Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация обучения безопасности труда

Поиск

Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 29.08.1996 г., № 62 утверждено Типовое положение об обучении, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний по охране труда возлагается на нанимателя, а в подразделениях— на руководителя подразделения.

Обучение рабочих безопасности труда проводят при подготовке и переподготовке рабочих, получении второй профессии, повышении квалификации для проведения инструктажей по охране труда. Обучение при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, завершается экзаменом. При подготовке рабочих других профессий вопросы охраны труда включают в экзаменационные билеты на квалификационных экзаменах.

Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют занятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда.

Все рабочие, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе с повышенной опасностью — более одного года, должны пройти обучение по безопасности труда до начала самостоятельной работы.

Руководители и специалисты, принятые на работу, проходят вводный инструктаж, ознакамливаются с должностными обязанностями и организацией работ в одной сфере, состоянием охраны труда и мерами по обеспечению безопасности труда на вверенном им объекте, участке. На предприятиях не позднее одного месяца со дня вступления в должность и периодически не реже одного раза в 3 года они проходят проверку знаний по охране труда.

Внеочередная проверка знаний руководителей и специалистов по охране труда проводится:

• при введении в действие новых или переработанных нормативных актов по охране труда;

• при вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрении новых технологических процессов;

• при переводе руководителя, специалиста на другие работы или назначении его на другую должность, требующую дополнительных знаний по охране труда;

• по требованию государственных органов надзора и контроля при выявлении нарушений действующих норматив­ных актов по охране труда.

Согласно Типовому положению, проводятся следующие виды инструктажей по вопросам охраны труда: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

Вводный — проводят со всеми работниками, впервые принятыми на постоянную или временную работу, независимо от их образования, трудового стажа или стажа по этой профессии, должности, а также с учащимися, студентами при прохождении производственной практики и перед началом трудового и профессионального обучения.

Первичный инструктаж на рабочем месте — проводят до начала производственной деятельности со всеми работниками, принятыми на работу; работниками, переведенными из одного подразделения в другое; работниками, выполняющими новую для них работу; временными работниками; со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории нанимателя; командированными, принимающими участие в производственном процессе; со студентами, учащимися и воспитанниками, прибывшими на производственную практику.

Повторный инструктаж проходят все работники независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие, за исключением лиц, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов. С этими лицами инструктаж может не проводиться.

Повторный инструктаж проводят по программе первичного инструктажа на рабочем месте или в объеме инструкций на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводят при введении в действие новых или переработанных нормативных актовпо охране труда; изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, и других факторов, влияющих на охрану труда; нарушении рабочим нормативных правовых актов (документов) по охране труда; требовании государственных органов надзора и контроля при нарушении работниками действующих нормативных правовых актов (документов) по охране труда; перерывах в работах — для работ по профессиям, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — более чем 6 месяцев, а для остальных работ — 1 год; при поступлении информационных материалов об ава­риях и несчастных случаях, происшедших на аналогичных производствах.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности; ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и др.; проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися.

Все виды инструктажей проводят непосредственные руководители работ.

О проведении первичного, повторного, внепланового инструктажа на рабочем месте, стажировке и допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте или в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению, фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

 

Планирование и финансирование мероприятий по охране труда на предприятиях

Важным инструментом СУОТ является планирование работ по охране труда. Планирование мероприятий по охране труда представляет собой одну из функций управления охраной труда.

Планирование работ по охране труда - это организационный процесс управления, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охрану труда.

Планирование работ по охране труда должно предусматривать определение заданий структурным подразделениям и функциональным службам предприятия и отдельным должностным лицам, участвующим в решении задач охраны труда.

Для решения задач охраны труда на предприятии разрабатываются планы охраны труда.

Планы работ подразделяются:

• по содержанию — на комплексные (охватывающие стороны деятельности по охране труда) и целевые (направленные на решение отдельных задач охраны труда);

срокам выполнения — на перспективные (на период действия коллективного договора), текущие (на один год) и оперативные (на квартал, месяц).

Мероприятия по охране труда классифицируют по следующим признакам:

• по характеру — на организационные, технические, санитарно-гигиенические, социально-экономические, психофизиологические, лечебно-профилактические и др.;

принципу выполнения — на плановые и выполняемые вне плана.

Основными формами перспективного планирования работ и мероприятий по охране труда являются разработка на срок действия коллективного договора плана мероприятий по охране труда, раздела "Охрана труда" коллективного договора и включение соответствующих мероприятий в другие разделы договора.

План мероприятий по охране труда оформляется в качестве приложения к коллективному договору. Если на предприятии не заключается коллективный договор, то указанный план согласовывается с профсоюзом или иным представительным органом работников и утверждается нанимателем или уполномоченным им представителем.

Основные направления планирования и разработки мероприятий по охране труда включают:

• механизацию, автоматизацию, роботизацию технологических процессов операций работ, осуществляемых в опасных и (или) вредных условиях труда, тяжелых физических работ;

• приведение в соответствие с требованиями нормативных правовых актов санитарно-бытового обеспечения работников;

• проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технических условий и охраны труда и сертификации производственных объектов на их соответствие требованиям охраны труда;

• нормативное, информационное и техническое обеспечение деятельности по охране труда.

Исходными данными для планирования и разработки мероприятий по охране труда являются:

• анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

• результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технических условий и охраны труда;

• анализ обеспеченности производственных объектов, рабочих мест, работников необходимыми средствами защиты, а также материально-технического обеспечения обучения инструктажа и проверки знаний работников по охране труда;

• предписания органов надзора и контроля, контролирующих служб нанимателя, профсоюзов;

• предложения структурных подразделений и служб нанимателя, профсоюзов, а также отдельных работников;)

Мероприятия по охране труда предусматривают решение следующих задач:

• устранение (снижение) профессиональных рисков, улучшение охраны и (или) условий труда;

• сокращение численности работников, занятых в опасных и (или) вредных условиях труда или тяжелым физическим трудом;

обеспечение обучения, инструктажа и проверки знаний работников по охране труда;

• внедрение передового опыта и научных разработок по охране труда.

Согласно Положению о планировании и разработке мероприятий по охране труда финансирование мероприятий осуществляется за счет:

• средств, затраты по которым относят на себестоимость продукции, если мероприятия носят некапитальный характер;

• сметы расходов бюджетных организаций, если мероприятия носят некапитальный характер;

• средств амортизационного фонда, предназначенных на капитальный ремонт, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств;

• банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс затрат по внедрению новой техники или расширению производства, кредитуемых банком;

• капитальных вложений, включая фонд развития производства, если мероприятия являются капитальными.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь "О некоторых мерах по организации охраны труда в Республике Беларусь" от 09.03.2000 г., № 309, республиканские органы государственного управления осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств инновационных фондов. Местные исполнительные и распорядительные органы могут финансировать эти мероприятия за счет средств местных бюджетов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.194 (0.007 с.)