Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое консультирование. Общий обзор методов и приемов

Поиск

На взгляд человека непосвященного, консультатив­ная беседа мало отличается от обычного разговора двух людей о жизни, семье, работе. Однако содержательная ткань беседы в рамках психологического консультиро­вания соткана из определенных приемов и техник.

Начинается психологическое консультирование с ди­агностической беседы, в ходе которой практический пси­холог диагностирует не только затруднения обративше-

Работа психолога-консультанта

гося, но и его индивидуальные особенности (психичес­кое состояние, свойства личности, психические процес­сы). Консультирование можно начинать с рассказа кли­ента на любую тему, обращая внимание на содержание рассказа, манеру изложения, расставленные акценты, настроение. Если у консультируемого нет конкретно сформулированных затруднений, а обнаруживается не­удовлетворенность настроением, необходимо в беседе затронуть темы семьи, работы, друзей, любовную сферу. По поведению и отношению к этим вопросам можно установить сферу затруднений. Помочь клиенту начать рассказ о себе можно репликами: «Слушаю вас внима­тельно», «Расскажите, что вас привело к нам....»

Иногда наблюдается сопротивление консультирова­нию. Тогда клиенту объясняют, что такое психологи­ческое консультирование, на что он может рассчиты­вать, обращаясь за помощью. А в случае его скептиче­ских вопросов типа: «А вы уверены, что сможете по­мочь?» — лучше не вступать в прения, не гарантиро­вать 100% -ный результат, а ограничиться предложени­ем: «Давайте попробуем».

По мнению В. В. Столина (1989), спонтанно выска­занные жалобы клиента делятся на:

— субъективные (на кого жалуется),

— объективные (на что жалуется). Субъективных жалоб пять. Это жалобы на ребенка

(поведение, развитие, здоровье), на семью (все в целом плохо), на супруга, на самого себя (характер, способно­сти), на третьих лиц.

Виды объективных жалоб: на психосоматическое здо­ровье (страхи, фобии), на ролевое поведение, на психоло­гическую ситуацию (трудности в общении), на объек­тивные обстоятельства (трудности с жильем, работой).

В процессе диагностической беседы можно использо­вать методику Розенцвейга, цветовой тест Люшера. Вве­дение в беседу любого тестового материала увеличивает

Рабочая книга практического психолога

доверие к психологу, стимулирует предметность собесе­дования.

Итак, проблема определена, необходимо перебрать ва­рианты решения проблемной ситуации. В ходе перебо­ра гипотез происходит их оценка, сравнение альтерна­тивных решений. Обсуждая их с клиентом, психолог дол­жен помнить, что приемлемое для него лично решение не обязательно является таковым для клиента (Г. С. Аб­рамова, 1995).

Зачастую объективные, на первый взгляд, проблемы являются прямым следствием особенностей характера клиента, поэтому одним из этапов индивидуального кон­сультирования будет коррекционный этап. Его цель — создание нового взгляда на себя, окружающий мир, гар­монизация личности.

Заканчивается консультация подведением итогов, оцен­кой эффективности работы психолога. Чтобы сделать это, конкретных стандартных форм не существует. Наверное, психологу целесообразно кратко повторить, к какому имен­но решению пришел клиент с помощью психолога. Иног­да стоит сказать несколько поддерживающих, ободряю­щих фраз: «Я уверен, что вы с этим справитесь» — и т. д.

Работая с каждым клиентом, практический психолог создает программу, в которой он расписывает этапы кон­сультирования, цели и задачи каждого этапа, стратегию и тактику, методику работы, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам программы. Психолог определяет частоту необходимых встреч (еже­дневно, 1-2 раза в неделю). На завершающей психоло­гической консультации, прощаясь с клиентом, если есть такая возможность, можно подарить ему видеокассету с записью консультирования. После завершения работы с клиентом желательно осуществлять контроль и наблю­дение за клиентом в течение 1-2 месяцев.

Частыми мотивами обращения за психологической консультацией являются: трудности в общении, стресс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.125 (0.007 с.)