![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальное консультирование лиц, страдающих фобиямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Слово «фобия» в переводе с греческого означает «страх, ужас». Фобия отличается от обыкновенного страха тем, Рабочая книга практического психолога что в его основе лежит адекватная реакция на реальную опасность, а фобия — это страх, который, на первый взгляд кажется беспричинным и сопровождается неприязнью к тому, что вызывает страх. Количество фобий огромно, одни из них встречаются чаще, другие — реже. Существует боязнь острых предметов (аймофобия), боязнь высоты (гипсофобия), боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), боязнь открытых пространств (агорафобия)... Фобий, испытываемых людьми, свыше тысячи. Фобии на первый взгляд кажутся необъяснимыми, однако все они — результат незрелой нервной системы или результат тяжелого стресса. Работа психолога — найти причину страха, проанализировать его, изучить. Истоки фобии необходимо искать в далеком детстве. Ребенок еще не может отделить источник страха от сопутствующих страху вещей и явлений. Образуется связь между испугом и безобидным предметом, случайно попавшим в поле зрения ребенка. Впоследствии человеку сложно понять, почему безобидный предмет вызывает у него ужас. Фобии возникают у человека с повышенным вниманием к собственной персоне, сосредоточенном на изменениях, происходящих в его душе и в физическом состоянии. Буквально в каждом симптоме он обнаруживает предвестие надвигающейся катастрофы. У него наблюдается сердечная аритмия, повышается давление, учащается дыхание, появляется тошнота, комок в горле, желудочные расстройства. Как уже говорилось ранее, есть люди, которые испытывают боязнь замкнутых пространств. Человек начинает паниковать, когда находится в лифте, купе поезда, в метро... Эта боязнь именуется клаустрофобией. Многие боятся высоты (гипсофобия). Парадокс в том, что люди, страдающие от фобии высоты, в приступе ужаса кончают жизнь самоубийством, выбрасываясь из открытого окна. Работа психолога-консультанта Арахнофобия (боязнь пауков) и герпетофобия (боязнь змей) — явления очень распространенные. Причины этих фобий надо искать в раннем детстве, когда ребенок слышит от родителей непривлекательные истории об этих существах. Следует отметить, что герпето-фобию испытывают, в основном, женщины. Фрейд объяснял это, исходя из значения символа змеи. Змеи символизируют фаллос, а по мнению Фрейда, женщины испытывают страх перед половым органом мужчины.
Фобию также следует разграничивать с отвращением. О фобии говорят только тогда, когда человек сильно возбуждается в неприятной для него ситуации или, наоборот, испытывает ступор, который ограничивает его действия. Предлагаем схему быстрого лечения фобий. Этот метод был разработан Ричардом Бэндлером: 1. Попросить рассказать о случившемся неприятном событии, о том, что конкретно вызвало страх, психологическую травму. Делать это следует побыстрее, чтобы излишне не травмировать психику пациента. 2. Можно выявить дополнительное травмирующее воздействие в месте проведения сеанса. Например, какой-то колющий или режущий предмет, которого пациент опасается. Сразу же можно выяснить, как пациент воспринимает предмет и защищается от него. После проведения консультации можно будет дополнительно проверить, исчезла ли эта боязнь. 3. Попросить клиента представить себя в кинотеатре лицом к экрану. Пусть он мысленно выберет себе место в зале и удобно в нем расположится. 4. Попросить клиента мысленно перенестись в кинобудку и посмотреть на себя, сидящего в зале. 5. Дать инструкцию пациенту: «На экране будет демонстрироваться черно-белый кинофильм о случившемся с вами происшествии (частичка того, что было непосредственно перед вызвавшим Рабочая книга практического психолога страх событием, само событие, а затем «счастливый» конец —: ведь вы остались живы!). Вы не должны смотреть на экран, ведь вы и так знаете, что там будет происходить! Вы должны наблюдать за поведением самого себя, сидящего в зале и смотрящего черно-белый кинофильм (обратите внимание на внешние признаки поведения: положение головы, туловища, рук и т. д.). Когда вы увидите по поведению сидящего в зале своего двойника, что фильм закончился, остановите последний кадр на экране». 6. Перенеситесь из будки в сидящего в зале своего двойника, а затем вместе с ним перенеситесь в стоп-кадр на экране. Он сразу станет цветным. 7. Быстро прокрутите цветной фильм в обратном направлении (обратите внимание на то, что люди будут двигаться в обратную сторону, спиной вперед). Фильм может сопровождаться музыкой. Закончится обратный просмотр ситуацией до события (например, ограбления).
После завершения этой процедуры ее можно повторить еще раз, начиная с усаживания в мнимом кинозале, перенесения в кинобудку и т. д. Повторение не помешает! 8. После этого можно снова представить себе фобий-ную ситуацию и определить свое отношение к ней. Подумайте о страхе ограбления. Изменилось ли что-то в вашем состоянии? Если страх исчез — все нормально! Если нет, то нужно выяснить причину: что пациент не понял, что неправильно сделал. 9. Можно дополнительно проверить лечебный эффект на ситуации с колюще-режущим предметом в комнате. Страх должен исчезнуть или значительно уменьшиться. Очень силен в человеке так называемый ночной страх. Первые, кто приходит на ум при беседе об этой фобии — это дети. Хотя не всегда эта детская болезнь проходит. Работа психолога-консультанта В процессе работы с фобиями можно использовать методы психоанализа, трансактного анализа, экзистенциальной терапии, НЛП. Наиболее известной методикой работы с фобически-ми реакциями является НЛП, техника диссоциации. Метод основан на работе с частью личности, отвечающей за стереотип поведения, и создании для нее новых способов поведения. Предлагаем пример коррекции фобии темноты у подростка. (Пример взят из статьи Барабаш П. И. «Методика работы с фобией у детей».) Женщина обратилась с просьбой помочь мальчику 10 лет, по ее рассказу, мальчик боялся темноты с 4-х лет, спать мог только при включенном свете. До этого женщина обращалась несколько раз к психиатрам и к экстрасенсу. Работа психолога с мальчиком проходила в жилом домике на базе отдыха, вечером, когда на улице было уже темно. Далее приводится последовательность действий, с небольшими сокращениями, включая элементы установления раппорта. — Привет! Как тебя зовут? — Петя. — Петя, мама говорит, что когда ты выходишь на улицу ночью, то что-то происходит с тобой. Что там такое происходит? — Я боюсь. — Петя, а чего ты боишься? — Темноты. Психолог прикасается правой рукой к грудной клетке, что может служить невербальным сигналом, указывающим на место, где он физически ощущает свой страх. — А что бы ты хотел ощущать, когда выходишь на улицу? — Не бояться. Это — цель, но она сформулирована через отрицание, поэтому необходимо уточнить. Рабочая книга практического психолога — Не бояться чего? — Темноты. — Зачем тебе это надо? — Я смогу тогда ходить ночью с мальчишками на речку, рыбачить рано утром. Цель сформулирована позитивно, можно идти далее. Теперь имеет смысл поговорить о способностях. У него есть способность бояться темноты. И хороший способ начать с того, чтобы уточнить, как он знает, что он боится. — Петя, а как ты знаешь, что ты боишься? — Просто знаю. — А где ты испытываешь страх? Может быть, в пятке, или в животе? — Не знаю. — Где прячется твой страх? — Не знаю. — А хотелось бы тебе узнать? -Да! — Ну, тогда сходи и узнай! Выйди прямо сейчас на улицу и узнай, где он появляется в твоем теле, в руке, голове, или в пятке. Петя выходит на улицу и быстро возвращается. У него наблюдается напряжение во всем теле, асимметричная поза, цвет лица бледный, губы слегка дрожат, дыхание поверхностное и учащенное. Физиология подтверждает, что у него действительно есть проблемы, когда он находится в темноте.
— Мой страх находится здесь, — говорит он, показывая на грудь. — Ладно, садись. На какие отметки ты учишься в школе? — На «4» и «5». — А что у тебя по рисованию? — Пять. — Это самая высокая оценка? -Да. — А на сколько баллов ты оценишь свой страх? Работа психолога-консультанта — Я не знаю. — Ну, тогда выйди на улицу, узнай. — На все пять баллов, — отвечает он, вернувшись. — Точно? — Сейчас схожу, еще раз проверю. — Точно на пять, — подтверждает он, вернувшись. Ему уже явно нравится эта игра. — Хорошо, садись вот сюда. Удобно? Расслабься и усаживайся поудобнее. Петя, а ты хотел бы поговорить со своим Страхом, чтобы он позволил тебе ходить по темноте на речку? — Хотел бы. — Петя, спроси Страх, хочет он с тобой поговорить прямо сейчас, да или нет? И можешь легонечко кивнуть мне головой, когда он скажет тебе «да». Закрой глаза и почувствуй свой Страх, и пусть он немного усилится, когда скажет «да»; или станет слабее, когда будет говорить «нет». И кивни мне, когда он скажет «да». В данном случае психолог договаривается о сигналах доступа. — Да, — кивает головой. — Хорошо, Петя. Скажи Страху спасибо. За то, что он такой хороший, что согласился с тобой поговорить. Подтверждает кивком головы, что он поблагодарил. — Молодец. Закрой снова глаза, и спроси Страх, что хорошего в том, что он заставляет тебя бояться темноты? Чего он добивается этим? — Он хочет, чтобы я спотыкался, падал, больно ударялся. Мы слышим негативную цель у части личности, поэтому предполагаем, что существующий ответ является промежуточным и маскирует позитивную цель. Для определения позитивной цели следует продолжить задавать вопросы. — Ой, как интересно. Поблагодари Страх за честный ответ и спроси его — а зачем ему это нужно, чтобы ты падал? Рабочая книга практического психолога — Тогда я не буду нравиться девочкам. — Скажи ему спасибо, что он о тебе так заботится и спроси его, а зачем ему нужно, чтобы ты не нравился девочкам? — Тогда я не уйду из семьи (фобия сформировалась, скорее всего, из-за неудачного объяснения мальчику причины ухода отца из семьи). — Скажи ему спасибо. Спроси Страх, а если ты не уйдешь из семьи, то что будет? — Я буду хорошим человеком. Получен позитивный ответ, теперь за него имеет смысл зацепиться. — А, так Страх хочет, чтобы ты был хорошим человеком. Это же здорово. Поблагодари его за то, что он такой хороший. Скажи ему: «Спасибо тебе за то, что ты обо мне заботишься». Он настоящий друг. И спроси его, — он хотел бы, чтобы ты называл его теперь Другом? Да или нет?
— Да, он хочет, чтобы я называл его Другом. — Объясни своему Другу, что ты очень рад, что он у тебя есть, что он заботится о тебе. Но объясни ему, что тебе не нравится то, что он при этом заставляет тебя бояться темноты. И спроси, хотел бы Друг научиться помогать тебе еще и другим способом быть хорошим человеком. Часть готова к изменениям, готова обучиться новым способам поведения, осталось ее научить. — Да, хотел бы научиться. — Конечно, он же настоящий Друг. У тебя много хороших друзей. У тебя есть один из них, который помогает тебе хорошо рисовать. Он очень умный и такой выдумщик. Когда ты рисуешь картины, то он здорово тебе помогает. Спроси его, хотел бы он тоже тебе помочь? — Хотел бы. — Скажи ему спасибо. Как ты будешь его называть? Работа психолога-консультанта — Его зовут Учитель. Теперь мы идентифицировали еще одну часть личности. И мы можем организовать между двумя частями вполне определенную и полезную коммуникацию, целью которой будет обучить Друга с помощью Учителя. — Петя, попроси теперь Друга сообщить Учителю, что он хочет, чтобы ты был хорошим человеком. И пусть Учитель начнет сообщать Другу множество всевозможных способов, как ты можешь стать хорошим человеком. Может быть, еще лучше, чем прежде. И пусть Друг отберет для себя три таких способа поведения. И пусть он каждый раз говорит тебе «да», и ты будешь мне легонечко кивать головой. Кивает через некоторые промежутки три раза. — Поблагодари Учителя, он хорошо справился со своей работой. И спроси Друга: «Друг, тебе нравятся эти новые способы поведения, да или нет?». Кивает, головой. — Спроси Друга: «Друг, ты согласен приступить к новым способам поведения уже прямо сейчас?» Кивает головой. — Скажи ему, чтобы он уже сейчас стал вести себя по-другому. Кивает головой. — А теперь сходи на улицу и принеси мне ночную фиалку. Я хочу показать очень интересный фокус. И мне нужен этот цветок. Петя вышел на улицу один. Прошло несколько минут. Мать стала волноваться. Он вернулся через 9-10 минут и принес целый букетик цветов. Цвет кожи лица у него был розовый, дыхание ровное и глубокое, поза тела — симметричная. — Петя, насколько баллов теперь ты боялся? — Ну, наверное, на полбалла. Такой ответ вполне устраивает, т. к. в темноте следует соблюдать некоторую осторожность. Кон Рабочая книга практического психолога сультирование заняло не более 40 минут по времени. В следующие дни мальчик ходил с ребятами на речку, где они жгли ночью костер, пекли картошку на углях и рассказывали страшные истории. Возможной причиной фобии этого мальчика было неудачное объяснение матери факта, почему отец не живет вместе с ними. Мальчик не хотел быть «бабником», как его отец. Фобия на темноту появилась у мальчика вскоре после ухода отца из семьи и продолжалась почти четыре года.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.7.20 (0.013 с.) |