Методические разработки тренинга самораскрытия и личностного роста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические разработки тренинга самораскрытия и личностного роста



(Из книги А. С. Прутченкова «Тренинг личностного роста»)

Следует сказать, что автор книги считает, что опти­мальная продолжительность занятия должна быть око­ло 3-х часов. Многие авторы не согласны с этим, они пишут, что это утомительно для участников тренинга. Так ли это, вы убедитесь на собственном опыте.

В любом случае отрывок из книги А. С. Прутченко­ва поможет составить свое представление о работе пси­холога-тренера. А использовать предлагаемый матери­ал полностью или подходить к нему творчески, каждый решит сам. Последнее слово за вами!

ЗАНЯТИЕ 1

Цель занятия: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с ос­новными принципами работы тренинговых групп, принять, начать процесс самопонимания членами группы, начать работу над выработкой продуктивного стиля общения.

Рекомендации психотренеру:

1. Ваша основная задача на протяжении всего тре­нинга, а особенно на первых занятиях — создание усло­вий для самостоятельной и продуктивной работы каж­дого участника над собой.

Вы — не учитель, преподающий новый и интересный предмет и отвечающий за его усвоение. Каждый участ­ник сам изучает себя и других людей, присутствующих на занятиях.

Вы — не судья, беспристрастно разбирающий чужие ошибки в соответствии с буквой Закона. Каждый су­дит себя сам и сам же определяет меру своей ответ­ственности.

Работа психолога-тренера

Вы — друг, понимающий, доброжелательный и, глав­ное, способный помочь каждому участнику стать САМИМ СОБОЙ И ДРУГИМ. Вы только помогаете, всю основную работу над собой делает сам участник, вам нельзя подчеркивать свое психологическое и профес­сиональное превосходство. Своим поведением вы не должны вызывать восхищение или страх. Вы должны помогать группе и каждому участнику в работе над собой.

Для этого вы:

1. Организуете обсуждение и принятие Правил рабо­ты группы, а затем четко следите за их выполнением на каждом занятии. В случае необходимости каждый раз разъясняете то или иное положение из Правил.

2. Объясняете цель проводимого упражнении, подроб­но излагаете инструкцию к очередному заданию или к процедуре; отвечаете на все возникающие вопросы участ­ников, а затем контролируете ход и правильное их вы­полнение.

3. Проводите анализ ситуации во время очередного упражнения или этюда, давая возможность высказаться всем желающим, исходя из целей и задач тренинга и конкретного занятия.

4. Контролируете эмоциональн >е состояние всех участников и группы в целом и, в случае необходимос­ти, оказываете психологическую поддержку.

5. Подводите итоги каждого занятия и зачитываете текст домашнего задания.

В ваших интересах позаботиться о том, чтобы на по­следнем занятии (или в конце каждого) участники вы­ражали свое мнение о вас как о ведущем.

Учитывая сложность групповых процессов, а также чрезвычайно большую роль социально-психологическо­го тренинга, желательно психологу самому пройти за­нятия в такого рода группе в качестве ее члена.

Рабочая книга практического психолога

Часть 1. «ЗНАКОМСТВО»

В начале работы группы каждый участник оформ­ляет карточку-визитку, где указывает свое тренинго-вое имя. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомо­го, реального политического деятеля или литературно­го героя и т. п.

Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочитать. В дальнейшем на всем протяжении занятий участники обращаются Еруг к другу по этим именам. Ведущий дает 3-5 минут для того, чтобы все участники сделали свои визитки и п -^готовились к взаимному представлению. Основная з£ дча представления — подчеркнуть свою индивиду­альность, сказать о себе так, чтобы все остальные участ­ники сразу запомнили выступившего.

Затем участники садятся в большой круг и по оче­реди, представляясь, говорят о себе, подчеркивая свои особенности (привычки, качества, умения, привязанно­сти и т. п.).

Комментарии.

Ведущему следует позаботиться о карточках-визитках. Можно нарезать их из плотной бумаги пли взять обычные библиографические карточки. Также лучше иметь под рукой булавки, ручки, карандаши. В случае, если несколь­ко участников выберут себе одинаковые имена, ведущий должен посоветовать им найти вариант этого имени, на­пример Ира, Ирина, Ириша, Иришка, Ирочка, Иринка, Риша, Иришуля и т. п., или взять другое игровое имя. Это нужно для целого ряда тренинговых занятий. И главное, каждый член группы должен почувствовать свою индивидуальность, даже в такой детали, как игровое имя.

Ведущий подчеркивает, что участники должны вни­мательно слушать выступление каждого члена группы с тем, чтобы запомнить его индивидуальные качества.

Работа психолога-тренера

Часть 2. «ПРАВИЛА ГРУППЫ»

После знакомства ведущий объясняет участникам основные принципы социально-психологического тре­нинга и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к выработке правил работы именно своей группы.

Подчеркнем, что в каждой тренинговой группе могут быть особые правила, но приведенные ниже должны ле­жать в основе ее работы.

Правила работы группы:

1. Доверительный стиль общения.

В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия ведущий может предложить принять единую форму обращения на ТЫ, психологически урав­нивающую всех членов группы и ведущего.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т. п. Это срабаты­вает «механизм психологической защиты». Но основ­ная идея тренинга — превратить группу в своеобраз­ное объемное зеркало, в котором каждый член груп­пы смог бы увидеть себя во время своих разнообраз­ных проявлений, лучше узнать себя и свои личност­ные особенности.

Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с ними в группе.

3. Персонификация высказываний.

Отказ от безличных речевых форм, помогающих лю­дям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заме­ним высказывания типа: «Большинство моих друзей считает, что...», «Некоторые думают...» на суждения «Я считаю, что...», «Я думаю...» и т. п.

Рабочая книга практического психолога

4. Искренность в общении.

Говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, не выносится

за пределы группы. Это облегчает включение участни­ков в групповые процессы, способствует самораскрытию. Они не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.

6. Определение сильных сторон личности.

Во время обсуждения упражнений и заданий каж­дый участник обязательно должен подчеркнуть поло­жительные качества выступившего.

7. Недопустимость непосредственных оценок чело­века.

При обсуждении происходящего в группе следует оце­нивать не участников, а только их действия. Нельзя ис­пользовать высказывания типа: «Ты мне не нравишь­ся», следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т. п.

Для участников эти правила группового общения излагаются более подробно. На все возникающие у них вопросы даются исчерпывающие ответы, также обсуж­даются поступающие предложения об изменении пра­вил или добавлении новых.

Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.

Комментарии.

Если кого-то из участников группы эти правила не устраивают, он должен принять решение: признать эти правила и следовать им во время работы группы или не начинать занятия совсем. Свой выбор участник делает самостоятельно, без советов и давления со стороны дру­гих членов группы или ведущего.

Работа психолога-тренера

Во время обсуждения правил ведущий должен дать возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения, замечания и обсудить их.

Часть 3. «МОИ АОБРЫЕ АЕЛА»

«Доброе отношение к людям, к своим близким, род­ным и просто знакомым должно проявляться не только на словах, но и в конкретных делах. Вспомните, какое конкретное доброе дело вы сделали за сегодняшний день? Кто был этот человек? Что вы при этом чувствовали? Как вас отблагодарил этот человек? Какими должны быть, по вашему мнению, формы благодарности? Способны ли вы на добрые дела? Если нет, то что вам мешает? Прежде всего проанализируйте свои привычки».

Участники по очереди высказываются, комментируя свои рассказы.

Комментарий.

Это упражнение можно проводить либо в большом кругу, либо в микрогруппах по 7-8 человек. Выступле­ние участника группа должна внимательно выслушать и поблагодарить его за откровенность и готовность по­делиться. Ведущему следует дать установку «на посто­янные добрые дела» и во время занятий периодически возвращаться к этой теме.

Часть 4. «РИСУНОК МУЗЫКИ»

«Садитесь удобно и слушайте музыку. По моему сиг­налу начинайте рисовать те образы, ощущения, символы, которые ассоциируются у вас с этой музыкальной те­мой. Каждый должен стремиться выразить себя как можно полнее».

Время звучания музыки примерно 3-5 минут, затем ведущий собирает рисунки и устраивает импровизиро­ванную выставку, во время которой участники стремят­ся узнать авторов рисунка.

Участники собираются в большой круг и делятся сво­ими впечатлениями, обращая внимание на то, насколько

Рабочая книга практического психолога

каждому из них удалось раскрыть себя в этом рисунке музыки.

Что помогло группе узнать по выставленным рисун­кам автора? Кого совсем не узнали? Почему? Настолько необычен рисунок? Или автор не смог выразить свои чувства? Или вас еще плохо знают?

Комментарий,.

Для этого этюда ведущему необходимо приготовить листы бумаги, карандаши (фломастеры) для всех членов группы, магнитофон и записи легкой или классической музыки. Во время просмотра выставки участники мо­гут фиксировать свои «открытия авторов» на отдель­ном листе бумаги. Поэтому рисунки целесообразно про­нумеровать, но сделать это таким образом, чтобы участ­ники не могли знать, кому какой рисунок принадлежит.

Часть 5. «КОНТРАРГУМЕНТЫ»

«Давайте попробуем хотя бы немного разобраться в себе, в своих недостатках, привычках, которыми вы не­довольны.

Для этого разделите лист бумаги на две половинки.

Слева, в колонку «Недовольство собой», предельно откровенно запишите все то, чем вы недовольны в себе именно сегодня, сейчас, на этом занятии:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.018 с.)