Наблюдение -первый этап психодиагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдение -первый этап психодиагностики



Наиболее распространенная на сегодняшний день методика диагностики — тесты. Но прежде чем перей­ти к ее детальному описанию, хочется сказать несколь­ко слов о методе наблюдения.

Во внешнем виде, поведении человека проявляется то многое, что происходит у него внутри. За едва замет­ными движениями рук, глаз, тела психолог-диагност должен видеть характер, настроение, стремления иссле­дуемого. Одежда, манера говорить, построение фраз так­же могут сказать о человеке многое. Задача наблюдате­ля как раз и заключается в том, чтобы увидеть и обоб­щить это многое.

Для психолога изучение клиента начинается с оцен­ки его внешнего вида. Немецкий психолог Э. Кречмер предложил теорию о связи телосложения с чертами ха­рактера. Работы ленинградского психолога Б. Г. Анань­ева помогли уточнить эту теорию. Так, эти ученые раз­деляют всех людей на три группы: астенический, пик­нический и атлетический тип.

Астеник — худой, с узким лицом, острым, углова­тым профилем, с узкими плечами, плоской грудной клет­кой. Женщины-астеники напоминают мужчин-астени­ков, но малорослы, преждевременно стареют.

Пикнический тип: среднего роста, мягкое широкое лицо, склонность к облысению, плотная фигура, склон­ность к ожирению.

Атлетический тип отличает сильно развитый ске­лет, широкие, выступающие плечи, узкие бедра, стат­ная грудная клетка, грубые черты лица, мощный под­бородок.

Как следует из теорий, предложенных Э. Кречмером и Б. Г. Ананьевым, телосложение человека тесно связа­но с его поведением и деятельностью. Поэтому людей

Рабочая книга практического психолога

астенического типа лучше использовать на проектив­ных и конструкторских должностях (инженер, чертеж­ник), а также связанных с учетом и контролем (учет­чик, бухгалтер). Пикников лучше привлекать к педа­гогической кадровой деятельности. Атлетики быстрее других осваиваются на различных управленческих должностях.

Люди атлетического типа более устойчивы к стрессу. У пикников более слабая нервная система. Лица с асте­ническим телосложением чаще имеют затруднения в межличностных отношениях. У них скрытое, субъектив­ное мышление, поэтому с ними надо быть очень предуп­редительными.

Женщины этого типа, как правило, имеют проблемы в личной жизни из-за своей замкнутости, субъективного мышления. У них бывают проблемы в налаживании контактов в коллективе.

Женщины-пикники легче справляются с затруднени­ями в личной жизни благодаря легкости в общении. Люди атлетического телосложения ощущают сложности в об­щении, особенно когда им приходится вступать в кон­такт с подобными им. Их самоуверенность и шумное по­ведение подавляет других, даже вызывает агрессию.

В мимике и пантомимике клиента также отражают­ся не только сиюминутные эмоции, но и устойчивые ка­чества личности. К ним, прежде всего, следует отнести темперамент.

Вот как описывает художник М. В. Нестеров И. П. Пав­лова: «С какой-то стремительностью, прихрамывая на одну ногу и громко говоря, он появился откуда-то слева... Це­лый вихрь слов, жестов пронесся, опережая друг друга». Нетрудно догадаться по этому описанию, что И. П. Пав­лов был холериком.

Лицо человека может многое рассказать, иначе не существовало бы портретной живописи. У каждого че­ловека сокращаются только определенные мускулы лица,

Работа психолога-диагноста

следуя его личностным качествам. Эти мускулы силь­нее развиты, поэтому и более глубокие. Леонардо да Винчи любил рисовать лица стариков, т. к. их морщины и черты лица говорили многое о пережитом, о страдани­ях, чувствах.

Так, морщины вокруг глаз говорят о веселом харак­тере, искренней смешливости. А поперечная складка на лбу в сочетании с волевым подбородком говорит о во­левом характере; негативной чертой такого типа людей будет излишняя замкнутость, чрезмерное внимание к мелочам.

Можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немед­ленно воплотить ее в жизнь; люди же с руками в карма­нах даже в теплую погоду, скорее всего, скрытны, им нравится подавлять других людей. Держат руки в кар­манах и те, кто находится в угнетенном состоянии, пе­редвигаются, волоча ноги, редко глядя в том направле­нии, куда идут.

Человек, шагающий, держа руки на бедрах, хочет дос­тичь цели самым коротким путем, вспышки энергии сменяются у него периодами ожидания, когда он плани­рует следующий ход. Часто это сверхкомпенсация скры­ваемого чувства слабости и смущения. Если хотите опре­делить лидера, то обращайте внимание на человека с зад­ранным вверх подбородком, руками, которые двигаются подчеркнуто интенсивно, словно деревянными ногами.

Хорошая непринужденная осанка расскажет об от­крытости, внутренних силах и чувстве безопасности. Сутулая спина говорит о смирении, покорности и угод­ничестве.

Всю эту обширную информацию можно получить, пристально наблюдая всего лишь за внешним обликом исследуемого.

Метод наблюдения требует придерживаться опреде­ленных правил: во-первых, необходимо максимально от

Рабочая книга практического психолога

мечать все внешние проявления; во-вторых, наблюдать не отдельные моменты, а непрерывный процесс; в-треть­их, нужно выбирать только те показатели, которые важ­ны для поставленной задачи.

Более надежные результаты получаются, если наблю­дение ведут два независимых специалиста, а потом со­вместно ставят диагноз.

Собственно научным метод наблюдения становится, когда от описания переходят к объяснению внутрен­ней сущности увиденного, при наличии четкого плана наблюдения и при записи результатов в специальном дневнике.

ТЕСТЫ

Но все же перейдем к более надежному методу в пси­ходиагностике — тестам. На них мы и остановимся под­робно. Основоположником тестодиагностики считают американского психолога Кеттела.

Тест — проба, испытание, стандартизированное ис­следование различных, прежде всего личностных харак­теристик человека, предполагающее выполнение им оп­ределенных заданий (Н. Н. Обозов, «Словарь практиче­ского психолога»).

По форме проведения тесты бывают индивидуальны­ми и групповыми; устными и письменными; бланковы­ми, аппаратурными и компьютерными; словесными и несловесными. Любой тест состоит из нескольких час­тей. В его состав входит инструкция, тестовая тетрадь с заданиями, стимульный материал (если это необходи­мо), бланк, шаблон для обработки данных.

Результаты теста сопоставляются с нормами, кото­рые, в свою очередь, определяют опытным путем. Нор­мой считают уровень, характеризующий статистичес-

Работа психолога-диагноста

ки среднего человека. Результаты, сравнивая с норма­ми, называют низкими, средними или высокими. Для этого сырые баллы (т. е. количество правильных отве­тов) с помощью специальных таблиц переводят в стан­дартные показатели. А их уже сравнивают друг с дру­гом и с нормой.

Качество теста определяется такими характеристи­ками, как надежность, валидность, достоверность.

О надежности теста говорят в тех случаях, когда его результаты не зависят от случайных факторов. Разно­образные внешние и внутренние факторы могут приве­сти к отклонению в результатах. Чтобы определить надежность вновь созданного теста, не более чем через полгода проводят повторное исследование с той же груп­пой испытуемых. Их должно быть не менее 30 человек. Определяют коэффициент стабильности, и если его ве­личина приемлема, тест считают надежным.

Другой показатель качества теста — его валидность. Валидность — это понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Валидность определяют путем сопоставления нового теста с автори­тетными родственными методиками, либо сопоставляют результаты теста с достоверной информацией о жизни и деятельности испытуемого.

Следует учитывать и достоверность теста (защищен­ность информации от сознательных и бессознательных искажений). Так, ответы клиента будут правдивыми, если тестирование происходит по его просьбе. Но в ситуации экспертизы обследуемый будет давать «нужные» отве­ты. Тогда необходимо использовать шкалу достоверно­сти. Но в любом случае надо помнить, что диагност и диагностируемый не противостоят друг другу — они партнеры, и только вместе смогут найти приемлемое решение.

В своей работе психолог-практик использует в пер­вую очередь тесты, направленные на изучение лично-

Рабочая книга практического психолога

сти. Для него также очень важной является диагно­стика межличностных отношений в семье и на произ­водстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.009 с.)