Часть 6. «положи себя пол микроскоп» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 6. «положи себя пол микроскоп»



«У многих из нас есть мелкие слабости, привычки, от которых мы хотели бы избавиться как можно скорее. Они не столь заметны, сразу не бросаются в глаза, но тем не менее часто мешают в жизни.

У каждого, наверняка, в активном словарном запасе найдутся слова, которые он больше никогда не хотел бы произносить, а тем более вслух. Давайте попробуем выявить эти неприятные мелочи собственного характе­ра, как бы взглянем на себя через окуляр микроскопа. Что мы там сможем увидеть?»

Комментарий.

Работу можно организовать в два этапа. На первом этапе участники индивидуально составляют перечень «неприятных мелочей» своего характера. На это отво­дится 5-7 минут.

На втором этапе проводится обсуждение, во время ко­торого каждый член группы говорит о своих «мелочах».

Часть 7. «КТО Я?»

Методику проведения см. в разделе «Занятие 2», уп­ражнение 7.

Ломашнее залание «БРАЧНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ»

«Ваша задача — составить текст брачного объявле­ния, в котором нужно прежде всего указать свои основ­ные достоинства. Не стоит уделять слишком большое внимание своим физическим данным. Вы привлекатель­ны и обаятельны? Молоды и красивы? К тому же еще и высокого роста? Это прекрасно!

А ваш характер, привычки, особенности общения с людьми и отношения к ним? Ваши любимые занятия? Чем вы можете заинтересовать другого человека?

Не следует писать и о наличии квартиры, дачи, ма­шины и гаража. Если это все есть, можно только пора-

Работа психолога-тренера

доваться за вас. Но причем здесь брачное объявление? Ведь вы пишите о себе, а не о вашем состоянии.

Не забудьте в нескольких словах охарактеризовать ваш идеал. Каким вы его себе представляете? Но описание идеала не должно занимать более '/3 всего объявления».

Анкетирование «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»

См раздел «Первое занятие».

Полвеление итогов

См. раздел «Занятие 2».

ЗАНЯТИЕ 4

Цель занятия — закрепить навыки самоанализа и самовыражения, глубоко и всесторонне проанализиро­вать слабые стороны личнбсти каждого участника.

Рекомендации ведущему

На этом занятии нужно быть особенно вниматель­ным к каждому участнику, т. к. анализ собственных слабостей требует от человека большой душевной рабо­ты и самоотдачи. Поэтому в группе должна быть созда­на атмосфера полного принятия человека именно та­ким, каков он есть.

Нужно настроить всю группу на желание почувство­вать состояние другого человека, помочь ему теплым словом и добрым взглядом и реально поддержать.

Не забудьте провести анализ анкет «Обратная связь», расскажите при этом и о своих слабых сторонах, тем самым подавая пример самораскрытия и постоянной работы над собой.

Часть 1. «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»

«У каждого из нас в детстве есть любимая игрушка. Хорошо, если мы не забываем о ней. Это как бы связы­вает нас с чудесным миром детства, когда мы были са­мыми счастливыми, получив игрушку. А помните ли вы

Рабочая книга практического психолога

свою любимую игрушку? Что это? Мячик? Плюшевый мишка? Кукла? Как ее звали? И где они сейчас?»

Участники рассказывают друг другу о своей люби­мой игрушке и о своих чувствах, которые вызвали вос­поминания.

Комментарии.

После разъяснения сути этого этюда целесообразно включить лирическую музыку и дать возможность уча­стникам в течение 3-4 минут спокойно вспоминать свое детство.

Затем все садятся в большой круг и рассказывают о сво­их любимых игрушках по очереди (по кругу). А если груп­па большая (или недостаточно времени), воспоминаниями можно поделиться в микрогруппах по 7-8 человек.

Часть 2. «БРАЧНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ»

«Теперь посмотрим, какими у вас получились брач­ные объявления. Каждый читает свой вариант, а осталь­ные члены группы выступают в роли экспертов. Внима­тельно выслушав очередное объявление, они могут вне­сти коррективы — добавить то положительное и при­влекательное, что забыл написать о себе сам автор».

Комментарий.

Ведущий может собрать брачные объявления, а за­тем, зачитывая их по одному, предоставить участникам возможность узнать по этим объявлениям авторов, и уже после этого внести коррективы в текст объявления.

При анализе объявлений следует исходить из тех ус­тановок, которые были сформулированы на прошлом занятии, когда участники получали задание.

Часть 3. «БЕЗ МАСКИ»

«Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы буде­те по очереди брать по одной карточке и сразу, без всякой предварительной подготовки, продолжать фразу, начало которой написано в этой карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным!

Работа психолога-тренера

Члены группы будут внимательно слушать вас, и если они почувствуют, что вы неискренни и неоткровенны, вам придется еще раз взять каточку, но уже с другим текстом, и попробовать ответить.»

Комментарии.

Участники садятся в большой круг. Каждый из них (по мере психологической готовности) берет карточку. Если возникает большая пауза, следует помочь участ­никам, пригласить их в центр круга, где находятся кар­точки.

Ведущему необходимо заранее подготовить карточ­ки с текстом. Причем карточек должно быть больше, чем участников, на случай, если кто-то из них не смо­жет с первого раза выполнить задание.

Примерное содержание карточек:

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»

«Мне очень трудно забыть, но я...»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»

«Мне бывает стыдно, когда я...»

«Особенно меня раздражает то, что я...»

«Мне особенно приятно, когда меня...»

«Знаю, что это очень трудно, но я...»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я...»

«Верю, что я еще...»

Часть 4. «ОТВЕРЖЕННЫЙ»

«У каждого из нас, наверное, есть черты характера, привычки, мешающие нам в жизни, которые мы хотели бы изменить.

Один из участников сейчас выйдет из комнаты на некоторое время. Все остальные члены группы должны будут сформулировать 5-7 причин, по которым данно­го человека молено (или нужно) «отвергнуть». Напри­мер, часто бывает груб с окружающими, слишком занос­чив, крайне необщителен, очень обидчив и т. д.».

Рабочая книга практического психолога

Выбирается «секретарь», основная задача которого — записать все причины, перечисленные членами группы, на отдельный лист. Причем в список причин включают­ся только те, которые приняты большинством голосов.

Комментарий.

Возможные варианты:

а) Выходивший участник после составления списка причин, по которым его можно «отвергнуть», пригла­шается ведущим. Он должен сначала сам назвать воз­можные причины «отвержения», которые, по его мне­нию, могла написать группа.

После этого ему вручается список, который состави­ла группа. Участник может задать любой вопрос, если есть такая необходимость.

о) Список причин, составленный группой, не зачиты­вается, а оставляется для следующего упражнения «Мои слабые стороны».

Часть 5. «МОИ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ»

«Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах — о том, что он не принимает в себе.

Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках; важно отметить то, что является или может являться причи­ной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п.

Крайне важно, чтобы вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили об этом прямо и откровен­но. На это вам дается 3 минуты».

Далее упражнение проводится по методике «Заня­тие 2», упражнение 5 («Мои сильные стороны»).

Комментарий.

Это упражнение направлено, в первую очередь, на оп­ределение каждым участником собственных слабых сто-

Работа психолога-тренера

рон, на формирование привычки анализировать свои не­достатки, но при его выполнении у участника должна быть возможность опереться на сильные стороны своего характера.

Возможны два варианта проведения этого упражне­ния: большой тренинговый круг или микрогруппы по 7-8 человек.

Часть 6. «КТО Я?»

См. раздел «Занятие 2», упражнение 7.

Ломашнее задание «Я ГЛАЗАМИ ГРУППЫ»

«Ответьте на один вопрос: «Каким человеком меня воспринимает группа и отдельные участники?» Опиши­те подробно, как вас оценивает группа.

Например: «Группа в целом воспринимает меня как спокойного, малоподвижного человека, неэмоционального, обеспокоенного чем-то не очень серьезным. Игорь, на­верное, считает меня застенчивым, а Светлана — не очень симпатичным и т. д.».

Анкетирование «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»

См. «Занятие 1».

См. раздел «Занятие 2».

Полвеление итогов

ЗАНЯТИЕ 5

Цель занятия — отработать навыки понимания ок­ружающих людей, их внутреннего душевного мира, зак­репить стиль доверительного общения и умения посто­янного самоанализа.

Рекомендации ведущему

Это занятие является предпоследним в проводимом тренинге, поэтому ведущему следует активизировать процессы самораскрытия и самоанализа участников с тем, чтобы они успели проделать необходимую работу за последние два занятия.

8. Зак 317 225

Рабочая книга практического психолога

Часть 1. «ЗООПАРК»

«Приветствуя сегодня друг друга, мы будем опирать­ся на наши ассоциации, вызванные миром животных или птиц. Вступая в контакт со своим партнером, вы должны сказать ему, с каким животным (птицей) вы связываете его образ, и объяснить, что лежит в основе вашей ассоциации».

Участники располагаются традиционно в общий круг, и первый обращается к партнеру, например сидящему справа, устанавливая контакт. Таким образом, этюд при­ветствия осуществляется по кругу. Во время разговора двух участников остальные члены группы должны вни­мательно слушать, отмечать как положительные, так и отрицательные стороны контакта.

Участник, который не может сразу сказать, какого животного или птицу напоминает собеседник, вправе пропустить контакт, он должен извиниться перед парт­нером и спросить разрешения объяснить свою ассоциа­цию, но только после окончания этюда.

Комментарий.

Ведущий должен обратить внимание участников на стиль вступления в контакт, на манеру разговора, положе­ние рук и головы, движение тела, голос, интонации и т. д.

Часть 2. «Я ГЛАЗАМИ ГРУППЫ»

«А теперь обсудим домашнее задание. Каждый дол­жен высказать свое мнение о том, каким человеком его видит группа в целом и отдельные участники».

Участники работают в большом тренинговом круге. После выступления участника группа, внимательно вы­слушав его, может сказать ему о том, в чем он оказался прав, а в чем ошибался, и попросить внести коррективы в сообщение.

Комментарий.

Ведущему следует настроить участников на работу в режиме «эксперта». Например, один из участников ска-

Работа психолога-тренера

зал: «Мне кажется, что Юра воспринимает меня как замкнутого человека». Юра может подтвердить это впе­чатление или внести коррективы, объяснив, что это не совсем верное впечатление и т. д. Такой откровенный разговор должен состояться в ходе этого тренинга.

Часть 3. «Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ»

Каждый член группы выбирает себе партнера и за­тем в течение 2-3 минут в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный мо­мент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен под­твердить правильность и достоверность предположений или опровергнуть их. Оба партнера вправе комментиро­вать высказывания друг друга.

Комментарий.

Варианты:

а) участники разбиваются на пары еще до начала упражнения. Какое-то время они работают самостоятель­но, описывая состояние своего партнера, а затем читают друг другу свои сообщения и обсуждают их.

б) участники, располагаясь в большом кругу, сами называют члена группы, который по их желанию и бу­дет описывать их состояние.

Часть 4. «ПОСЛЕЛНЯЯ ВСТРЕЧА»

«Представьте себе, что наши занятия уже закончились, и вы расстались. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими пе­реживаниями? Или есть конкретный участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Сделайте то, что вы не успели сделать на предыдущих занятиях. Не отклады­вайте свое решение на завтра! Действуйте здесь и теперь».

Комментарий.

Этот этюд целесообразнее провести, затемнив поме­щение, включив спокойную медленную музыку, дав воз­можность участникам расслабиться, закрыть глаза и вспомнить все прошедшие занятия.

8*

Рабочая книга практического психолога

Часть 5. «КТО Я?»

«Возьмите ваш лист бумаги, на котором уже есть от­веты на этот вопрос. Подумайте, как еще вы могли бы ответить на него сегодня, может быть, вы что-то хоте­ли добавить, а написанное ранее изменить или совсем убрать. Все в ваших силах, вы вправе сделать это. У вас есть 3 минуты. Отвечайте на вопрос: «Кто я?».

Затем мы приступим к обсуждению ваших ответов. Каким вы представляете себя? Что главное увидели и подчеркнули в себе? Как изменился ваш взгляд на само­го себя от занятия к занятию? От чего вам пришлось отказаться? Почему? Что новое вы заметили в себе са­мом во время тренинга?»

Группа проводит обсуждение в режиме большого тре-нингового круга.

Комментарий.

Записи участников снова целесообразнее собрать и сохранить с тем, чтобы они смогли на последнем заня­тии внести изменения и дополнения в список ответов на этот вопрос.

Аомашнее залание «ПЕРСПЕКТИВА»

«Сформулируйте основные цели, которые вы хотели бы достичь в ближайшее время. И главное — подумай­те, какие конкретные шаги нужно сделать для их дости­жения».

Анкетирование «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»

См. раздел «Занятие 1».

Полвеление итогов

См. раздел «Занятие 2».

ЗАНЯТИЕ 6

Цель занятия — закрепить полученные навыки и умения самораскрытия и самоанализа, подвести итоги работы группы, оказать психологическую поддержку участникам, ответить на все возникшие вопросы.

Работа психолога-тренера

Рекомендации ведущему

Одно из основных положений, которое должны по­нять и усвоить участники, заключается в том, что в жиз­ни каждому из нас следует ориентироваться не на дру­гих, а на уровень развития своих способностей. Не стоит ни думать, ни говорить: «Он более добрый, чем я», луч­ше: «Я сегодня немного добрее, чем был вчера».

Всегда найдется человек, который в чем-то превосхо­дит нас. Он или умнее, или бескорыстнее и т. д. Что тогда? Чувство неполноценности, зависть или злоба? Но зачем портить себе жизнь? Не лучше ли радоваться тем изменениям, которые происходят в нас самих, праздно­вать очередное собственное личностное достижение.

Этим занятием завершается тренинг, поэтому нужно организовать обсуждение всех возникающих вопросов для того, чтобы у участников не оставалось неразрешенных проблем, которые возникли во время работы группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.148.106 (0.044 с.)