Саморегуляция психического состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Саморегуляция психического состояния



С помощью нейролингвистического

Программирования

Разнообразные стрессы забирают энергию любого человека, а стрессов в нашей жизни хватает. Для регу­ляции своего психического состояния любому человеку нужно уметь диссоциироваться от негатива и ассоции­роваться с благоприятными ощущениями. Рассмотрим несколько упражнений, помогающих выработать полез­ные способы ассоциирования-диссоциирования. Эти уп­ражнения разработаны в рамках НЛП Е.И. Роговым в книге «Настольная книга практического психолога в образовании». Предложена она для школьных учите­лей, но ее может с успехом применять и сам психолог.

Рабочая книга практического психолога

Упражнение 1

1. Установите для себя определенное время в течение нескольких дней и выполняйте данное упражнение минут пять.

2. Поставьте кресло или стул поблизости от открытой двери или окна, расположитесь поудобнее, вдохните несколько раз поглубже, расслабьте все ваши мышцы;

3. Чтобы уменьшить влияние внешних факторов, за­кройте глаза, и это усилит возможности других чувств. Позвольте всем запахам и звукам проходить через органы ваших чувств неотфильтрованными и одно­временно оставайтесь в настоящем (т. е. чувствуйте, думайте, переживайте то, что вы чувствуете, думаете и переживаете).

4. После упражнения проанализируйте, насколько вы смог-

ли сконцентрировать внимание, какие ваш мозг созда­вал картины, определите, что послужило стимулом для их создания (предметы, картины, запахи, звуки). 6. Подумайте, улучшилось ли ваше самочувствие, изме­нилось ли настроение, уменьшилась или появилась тревога.

Это упражнение поможет вам создать арсенал обра­зов ваших личных положительных ассоциированных состояний. Опираясь на эти ассоциированные состоя­ния, вы получаете один из способов разрядки напряжен­ных состояний и некоторых хронических стрессов.

Упражнение 2

Это упражнение выполняется с помощником, челове­ком, в присутствии которого вы чувствуете себя макси­мально спокойно и комфортно.

Это довольно своеобразное упражнение. Заключает­ся оно в дегустации различных продуктов и в невер­бально высказанном отношении к данным блюдам.

Цель этого упражнения — научиться концентриро­ваться на воспринимаемых стимулах и раздражителях,

Способы саморегуляции психолога

научиться отдаваться полноте переживаний, чтобы ощу­тить что-то новое как в продуктах, так и в собственных чувствах и состояниях.

Для выполнения этого упражнения попросите ваше­го партнера подготовить продукты так, чтобы вы не зна­ли, чем именно он будет вас угощать. Подскажите ваше­му партнеру, чтобы он позаботился о достаточно широ­ком выборе вкусов, запахов, температур, текстур, форм, объемов предлагаемых вам блюд.

Вы закрываете глаза, а ваш помощник угощает вас приготовленными блюдами. Вы же не должны говорить ни слова, при этом можете издавать любые звуки.

Участники могут меняться ролями (в другие дни), это даст им хорошую возможность выразить друг другу свои чувства или хотя бы сделать опыт своих отношений бо­лее разнообразным и богатым.

Возможно, сначала вам не удается полностью погру­зиться только во вкусовые ощущения, и вы продолжае­те называть (мысленно) то, что дегустируете. Это гово­рит о том, что пока для вас тяжело отойти от рациональ­но-вербальной диссоциированности и испытать чувствен­но-образную ассоциацию.

Упражнение 3

1. Предложите вашему партнеру (другу, супругу) взять вас на «слепую» прогулку, где он должен предоставлять вам разнообразные предметы и вещи для ощущения форм, размеров, текстур, температур и других характе­ристик реальных объектов, используя ваши кинестети­ческие и аудиальные возможности.

2. Если вы захотите снизить или подавить рациональ­но-вербальную деятельность мозга (его левой полови­ны), то можно попробовать считать в прямом или об­ратном порядке в то время, когда будет происходить все остальное.

Рабочая книга практического психолога

Следующие упражнения тренируют умение диссоци­ироваться. Для выполнения этих упражнений нужно попросить кого-либо не очень быстро прочитать вам вслух следующие инструкции или записать их на маг­нитофон и проводить тренировки индивидуально, само­стоятельно.

Упражнение 4

1. Удобно сядьте и сделайте 2-3 глубоких вздоха. Предоставьте возможность вашим глазам спокойно рас­сматривать окружающие предметы или постепенно за­крываться.

А теперь подумайте, хотели бы вы пересесть на дру­гое место? Будет ли это справа, слева, напротив, позади вас? Будет ли оно выше или ниже места, на котором вы сейчас сидите?

Если у вас появляется ощущение нового места или ощущение движения к нему, слегка поднимите вашу голову. Мысленно переместитесь на новое место, поста­райтесь представить максимально реально ощущение того, где находитесь вы, где находится ваше тело.

Мысленно переместившись в новое положение, вы осуществили диссоциацию, поскольку разорвали исход­ное единство реального положения вашего тела и ваше­го видения-ощущения реального положения тела.

А теперь, представляя себе, что вы на новом месте, слегка поднимите голову, медленно откройте глаза и ощущайте как реальные все раздражители и предметы, которые вас окружают на новом месте. Не теряя новых ощущений, потянитесь, как это делает кошка, встряхи­вающаяся ото сна. Если вам удалось это сделать, то вы совершили диссоциацию, т. е. новую, воображаемую ас­социацию после совершенной перед этим мысленной диссоциации.

2. Чтобы ускорить, закрепить и усилить ощущение диссоциации, слегка поднимайте голову так, чтобы уви­деть и почувствовать дистанцию между вашим новым

Способы саморегуляции психолога

местом и физическим телом, на которое вы смотрите. Все это должно помочь вам сказать о себе в 3-м лице: «Он сидит, скажем, в дальнем конце комнаты, на диване, в 3-х метрах от окна и т. д.».

После этого вы можете подумать и сказать про себя (сидящего теперь на новом месте): «Я перед окном, вот край стола, круглая лампа на столе и т. п.».

3. Теперь из диссоциированного состояния попытай­тесь посмотреть на свое физическое тело и расширяйте обзор так, чтобы увидеть больше объектов в комнате. Всякий раз, упражняясь в этом, старайтесь достигать панорамного видения, открывающего широкую перспек­тиву происходящего, т. е. полностью диссоциируйтесь.

4. Теперь добавьте аудиально-звуковые компоненты со следующими словами: «Из моего нового состояния я воспринимаю звуки, которые могу слышать».

Ознакомившись с идеей и техникой диссоциации, вы можете выполнять это упражнение несколько дней, по­степенно уменьшая время, в течение которого вы совер­шаете эффективную диссоциацию.

Высокий уровень овладения диссоциацией поможет при нарушении вашего душевного равновесия отсоеди­няться от стрессовых или эмоционально-напряженных состояний.

Например, в опасной или критической ситуации че­ловек действует, находясь в диссоциированном состоя­нии, как бы отрешившись от некоторых эмоций. Но сра­зу же после того, как реальная опасность миновала, на­копившиеся эмоции обрушиваются на человека и могут его захлестнуть, выражаясь в крике, смехе, плаче, резких движениях.

Упражнение 5

Это упражнение поможет сберечь вашу энергию, ког­да вы почувствуете «тревогу».

1. Расскажите (опишите) о типичном, характерном содержании вашей тревоги. Если у вас несколько тре-

Рабочая книга практического психолога

вожных мыслей, то лучше взять для упражнения одно конкретное содержание, а потом провести такую же работу с остальными мыслями, содержащими тревогу.

2. Постарайтесь сказать, как часто и как долго вы думаете об этом в течение дня (сколько раз, какое коли­чество времени в общей сложности).

3. Выберите время и место, не характерное для ва­шей тревоги. Вы можете убедиться, что чем более по­стоянно ваше место, тем более эффективна эта техника.

4. В это ответственное время вам надо думать только о негативном содержании вашей тревоги, о возможных негативных сценариях ее развития. Позвольте им воз­никать в вашем сознании свободно, несмотря на то что они будут доставлять вам беспокойство и переживания. Не соблазняйтесь положительными альтернативами, которые вам может подбрасывать сознание по принци­пу «Да... но!», продолжайте думать лишь о негативном содержании.

Вряд ли вам удастся прокручивать все худшие и опасные варианты более, чем несколько минут.

5. Подготовившись к началу занятия, необходимо несколько раз хорошо вздохнуть и, начав спокойно и глубоко дышать, желательно с юмором обратиться к своему мозгу примерно так: «Ну, что ж, дорогой мозг, сегодня у нас будет кое-что новенькое, и я думаю, что ты хочешь мне помочь занять это время, так что, по­жалуйста, подбрасывай мне идеи и напоминай все, что можешь».

6. Как это ни неожиданно, но скоро вы увидите, что нескольких минут (5-10) вам будет достаточно, чтобы преобразовать тревогу в более спокойное, безопасное чув­ство или даже избавиться от нее совсем. Таким образом, потратив время только на «тревожную игру», вы до­стигнете цели — ассоциировавшись с тревогой, вы лока­лизуете ее в определенном месте и ограничите в опреде­ленном времени.

Способы саморегуляции психолога

В конце сеанса можно снова обратиться к своему со­знанию: «Да, дорогое сознание... уважаемое «Я»... (и т. п.)... ты неплохо поработало сегодня, спасибо тебе, я знал, что ты не подведешь меня в трудной ситуации...».

Все предложенные упражнения будут способствовать формированию внутренней устойчивости к стрессу, по­зволят ослабить эмоциональные последствия пережитых стрессовых состояний.

Дыхательная гимнастика

Дыхание — очень важный для человека процесс, без воздуха мы не можем прожить и 2-х минут. Еще в древ­ности обнаружили связь между дыхательными процес­сами и эмоциями, физическим и умственным состояни­ем человека.

Нет такого органа в нашем теле, который не нуждал­ся бы в дыхании. Поэтому дыхательная гимнастика оз-доравливает все системы организма: эндокринную, ды­хательную, кровеносную, пищеварительную, мочевыво-дящую, нервную.

Дыхательные упражнения противопоказаны людям:

— с органическим поражением сердца;

— заболеваниями крови;

— тяжелыми черепно-мозговыми травмами;

— повышенным внутричерепным давлением;

— отслоением сетчатки;

— психическими расстройствами;

— воспалением легких;

— дефектами диафрагмы;

— психическими заболеваниями;

— острыми невротическими состояниями.

Общие рекомендации по применению дыхательной

гимнастики:

1. Занимайтесь дыхательными упражнениями в хоро­шо проветренной комнате.

Рабочая книга практического психолога

2. Выполняйте упражнения только через 1,5-2 часа после легкой закуски и через 5-6 часов после обеда, а если вы выпили стакан жидкости, приступайте к за­нятию через 30 минут.

3. Дыхание во время комплекса упражнений должно быть через нос.

4. Начинайте дыхательные упражнения с нескольких об­щеукрепляющих упражнений для рук, ног, туловища.

5. Выполняйте упражнения, концентрируя внимание на процессе дыхания.

6. Выполняйте упражнения осторожно, прислушивай­тесь к реакции организма.

7. Не напрягайте ноздри и мускулатуру лица.

8. Заниматься дыхательной гимнастикой можно 2 раза в день: утром и вечером.

Упражнения лыхательной гимнастики:

1. Удлиненный вдох: сядьте удобно, спина прямая. Сделайте медленный вдох через нос и в середине вдоха начните замедлять его темп. Затем без задержки сде­лайте сравнительно быстрый выдох.

Далее увеличьте соотношение между вдохом и выдо­хом (вдох — 15 секунд, выдох — 6 секунд, затем 20:8)

2. Удлиненный выдох: в сидячей позе сделайте вдох и без паузы длинный, медленный выдох. Соотношение в начале занятий должно быть 2:12, т. е. вдох длится 2 секунды, а выдох — 12. При этом выдох распределяет­ся следующим образом: 4 секунды обычный вдох, 8 се­кунд — удлиненный.

3. Брюшное дыхание: с выдохом втянуть брюшную стенку, затем медленно сделать вдох через нос, освобож­дая диафрагму, брюшная стенка на вдохе выпячивается вперед и нижние части легких заполняются воздухом; на выдохе вновь брюшная стенка втягивается внутрь, изгоняя воздух из легких через нос. При брюшном ды­хании наполняются только нижние доли легких, поэто-

Способы саморегуляции психолога

му волнообразное движение производится животом, в то время как грудь остается неподвижной. Формула пси­хорегуляции: «Мой внутренний взор на солнечном спле­тении, при брюшном дыхании массируются все внут­ренние органы, улучшается кровоснабжение и функции органов пищеварения, понижается кровяное давление, облегчается работа сердечной мышцы».

4. Среднее дыхание: после выдоха сделать медлен­ный вдох через нос, расширяя ребра, на выдохе сжать ребра, изгоняя воздух через нос. Наполняются средние доли легких. Живот и плечи неподвижны. Формула пси­хорегуляции: «Мое внимание на грудной клетке, улуч­шается кровоснабжение и функции печени, желчного пузыря, желудка, селезенки и почек, облегчается работа сердечной мышцы».

5. Верхнее дыхание: после выдоха медленно сделать вдох через нос, поднимая ключицы и плечи и наполняя воздухом верхние доли легких, на выдохе медленно опу­стить плечи и изгонять воздух из легких через нос. Живот и грудь неподвижны. Формула психорегуляции: «Мое внимание на верхушках легких, улучшается кро­воснабжение и вентиляция их».

6. Полное дыхание: после выдоха сделать медлен­ный вдох через нос, считая до 7-ми, соединяя нижнее, среднее и верхнее дыхание в волнообразное движение: сначала втягивать живот, потом ребра, опустить плечи, воздух выпустить через нос, между вдохом и выдохом можно сделать кратковременную задержку. Формула психорегуляции: «Мое внимание на себе, успокаивается нервная система, нормализуется кровяное давление, ус­покаивается ритм сердцебиения, стимулируется пище­варение, вентилируются все доли легких, повышается обеспечение организма и тканей кислородом. Я чувствую спокойствие и уверенность в себе».

Эти упражнения хорошо влияют на нервную систе­му, помогают избавиться от меланхолии и депрессии.

Рабочая книга практического психолога

Медитация

В противоположность активному отношению к миру существует иная тенденция, особо культивируемая на Востоке — пассивно-наблюдательная (йога, индуизм, дзен-буддизм, восточные единоборства). Медитация как раз и является классическим способом сосредоточе­ния, благодаря которому происходит снятие психоэмо­ционального напряжения, умственной и физической усталости.

Иногда медитацию путают с аутогенной тренировкой. Аутогенная тренировка — это поздний вариант медита­ции, требующий большей активности и воли. Занимаясь же медитацией, не надо делать над собой никаких уси­лий, не надо ни о чем думать, а только полностью рас­слабиться и сосредоточиться на внутренних мыслях и ощущениях.

Рекомендуемая поза во время медитации — поза со­средоточения: положение сидя со скрещенными ногами («поза кучера»). Лежачее положение не подходит, т. к. оно дает ощущение дремоты и тяжести, а «поза кучера» помогает сбалансировать чувство легкости и боевой го­товности.

Начиная занятие по медитации, не надо стремиться к какому-то определенному состоянию транса или сна. Медитации — это состояние расслабленной сосредото­ченности, в котором идет отрешенное наблюдение за про­исходящим. Начинать медитацию лучше со звуковых или зрительных раздражителей. Звуковые стимулято­ры медитации называются мантрами («аум», «ом»), зри­тельные раздражители — это узоры. Не следует меди­тировать на символах, вызывающих отрицательные эмо­ции, например, на образах змей, скорпионов.

Простейший способ медитации — медитация с дыха­нием. Глубоко вдохнуть через нос, опустить диафрагму. Затем мысленно выдохнуть на счет 2, и так далее до 10-ти,

Способы саморегуляции психолога

причем с каждым выдохом внимание надо сдвигать сверху вниз, с солнечного сплетения до органов малого таза.

Предлагаем один из вариантов медитации под на­званием «Дом моей души».

«Лом моей луши»

Отпустили руки, мягко прошлись по правой руке, ей стало хорошо. Мягко прошлись по левой руке, внима­ние на кисти рук — они стали большими и теплыми.

Свободные плечи, действительно ли они свободны?

Сбросьте напряжение с лица, в голове появляется лег­кий туман, мягкая, спокойная пустота. Ноги без напря­жения, просто взгляните на них.

Мягкое дыхание... Кто хочет, вдохнуть сильно — и выдохнуть. И почувствовать воздух, который проходит через ноздри — немного прохладный, и выходит — вы чувствуете его, он такой же теплый, как и вы.

И мир становится волшебным, и легкий туман вокруг вас. Когда наступает расслабление, когда возникает ту­ман, вы перестаете понимать, где границы вашего тела. Вы вроде бы здесь, и вы нигде.

Где-то ваши ноги... и можно почувствовать, можно представить, будто голубой плотный туман, как теплая вода, стелется у ваших ног, и в нем растворяются, исче­зают ваши ступни. Вы чувствуете только теплоту. И мягкий, теплый туман поднимается к вашим коленям. И нет там больше ничего. И мягкая теплота, и голубой туман поднимаются выше, к вашим бедрам, к кистям рук, и растворяют вас всего. Он поднимается выше, выше... Вы растворяетесь в нем, становитесь мягкими, теплыми.

Нет тела, нет границ. Теплая вода подходит уже к вашим плечам... Но вы не бойтесь — дыхание легкое и спокойное. Удивительно — синий туман поднимается к вашим глазам... Чем дышите вы? Легкостью, голубиз­ной... Вы исчезли полностью, и только солнечные блики на поверхности — там, где только что были вы.

Рабочая книга практического психолога

И вы чувствуете, что душа ваша освободилась, и взле­тела над поверхностью этого голубого океана, и полете­ла в легком воздухе — в небо, высоко, в голубизну. Вы раскинули руки, вы летите и дышите полной грудью в высоте. Как красиво вокруг вас: горизонт, далекие горы, зеленый лес, огромный голубой океан, который под вами — под тобой...

Можно подняться к облакам, оказаться вровень с ними, еще выше в этом волшебном мире и купаться в этих облаках, расслабиться и лечь, отдохнуть на обла­ках, и они примут ваше тело. Можно кувыркаться, ны­рять, переворачиваться, исчезать в глубине — и выле­тать из облаков, наслаждаться своей свободой. Можно снова полететь к земле и, пролетая над нею, спускаться ниже. Пролетая над рекой, пролетая над зелеными по­лями с удивительно красивыми цветами, найти то мес­то на земле, в котором вам так хорошо, ваше любимое место на земле...

Где оно будет? Я не знаю, это выбираете вы. У кого-то это тихая лесная речка, поляна, где растут цветы. Вы ложитесь в цветы, и какой-то цветок окажется совсем близко от твоего лица. Вы увидите, что он качнулся на­встречу вам, и открылся навстречу вам, и вы улыбаетесь ему. Вы не захотите срывать его — вы просто поймете, что он почувствовал вас и передал вам твою красоту. И вы улыбнетесь ему, поблагодарите его. Кто-то окажется совершенно в другом месте: может быть, высоко в го­рах, где прохладный туман, где одиноко, где чистый и холодный воздух, где вы будете совершенно одни, где могут быть чудеса, где может быть волшебство. А может быть, вы будете на скале, с которой открывается вид на море.

Я не знаю, где будете вы, но я знаю, что в этом мире, в вашем мире и.на вашем месте — возможны чудеса. И на этом месте, на месте, которое выбрали вы, вы постро­ите свой дом. В вашем распоряжении — все. Что вы

Способы саморегуляции психолога

выберете, что захотите — то и будет. Пока дом суще­ствует только в вышем воображении. Его еще нет. Но контуры его вам уже видны. Каким он будет именно в том месте, где вы собрались его построить?

Он будет большой, высокий, или он будет маленький, аккуратный? Каковы будут стены вашего дома? Боль­шие, толстые, бетонные или кирпичные стены? И глубо­кие подвалы? Будете ли вы знать, что находится в ва­ших подвалах? Или это будет легкий дом на сваях, с легкими летними стенами, потому что в вашем мире никогда не бывает зимы, никогда не бывает мороза? Вы начинаете возводить эти стены.

Какие окна будут в вашем доме: попробуйте пред­ставить их, попробуйте увидеть их. Это будут большие, легкие, стеклянные, открытые окна, или это будут кра­сивые узкие бойницы, или это будут небольшие, очень теплые окошки со ставнями?

Какой будет вход в ваш дом, какая дверь будет там? Попробуйте представить ее. Это будет тяжелая дверь с золотой ручкой, и каждый входящий будет преиспол­няться уважением перед таким входом. Или это будут невысокие стеклянные двери, которые открываются от легкого толчка?

Будут ли замки в дверях вашего дома? Что человек увидит, когда войдет в эти двери: просторную гостиную, длинный коридор?

Сколько этажей будет в этом доме?

Какая будет крыша у вашего дома? Будет ли на нем голубятня или чердак для старых заброшенных вещей? Какая комната самая любимая в вашем доме? Попро­буйте сейчас увидеть ее.

Где вы находитесь? В какой комнате? Что сейчас пе­ред вами? Оглянитесь, почувствуйте. В этой комнате вы проводите многие часы, основное время своей жизни.

Подойдите к окну: какое это окно? Большое, простор­ное? Есть ли шторы на этом окне? Это легкие, светлые

Рабочая книга практического психолога

шторы, которые откидываются ветром, потому что окно ваше открыто, за этим окном тепло и свет? Или эти окна закрыты тяжелыми плотными шторами, которые создают вам уют и дают возможность быть одному в вашем царстве, в вашей комнате?

Что стоит в вашей комнате, какая мебель, где ваш рабочий стол? Какое место в вашей комнате самое уют­ное, самое красивое: там, где вы работаете, или там, где вы отдыхаете? Старый диван или легкая кровать? Много ли книг в вашей комнате? Все ли вы хорошо видите в своей комнате? Красива ли она?

Это комната для работы? Или это комната для отды­ха? Вы любите свою рабочую комнату?

Какие у вас чувства ко всему, что вокруг вас? Что лежит на вашем столе? Вы видите белые листы бума­ги? Что пишете вы на них? Красив ли ваш почерк, ког­да вы пишете свою жизнь на этих листах бумаги? При­слушайтесь: есть ли звуки вокруг вас, есть ли люди в вашем доме? Если вы выйдете из этой комнаты, то встретите ли здесь других людей, друзей, родителей. Они живут здесь постоянно или приходят сюда в гос­ти, когда вы их позовете? Что для них здесь приготов­лено? Этот дом гостеприимен, они могут здесь подолгу жить?

А что вокруг вашего дома — посмотрите... Каков пей­заж вокруг вашего дома? Леса, горы, море? Трава. Цветы. Растения высажены вами или это нетронутая природа? Много ли здесь сорной травы? Какие чувства у вас ко всему, что видите вы? Посмотрите на все, что окружает ваш дом, посмотрите на свой дом со стороны: нравится он вам? Или в нем что-то недостроено?

Сохраните в памяти этот свой дом: иногда он будет казаться вам другим, он может менять свои очерта­ния. Запомните его и, главное, запомните свои чувства к нему, это важно для вас. В этом доме вы так часто бываете, в этом доме вы так много жили... и будете

Способы саморегуляции психолога

жить... Запомните этот мир, запомните это место и, если это хорошие чувства, знайте, что бы ни происходило вокруг вас, у вас всегда на земле есть место, куда вы можете прийти, где вам всегда будет хорошо... Вы уви­дите то, что вы так любите видеть, и здесь будут те вещи, которые так дороги вам, и сюда приходят те люди, ко­торые так близки вам. Здесь дует тот ветер, который радует вас.

Это ваш мир, никто не может отнять его у вас. Вы властелин этого мира, вы гость этого мира, вы центр это­го мира, мир ваш — и вы часть этого мира. А сейчас постарайтесь не забыть ничего из того, что вы видели, и медленно возвращайтесь сюда...

Стоит сказать, что медитацию лучше применять в сочетании с аутогенной тренировкой, т. к. применение медитации самой по себе будет делать личность пассив­ной, способствовать уходу в себя.

Более подробно с методами саморегуляции можно познакомиться в книгах;

1. Беляев Г. С, Лобзин В. С. и др. Психогигиеническая саморегуляция. Л., 1997.

2. Воробейник Я. Н„ Поклитар Я. Основы психогигие­ны. Киев, 1989.

3. Иванов Ю. М. Йога и психотренинг. М., 1990.

4. Харъкин В. Н„ Гройсман А. Л. Тренинги самооздоров­ления и самосозидания. М., 1999.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консуль­тирование. М., 2000.

2. Алешина Ю. Е„ Гозман Л. Я. Спецпрактикум по со­циальной психологии: опрос, семейное и индивиду­альное консультирование. М., 1989.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

4. Атватер Н. Я. Я вас слушаю. М., 1988.

5. Бакиров А. К. НЛП. Люди, которые играют роли. СПБ., 2002.

6. Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. М., 1988.

7. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. СПБ., 1992.

8. Бескалько И. Г., Гильяшева И. Н. Проективные ме­тоды. Л., 1983.

9. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПБ., 1994.

10. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979.

11. Брусиловский Л. С, Цынман А. И. Об одном варианте сочетания аутогенной тренировки с музыкой. Алма-Ата, 1974.

12. Брут В. Г., Конопотская И. Н. Душистая аптека: Тай­ны ароматерапии.

13. Бурковский Г. В. и др. Исследование изобразительно­го творчества в психотерапии. Л., 1982.

14. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

15. Валджи X. Ароматерапия. Ростов н/Д, 1997.

16. Гришина Н. В. Психология управления. Л., 1982.

Библиография

17. Гройсман А. Л. Коллективная психотерапия. М.,1997.

18. Данченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конф­ликт, гармония. Киев, 1985.

19. Ершов А. А. Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе, их разрешение). Л., 1976.

20. Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная тера­пия: Практическое руководство. Новосибирск, 1995.

21. Захаров В. П., Хрящев Н. Ю. Социально-психологи­ческий тренинг. Учебное пособие. Л., 1989.

22. Иванов Ю. М. Йога и психотренинг. М., 1990.

23. Игры, обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. Петру-синского. М., 1994.

24. Исуриена Г. Л. и др. Методы и техники групповой психотерапии. М., 1990.

25. Кратохвил С. Биографическая, тематическая и инте-ракционная ориентация в групповой психотерапии. Л., 1976.

26. Литвак М. Е. Командовать или подчиняться? Рос­тов н/Д,1997.

27. Литвак М. Е. Психологический вампиризм. Анато­мия конфликта. Ростов н/Д, 2002.

28. Литвак М. Е. Психологическое айкидо. Ростов н/Д, 1992.

29. Мамонтов С. Ю. Страх, практика преодоления. СПБ., 2002.

30. Менегетти А. Кинотерапия. Пермь, 1993.

31. Менегетти А. Словарь образов. Л., 1991.

32. Мецковский М. С. Социология семьи. Проблемы, тео­рия, методологии и методики. М., 1989.

33. Миллер С. Психология игры. СПБ., 1999.

34. Миллер А. М. Особенности руководства чтением боль­ных в библиотеках лечебно-профилактических учреж­дений. Л., 1975.

35. Мишина Т. И. Исследование семьи в клинике и кор­рекции семейных отношений. Л., 1983.

36. Настольная книга психолога ОСН / Под ред. Т.Г. Бе­ляевой. Горно-Алтайск, 2001.

Рабочая книга практического психолога

37. Николаевский В. В. Ароматерапия. Справочник. М., 2000.

38. Обозов Н. Н. Психодиагностика личности. СПБ., 1998.

39. Обозов Н. Н. Психология делового общения. СПБ., 1999.

40. Обозов Н. Н. Психология конфликта. СПБ., 1999.

41. Обозов Н. Н. Словарь практического психолога. СПБ., 2001.

42. Обозов Н. Н. Социально-психологический тренинг. СПБ., 2000.

43. Обозов Н. Н„ Щекин Г. В. Психология работы с людь­ми. Киев, 1990.

44. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М.,2002.

45. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлинг Р. Практикум по гештальттерапии. Красноярск, 1993.

46. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. М., 1995.

47. Рабочая книга практического психолога. М., 1996.

48. Рай К. Цветомедитация. М., 1995.

49. Рогов Е. И. Настольная книга практического психо­лога в образовании. М., 1995.

50. Рожков В. Е. Руководство по психиатрии. М., 1985.

51. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989.

52. Соколов Е. Т. Проективные методики исследования личности. М., 1980.

53. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум. Ростов н/Д, 1989.

54. Суицидология: прошлое и настоящее. М., 2001.

55. Ульрих Вер. Что означают цвета? Ростов н/Д, 1997.

56. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

57. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

58. Харъкин В. Н., Гройсман А. Л. Тренинги самооздоров­ления и самосозидания. М., 1999.

59. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.

60. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М., 2001.

Популярное издание

ЕЖОВА Наталья Николаевна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.113.226 (0.13 с.)