Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика межличностных отношений на производствеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Любой человек входит в состав минимум двух социальных групп: семейной и производственной. Почему мы собираемся в группы? Потому что нам необходимо удовлетворить свои биологические и социальные потребности. Производственная сфера не менее, а иногда и более значима для человека, чем семейная. Поэтому изучение эмоциональных связей на производстве, симпатий, антипатий, степени взаимопонимания среди членов коллектива — это очень важный раздел работы психолога-практика. Чтобы изучить межличностные отношения в коллективе, используют социометрию. Создание и развитие социометрической методики связано с именем американского психолога Дж. Морено. Сущность метода заключается в следующем. Членам коллектива задают вопрос: «Если бы ваш коллектив Рабочая книга практического психолога создавался вновь, кого из членов старого коллектива вы хотели бы видеть в новом?» При составлении вопросов для социометрии важно, чтобы они носили не абстрактный, а конкретный характер, отражали какую-то реальную ситуацию. Следует отметить, что социометрию можно проводить только в тех коллективах, где сотрудники хорошо знают друг друга и работают совместно не менее полугода. Размеры обследуемого коллектива не должны быть большими. Социометрия направлена на выявление лидера в группе, на определение микрогрупп, на определение социометрического статуса работника. К социометрическому опросу обращаются, например, когда нужно выбрать руководителя нижнего и среднего звена. Первый способ: попросить проголосовать за кандидатов. Кто наберет большее количество голосов, того и назначить. Недостаток этого способа в том, что каждый подходит к выбору со своими мерками. Поэтому выбор может оказаться неоптимальным. Другой, более объективный подход — попросить каждого члена коллектива назвать три кандидата. Чья фамилия чаще других встречается, того и выбрать. Третий подход: попросить каждого члена коллектива ответить на вопрос: «Представьте себе, что ваш коллектив в скором времени будет расформирован. С кем из членов сегодняшнего коллектива вы хотели бы остаться работать вместе? Напишите одну фамилию». После дается вторая инструкция: «Представьте, что ваше желание по объективной причине не удается воплотить Укажите под цифрой 2 фамилию сотрудника, из оставшихся членов коллектива, с которым бы вы хотели работать в новом коллективе». После выполнения этого задания дается третья инструкция: «Если так получится, что и это ваше желание не удается осуществить, то кого бы вы выбрали третьим?» На этом процедура опроса заканчивается. I Работа психолога-диагноста Обработку результатов можно проводить двумя способами: 1) составить социоматрицу; 2) составить карту социометрического выбора. Составление социоматрицы (сведение всех результатов опроса с личных карточек в общую таблицу). Делают это так. В горизонтальных строках указывают фамилии членов коллектива и присваивают им номера, вертикальные столбики обозначают цифрами, которые соответствуют номерам тех же работников в том же порядке. В таблице указаны фамилии тех, кто выбирает, а номера столбцов указывают на тех, кого выбирают. На пересечении фамилии выбирающего и номера того, кого он выбрал, ставят 3 балла, если избранный стоял первым в списке; 2 балла, если он был под номером 2; 1 балл, если был 3-м в списке. В случае, когда выбор взаимный, количество баллов ставят в скобки (независимо от значения цифры). Например:
Рабочая книга практического психолога Число выборов показывает популярность члена коллектива. Если у двух человек количество выборов одинаково, то смотрят по количеству набранных баллов. Чтобы яснее представить положение каждого работника, можно составить карту социометрического выбора. Она представляет собой четыре окружности, расположенных друг в друге. В центральном, наименьшем круге, располагают испытуемых с большим, чем у других, количеством выборов — это «звезды». Во 2-м круге находятся номера «предпочитаемых», в 3-й окружности — «игнорируемых», если выборы отсутствуют — это «изолированные», они находятся в 4-м круге. Таким образом, в 1-м и 2-м кругах расположены фамилии людей, занимающих благоприятное положение в группе. А оказавшиеся в 3-м и особенно 4-м круге находятся в неблагоприятном положении. Взаимовыборы на карте можно обозначить, соединив соответствующие номера стрелочками друг с другом. В результате можно увидеть составы микрогрупп. Для более полного анализа данных часто используют индексы социометрического статуса. Положительный статус работника вычисляется по формуле: _ Число работников, выбравших его Число работников, оценивающих его - 1 * Отрицательный статус конкретного работника определяют по формуле: _ Число работников, отклонивших его Число работников, оценивающих его - 1' Эти индексы характеризуют личность в общении: мера общительности, влиятельность. Общий статус работника в группе можно определить следующим образом: Работа психолога-диагноста обср - „------- л п°р - 0с"-------------------. Число работников, оценивающих его - 1 Этот индекс выражает отношение группы к одному из ее членов. Общий статус работника бывает со знаком «-», «+», равен 0 (нейтрален). В результате социометрического опроса руководитель может получить не только сведения о положении каждого работника в группе, но и определить психологический климат в коллективе. О благополучии группы говорит преобладание числа «звезд» и «предпочитаемых» над суммой «изолированных» и «отверженных». В оценке психологического климата в коллективе поможет и следующий тест. Методика изучения психологического климата коллектива 3 2 1 0 1 2 3 где 3 — свойство проявляется в группе всегда; 2 — в большинстве случаев; 1 — свойство проявляется редко; 0 — проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Рабочая книга практического психолога
Работа психолога-диагноста Обработка данных: Сложить оценки левой стороны — сумма А; сложить оценки правой стороны — сумма В; найти разницу С = А - В. Если С равно 0 или отрицательное, то психологический климат в коллективе неблагоприятный с точки зрения конкретного работника. Если показатель С выше 22, то климат благоприятный. От 8 до 22 — средняя степень благоприятности; от 0 до 8 — начальная неблагоприятность. Референтометрия У каждого человека в группе есть круг лиц, с мнением которых он считается. Это значимый для него лично круг общения. Для того чтобы определить круг лиц, чье мнение важно для конкретного члена коллектива, разработана методика «Референтометрия» Проблеме референтности были посвящены работы Г. Хаймена, Дж. Келли и др., а также ряд работ отечественных психологов: А.В. Петровского, Е.В. Щедриной. Референтометрия проводится в два этапа. Первый этап вспомогательный. Психолог просит всех членов коллектива оценить друг друга, сделав запись на специальных бланках, где перечислены фамилии членов группы, а по горизонтали вверху — качества, которые предлагается оценить (умный, добрый, веселый, честный, смелый, скромный...). Оценивают эти качества по пятибалльной шкале (1 — полное отсутствие качества, 5 — яркая выраженность этого качества). Затем членов коллектива просят представить ситуации расформирования коллектива и создания нового. Каждый член группы должен отметить знаком «+» 3-5 фамилий людей, с которыми он хотел бы работать во вновь созданном коллективе, а знаком «-» тех 3-5 человек, с которыми он мог бы расстаться без сожаления. Второй этап начинается через несколько дней. Психолог-практик проводит индивидуальную беседу с каж- Рабочая книга практического психолога дым испытуемым и предлагает ознакомиться с оценкой человека, чье мнение ему особенно интересно. Чтобы соблюсти принцип анонимности, экспериментатор просит каждого на тыльной стороне своего бланка сделать пометку «+», если обследуемый не возражает против показа его опросного листа товарищам; знак «-» — в противном случае. После того как собеседник ознакомился с мнением наиболее значимого для него человека, ему необходимо предложить назвать еще одну фамилию, чья оценка ему интересна. Наконец, после второго выбора, психолог предлагает в порядке исключения сделать третий выбор, на этот раз действительно последний. Эти данные заносятся в таблицу, подобную социометрической.
Референтометрический статус вычисляется по формуле: где Rt — количество 1-х выборов, полученных членом группы; R2 — количество 2-х выборов; R3 — количество 3-х выборов; N — количество членов в исследуемой группе. Работа психолога-диагноста Полученные при помощи референтометрии сведения выявят наиболее влиятельных членов коллектива. Эти данные помогут при необходимости оказывать влияние на мнение группы, воздействуя на референтных членов. Кроме того, воздействовать на отдельного работника можно через авторитетного для него человека. И это косвенное влияние будет более сильным, чем прямое. Помимо методик, направленных на описание процессов, происходящих в коллективе, существует группа тестов по изучению руководителя коллектива (его деловых, личностных качеств, стиля руководства). Каждый руководитель стремится укрепить свой авторитет, повысить эффективность труда. Поэтому он заинтересован в информации; которая помогла бы ему узнать свои особенности, положительные и отрицательные качества, сравнить себя с другими. Информацию подобного рода можно получить благодаря тестам. Охарактеризовать стиль, которым осуществляется руководство, поможет «Методика определения стиля руководства», адаптированная В. П. Захаровым. Состоит она из 16 групп утверждений, отражающих различные стороны взаимодействия руководителя и подчиненных. Результатом теста будет определение одного из 3-х стилей руководства: а) авторитарный (начальник ориентируется только на собственное мнение, не желает признавать свои ошибки, пренебрегает инициативой и творчеством подчиненных); б) либеральный (отсутствие требовательности, строгой дисциплины, склонность перекладывать ответственность в принятии решений); в) демократический (требовательность и контроль сочетаются с творческим подходом, существует стремление разделить с подчиненными и полномочия и ответственность, демократичность в принятии решений). Рабочая книга практического психолога Опытный руководитель готов поддержать любое исследование, которое поможет в деятельности коллектива, но он сам весьма неохотно пойдет на тестирование, будет стремиться избежать таких ситуаций, в которых может проявиться его несоответствие занимаемой должности. В то же время у руководителя есть необходимость иметь объективную информацию о себе и своей работе. Практический психолог может предложить вариант самооценки качеств руководителя. Результаты подобного самотестирования помогут личностно расти руководителю. Например, тест «Какой вы руководитель?». Этот тест апробирован, проверен на валидность. Тест «Какой вы руковолитель?» 1. Охотно ли вы беретесь за решение неординарных, нестандартных управленческих задач? 2. Трудно ли вам было отказаться от тех приемов руководства подчиненными, которыми вы пользовались, находясь на ступень ниже? 3. Долго ли вы оказывали предпочтение ранее возглавляемому вами участку работы, уйдя на повышение? 4. Стремитесь ли вы выработать универсальный метод управления, подходящий для большинства ситуаций? 5. Умеете ли вы дать полную, целостную оценку подчиненным руководителям, обоснованно квалифицировав их как сильных, средних и слабых в вопросах управления? 6. Легко ли вам выйти за рамки личных симпатий или антипатий в кадровых вопросах? 7. Считаете ли вы, что универсального стиля руководства нет, а нужно уметь сочетать различные стили в зависимости от специфики управленческой ситуации? Работа психолога-диагноста 8. Утверждаете ли вы, что вам легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными? 9. Хочется ли вам сломать стереотип управления, сложившийся в возглавляемом учреждении? 10. Часто ли оказывается верным ваше первое впечатление о качествах человека как руководителя? 11. Часто ли вам приходится объяснять неудачи в управлении объективными неблагоприятными факторами (социально-экономическая и правовая незащищенность, нестабильность и неопределенность в работе, проблемы материального и иного обеспечения деятельности, неудовлетворенность состоянием организационно-кадровых вопросов и т. п.)? 12. Часто ли вы ощущаете, что для эффективного управленческого труда вам не хватает времени? 13. Считаете ли вы, что если бы имели возможность чаще бывать в нижестоящих организациях и на закрепленных объектах, то эффективность вашего руководства значительно повысилась бы? 14. Предоставляете ли вы больше полномочий и самостоятельности в решении вопросов более инициативным и компетентным из подчиненных вам руководителей? 15. Можете ли утверждать, что вашу управленческую деятельность можно описать стройной схемой, включающей модель, алгоритм, технологию управления? 16. Считаете ли вы, что интересы работы пострадают, если ежедневно отвлекаться от всех дел и заниматься не менее часа совершенствованием своей управленческой компетентности? 17. Вы еженедельно проводите занятия с непосредственно подчиненными вам руководителями по совершенствованию их управленческой деятельности? Рабочая книга практического психолога 18. При принятии управленческого решения вы не всегда предусматриваете в нем компоненты мотивации для исполнителей? 19. Занимает ли профессиональная деятельность главное место во всем укладе вашего труда? 20. Вы используете акмеологические инварианты для развития продуктивности самореализации подчиненных руководителей в управленческой деятельности? Ключевая таблица к тесту «Какой вы руководитель?»
По количеству набранных баллов можно дать следующую интерпретацию результатов самооценки. От О до 6. Ваши интересы находятся в большей степени не в сфере управленческой деятельности. Руководство людьми, вероятнее всего, вам не приносит удовольствия. Если представится возможность заняться иным видом профессиональной деятельности, то сделайте такой выбор. Он будет правильный. Не надо колебаться, а следует решиться. От 7 до 12. Нельзя утверждать, что вы эффективный руководитель, но если в возглавляемом вами коллективе дела идут неплохо, то лучше не принимать коренных изменений и реформ. Они будут для вас и коллектива чрезмерно трудными. Однако важно обеспечивать совершенство управления в контексте общих тенденций и требований вышестоящего руководства. Надо больше прислушиваться к мнению подчиненных. Постарайтесь выявить стереотипы-блокаторы эффективного управления, овладевайте новыми подходами в своей работе и ориентируйтесь в ее организации на ближайшую и дальнюю перспективу. Работа психолога-диагноста От 13 до 18. Вы можете отнести себя к уровню достаточно сформировавшихся руководителей. Ваши способности и возможности целесообразно совершенствовать применительно к управленческой деятельности. Для достижения более значительных результатов в управлении необходимо овладеть современной системой управленческой деятельности. Обращайте при этом внимание не только на собственное развитие, но чтобы подчиненные тоже овладели моделью, алгоритмом и технологией управленческой деятельности. Это положительно скажется на результатах труда. От 19 до 24. Вы относитесь к числу эффективных руководителей, умеете выделить главное в работе и концентрировать на ключевых направлениях необходимые силы и средства. Ваша сильная сторона состоит в сочетании текущего и перспективного планирования труда, умении последовательно решать принципиальные вопросы, использовать потенциал персонала, не останавливаться перед такими трудностями, как нажим, командирский тон, конфликты. Будет правильно, если вы начнете активнее внедрять в практику управления современные подходы. Ваш опыт руководства следовало бы очистить от имеющихся стереотипов-блокаторов. Управленческая деятельность на порученном вам участке организуется достаточно эффективно. От 25 до 30. Можно уверенно сказать, что вы — современный руководитель. Добиваясь эффективного руководства, обращайте внимание на его оптимизацию, что позволит достичь не только более значительных результатов, но и обеспечить максимально возможную комфортность в профессиональной деятельности и в повседневном общении — труде. Для более подробного и глубокого изучения методов социально-психологичнскои диагностики рекомендуем познакомиться с книгами: Рабочая книга практического психолога 1. Волков В. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970. 2. Донцов А. И. Психология коллектива М., 1984. 3. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. 4. Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Ю. М. Жукова. М., 1981. В заключение главы, посвященной такому аспекту работы практического психолога, как психодиагностика, хочется подчеркнуть, что: ■ нельзя переоценивать роль тестов; ■ методы диагностики хорошо работают в комплексе, дополняя и уточняя друг друга; ■ профессионал работает с ограниченным числом методик, но их глубокое знание дает возможность «вытягивать» большое количество информации; ■ психодиагност должен четко себе представлять, для чего он проводит тестирование, и предвидеть, чем результаты тестирования могут быть полезны обследуемому. Часть 3.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.56 (0.011 с.) |