Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наблюдение -первый этап психодиагностики
Наиболее распространенная на сегодняшний день методика диагностики — тесты. Но прежде чем перейти к ее детальному описанию, хочется сказать несколько слов о методе наблюдения. Во внешнем виде, поведении человека проявляется то многое, что происходит у него внутри. За едва заметными движениями рук, глаз, тела психолог-диагност должен видеть характер, настроение, стремления исследуемого. Одежда, манера говорить, построение фраз также могут сказать о человеке многое. Задача наблюдателя как раз и заключается в том, чтобы увидеть и обобщить это многое. Для психолога изучение клиента начинается с оценки его внешнего вида. Немецкий психолог Э. Кречмер предложил теорию о связи телосложения с чертами характера. Работы ленинградского психолога Б. Г. Ананьева помогли уточнить эту теорию. Так, эти ученые разделяют всех людей на три группы: астенический, пикнический и атлетический тип. Астеник — худой, с узким лицом, острым, угловатым профилем, с узкими плечами, плоской грудной клеткой. Женщины-астеники напоминают мужчин-астеников, но малорослы, преждевременно стареют. Пикнический тип: среднего роста, мягкое широкое лицо, склонность к облысению, плотная фигура, склонность к ожирению. Атлетический тип отличает сильно развитый скелет, широкие, выступающие плечи, узкие бедра, статная грудная клетка, грубые черты лица, мощный подбородок. Как следует из теорий, предложенных Э. Кречмером и Б. Г. Ананьевым, телосложение человека тесно связано с его поведением и деятельностью. Поэтому людей Рабочая книга практического психолога астенического типа лучше использовать на проективных и конструкторских должностях (инженер, чертежник), а также связанных с учетом и контролем (учетчик, бухгалтер). Пикников лучше привлекать к педагогической кадровой деятельности. Атлетики быстрее других осваиваются на различных управленческих должностях. Люди атлетического типа более устойчивы к стрессу. У пикников более слабая нервная система. Лица с астеническим телосложением чаще имеют затруднения в межличностных отношениях. У них скрытое, субъективное мышление, поэтому с ними надо быть очень предупредительными. Женщины этого типа, как правило, имеют проблемы в личной жизни из-за своей замкнутости, субъективного мышления. У них бывают проблемы в налаживании контактов в коллективе.
Женщины-пикники легче справляются с затруднениями в личной жизни благодаря легкости в общении. Люди атлетического телосложения ощущают сложности в общении, особенно когда им приходится вступать в контакт с подобными им. Их самоуверенность и шумное поведение подавляет других, даже вызывает агрессию. В мимике и пантомимике клиента также отражаются не только сиюминутные эмоции, но и устойчивые качества личности. К ним, прежде всего, следует отнести темперамент. Вот как описывает художник М. В. Нестеров И. П. Павлова: «С какой-то стремительностью, прихрамывая на одну ногу и громко говоря, он появился откуда-то слева... Целый вихрь слов, жестов пронесся, опережая друг друга». Нетрудно догадаться по этому описанию, что И. П. Павлов был холериком. Лицо человека может многое рассказать, иначе не существовало бы портретной живописи. У каждого человека сокращаются только определенные мускулы лица, Работа психолога-диагноста следуя его личностным качествам. Эти мускулы сильнее развиты, поэтому и более глубокие. Леонардо да Винчи любил рисовать лица стариков, т. к. их морщины и черты лица говорили многое о пережитом, о страданиях, чувствах. Так, морщины вокруг глаз говорят о веселом характере, искренней смешливости. А поперечная складка на лбу в сочетании с волевым подбородком говорит о волевом характере; негативной чертой такого типа людей будет излишняя замкнутость, чрезмерное внимание к мелочам. Можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно воплотить ее в жизнь; люди же с руками в карманах даже в теплую погоду, скорее всего, скрытны, им нравится подавлять других людей. Держат руки в карманах и те, кто находится в угнетенном состоянии, передвигаются, волоча ноги, редко глядя в том направлении, куда идут. Человек, шагающий, держа руки на бедрах, хочет достичь цели самым коротким путем, вспышки энергии сменяются у него периодами ожидания, когда он планирует следующий ход. Часто это сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости и смущения. Если хотите определить лидера, то обращайте внимание на человека с задранным вверх подбородком, руками, которые двигаются подчеркнуто интенсивно, словно деревянными ногами.
Хорошая непринужденная осанка расскажет об открытости, внутренних силах и чувстве безопасности. Сутулая спина говорит о смирении, покорности и угодничестве. Всю эту обширную информацию можно получить, пристально наблюдая всего лишь за внешним обликом исследуемого. Метод наблюдения требует придерживаться определенных правил: во-первых, необходимо максимально от Рабочая книга практического психолога мечать все внешние проявления; во-вторых, наблюдать не отдельные моменты, а непрерывный процесс; в-третьих, нужно выбирать только те показатели, которые важны для поставленной задачи. Более надежные результаты получаются, если наблюдение ведут два независимых специалиста, а потом совместно ставят диагноз. Собственно научным метод наблюдения становится, когда от описания переходят к объяснению внутренней сущности увиденного, при наличии четкого плана наблюдения и при записи результатов в специальном дневнике. ТЕСТЫ Но все же перейдем к более надежному методу в психодиагностике — тестам. На них мы и остановимся подробно. Основоположником тестодиагностики считают американского психолога Кеттела. Тест — проба, испытание, стандартизированное исследование различных, прежде всего личностных характеристик человека, предполагающее выполнение им определенных заданий (Н. Н. Обозов, «Словарь практического психолога»). По форме проведения тесты бывают индивидуальными и групповыми; устными и письменными; бланковыми, аппаратурными и компьютерными; словесными и несловесными. Любой тест состоит из нескольких частей. В его состав входит инструкция, тестовая тетрадь с заданиями, стимульный материал (если это необходимо), бланк, шаблон для обработки данных. Результаты теста сопоставляются с нормами, которые, в свою очередь, определяют опытным путем. Нормой считают уровень, характеризующий статистичес- Работа психолога-диагноста ки среднего человека. Результаты, сравнивая с нормами, называют низкими, средними или высокими. Для этого сырые баллы (т. е. количество правильных ответов) с помощью специальных таблиц переводят в стандартные показатели. А их уже сравнивают друг с другом и с нормой. Качество теста определяется такими характеристиками, как надежность, валидность, достоверность. О надежности теста говорят в тех случаях, когда его результаты не зависят от случайных факторов. Разнообразные внешние и внутренние факторы могут привести к отклонению в результатах. Чтобы определить надежность вновь созданного теста, не более чем через полгода проводят повторное исследование с той же группой испытуемых. Их должно быть не менее 30 человек. Определяют коэффициент стабильности, и если его величина приемлема, тест считают надежным. Другой показатель качества теста — его валидность. Валидность — это понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Валидность определяют путем сопоставления нового теста с авторитетными родственными методиками, либо сопоставляют результаты теста с достоверной информацией о жизни и деятельности испытуемого. Следует учитывать и достоверность теста (защищенность информации от сознательных и бессознательных искажений). Так, ответы клиента будут правдивыми, если тестирование происходит по его просьбе. Но в ситуации экспертизы обследуемый будет давать «нужные» ответы. Тогда необходимо использовать шкалу достоверности. Но в любом случае надо помнить, что диагност и диагностируемый не противостоят друг другу — они партнеры, и только вместе смогут найти приемлемое решение. В своей работе психолог-практик использует в первую очередь тесты, направленные на изучение лично- Рабочая книга практического психолога сти. Для него также очень важной является диагностика межличностных отношений в семье и на производстве.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.009 с.) |