Методика применения эфирных масел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика применения эфирных масел



Эфирные масла оказывают влияние на эмоции че­ловека. Каждому эфирному маслу свойственно опреде­ленное действие. Например, аромат апельсина, знако­мый с детства, несет с собой не только приятные воспо­минания, но и повышает оптимизм, веру в свои силы; герань — восстанавливает веру в себя после неприят­ного общения или небольшой потери, устраняет меха­низмы саморазрушения; мята — устраняет чувство

Работа психолога-тренера

тревожности, напряжения, помогает побеждать болез­ни; роза — преобразует энергию озлобления, разочаро­вания в энергию самосовершенствования, помогает объективно оценивать проблемы; сосна — способству­ет восстаноьлению сил после тяжелого эмоционально­го удара, развивает оптимизм.

Ароматы, которые применяют при:

■ переутомлении — апельсин, бергамот, герань, ель, ла­ванда, лимон, ладан, мята, роза;

■ депрессивных состояниях — корица, лаванда, пихта, роза, шалфей;

■ раздражительности — анис, ель, кипарис, мандарин, мелисса, можжевельник.

Людям с повышенной эмоциональностью рекомен­дуется: жасмин, лаванда, ладан, мелисса, мята, роза, сан­дал, сосна.

Ароматы для снятия усталости, переутомления, раз­дражительности — бергамот, гвоздика, лимон, розмарин, сосна.

Выбирать ароматические композиции нужно, исходя из:

■ возраста и пола людей;

■ телосложения;

■ темперамента.

Мужчинам желательны анис, базилик, кедр, ладан, I лимон, можжевельник, сандал, сосна, шалфей, эвкалипт.

Женщинам приятнее апельсин, бергамот, герань, жас­мин, иланг-иланг, кипарис, лаванда, мускатный орех, мир­ра, роза.

Для стройных рекомендуется бергамот, гвоздика, ге­рань, ладан, мелисса, мята, мускат, пачули, роза, сандал.

Ароматы для «пышных» — апельсин, грейпфрут, ли­мон, мандарин, можжевельник, розмарин, сосна.

Для спокойных людей лучше использовать аромат апельсина, герани, лимона, мандарина, пачули, розмари­на, эвкалипта.

9.3ак.з17 257

Рабочая книга практического психолога

Литература по методике ароматерапии:

1. Валджи X. Ароматерапия. Ростов н/Д, 1997.

2. Брут В., Конопотская И. Душистая аптека: Тайны ароматерапии. ГИТИС, 1996.

3. Николаевский В. В. Ароматерапия. Справочник. М., 2000.

ПЕСКОТЕРАПИЯ

Очень эффективным методом психокоррекции яв­ляется игротерапия. В ее основе лежит признание того, что игры оказывают огромное влияние на личность. Пескотерапия — одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Этот вид терапии используют при замкнутости, необ­щительности, фобиях, сильнейших эмоциональных пе­регрузках (например, неизлечимая болезнь, сильнейшая психотравма и т. д.).

Прежде чем приступать к проведению пескотерапии, необходимо оборудовать игровую комнату. Это совер­шенно необычное место, где с помощью игры люди про­никают в глубины своего сознания. Сама комната дол­жна быть небольшой, посреди нее ставят довольно боль­шой низкий стол и стулья. Стулья должны быть удоб­ными. В игровой комнате хорошо иметь большое окно и искусственное освещение.

Вдоль стен располагают полки, на которых разме­щаются игрушки, отражающие все стороны жизни. По­этому на полках нужны игрушки, изображающие жи­вотных, людей, дома, мосты, духовную сферу, эмоции, — все, что существует в этом мире. Обычно эти предметы расставлены по определенной системе. Но не стоит при-

Работа психолога-тренера

держиваться слишком строгого порядка, ибо клиент, работая с этими предметами, почувствует, что они ему не принадлежат, а принадлежат тому, кто этот порядок ■ создал.

Кроме игрушек, на полках можно расположить не­большие карточки, на которых написаны слова с абст­рактными значениями: «нежность», «любовь», «отноше­ния» и т. д. Кроме того, нужны предметы живой и не­живой природы: цветы, камешки, перышки; духовные символы, четки, кресты, свечи; предметы, символизирую­щие сближение и разъединение (щеколда, машина, мост, лодка); предметы, символизирующие смерть; просто вещи (деньги, пуговицы, сердечки).

Если клиенту необходим предмет, которого нет на полках, психолог может предложить вылепить недоста­ющий предмет из глины. Это бывают совершенно не-. обычные фигурки, например пара влюбленных, человек с грузом на спине и т. д.

Очень интересно наблюдать за лицом человека, кото­рый впервые входит в комнату с песочницей. Многие люди не имеют в жизни возможности наиграться вдоволь, они редко фантазируют, редко занимаются творчеством. По­этому пескотерапия — очень привлекательный для кли­ента метод релаксации: не надо уметь рисовать, двигать­ся, даже говорить. Единственное, что нужно сделать — выбрать на полках предметы, которые привлекут внима-*;. ние, и с их помощью создать на песке картину.

В самом начале занятия клиенту предлагают сесть напротив психолога, положив руки на песок, закрыть глаза и просто дышать, убеждая себя, что с каждым вы­дохом уходят страх и боязнь оценки. Страх и оценка — это то, что мешает творчеству. Так клиент сидит некото­рое время и просто дышит. Потом включается тихая музыка, которая помогает расслабиться.

Психолог просит клиента сосредоточить внимание на руках в центре ладоней, там, где ощущается биение

9"

Рабочая книга практического психолога

сердца, и постараться почувствовать, как оно пульсиру­ет. Через свои ощущения, через прикосновение рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огром­ные возможности.

Затем психолог предлагает клиенту передвигать ру­ками по песку так, как захочется, зарываться рукой в песок. Этот момент важен тактильными ощущениями. Клиент начинает осваивать пространство песочницы, иногда рисует удивительно красивые узоры.

После психолог предлагает открыть глаза, взять корт зинку и, двигаясь вдоль полок, класть в корзинку то, что привлекает внимание. Выбирая предметы, клиент должен доверяться своим чувствам, откликаться на все, что покажется важным для него, даже не задумываясь и не отвечая себе, почему. Этот процесс для человека психологически очень значим: человек присваивает нужное ему, без необходимости перед кем-либо объяс­няться, извиняться. Иногда это происходит впервые у клиента.

Каждый предмет, который привлечет человека, не случаен, у предмета есть символическое значение, свя­занное с подсознанием.

Привлекать может цвет, отблеск, сходство с чем-либо, но анализировать это не надо. Когда создается картина на песке, она сама по себе приобретает смысл. Клиент описывает словами то, что у него лолучилось. Психолог помогает ему осознать это вопросами: «Какое общее чувство вызывает у тебя получившаяся картина?», «Есть ли название того, что получилось?», «Какое место в кар­тине больше всего притягивает?»

Можно использовать такие варианты начала беседы: «Посмотрите, как эта фигурка смотрит на нас! По-моему, ей есть, что сказать. Как думаете, что она хочет нам рассказать?» или «Посмотрите-ка на эти две фигурки, по-моему, они беседуют друг с другом. Как думаете, о чем?», «Не напоминает ли эта картина что-либо из ва-

Работа психолога-тренера

гей жизни?» Клиент начинает говорить вместо этих фи­гурок. И каждая из этих фигур — он сам.

В самом конце занятия лучше спросить, годится ли то, что получилось, или, может быть, клиент хочет что-либо убрать или добавить в картину на песке.

Пескотерапию можно использовать в индивидуаль­ной и групповой работе. В работе с группой используют большую круглую песочницу, отделяя свой сектор каж­дому участнику. Все работают самостоятельно, а потом рассказывают о том, что у них получилось. Занятие в групповой песочнице длится не менее 3-х часов.

Более подробно с методом пескотерапии можно по­знакомиться в книге:

Психосинтез и другие интегративные техники психо­терапии / Под ред А. А. Бадхена, В. Е. Кагана. М., 1997.

ЦВЕТОТЕРАПИЯ

Цветотерапия относится к популярным направлени­ям психотерапии. Практикующие психологи и даже целые клиники сегодня все чаще прибегают к этому методу лечения при самых разнообразных патологиче­ских состояниях.

Человечество давно знало о целебных свойствах цве­та. Уже в Древнем Египте в храмах существовали спе­циальные помещения, в которых солнечные лучи опре­деленным образом преломлялись в тот или иной цвет спектра. Археологи утверждают, что эти комнаты были лечебными. В IX в. знаменитый Авиценна составил осо­бый атлас, в котором запечатлел зависимость цвета, тем­перамента и здоровья. В Средние века великий врач Парацельс готовил свои лекарства, руководствуясь не только свойствами компонентов, но и их цветом.

Рабочая книга практического психолога

Научное обоснование использование цвета получило в середине XIX в., благодаря опытам французского аст­ронома Фламмариона. Он исследовал влияние цвета на развитие растений. Помещая растения под цветное стек­ло, он отметил, что белые и красные цвета спектра бла­готворно влияют на растения, а зеленый и синий факти­чески убивают их.

В России тоже был ученый, который внес значитель­ный вклад в теорию цветотерапии. Это психоневролог В. М. Бехтерев. Он доказал, что цветовая гамма может влиять на состояние человека так же, как и лекарства. Бехтерев установил, что розовые и красные цвета воз­буждают и способны вывести из депрессии, синий и го­лубой успокаивают, вызывают реакцию торможения.

Сегодня научно доказано, что у каждого цвета опре­деленная длина волны. Поэтому электромагнитное из­лучение воспринимается не только глазами, но и кожей. Более того, каждый орган человеческого тела «работа­ет» на определенной электромагнитной частоте. Изме­нение частоты, вызванное влиянием того или иного цвета, приводит к изменениям в функционировании органа. Поэтому не удивительно, что цветотерапия оказывает такое влияние на организм в целом.

Цвет оказывает влияние и на психику человека. Швейцарский психолог Макс Люшер вывел взаимосвязь цветовых предпочтений с эмоциями, которые испытыва­ет человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.013 с.)