Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальное консультирование лиц, страдающих фобиями
Слово «фобия» в переводе с греческого означает «страх, ужас». Фобия отличается от обыкновенного страха тем, Рабочая книга практического психолога что в его основе лежит адекватная реакция на реальную опасность, а фобия — это страх, который, на первый взгляд кажется беспричинным и сопровождается неприязнью к тому, что вызывает страх. Количество фобий огромно, одни из них встречаются чаще, другие — реже. Существует боязнь острых предметов (аймофобия), боязнь высоты (гипсофобия), боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), боязнь открытых пространств (агорафобия)... Фобий, испытываемых людьми, свыше тысячи. Фобии на первый взгляд кажутся необъяснимыми, однако все они — результат незрелой нервной системы или результат тяжелого стресса. Работа психолога — найти причину страха, проанализировать его, изучить. Истоки фобии необходимо искать в далеком детстве. Ребенок еще не может отделить источник страха от сопутствующих страху вещей и явлений. Образуется связь между испугом и безобидным предметом, случайно попавшим в поле зрения ребенка. Впоследствии человеку сложно понять, почему безобидный предмет вызывает у него ужас. Фобии возникают у человека с повышенным вниманием к собственной персоне, сосредоточенном на изменениях, происходящих в его душе и в физическом состоянии. Буквально в каждом симптоме он обнаруживает предвестие надвигающейся катастрофы. У него наблюдается сердечная аритмия, повышается давление, учащается дыхание, появляется тошнота, комок в горле, желудочные расстройства. Как уже говорилось ранее, есть люди, которые испытывают боязнь замкнутых пространств. Человек начинает паниковать, когда находится в лифте, купе поезда, в метро... Эта боязнь именуется клаустрофобией. Многие боятся высоты (гипсофобия). Парадокс в том, что люди, страдающие от фобии высоты, в приступе ужаса кончают жизнь самоубийством, выбрасываясь из открытого окна. Работа психолога-консультанта Арахнофобия (боязнь пауков) и герпетофобия (боязнь змей) — явления очень распространенные. Причины этих фобий надо искать в раннем детстве, когда ребенок слышит от родителей непривлекательные истории об этих существах. Следует отметить, что герпето-фобию испытывают, в основном, женщины. Фрейд объяснял это, исходя из значения символа змеи. Змеи символизируют фаллос, а по мнению Фрейда, женщины испытывают страх перед половым органом мужчины.
Фобию также следует разграничивать с отвращением. О фобии говорят только тогда, когда человек сильно возбуждается в неприятной для него ситуации или, наоборот, испытывает ступор, который ограничивает его действия. Предлагаем схему быстрого лечения фобий. Этот метод был разработан Ричардом Бэндлером: 1. Попросить рассказать о случившемся неприятном событии, о том, что конкретно вызвало страх, психологическую травму. Делать это следует побыстрее, чтобы излишне не травмировать психику пациента. 2. Можно выявить дополнительное травмирующее воздействие в месте проведения сеанса. Например, какой-то колющий или режущий предмет, которого пациент опасается. Сразу же можно выяснить, как пациент воспринимает предмет и защищается от него. После проведения консультации можно будет дополнительно проверить, исчезла ли эта боязнь. 3. Попросить клиента представить себя в кинотеатре лицом к экрану. Пусть он мысленно выберет себе место в зале и удобно в нем расположится. 4. Попросить клиента мысленно перенестись в кинобудку и посмотреть на себя, сидящего в зале. 5. Дать инструкцию пациенту: «На экране будет демонстрироваться черно-белый кинофильм о случившемся с вами происшествии (частичка того, что было непосредственно перед вызвавшим Рабочая книга практического психолога страх событием, само событие, а затем «счастливый» конец —: ведь вы остались живы!). Вы не должны смотреть на экран, ведь вы и так знаете, что там будет происходить! Вы должны наблюдать за поведением самого себя, сидящего в зале и смотрящего черно-белый кинофильм (обратите внимание на внешние признаки поведения: положение головы, туловища, рук и т. д.). Когда вы увидите по поведению сидящего в зале своего двойника, что фильм закончился, остановите последний кадр на экране». 6. Перенеситесь из будки в сидящего в зале своего двойника, а затем вместе с ним перенеситесь в стоп-кадр на экране. Он сразу станет цветным.
7. Быстро прокрутите цветной фильм в обратном направлении (обратите внимание на то, что люди будут двигаться в обратную сторону, спиной вперед). Фильм может сопровождаться музыкой. Закончится обратный просмотр ситуацией до события (например, ограбления). После завершения этой процедуры ее можно повторить еще раз, начиная с усаживания в мнимом кинозале, перенесения в кинобудку и т. д. Повторение не помешает! 8. После этого можно снова представить себе фобий-ную ситуацию и определить свое отношение к ней. Подумайте о страхе ограбления. Изменилось ли что-то в вашем состоянии? Если страх исчез — все нормально! Если нет, то нужно выяснить причину: что пациент не понял, что неправильно сделал. 9. Можно дополнительно проверить лечебный эффект на ситуации с колюще-режущим предметом в комнате. Страх должен исчезнуть или значительно уменьшиться. Очень силен в человеке так называемый ночной страх. Первые, кто приходит на ум при беседе об этой фобии — это дети. Хотя не всегда эта детская болезнь проходит. Работа психолога-консультанта В процессе работы с фобиями можно использовать методы психоанализа, трансактного анализа, экзистенциальной терапии, НЛП. Наиболее известной методикой работы с фобически-ми реакциями является НЛП, техника диссоциации. Метод основан на работе с частью личности, отвечающей за стереотип поведения, и создании для нее новых способов поведения. Предлагаем пример коррекции фобии темноты у подростка. (Пример взят из статьи Барабаш П. И. «Методика работы с фобией у детей».) Женщина обратилась с просьбой помочь мальчику 10 лет, по ее рассказу, мальчик боялся темноты с 4-х лет, спать мог только при включенном свете. До этого женщина обращалась несколько раз к психиатрам и к экстрасенсу. Работа психолога с мальчиком проходила в жилом домике на базе отдыха, вечером, когда на улице было уже темно. Далее приводится последовательность действий, с небольшими сокращениями, включая элементы установления раппорта. — Привет! Как тебя зовут? — Петя. — Петя, мама говорит, что когда ты выходишь на улицу ночью, то что-то происходит с тобой. Что там такое происходит? — Я боюсь. — Петя, а чего ты боишься? — Темноты. Психолог прикасается правой рукой к грудной клетке, что может служить невербальным сигналом, указывающим на место, где он физически ощущает свой страх. — А что бы ты хотел ощущать, когда выходишь на улицу? — Не бояться. Это — цель, но она сформулирована через отрицание, поэтому необходимо уточнить. Рабочая книга практического психолога — Не бояться чего? — Темноты. — Зачем тебе это надо? — Я смогу тогда ходить ночью с мальчишками на речку, рыбачить рано утром. Цель сформулирована позитивно, можно идти далее. Теперь имеет смысл поговорить о способностях. У него есть способность бояться темноты. И хороший способ начать с того, чтобы уточнить, как он знает, что он боится. — Петя, а как ты знаешь, что ты боишься? — Просто знаю. — А где ты испытываешь страх? Может быть, в пятке, или в животе? — Не знаю. — Где прячется твой страх? — Не знаю. — А хотелось бы тебе узнать? -Да! — Ну, тогда сходи и узнай! Выйди прямо сейчас на улицу и узнай, где он появляется в твоем теле, в руке, голове, или в пятке.
Петя выходит на улицу и быстро возвращается. У него наблюдается напряжение во всем теле, асимметричная поза, цвет лица бледный, губы слегка дрожат, дыхание поверхностное и учащенное. Физиология подтверждает, что у него действительно есть проблемы, когда он находится в темноте. — Мой страх находится здесь, — говорит он, показывая на грудь. — Ладно, садись. На какие отметки ты учишься в школе? — На «4» и «5». — А что у тебя по рисованию? — Пять. — Это самая высокая оценка? -Да. — А на сколько баллов ты оценишь свой страх? Работа психолога-консультанта — Я не знаю. — Ну, тогда выйди на улицу, узнай. — На все пять баллов, — отвечает он, вернувшись. — Точно? — Сейчас схожу, еще раз проверю. — Точно на пять, — подтверждает он, вернувшись. Ему уже явно нравится эта игра. — Хорошо, садись вот сюда. Удобно? Расслабься и усаживайся поудобнее. Петя, а ты хотел бы поговорить со своим Страхом, чтобы он позволил тебе ходить по темноте на речку? — Хотел бы. — Петя, спроси Страх, хочет он с тобой поговорить прямо сейчас, да или нет? И можешь легонечко кивнуть мне головой, когда он скажет тебе «да». Закрой глаза и почувствуй свой Страх, и пусть он немного усилится, когда скажет «да»; или станет слабее, когда будет говорить «нет». И кивни мне, когда он скажет «да». В данном случае психолог договаривается о сигналах доступа. — Да, — кивает головой. — Хорошо, Петя. Скажи Страху спасибо. За то, что он такой хороший, что согласился с тобой поговорить. Подтверждает кивком головы, что он поблагодарил. — Молодец. Закрой снова глаза, и спроси Страх, что хорошего в том, что он заставляет тебя бояться темноты? Чего он добивается этим? — Он хочет, чтобы я спотыкался, падал, больно ударялся. Мы слышим негативную цель у части личности, поэтому предполагаем, что существующий ответ является промежуточным и маскирует позитивную цель. Для определения позитивной цели следует продолжить задавать вопросы. — Ой, как интересно. Поблагодари Страх за честный ответ и спроси его — а зачем ему это нужно, чтобы ты падал? Рабочая книга практического психолога — Тогда я не буду нравиться девочкам. — Скажи ему спасибо, что он о тебе так заботится и спроси его, а зачем ему нужно, чтобы ты не нравился девочкам? — Тогда я не уйду из семьи (фобия сформировалась, скорее всего, из-за неудачного объяснения мальчику причины ухода отца из семьи).
— Скажи ему спасибо. Спроси Страх, а если ты не уйдешь из семьи, то что будет? — Я буду хорошим человеком. Получен позитивный ответ, теперь за него имеет смысл зацепиться. — А, так Страх хочет, чтобы ты был хорошим человеком. Это же здорово. Поблагодари его за то, что он такой хороший. Скажи ему: «Спасибо тебе за то, что ты обо мне заботишься». Он настоящий друг. И спроси его, — он хотел бы, чтобы ты называл его теперь Другом? Да или нет? — Да, он хочет, чтобы я называл его Другом. — Объясни своему Другу, что ты очень рад, что он у тебя есть, что он заботится о тебе. Но объясни ему, что тебе не нравится то, что он при этом заставляет тебя бояться темноты. И спроси, хотел бы Друг научиться помогать тебе еще и другим способом быть хорошим человеком. Часть готова к изменениям, готова обучиться новым способам поведения, осталось ее научить. — Да, хотел бы научиться. — Конечно, он же настоящий Друг. У тебя много хороших друзей. У тебя есть один из них, который помогает тебе хорошо рисовать. Он очень умный и такой выдумщик. Когда ты рисуешь картины, то он здорово тебе помогает. Спроси его, хотел бы он тоже тебе помочь? — Хотел бы. — Скажи ему спасибо. Как ты будешь его называть? Работа психолога-консультанта — Его зовут Учитель. Теперь мы идентифицировали еще одну часть личности. И мы можем организовать между двумя частями вполне определенную и полезную коммуникацию, целью которой будет обучить Друга с помощью Учителя. — Петя, попроси теперь Друга сообщить Учителю, что он хочет, чтобы ты был хорошим человеком. И пусть Учитель начнет сообщать Другу множество всевозможных способов, как ты можешь стать хорошим человеком. Может быть, еще лучше, чем прежде. И пусть Друг отберет для себя три таких способа поведения. И пусть он каждый раз говорит тебе «да», и ты будешь мне легонечко кивать головой. Кивает через некоторые промежутки три раза. — Поблагодари Учителя, он хорошо справился со своей работой. И спроси Друга: «Друг, тебе нравятся эти новые способы поведения, да или нет?». Кивает, головой. — Спроси Друга: «Друг, ты согласен приступить к новым способам поведения уже прямо сейчас?» Кивает головой. — Скажи ему, чтобы он уже сейчас стал вести себя по-другому. Кивает головой. — А теперь сходи на улицу и принеси мне ночную фиалку. Я хочу показать очень интересный фокус. И мне нужен этот цветок. Петя вышел на улицу один. Прошло несколько минут. Мать стала волноваться. Он вернулся через 9-10 минут и принес целый букетик цветов. Цвет кожи лица у него был розовый, дыхание ровное и глубокое, поза тела — симметричная. — Петя, насколько баллов теперь ты боялся? — Ну, наверное, на полбалла. Такой ответ вполне устраивает, т. к. в темноте следует соблюдать некоторую осторожность. Кон Рабочая книга практического психолога сультирование заняло не более 40 минут по времени. В следующие дни мальчик ходил с ребятами на речку, где они жгли ночью костер, пекли картошку на углях и рассказывали страшные истории. Возможной причиной фобии этого мальчика было неудачное объяснение матери факта, почему отец не живет вместе с ними. Мальчик не хотел быть «бабником», как его отец. Фобия на темноту появилась у мальчика вскоре после ухода отца из семьи и продолжалась почти четыре года.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.027 с.) |