Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Органы государственного управления охраной труда, их компетенция и полномочияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии со ст. 37 Закона Украины „Об охране труда" государственное управление охраной труда в Украине осуществляют: — Кабинет Министров Украины; — Комитет по надзору за охраной труда (в соответствии с админи — министерства и другие центральные органы государственной — местная государственная администрация, местные Советы — ассоциации, концерны, корпорации и другие объединения предприятий. обязанности, права и полномочия каждого из этих органов. Компетенция Кабинета Министров Украины в области охраны труда. Кабинет Министров Украины: — обеспечивает реализацию государственной политики в области 41 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА — утверждает национальную программу по улучшению состояния — определяет функции министерств, других центральных органов — определяет порядок создания и использования государственного, Основные задачи, которые возлагаются на Госнадзорохрантруда*: — комплексное управление охраной труда; — государственный надзор за соблюдением требований законодательных — координация работ по профилактике травматизма непроизводственного
— проведение экспертизы проектной документации и выдача — координация научно-исследовательских работ по вопросам — установление и развитие международных связей по вопросам Решения Госнадзорохрантруда, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами. Полномочия министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти в области охраны труда: — проведение единой научно-технической политики в области — разработка и реализация комплексных мер по улучшению * Взято из Положения о Комитете по надзору за охраной труда, утвержденного Указом Президента Украины от 09. 03. 1998 г. № 182/98.
— осуществление методического руководства деятельностью — заключение с соответствующими отраслевыми профсоюзами — финансирование разработки и пересмотра нормативных актов по охране труда; — организация в установленном порядке обучения и проверки знаний — создание при необходимости профессиональных военизированных — осуществление внутриведомственного контроля за состоянием охраны труда. Для координации, совершенствования работы по охране труда и контроля за этой работой в центральном аппарате министерств и других центральных органах государственной исполнительной власти создаются службы охраны труда. Полномочия местных государственных администраций и Советов народных депутатов в области охраны труда. Местные государственные администрации и Советы народных депутатов в пределах соответствующей территории; — обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда; — формируют при участии профсоюзов программы мероприятий — организовывают при необходимости региональные аварийно- — осуществляют контроль за соблюдением нормативных актов об охране труда; — создают при необходимости фонды охраны труда. Для выполнения названных функций местные органы власти создают соответствующие структурные подразделения. Полномочия объединений предприятий в отрасли охраны труда. Полномочия в области охраны труда ассоциаций, корпораций, концернов и других объединений определяются их уставами или договорами между предприятиями, которые образовали объединение. Для выполнения делегированных объединению функций, в его аппарате создаются службы охраны труда. 42 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА Г а з и к л
1.2.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В современных рыночных условиях развития экономики в нашей стране с каждым годом увеличивается число малых и средних предприятий, многие из которых основаны на частной собственности. Так во Львовской области вначале 2000 года насчитывалось более 40 тыс. малых предприятий и фирм. Понятно, что изменения в экономической и хозяйственной сферах вынуждают к определенной трансформации системы управления охраной труда. На основании разработок профессора Г. Г. Гогиташвили в современных условиях возникает три центра управления охраной труда: государственное (не административное); управление со стороны руководства предприятия; управление со стороны работников предприятия (рис. 1.3). Рис. 1.3. Система управления охраны труда в современных условиях Государство создает законодательную базу по вопросам охраны труда; комплекс инспекций, осуществляющих надзор за выполнением принятых нормативно-правовых актов об охране труда; инфраструктуру производственно-технического, информационного, научного и финансового обеспечения деятельности в сфере охраны труда.
Собственник экономически заинтересован в том, чтобы его работники не травмировались и не болели, и поэтому обеспечивает выполнение на предприятии нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда. Механизм социального страхования предполагает увеличение страхового взноса, если на предприятии растет травматизм и заболеваемость работающих. Существенное значение в системе управления охраны труда имеют общественные институции в лице профсоюзов, комиссии и уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда предприятия. В то же время каждый работник должен постоянно заботиться о здоровом стиле жизни и работы, поддерживать высокий уровень физического, психологического и квалификационного состояния, программировать пути здорового долголетия, предупреждения случаев травматизма и заболеваний. В противном случае работник будет иметь гораздо меньшие шансы на рынке труда. Таким образом, в современных рыночных условиях только комплексное управление охраной труда со стороны государства, собственника и работника обеспечит повышение эффективности этой деятельности. Применение отдельных разрозненных мероприятий по охране труда малоэффективно, поэтому необходим системный подход, при котором эти мероприятия применяются взаимосвязанно и комплексно. С этой целью на предприятии, с учетом его особенностей разрабатывается система управления охраной труда. Система управленая охраной труда (СУОТ) — это совокупность органов управления предприятием, которые на основании комплекса нормативной документации проводят целеустремленную, планомерную деятельность по осуществлению заданий и функций управления с целью обеспечения здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда. Создание СУОТ осуществляется путем последовательного определения цели и объекта управления, заданий и мероприятий по охране труда, функций и методов управления, построения организационной структуры управления, составления нормативно-методической документации. Главная цель управления охраной труда — создание здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда, улучшение производственного быта, предотвращение травматизма и профзаболеваний. В упрощенном виде любую систему управления можно подразделить ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА и орган, осуществляющий это управление. Последний, на основании полученной информации (внешней или внутренней о состоянии объекта управления) вырабатывает управляющую информацию, то есть принимает решение. Часто (особенно на больших и средних предприятиях) на основании принятого решения некий исполнительный орган осуществляет управляющее воздействие на объект управления. Во многих случаях управляющий и исполнительный органы объединяют одним понятием — субъект управления. Внешняя информация ] Внешняя среда
Управляющая подсистема Управляющая Управляемая подсистема
ТГнешняя среда воздействие Рис. 1.4. Упрощенная структурная схема СУОТ предприятия Субъектом управления в СУОТ на предприятии в целом является руководитель (главный инженер), а в цехах, на производственных участках и в службах — руководители соответствующих структурных подразделений и служб. Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их своевременной реализацией осуществляет служба охраны труда предприятия, которая подчинена непосредственно руководителю предприятия (главному инженеру). Субъект управления анализирует информацию о состоянии охраны труда в структурных подразделениях предприятия и принимает решения, направленные на приведение фактических показателей охраны труда в соответствие с нормативными. Объектом управления в СУОТ является деятельность структурных подразделений и служб предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, цехах и предприятия в целом. Раздел 1 Охрана труда базируется на законодательных, директивных и нормативно-технических документах. При управлении охраной труда не должны приниматься решения и осуществляться мероприятия, которые противоречат действующему законодательству, государственным нормативным актам об охране труда, стандартам безопасности труда, правилам и нормам охраны труда. К основным функциям управления охраной труда относятся: — прогнозирование и планирование работ, их финансирование; — организация и координация работ; — учет показателей состояния условий и безопасности труда; — анализ и оценка состояния условий и безопасности труда; — контроль за функционированием СУОТ; — стимулирование работы по совершенствованию охраны труда. — обучение работников безопасным методам труда и пропаганда — обеспечение безопасности технологических процессов, производственного оборудования, зданий и сооружений; — нормализация санитарно-гигиенических условий труда; — обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; — обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха; — организация лечебно-профилактического обслуживания; — профессиональный отбор работников отдельных профессий; — усовершенствование нормативной базы по вопросам охраны труда. в основе которой лежит прогностический анализ, имеет решающее значение в системе управления охраной труда. Планирование работы по охране труда подразделяют на перспективное, текущее и оперативное. Перспективное планирование содержит наиболее важные, трудоемкие и долгосрочные по срокам выполнения мероприятия по охране труда, выполнение которых, как правило, требует совместной работы нескольких подразделений предприятия. Возможность выполнения мероприятий перспективного плана должна быть подтверждена обоснованным расчетом необходимого материально-технического обеспечения и финансовых расходов с указанием источников финансирования. Основной формой перспективного планирования работы по охране труда является разработка комплексного плана предприятия по улучшению состояния охраны труда. 46 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА Раздел 1
Теку щее планирование осуществляется в течение календарного года при разработке соответствующих мероприятий в разделе „Охрана труда" коллективного договора. Операти вно е планирование работы по охране труда осуществляется по итогам контроля состояния охраны труда в структурных подразделениях и на предприятии в целом. Оперативные меры по устранению обнаруженных недостатков указываются непосредственно в приказе собственника предприятия, который издается по итогам контроля, или в плане мероприятий, как дополнение к приказу. Функция СУОТ по организации и координации работ предусматривает формирование органов управления охраной труда на всех уровнях управления и всех стадиях производственного процесса, определение обязанностей, прав, ответственности и порядка взаимодействия лиц, которые принимают участие в процессе управления, а также принятие и реализацию управленческих решений. Контроль за состоянием охраны труда. Действенное управление охраной труда можно осуществлять только при наличии полной, своевременной достоверной информации о состоянии охраны труда. Получить такую информацию, обнаружить возможные отклонения от норм безопасности, а также проверить выполнение планов и управленческих решений можно только на основании регулярного и объективного контроля. Поэтому контроль состояния охраны труда является наиболее ответственной и трудоемкой функцией процесса управления. Основными формами контроля за состоянием охраны труды являются: оперативный контроль; контроль, который проводится службой охраны труда предприятия; общественный контроль; административно-общественный трехступенчатый контроль; ведомственный контроль высших органов. Необходимо отметить, что кроме контроля, осуществляется надзор за охраной труда со стороны государственных и профсоюзных инспекций. Оперативный контроль со стороны руководителей работ и подразделений предприятия проводится в соответствии с утвержденными должностными обязанностями. Служба охраны труда контролирует выполнение требований безопасности труда во всех структурных подразделениях и службах предприятия. В деле создания здоровых и безопасных условий труда значительная роль отводится общес твенному конт ролю, который осуществляется комиссией по вопросам охраны труда предприятия и общественными инспекторами по охране труда. Административно-общественный трехступенчатый контроль проводится на трех уровнях. На первом уровне контроля начальник производственного участка (мастер) совместно с общественным инспектором профгруппы ежедневно проверяют состояние охраны труда на производственном участке. На втором уровне т начальник цеха совместно с общественным инспектором и специалистами соответствующих служб цеха (механик, энергетик, технолог) два раза в месяц проверяют состояние охраны труда согласно утвержденному графику. На третьем уровне контроля ежемесячно (в соответствии с утвержденным графиком) комиссия предприятия под председательством руководителя (главного инженера) проверяет состояние охраны труда на предприятии. В состав комиссии входят: руководитель службы охраны труда, председатель комиссии по охране труда профкома, руководитель медицинской службы, работник пожарной охраны и главные специалисты предприятия (технолог, механик, энергетик). Результаты работы комиссии фиксируются в журнале трехступенчатого контроля и рассматриваются на совещании. По результатам совещания издается приказ по предприятию. Учет, анализ и оценка показателей охраны труда и функционирования СУОТ направлены (в соответствии с полученной информацией) на разработку и принятие управленческих решений руководителями всех уровней управления (от мастера участка до руководителя предприятия). Суть данной функции состоит в системном учете показателей состояния охраны труда, в анализе получения данных и обобщении причин несоблюдения требований законодательных и нормативных документов, а также причин невыполнения планов по охране труда с разработкой мероприятий, направленных на устранение обнаруженных недостатков. Анализируются материалы: о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях; результаты всех видов контроля за состоянием охраны труда; данные паспортов санитарно-технического состояния условий труда в цехе (на участке); материалы специальных обследований зданий, сооружений, помещений, оборудования и др. В результате учета, анализа и оценки состояния охраны труда вносятся дополнения и уточнения к оперативным, текущим и перспективным планам работы по охране труда, а также по стимулированию деятельности отдельных структурных подразделений, служб, работников за достигнутые показатели охраны труда. Стимулирование деятельности по охране труда направлено на создание заинтересованности работников в обеспечении здоровых
4 Охрана труда ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА и безопасных условий труда. В соответствии со ст. 29 Закона Украины „Об охране труда" к работникам предприятий могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению безопасности и улучшению условий труда. Стимулирование предусматривает моральные и материальные поощрения. К числу последних принадлежат: премии, вознаграждения за выполненную конкретную работу, изобретательство и рационализаторские предложения по вопросам охраны труда. Источником стимулирования деятельности по охране труда являются фонды охраны труда.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.149 (0.01 с.) |