Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЗАНЯТИЕ 5. «Использование коммуникативных способностей»
Целы совершенствование коммуникативных способностей участников. Часть 1. «Разминка» 3-4 участника разыгрывают роль человека, испытывающего радость (выиграл большую сумму денег, получил резкое повышение). Остальные молча невербально должны поздравить его. После анализируется, кто больше всего почувствовал ситуацию. Часть 2. «В самолете» Далее группе предлагается разыграть следующую ситуацию: «Вы купили билет на самолет Москва-Хабаровск, впереди 7 часов полета. Спать вы не хотите, интересной книги у вас нет, вы обращаете внимание на соседа и пытаетесь завязать с ним разговор. Рабочая книга практического психолога Как вы поступите, если вашим соседом окажется: молодая девушка, военный, пожилая женщина, читающий книгу и т. п. Все члены группы попеременно включаются в игру, — то в роли желающего вступить в контакт, то в роли его попутчика в разных вариантах. Часть 3. Упражнение «СМЕНА ЛИАЕРСТВА В КОНТАКТЕ» Участники разбиваются на пары и ведут беседу на общую тему. Задача более пассивного участника: через некоторое время после начала разговора перехватить инициативу в контакте, используя удачный жест, вопрос, подхватить какое-либо слово, и плавно перевести разговор на обсуждение своей темы. Затем повторяется то же самое, но теперь цель инициатора разговора — отдать нить разговора партнеру, навести его на высказывание своих мыслей, можно диалогическими вопросами. Часть 4. Упражнение «ТРОЙКИ» Участники разбиваются на тройки. Один выходит, а двое договариваются о том, что они хотели бы узнать у третьего, например его любимый стиль одежды и др. Отсутствующий возвращается, и кто-то из участников начинает разговор, цель которого — узнать нужную информацию, но так, чтобы он не догадался, о чем хотели узнать. Вопросы задает один из договаривавшихся, а второй наблюдает и оценивает ведение беседы, естественность партнера и т. д. Беседовавшие также высказываются о том, где они почувствовали «слабые» места в разговоре, что было удачным. Часть 5. Упражнение «ВЫХОА ИЗ КОНТАКТА» Психолог предлагает представить ситуацию: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который располагает временем и имеет желание пообщаться с вами, а вам некогда».
Работа психолога-тренера Участники группы разыгрывают эту ситуацию, предлагая несколько вариантов выхода из контакта. После этого следует обсуждение. Ломашнее задание Каждый участник дома должен написать сочинение «Я в группе тренинга в начале и сейчас», отразив свои представления о целях тренинга в начале работы и на настоящий момент, описать развитие отношений с другими участниками, поделиться новыми для себя мыслями, чувствами, переживаниями и т. д. ЗАНЯТИЕ 6. Итоговое Цель: проанализировать динамику в развитии коммуникативных навыков каждого члена тренинга, закрепить полученные навыки. Часть 1. Упражнение «ГОРЯЧИЙ СТУЛ» Каждый из участников группы по очереди садится на стул в центре круга. Остальные участники группы обращаются к нему со словами: «Когда ты делаешь, говоришь или ведешь себя так-то и так-то, то у меня возникают вот такие чувства, мне кажется, что это означает то-то и то-то». Все фразы должны быть корректными. В оценке используется информация о человеке, полученная во время тренинга. Оценивать следует поведение, черты характера, а не самого человека. Следует избегать определений «правильно», «хорошо», «плохо». Описанную процедуру проходит каждый участник тренинга. После того как все участники высказались, тот, о ком шла речь, рассказывает о том, что он извлек из этих обсуждений, с чем не может согласиться. Используя выдержки из домашнего сочинения, выступающий оценивает свою работу в тренинге, результаты. Рабочая книга практического психолога Часть 2. Анкетирование Анкета участника тренинга 1. Тренинговое имя__________________________________ 2. Дата заполнения__________________________________ 3. Что мешало вам в общении с людьми до тренинго-вых занятий? 4. Какие навыки вы приобрели, пройдя курс тренингов? 5. Самые значимые для вас упражнения, во время которых удалось сделать «прорыв» 6. Понравилось ли вам работать в группе? 7. Ваши основные ошибки в ходе занятий по отношению к себе по отношению к членам группы по отношению к психотренеру 8. Что тебе не понравилось на занятиях? 9. Ваши замечания, пожелания психологу (по форме, по содержанию занятий, по его поведению и т. д.)
Работа психолога-тренера Ведущий собирает анкеты и переходит к заключительной части всего курса тренингов. Часть 3. Полвеление итогов Анализируя анкету каждого, используя свои записи в журнале наблюдения, психолог подводит итоги работы каждого члена тренинга: анализирует эффективность, устойчивость приобретенных навыков, ищет причины неудач, анализирует свою работу и психологический климат группы. Если есть такая возможность, раздает каждому участнику тренинга видеокассеты с записью занятий. Рекомендуемая литература по теме «Работа психолога-тренера»: 1. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПБ., 1994. 2. Гройсман A. JI. Коллективная психотерапия. М., 1997. 3. Исуриена Г. Л. и др. Методы и техники групповой психотерапии. М., 1990. 4. Захаров В. П., Хрящев Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие. Л., 1989. 5. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988. АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ Практически в любом тренинге используют элементы арттерапевтических методик. Что такое арттерапия? Арттерапия — это лечение изобразительным искусством. Арттерапия включает такие направления, как рисуночная терапия, драмтерапия, библиотерапия, музыкоте-рапия, танцетерапия, кинотерапия, куклотерапия. В справочнике будут рассмотрены направления, наиболее часто использующиеся практическими психологами: рисуночная терапия, библиотерапия, кинотерапия, музыкотерапия. Рабочая книга практического психолога Одним из первых заговорил об искусстве как о форме психотерапии Наумберг, опираясь на слова Фрейда о том, что первичные мысли и переживания выражаются в форме образов и символов, а не вербально. Применяют арттерапевтические методики как самостоятельные, так и в качестве вспомогательных к другим видам терапии. Арттерапия работает с продуктами творчества самого клиента (его рисунки, текстовые работы и т. д.) и с готовыми уже произведениями искусства (картины, скульптуры, книги, продукция киноискусства). Арттерапия показана, в первую очередь, в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, а также в случае трудностей в общении, замкнутости, стеснительности клиента. Наиболее полно разработана рисуночная терапия. Рисуночная терапия Картины оказывают на человека огромное воздействие: они создают настроение и вызывают определенные чувства. Живописные полотна служат не только украшением стен, но и помогают расслабиться, абстрагироваться от рутинных дел. Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего нас мира. Чтобы выразить свои чувства, не обязательно что-то говорить, можно взять краски или карандаши и выразить свои чувства в рисунке. Если сразу же после того, как человека что-то расстроило, он сядет и начнет рисовать, его отрицательные эмоции уйдут, а он полнее и глубже осознает свои эмоции. Выбор цветов расскажет о многом: красный цвет предполагает гнев, черный — печаль, а серый — беспокойство. Специалисты утверждают, что отдельные цвета вызывают особые душевные состояния, в частности желтый и красно-желтый цвета рождают бодрое, дея-
Работа психолога-тренера тельное настроение, мрачные тона вызывают и соответствующие настроения. Зеленый цвет является самым успокаивающим цветом, он поднимает настроение, способствует отдыху при нервной раздражительности, бессоннице. (Более подробно о влиянии цветов на психику человека можно прочитать в главе «Цветотерапия».) Итак, рисуя, человек дает выход свои чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Используя рисуночную терапию в своей работе, практический психолог выбирает темы рисунков так, чтобы предоставить клиенту возможность графически выразить свои чувства и мысли, иногда даже не осознаваемые им. Обычно темы охватывают: 1. Отношения к самому себе, своей семье («Я в прошлом», «Я такой, какой я есть», «Мой обычный день», «Я дома», «Мой мир»,«Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Я и мои дети», «Моя главная проблема в общении с детьми»). 2. Абстрактные понятия («Одиночество», «Страх», «Любовь», «Три желания», «Остров счастья»). 3. Отношения к группе («Что я хотел и что получил от работы в группе», «Что я дал группе»). На занятиях по рисуночной терапии используют разнообразные методики: — каждый рисует самостоятельно то, что хочет. Обсуждая рисунок, сначала о рисунке высказывается вся группа, а потом — автор; — на одном листе рисуют пара участников, тема рисунка задается, вербальные контакты между рисующими исключаются. После обсуждается содержание рисунка, отношения друг к другу в процессе рисования; — вся группа рисует на одном листе бумаги на заданную тему. По окончании работы обсуждается вклад Рабочая книга практического психолога каждого в работу и взаимоотношения членов группы в процессе работы; — дополнительное рисование. Один начинает, другой продолжает рисунок и т. д. Готовые рисунки можно демонстрировать одновременно все, сравнивать их, находить общее и отличия в содержании. Можно анализировать каждый рисунок отдельно, передавая его из рук в руки, высказываться по очереди о его психологическом содержании. Обсуждая рисунок, внимание стоит обращать на его содержание, цвет, размеры, повторы из работы в работу. Вначале члены группы рассказывают, что, на их взгляд, хотел изобразить автор, каков его замысел, какие чувства вызывает рисунок. Затем сам автор рассказывает о собственном замысле.
Литература по методике рисуночной терапии: 1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. 2. Кратохвил С. Биографическая, тематическая и инте-ракционная ориентация в групповой психотерапии. Л., 1976. 3. Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. М., 1988. 4. Бурковский Г. В. и др. Исследование изобразительного творчества в психотерапии. Л., 1982. Библиотерапия Библиотерапия — это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на человека, устраняет последствия депрессии, отрицательные эмоции. Эта методика может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Работа психолога-тренера Психолог, в зависимости от цели занятия, подбирает художественное произведение, которое должно соответствовать следующим требованиям: 1. Оно должно быть высокого художественного уровня. 2. Герои произведения должны быть духовно близки читателю. 3. Ситуации, описанные в книге, должны быть близки переживаниям клиента, должны побуждать к действиям, борьбе, отыскиванию в себе духовных сил. 4. Нужно избегать сюжетов, в которых успех к герою приходит случайно, утомительных, путаных философских книг, не рекомендуется сентиментальная литература и литература ужасов. 5. Рекомендуемые писатели: Л. Толстой, И. Тургенев, А. Пушкин, Ф. Достевский, В. Короленко, А. Чехов, М. Шолохов, М. Горький, В. Шекспир, Р. Киплинг, Ч. Диккенс, В. Гюго, А. Дюма, Э. Золя, О. Бальзак, религиозная литература. Не стоит выбирать слишком объемные произведения, а также произведения, изучаемые в школе. 6. Особо рекомендуется научно-популярная литература, призванная дать общее представление об областях знания, проблемы в которых испытывает клиент. 7. Самой большой популярностью пользуются морально-бытовые повести, приключенческая литература, исторические романы, книги о путешествиях. 8. Хороший лечебный эффект дает серия «Жизнь замечательных людей», потому что в ней описаны жизненные трудности и их преодоление выдающимися людьми, а клиент идентифицирует себя с героем. 9. Рекомендуется использовать сатирическую и юмористическую литературу, она помогает укрепить уверенность в себе, стимулирует положительные эмоции. 10. Нельзя забывать о том, что читатели неодинаково реагируют на литературу. Поэтому возбужденных, неспокойных следует успокоить, сосредоточить, а лю- Рабочая книга практического психолога дей с подавленным настроением, безразличных — наоборот, заинтересовать, взволновать, активизировать. Каждый клиент получает индивидуальный план чтения. В план включаются примерно 7 книг для чтения в течение 3-4 недель. Планируется 7 собеседований, во время которых проводится коррекция понимания читателем содержания книги, акцентируется только самое важное, актуальное для обратившегося.
Книга может даваться клиенту совершенно чистой, без пометок, а можно в тексте выделить места, над которыми клиент должен подумать, уделить им особое внимание. Можно раскрасить текст разноцветными карандашами, например красным — все, что касается чувств, которые испытывают герои; зеленым — те места, где говорится о действиях, которые предпринимают герои, и т. д. Перед чтением книги дается инструкция: «Прочтите и отметьте те места, которые произвели на вас особое впечатление, вызвали чувства, мысли, воспоминания. Выделите особо те места, которые явились для вас необычными, непонятными». Ориентировочный план чтения рекомендуемой литературы может состоять из четырех частей. В первую часть рекомендуется включать литературу, далекую от сути конфликта, однако помогающую настроиться на работу, заинтересовать клиента. Вторая часть плана — основная, чаще всего это 2-3 книги. Конкретные рекомендации трудно предложить, поскольку многое зависит от интеллектуального уровня клиента, от способностей и изобретательности психолога). Третья часть плана работы над рекомендуемой литературой должна закрепить полученный эффект. Четвертая — дополнительная часть плана — поддержка духовной уравновешенности и оптимизма в клиенте. В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник, который помогает анализировать динамику Работа психолога-тренера личностного роста и может помочь диагностировать улучшения или ухудшения эмоционального состояния клиента. Книги для чтения не должны быть слишком объемными (50-70 страниц), витиеватыми и дидактичными. Если занятия происходят в группе, то это должны быть 5-7 человек с общими литературными вкусами, общим уровнем культуры. Групповое обсуждение дает возможность говорить о своих проблемах в опосредованной форме, проявлять свои эмоции, сравнивая их с эмоциями героев и участников занятия, услышать об альтернативных способах переживаний, обсудить альтернативы выхода из сложной ситуации. Более исчерпывающую информацию о библиотерапии дадут работы: 1. Миллер А. М. Особенности руководства чтением больных в библиотеках лечебно-профилактических учреждений. Л., 1975. 2. Рожков В. Е. Руководство по психиатрии. М., 1985. 3. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2002. Кинотерапия Это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога. Метод еще более эффективный, чем библиотерапия, т. к. фильм содержит не только фабулы, сюжет, но и визуальный ряд, музыкальное сопровождение. Все это действует на состояние человека более интенсивно и раньше, чем прочитанная книга. Просмотр фильма менее утомителен и более приемлем для человека, не любящего читать. Кинотерапия требует гораздо меньших затрат по сравнению с библиотерапией: можно выбрать фильм, идущий по телевидению, а можно взять кассету напрокат. Рабочая книга практического психолога Хотя кинотерапия более эффективна как групповая форма работы, ее можно использовать и как индивидуальную. Первый этап кинотерапии — подготовительный. Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Психолог обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и четкую тематическую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 120 минут. Следующий этап — просмотр фильма. Промежуток между просмотром и обсуждением не должен превышать 20 минут. Заключительный этап кинотерапии — обсуждение фильма. Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Хорошо, если у психолога будет помощник, фиксирующий то, что является общим для многих, и то, что является спорным. Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников тренинга те или иные персонажи. В процессе просмотра фильма человек сливается с одним из героев, если ему близко настроение персонажа или ситуация, которая обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают клиенту выразить те мысли, которые трудно было передать словами. Затем психолог обобщает то, что высказали участники группы, без обращения к личностям, дает перечень чувств и проблем, которые вскрыл фильм. После анализирует мысли, идеи, которые возникли во время просмотра и обсуждения. В конце занятия обычно дается оценка успешности или неуспешности работы группы. Работа психолога-тренера Для кинотерапии подходят фильмы режиссеров: Феллини, Антониони, Куросавы, Хичкока, Тарковского, Чухрая, Михалкова, Рязанова... Более подробно о концепции кинотерапии можно прочитать в работах А. Менегетти: 1. Менегетти А. Словарь образов. «П., 1991. 2. Менегетти А. Кинотерапия. Пермь, 1993. Музыкотерапия Музыкотерапия — метод использования музыки для лечения расстройств нервной системы. Рядом исследований было доказано, что музыка оказывает воздействие на различные системы человеческого организма. Наблюдается это благодаря тому, что процессы, происходящие в двигательной и вегетативной системе человека, протекают ритмично, а музыка как ритмичный раздражитель может их стимулировать. Наиболее сильное влияние на человека оказывает орган. Композиторы, произведения, которых особо рекомендуются для музыкотерапии: К. Глюк, Ж. Массне, Я. Сибелиус, Р. Шуман, С. Рахманинов, А. Дворжак, Д. Шостакович, П. Чайковский, Л. Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шопен. На одном занятии лучше прослушивать не более 3-х произведений или музыкальных отрывков. Первое произведение должно вводить в занятие, формировать определенную атмосферу. Это должно быть спокойное произведение, расслабляющее. Второе произведение несет основную нагрузку, оно должно быть динамичным напряженным, стимулирующим эмоции, ассоциации. Третье произведение должно снять напряжение или зарядить оптимизмом и энергией. Время звучания каждого произведения не более 10 минут. Рабочая книга практического психолога Успокаивающие мелодии Музыкальное произведение Время звучания И.С. Бах Прелюдия № 1 2 мин И.С. Бах Прелюдия № 8 4 мин 30 с И.С. Бах Хор 3 мин 30 с Ф. Шопен Прелюдия № 4 2 мин 5 с Ф. Шопен Прелюдия № 13 4 мин 35 с Ф. Шопен Прелюдия № 15 1 мин 10 с Мобилизующие мелодии К. Глюк «Мелодия» 4 мин 5 с Ф. Шопен Прелюдия № 17 3 мин 45 с М. Таривердиев «Мгновение» 1 мин 10 с Ж. Визе — Р. Щедрин Тема «Теодор» 45 с После прослушивания происходит обсуждение возникших у каждого воспоминаний, фантазий, ассоциаций. Можно стимулировать активность слушателей дополнительными заданиями: например, соотнести свое эмоциональное состояние с каком-либо музыкальным отрывком, подобрать музыкальный портрет одного из членов группы и т. д. Очень хороший эффект дает сочетание музыкотера-пии с ароматерапией. Подробнее с различными аспектами музыкотерапии можно познакомиться: 1. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979. 2. Брусиловский Л. С, Цынман А. Об одном варианте сочетания аутогенной тренировки с музыкой. Алма-Ата, 1974. 3. Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое руководство. Новосибирск, 1995. Существует еще несколько методов арттерапии, но использовать их в работе практическому психологу довольно затруднительно, если он не имеет музыкального образования, хореографических навыков и т. п. Работа психолога-тренера АРОМАТЕРАПИЯ Люди непрерывно сталкиваются с миром запахов. Ароматы в нашей жизни играют значительную роль. Современные люди воспринимают запахи как вещества, которые при попадании в нос раздражают нервные окончания и передают информацию в головной мозг. Древние считали ароматы тончайшим проявлением стихии Земли. История ароматерапии начинается с глубокой древности. Древние греки, египтяне использовали ароматы в течение всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье, красоту и молодость. Ароматы являлись неотъемлемой частью их искусства любви, сопровождали религиозные празднования. В Древнем Китае, Индии перегонка паров растений была поставлена ка высокий уровень. Секреты выработки эфирных масел сохраняли и передавали от родителей к детям. Сейчас ароматерапия — одна из популярных, развивающихся областей психотерапии. Ароматерапия — наука и искусство влияния ароматов на психологическое и физическое состояние человека. Специалистами в области ароматерапии разработаны принципы воздействия определенных эфирных масел на человека. Правильно применяя и грамотно составляя композиции из эфирных масел, можно достичь самых невероятных результатов. Ароматерапию чаще всего используют на групповых занятиях. Применяют ее как способ предотвращения переутомления, раздражительности, депрессий. Ароматы повышают устойчивость к неблагоприятным факторам, помогают саморегуляции, саморазвитию личности. Чтобы собрать группу для проведения ароматерапии, необходимо подобрать людей с учетом их личной совместимости и совместимости их восприятий ароматов. Рабочая книга практического психолога При всей благоприятности ароматерапии, есть очень важные моменты, о которых психолог не должен забывать: знать о наличии аллергии у клиента, беременности, эпилепсии. В этих случаях от посещения занятий аромате-рапией следует отказаться. А при болезни почек противопоказаны ароматы ели, можжевельника, пихты. Способы распространения эфирных масел различные: ингаляции, ванны, компрессы, растирания, массаж, точечный массаж. При проведении групповых занятий наиболее удобны способы ингаляции, точечный массаж. При ингаляции ароматы попадают на определенные точки носа, массируют их, вызывая импульсы, передающиеся в зоны головного мозга, которые отвечают за тот или иной орган, систему органов. Ароматы также оказывают прямое воздействие на органы дыхания, устраняя застойные и воспалительные реакции. Ингаляции делятся на холодные (на ткань или камень из мелкопористой глины), горячие (в горячую воду капают масла, вдыхают их, накрывая голову полотенцем), аромакури-тельницы (в верхнюю часть емкости наливается вода и несколько капель эфирного масла, после внизу зажигается свеча; 3-5 капель на 15 м2). На групповых занятиях также можно применять точечный массаж. Для этого эфирное масло смешивают с маслом для массажа и наносят на рефлексогенные точки. Психолог фиксирует ощущения каждого клиента, помечая ухудшение состояния, неприятные ассоциации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.251.21 (0.083 с.) |