нормативных правовых актах, которые издает Минтруд России (п. п. 2, 6 Положения): - стандарты безопасности труда. Они регламентируют осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда (ч. 13 ст. 209 ТК РФ); - правила и типовые инструкции по охране труда; - государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. В частности, Минтруд России уполномочен принимать следующие документы: - типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охране труда в организациях (п. 5.2.20 Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610; далее - Положение о Минтруде России); - порядок обучения работников организаций по охране труда (п. 5.2.23 Положения о Минтруде России); - рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и численности работников данной службы (п. 5.2.25 Положения о Минтруде России); - правила и типовые инструкции по охране труда (п. 5.2.28 Положения о Минтруде России). Например, Минтрудом России приняты следующие документы: - совместно с Минобразования России Постановление от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"; - Постановление от 22.01.2001 N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях"; - Постановление от 08.02.2000 N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации".
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
Государственное управление охраной труда осуществляется непосредственно Правительством РФ, а также по его поручению Минтрудом России (ч. 1 ст. 216 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610). Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны координировать свою деятельность и согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда с Минтрудом России (ч. 3 ст. 216 ТК РФ). В целях государственного управления охраной труда Правительство РФ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (ч. 5 ст. 216 ТК РФ): - обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда; - разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением; - устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте; - устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда; - разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда; - обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда; - координируют научно-исследовательские работы в сфере охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; - организуют международное сотрудничество в области охраны труда; - исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. На территориях субъектов РФ государственное управление охраной труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий (ч. 4 ст. 216 ТК РФ). Эти полномочия перечислены в ч. 5, 6 ст. 216 ТК РФ. Органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 4 ст. 216 ТК РФ). На федеральном уровне передача отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда органам местного самоуправления осуществляется в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, ст. ст. 19 и 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.197.92 (0.007 с.) |