Часть 5. «мои сильные стороны» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 5. «мои сильные стороны»



«Каждый из вас должен рассказать остальным участ­никам о своих сильных сторонах — о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что дает ему чувство внутрен­ней свободы и уверенности.

Существенно также отметить те качества, которые вам импонируют, но они вам несвойственны и вы хотите выработать их в себе.

Крайне важно, чтобы вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, не умаляли своих достоинств, чтобы вы говорили прямо, уверенно, без вся­ких «но...», «если...», «может быть...» и т. п.

Вам дается на это 3 минуты. Даже если вы окончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадле­жит вам. Слушатели могут только уточнять детали и про­сить разъяснения, но не имеют права высказываться.

Может быть, значительная часть вашего времени прой­дет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему счи­таете те или иные свои качества сильной стороной. До­статочно того, что вы сами в этом уверены».

Ведущий дает участникам 3-5 минут на подготовку и затем предлагает первому начать. По истечении 3-х ми­нут ведущий даст сигнал, означающий, что время перво-

Рабочая книга практического психолога

го истекло. Далее вступает в работу второй участник, в распоряжении которого также 3 минуты, и так до тех пор, пока не выскажутся все члены группы.

Комментарий.

Это упражнение направлено не только на определе­ние собственных сильных сторон каждым участником, но и на формирование привычки думать о себе поло­жительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участники избегали любых, даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики пре­секается.

Работа может быть организована в режиме большого круга, а при большом количестве участников — в мик­рогруппах по 7-8 человек.

Часть 6. «ЭМИГРАЦИЯ»

«Предположим, что вы решили совсем уехать из стра­ны. Как вы думаете, сколько человек и кто конкретно пожалеет об этом? Почему? Что вас связывает с этими людьми? Сколько человек и кого именно обрадует ваше решение уехать? Почему? В чем причина такого отно­шения к вам? Вы пытались что-то изменить в себе, в ваших отношениях с этими людьми?

Составьте два перечня имен и ответьте на эти вопросы».

Комментарий.

После окончания работы целесообразно обсудить этот материал в микрогруппах (3-4 человека).

Часть 7. «КТО Я?»

«Возьмите ваш лист бумаги, на котором уже есть не­сколько ответов на этот вопрос. Вы отвечали на него на прошлом занятии. Подумайте, как еще вы могли бы от­ветить на этот же вопрос сегодня. Может быть, вы что-то хотите добавить, а написанное ранее изменить или со­всем убрать. Все в ваших силах, вы вправе сделать это сейчас.

Работа психолога-тренера

У вас есть 3 минуты. Отвечайте на вопрос «Кто Я?» Комментарий. См. раздел «Первое занятие», упраж­нение 7.

Аомашнее залание «ИНТЕРВЬЮ»

«Подумайте о каждом члене группы и сформулируйте для него один вопрос, на которой он должен будет отве­тить во время интервью на следующем занятии.

Вопрос должен быть «личностного» плана.

Анкетирование «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»

См. раздел «Первое занятие».

Полвеление итогов

В конце занятия подводятся итоги. Затем каждый участник отвечает на вопрос: «Над чем мне еще нужно поработать на следующем занятии?»

ЗАНЯТИЕ 3

Цель занятия — способствовать дальнейшему спло­чению группы и углублению процессов самораскрытия, продолжить развитие умений самоанализа и преодоле­ние психологических барьеров, мешающих полноценно­му самовыражению.

Рекомендации ведущему

На этом занятии основное внимание обращается на анализ участниками овоих слабых личностных сторон. Каждому из них нужно дать возможность глубоко и полно осознать эти стороны своей личности.

В процессе этой работы участнику необходима теп­лая поддержка всех членов группы.

Примерное солержание занятия

Часть 1. «ВЫ МЕНЯ УЗНАЕТЕ?»

«Иногда обстоятельства складываются так, что назна­чается встреча с совершенно незнакомым человеком. Вы договорились по телефону о дне, времени, месте вгтрг-ш

Рабочая книга практического психолога

и о «пароле», по которому вы узнаете друг друга. Это может быть красный шарф и т. п. Ведь так обычно и поступают люди. Давайте уйдем от этого стереотипа. Опишите себя так, чтобы человек, которого вы встречае­те, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки, или...

Время для этой работы 3-5 минут.

Затем члены группы садятся в большой круг и чита­ют по очереди написанное.

Комментарий.

Вариант: каждый член группы сдает свой лист с описанием «портрета» ведущему, который, перемешав их, зачитывает текст. Участники должны узнать по это­му описанию, чей же это портрет.

Часть 2. «ЛЕВИЗ»

«Был в старину обычай — изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. крат­кое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а вот над девизом давайте подумаем.

Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, от­ношение к миру и в целом, и к себе». На формулировку девиза дается 5-7 минут.

Затем участники по очереди зачитывают свои деви­зы и, в случае необходимости, дают пояснения.

Комментарий.

Варианты:

1. В дальнейшем на тренинговых занятиях участни­ки выступают под своими девизами.

2. Участники в конце каждого занятия работают над совершенствованием своего девиза, делая его более чет­ким, ясным, кратким и действительно отражающим жиз­ненные установки каждого из них.

Работа психолога-тренера

3. После обсуждения индивидуальных девизов учас­тники формируют девиз группы — основной принцип взаимоотношений и взаимодействия в группе.

Часть 3. «ИНТЕРВЬЮ»

«Быть искренним и откровенным перед самим со­бой, а тем более перед другими — довольно трудная за­дача. Но мы уже достаточно хорошо знаем друг друга и готовы отвечать на любые вопросы именно так: душев­но и чистосердечно.

Каждый из вас приготовил по одному вопросу для других членов группы. И каждый готов дать интервью. Основное правило этого интервью — отвечать как мож­но полнее и откровеннее. Тем самым вы попытаетесь еще лучше разобраться в себе, ведь вопросы касаются особенностей вашего характера, ваших привычек и ин­тересов, привязанностей и взглядов на те или иные слож­ные жизненные проблемы.

Одним словом, вы — очень интересный человек. И у окружающих к вам много вопросов. Кто первым готов давать интервью?»

Участник, который будет первым отвечать на вопро­сы, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы.

Остальные начинают по очереди (по кругу) задавать вопросы.

Комментарий.

Ведущий должен следить за тем, чтобы интервью с одним участником не затягивалось слишком долго (не более 5 минут), и чтобы ответ на вопрос был действи­тельно искренним и откровенным, и чтобы все члены группы участвовали в беседе. При этом интервьюируе­мый вправе не отвечать на вопрос, который, на его взгляд, не относится непосредственно к нему.

Вариант — если время на все интервью ограничено, тогда сам интервьюируемый называет тех членов груп­пы, чьи вопросы он хотел бы услышать. Эти участники по очереди задают свой вопрос.

Рабочая книга практического психолога

Часть 4. «АВТОПОРТРЕТ»

Каждый участник в течение 5-7 минут должен со­ставить подробную психологическую самохарактеристи­ку, включающую не менее 10-12 признаков. Но в ха­рактеристике не должно быть внешних примет, по кото­рым можно сразу узнать описываемого человека. На­пример, самому маленькому по росту в данной группе нельзя писать «Мне доставляет много переживаний мой маленький рост».

Это должно быть психологическое описание вашего характера, ваших привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей и т. д. После написания ха­рактеристик участники сдают их ведущему (или одно­му из членов группы), который, перемешав листы, начи­нает зачитывать «автопортреты».

Остальные члены группы должны по тексту узнать автора. Члены группы вправе вносить коррективы в автопортрет участника, например добавить несколько штрихов к особенностям его характера, которые они увидели во время занятий.

Комментарий.

Ведущему целесообразно приготовить для этого уп­ражнения стандартную бумагу, чтобы у всех участни­ков были одинаковые листы для написания психологи­ческого автопортрета. Работу над автопортретами луч­ше проводить на фоне музыкального сопровождения.

Часть 5. «КАРУСЕЛЬ»

«Умение устанавливать контакты позволяет чело­веку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сей­час мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в кон­такт, поддержать разговор и также приятно расстаться с ним».

Члены группы встают (садятся) по принципу «кару­сели», т. е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к

Работа психолога-тренера

центру круга) и внешний подвижный (участники рас­положены лицом к центру круга).

По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или переса­живаются на стул, стоящий справа от них, и оказывают­ся перед новым партнером). Таких переходов будет не­сколько.

Причем каждый раз роль участника задает ведущий.

Примеры ситуаций «встреча»:

1) «Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече».

Время на установление контакта, приветствие и про­ведение беседы 2-3 минут. Затем ведущий дает сиг­нал, участники должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к ново­му партнеру.

Примечание: эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:

2) «Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится (работает)».

3) «Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его».

4) «Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека».

5) «После длительной разлуки вы встречаете вашего любимого (любимую) и вы так рады этой встрече. И вот наконец он (она) рядом с вами».

Комментарий.

Ведущему следует обратить внимание участников не только на то, как они вступают в контакт, начиная встре­чу, но и на то, как они заканчивают разговор.

После очередного перехода, смены партнеров ведущий, задавая ситуацию, определяет конкретные роли для каж­дого круга, например участники внутреннего круга иг-

Рабочая книга практического психолога

рают роль испуганного ребенка, а внешнего — взросло­го, который должен успокоить малыша.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.02 с.)