Социально-психологический тренинг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологический тренинг



Практический психолог — это человек, обладающий теоретическими знаниями в области психологии и прак­тически работающий с жизненными и личностными проблемами клиента. Для этого помимо консультаций психолог использует активные методы обучения, игры. К традиционным методам обучения относят лекции, беседы, семинары, а к активным методам обучения — социально-психологические тренинги, ролевые и дело­вые игры. Традиционная форма обучения дает знания, а активные методы обучения помогают приобрести на­выки.

Активные методы обучения применяет в своей прак­тике психолог-тренер. Он совмещает в себе преподава­теля, организатора, экспериментатора, консультанта. Ос-

Работа психолога-тренера

новная форма работы психолога-тренера — групповые социально-психологические тренинги.

В теорию и практику тренинговых групп внесли свой вклад практически все направления психологии XX века, но создание стройной теории тренинговых групп связы­вают с именем К. Левина. Он считал группу самым эффективным методом обучения, коррекции и терапии.

Группа — это реальный мир в миниатюре, в группе, как и в жизни, существуют проблемы межличностных отношений, проблемы принятия решений, выбора линии поведения и т. д.

Основные задачи тренинговых групп:

■ самопонимание;

■ саморегуляция;

■ понимание других людей в ситуации общения;

■ коррекция неадекватных и приобретение новых, адекватных, навыков общения.

Исходя из этих целей, выделяют следующие виды социально-психологических тренингов: тренинг самопоз-* нания и личностного роста, тренинг развития коммуни­кативных навыков.

Следует назвать принципы организации тренинговых групп.

Первый — принцип добровольности. Все участники должны самостоятельно принимать решение об участии в тренинге в общем и в каждом упражнении в отдель­ности. Принуждение в данном вопросе не даст никаких результатов, ибо личностные изменения возможны только благодаря внутренней заинтересованности человека.

Второй принцип — принцип диалогизации взаимо­отношений, т. е. полноценное межличностное общение между участниками группы должно быть основано на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

Третий принцип — принцип самодиагностики. Со­стоит он в том, что в первую очередь клиент должен сам

Рабочая книга практического психолога

осознать и сформулировать свою личностную проблему, иными словами, самораскрыться.

Четвертый принцип — принцип информированно­сти. Он предполагает, что каждый клиент имеет право знать все, что с ним может произойти на занятиях.

Наиболее оптимальным возрастом для участия в тренинговой группе является возраст от 16 до 40 лет.

Бывают закрытые и открытые группы. Более про­дуктивно работают закрытые группы (т. е. группы с по­стоянным составом). Для тех, кто только начинает ра­ботать психотренером, лучше выбрать малую группу (10-12 человек). После приобретения опыта количество уча­стников можно увеличить до 30 человек.

Продолжительность занятий должна быть опреде­лена в самом начале работы группы. Наибольший эф­фект достигается на тренингах продолжительностью 40-60 минут.

В помещении для тренинга должна быть возможность свободного перемещения, расположения участников по кругу.

Работа психотренера заключается в организации, ме­тодическом обеспечении и проведении тренинга.

Первый этап его работы — подготовка к тренингу. Заключается она в беседе, анкетировании предполагае­мых участников тренинга, изучении их документов, ха­рактеристик. Психолог также выясняет проблемы и по­желания будущих участников тренинга. На основе пред­варительного изучения составляется список группы (не рекомендуется вносить в него людей с явными физичес­кими дефектами, людей с низким интеллектом, близких родственников, лиц, испытывающих неприязнь друг к ДРУГУ)» разрабатывается программа, определяются темы, а также время и место занятий, подбираются аудио- и видеозаписи, готовится раздаточный материал.

Второй этап — проведение тренинга. Методика про­ведения занятий может быть различная, но обязательно

Работа психолога-тренера

любой социально-психологический тренинг должен включать в себя ролевую игру и групповую дискуссию.

Ниже будут даны методические разработки занятий тренинга самораскрытия и тренинга коммуникативных навыков и умений. Данные методические разработки можно использовать в том виде, как они представлены, а можно переработать, исходя из конкретных целей, со­става группы и т. д.

Третий этап — подведение итогов. Первичное под­ведение итогов происходит в конце каждого занятия. Заключается оно в оценке самими участниками своих достижений и ощущений, в оценке ведущим динамики личностного роста каждого участника тренинга. После каждого занятия психолог вносит в журнал свои наблю­дения, регистрирует в нем процессы, происходящие в группе, эмоциональное состояние членов группы, запи­сывает темы, затронутые на занятии, оценивает вклад каждого в обсуждение проблем.

Подведение итогов вторичное происходит после за­вершения цикла занятий. Психолог на основе своих на­блюдений, анкет, тестов, просмотра и анализа видеозапи­сей тренинга анализирует результаты работы каждого члена тренинговой группы.

Предлагаем вашему вниманию методические разра­ботки циклов занятий по самораскрытию и личностно­му росту и разработку тренинга коммуникативных на­выков. Основу этих методических разработок составля­ют источники следующих авторов:

1. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. М., 1995.

2. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.

3. Обозов Н. Н. Социально-психологический тренинг. СПб., 2000.

Рабочая книга практического психолога



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.006 с.)